Марат Гатауллин до вчерашнего дня возглавлял Республиканскую инфекционную больницу (РКИБ) Марат Гатауллин до вчерашнего дня возглавлял Республиканскую инфекционную больницу (РКИБ) Фото: «БИЗНЕС Online»

Первая рокировка нового министра: РКБ и РКИБ обменялись шефами

Разрешилась вторая из трех кадровых интриг медицинского сообщества (теперь вакантна лишь должность ректора КГМУ): у Республиканской клинической больницы Татарстана (РКБ) появился главврач. Им стал Марат Гатауллин, который до вчерашнего дня возглавлял Республиканскую инфекционную больницу (РКИБ). Нового шефа коллективу ключевой больницы представили накануне вице-премьер республики Лейла Фазлеева и министр здравоохранения Татарстана Альмир Абашев. С момента назначения его на должность до первых кадровых решений прошло чуть больше суток. Но ждать дольше было уже нельзя: прежний главврач Рафаэль Шавалиев переехал в Москву полгода назад, чтобы возглавить департамент медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья минздрава РФ.

Гатауллин был одним из трех претендентов на пост министра здравоохранения республики, чье резюме рассматривали в минздраве России. Под его руководством «инфекционка» пережила один из самых сложных периодов для всей системы здравоохранения Татарстана — пандемию ковида.

Кресло главврача РКИБ вместо Гатауллина занял Айдар Багаутдинов (справа), который почти полгода исполнял обязанности главного врача РКБ Кресло главврача РКИБ вместо Гатауллина занял Айдар Багаутдинов (справа), который почти полгода исполнял обязанности главного врача РКБ Фото: minzdrav.tatarstan.ru

«Во время пандемии, наверное, у всего минздрава день начинался и заканчивался Маратом Гатауллиным и вопросами укомплектованности больницы медицинскими изделиями, лекарствами, — вспоминает руководитель Росздравнадзора по РТ Владислав Виниченко, который в то время работал замминистра здравоохранения Татарстана. — Марат Ринатович буквально ночевал в клинике, постоянно был на связи, всего себя посвятил работе. Не зря: корпус инфекционной больницы, который построили всего за 100 дней, отмечали как одно из лучших учреждений страны в отрасли».

Марат Гатауллин окончил педиатрический факультет и ординатуру по терапии КГМУ. В начале карьеры 6 лет проработал медбратом на скорой в Казани, совмещая (с 2005 по 2006 год) с работой анестезиологом-реаниматологом кардиологического диспансера столицы РТ.

Первое крупное назначение и управленческий опыт получил в 2006-м, когда на два года возглавил Камско-Полянскую городскую больницу Нижнекамского района Татарстана.

С 2008 по 2011 год работал в должности замначальника управления здравоохранения исполкома Казани, с 2012-го по 2014-й — замруководителя управления здравоохранения по Казани минздрава РТ.

В 2014 году возглавил инфекционную больницу Татарстана.

Обычно большое назначение порождает «эффект домино» — закрытие одной позиции традиционно формирует брешь в другой. Но в этот раз случилась рокировка: кресло главврача РКИБ вместо Гатауллина занял Айдар Багаутдинов, который почти полгода исполнял обязанности главного врача РКБ.

«Айдар Багаутдинов за время переезда Рафаэля Фирнаяловича [Шавалиева] очень хорошо себя показал. Несмотря на такую турбулентность, у нас не было никаких ошибок в части Республиканской клинической больницы, она эффективно работала. Это огромная клиника, там ведь еще и огромная финансово-хозяйственная деятельность. Показал себя хорошо, и поэтому я считаю, что это очень правильно, что он перешел на самостоятельную полностью работу. Мои пожелания — показать себя хорошо и расти дальше», — комментирует назначение депутат Госдумы России от Татарстана Айрат Фаррахов.

Айдар Багаутдинов — выпускник КГМУ, в 2009 году окончил университет по специальности «лечебное дело», после прошел интернатуры в КГМА по общей хирургии (2009–2010) и рентгенологии (2010–2011), сертификационный цикл по программе «Организация здравоохранения и общественное здоровье» в КГМУ (2014). Окончил аспирантуру кафедры ультразвуковой диагностики КГМА.

В 2016-м стажировался в клинике Мейо, США, Родчестер, в 2018–2019 годах прошел обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров в Татарстане.

Трудовой путь начал в 2011-м с позиции врача отделения магнитно-резонансной томографии Республиканской клинической больницы №2, проработал там до 2015-го. С 2015 по 2018 год был руководителем медицинского центра Иннополиса. С 2018-го трудился заместителем главного врача по поликлинической работе РКБ, с этой позиции в апреле 2025-го на полгода возглавил РКБ в статусе исполняющего обязанности главврача.

Назначение главного врача РКБ сильно затянулось. Причин тому, по мнению источников издания, несколько Назначение главного врача РКБ сильно затянулось. Причин тому, по мнению источников издания, несколько Фото: tatarstan.ru

Почему назначения в РКБ ждали так долго?

«Самое удивительное — Шавалиев должен был уйти уже после Нового года, мы все себе задаем вопрос: неужели он за пять месяцев не мог назначить себе преемника? Не думал, кого назначить?» — рассуждали собеседники «БИЗНЕС Online» летом этого года. Действительно, назначение главного врача РКБ сильно затянулось. Причин тому, по мнению источников издания, несколько.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!

Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!

Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября

Первая — смена власти в минздраве Татарстана. В начале 2025 года ходили толки, что новым главврачом РКБ станет главный врач Нижнекамской ЦРБ Руслан Валеев. Но внезапное уголовное дело, фигурантом которого стал Валеев, поставило крест на этом сценарии.

«Пытались поставить то, что не нужно отделению»: главврач Нижнекамской ЦРБ избежал СИЗО

Ближе к весне источники издания заговорили о том, что экс-министр здравоохранения Марсель Миннуллин после выборов раиса республики покинет кабмин и пересядет в кресло главного врача РКБ. До этого события временно исполняющим обязанности руководителя больницы назначили Багаутдинова. Но в июне Миннуллин подал в отставку, и вопрос с назначением главного врача РКБ повис в воздухе до назначения главы регионального минздрава аж на полгода, с середины апреля.

«Еще никогда так долго на ключевые должности не назначали главного врача! Это же не район, куда надо искать человека, когда, скажем, главврач в сердцах все бросил и уехал. Но здесь-то должен быть руководитель, это ключевая больница республики», — сокрушались эксперты из отрасли. И добавляли: да, назначение главврача РКБ лежит в ведении республики, тут не нужно долгое согласование, как с министром. Но без назначения министра этот вопрос поднимать не будут — кто пойдет лоббировать кандидатуры?

«Все только после назначения главы минздрава. Возможно, даже, что ситуация решится одним днем — утром назначат минздрав, вечером — РКБ», — рассуждали собеседники издания буквально накануне назначения Абашева. Так и случилось: между знаковыми кадровыми перестановками прошло чуть больше суток.

Источники издания утверждают, что у Гатауллина отличные отношения с прежним шефом РКБ Шавалиевым Источники издания утверждают, что у Гатауллина отличные отношения с прежним шефом РКБ Шавалиевым Фото: «БИЗНЕС Online»

Как медсообщество приняло новых главных врачей

И все же почему именно Гатауллин и Багаутдинов? Собеседники издания видят несколько причин. Первая, конечно, в компетенциях обоих новоиспеченных главных врачей. «Коллеги достойные, оба профессионалы, РКБ в надежных руках, — делится видением руководитель горздрава Казани Владимир Филатов. — Айдар Вакилович тоже готов к самостоятельному плаванию, думаю, при поддержке коллектива все у него получится. Как к коллегам отношусь с большим уважением, абсолютно контактные, понимающие, ответственные и исполнительные».

В биографии Гатауллина опрошенные представители отрасли отмечают несколько фактов, которые сформировали нового шефа РКБ как профессионала. «Его папа был очень авторитетным врачом-кардиологом, и это мой первый учитель — я под его руководством работал на скорой помощи. Это был авторитетный во всех смыслах человек. Марат Гатауллин очень хорошо себя показал во время Универсиады. Он был в составе международной медицинской службы ФИСУ во время Универсиады в других странах. Он свободно владеет английским языком, прекрасный врач, прекрасный человек. Во всех смыслах Республиканской клинической больнице повезло, и это правильное решение нового министра», — отмечает депутат Госдумы Фаррахов.

Также источники издания утверждают, что у Гатауллина отличные отношения с прежним шефом РКБ Шавалиевым. Более того, в каких-то моментах их стили управления больницей похожи: «У Рафаэля Шавалиева была интересная черта: некоторые вещи в отношении больницы он мог делать даже без согласования с минздравом. Условно, мог смотреть на помещения и говорить: „Ломайте все стены, надо перестраивать, иначе ничего работать не будет“. Уже потом, по факту, он убеждал в своей правоте других, и в минздраве соглашались, что, если бы не его напор, так здорово не получилось бы. Вот Гатауллин — такой же, не боится, что его ругать будут за несогласованные действия. Если объективно нужно делать — он будет делать».

Собеседники издания подчеркивают в биографии Багаутдинова этап работы в РКБ №2 с 2011 по 2015 год. В 2012-м, напомним, клинику возглавил Абашев. Возможно, этим объясняется некоторый карт-бланш нового министра — Багаутдинов мог проявить себя еще тогда, в обкомовской больнице, а у Абашева было больше возможностей оценить рост нового шефа РКИБ как специалиста. Кроме того, по мнению собеседников издания, новый шеф РКИБ отметился еще в Иннополисе — три года, с 2015-го по 2018-й, он возглавлял медицинский центр города. Но больше всего очков набрал, по мнению собеседников издания, в РКБ в позиции врио главврача.

Собеседники издания подмечают, что прежний шеф РКБ умел добиваться финансирования своих проектов и Гатауллину нужно не уронить данную планку Собеседники издания подмечают, что прежний шеф РКБ умел добиваться финансирования своих проектов и Гатауллину нужно не уронить данную планку Фото: «БИЗНЕС Online»

Понравиться команде и добиваться финансирования: какие вызовы стоят перед новыми главврачами?

Собеседники издания отмечают, что в целом оба новоиспеченных главврача пришли в больницы на их пике: и РКБ, и РКИБ исправно работают, имеют сильные команды, ни Багаутдинову, ни Гатауллину не придется восстанавливать больницы из пепла, как это делал, например, Шавалиев с ДРКБ, а позже с РКБ. Однако свои вызовы будут у каждого, и первый — команда: не все согласятся с новыми назначениями, и источники не отрицают некоторой возможной кадровой ротации на уровне врачей, замов и т. д.

Второй вызов — специализации больницы. Пока Багаутдинову нужно будет вникать в тонкости РКИБ как профильной больницы, Гатауллину предстоит взять под управление огромного, многопрофильного «монстра».

«Марату Ринатовичу придется непросто. РКИБ и РКБ — две разные больницы, там инфекционная, а тут многопрофильная, с травмацентром, поликлиникой, перинатальным центром. Кроме того, РКБ информатизирована, во все эти процессы нужно вникнуть. Еще один момент — кадры. В инфекционной больнице почти нет кадрового голода, поскольку частных инфекционных клиник нет. А в РКБ у тебя могут несколько врачей встать и уйти в частную клинику, например, одним днем», — объясняет создатель сети медицинских центров «Звезда» Артур Уразманов.

Еще одна тонкость — деньги: собеседники издания подмечают, что прежний шеф РКБ умел добиваться финансирования своих проектов и Гатауллину нужно не уронить данную планку.

«Оказывать помощь всегда, в любой момент — принцип, который был заложен предыдущими главврачами РКБ. Сохранение этого преимущества может быть дополнительной нагрузкой для Гатауллина. Я сам выходец из этой больницы, работал там с 1992 по 2008 год. И она во многом улучшила свои диагностические возможности за последние десятилетия. Осталось сохранить все лучшее и, может быть, что-то улучшить! Гатауллин отлично зарекомендовал себя в инфекционной больнице, и я думаю, что он вполне справится с этим», — резюмирует основатель сети клиник «Айболит» Азат Рызванов.