Как обнаружил «БИЗНЕС Online», в Казани запланированы общественные обсуждения по комплексу термического обезвреживания отходов. Установку серии «Нефрит-Р» «примеривают» на землях промышленности неподалеку от развязки трассы М7 с региональной Р241 в Верхнеуслонском районе, рядом с селом Лесные Моркваши и садовыми обществами «Родник» и «Красный пахарь». В компании говорят, что лишь производят оборудование, а не сжигают на нем мусор и вообще это будет «модельный объект применения новой технологии», а реальный завод рассчитан на северные регионы России. А власти Верхнеуслонского района не в курсе планов мусоросжигания на своей территории, чего просто не может быть в случае реального строительства. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Через неделю в Казани начнется общественное обсуждение по проекту комплекса серии «Нефрит-Р» по термическому обезвреживанию и утилизации отходов
МикроМСЗ под Иннополисом: откуда дует ветер?
Через неделю в Казани начнется общественное обсуждение по проекту комплекса серии «Нефрит-Р» по термическому обезвреживанию и утилизации отходов. Всем желающим в дистанционном режиме на портале dispute.kzn.ru предстоит до 14 ноября оценить материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) от этой, по сути, установки в стиле «мини-МСЗ». Уведомление опубликовано на портале kzn.ru.
Сами материалы уже доступны, и «БИЗНЕС Online» изучил этот без малого 600-страничный труд экспертов. Что же там? Установка — комплекс оборудования, позволяющий сжигать отходы III–IV классов опасности на газовом или дизельном топливе. Мощность печи — до 1,5 т в час, в год установка способна работать 8 тыс. часов. Т. е. предельная мощность составляет 12 тыс. т ежегодно. Для сравнения: мощность МСЗ под Казанью от «РТ-Инвест», строительство которого заморожено, оценивается в 550 тыс. т отходов в год. Сам процесс сжигания двухступенчатый: горение при температуре 850 градусов и дожигание при температуре более 1200 градусов.
Сжигать можно как бытовой мусор (IV класс опасности), так и промышленный: например, отходы сельхозпроизводства, нефтедобычи, лесозаготовок, медицинские и т. д. В основе комплекса, по сути, что-то вроде известного с XIX века промышленного инсинератора, т. е. печи для сжигания отходов безопасным способом. На рынке подобное оборудование может стоить 2–3 млн рублей, в России достаточно производителей, предлагающих такие печи.
Территория, на которой «примеривают» объект, находится в собственности УК «Капитал Траст Инвест», входящей в орбиту интересов ASG Алексея Семина. Это участок в Верхнеуслонском районе примерно в 3,5 км от Иннополиса, у развязки трассы М7 и Р241. Рядом — Лесные Моркваши, садоводческие общества «Красный пахарь» и «Родник». Как пояснили в группе компаний ASG в ответ на запрос «БИЗНЕС Online», в Верхнеуслонском районе реализуется проект индустриального парка «М7-Волга». Категория земельных участков — земли промышленного назначения, они предназначены под размещение производственно-складских и коммерческих объектов. Это создает условия для строительства в промпарке складов, логистических центров, производственных зданий, объектов оптовой торговли и придорожного сервиса. На территории парка уже есть все необходимое для успешного старта: асфальтированные дороги, газоснабжение до 6,2 тыс. кубометров в сутки, возможность подключения электросети мощностью до 4 мегаватт. Первые инвесторы приобрели участки и уже приступили к реализации проектов, площадка активно заполняется. НПО «Нефрит» стало одним из резидентов промпарка на участке площадью 25 соток, оформив в сделку с рассрочкой платежа, т. е. участок переходит в собственность после завершения платежей. Такой договор позволяет резиденту уже сейчас приступить к подготовке реализации своих планов.
В администрации Верхнеуслонского района корреспонденту газеты пояснили, что речь не может идти о реальном строительстве комплекса термической утилизации мусора. «К нам никто не обращался», — заявил глава района Евгений Варакин
В администрации Верхнеуслонского района корреспонденту газеты пояснили, что речь не может идти о реальном строительстве комплекса термической утилизации мусора. «К нам никто не обращался. Также подобные публичные слушания должны проходить в муниципальном районе, но никак не в Казани», — заявил глава района Евгений Варакин.
«БИЗНЕС Online» обратился в министерство экологии и природных ресурсов РТ по поводу планов на мусоросжигающую площадку. В конце-то концов, когда публику уговаривали не нервничать по поводу «большого МСЗ», проводили даже международные экспертизы, ответ держал министр Александр Шадриков. А что будет в случае с этой мини-печью? В ведомстве заявили, что в рамках закрепленных полномочий государственная экологическая экспертиза осуществляется Росприроднадзором. Министерство не наделено полномочиями по проведению экспертиз проектной документации объектов строительства. В республиканском управлении Росприроднадзора на запрос пока не ответили.
НПО «Нефрит» не занимается утилизацией отходов, а лишь готово помочь предприятиям своевременно решать свои задачи утилизации накопленного мусора. «Наш комплекс может утилизировать различные виды отходов, а модель, представленная на общественные слушания, ориентирована на твердые бытовые отходы», — пояснили в компании
Сжигать мусор на самом деле не будут?
Заказчиком по слушаниям является ООО «НПО „Нефрит“», компания имеет производственную площадку в Краснодаре и офис в Казани. В числе прочего она производит оборудование для очистки газообразных сред, т. е., по сути, очистные установки: всевозможные скрубберы, циклонные и абсорбционные фильтры и т. д.
Во всем этом деле смущает один момент. В уведомлении говорится, что цель планируемой хозяйственной деятельности — внедрение новой техники и технологии для обезвреживания отходов при помощи комплекса «Нефрит-Р», а вот предварительное место реализации — вся территория России, а вовсе не конкретное поле у Лесных Моркваш.
«По данным резидента, в индустриальном парке он планирует организовать линию по производству оборудования для утилизации отходов. Речь о строительстве МСЗ не идет», — сообщили в пресс-службе группы ASG.
В НПО «Нефрит» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» рассказали, что на площадке в Татарстане и в самом деле не планируется утилизация отходов. «Нефрит» в числе прочего занимается разработкой и производством комплексов по термическому обезвреживанию и утилизации отходов. Само оборудование планируют использовать в северных регионах страны. От партнеров из РТ запросов на его применение, по информации компании, вообще не поступало, хотя, конечно, потенциальные интересанты могут быть.
Тогда что же будет находится на участке под Иннополисом? Так называемый модельный объект применения новой технологии НПО «Нефрит». «Это необходимо для расчетов рассеивания дымовых газов программным способом, чтобы те, кто будет в дальнейшем эксплуатировать оборудование, могли ориентироваться на эти расчеты. Но ввозить отходы, сжигать их на данной площадке в реальности мы не планируем», — объяснили в компании.
НПО «Нефрит» не занимается утилизацией отходов, а лишь готово помочь предприятиям своевременно решать свои задачи утилизации накопленного мусора. «Наш комплекс может утилизировать различные виды отходов, а модель, представленная на общественные слушания, ориентирована на твердые бытовые отходы», — пояснили в фирме. «Мы настроены на успешное прохождение общественных слушаний, так как в одном из северных регионов уже ждут оборудование под свои цели», — добавили в «Нефрите».
В конце 2024-го Владимир Путин спросил у вице-премьера России Дениса Мантурова, почему не строятся заводы по переработке отходов. Сергей Чемезов на встрече с президентом РФ заявил, что МСЗ вовсе «не построят в ближайшее время»
Хроники МСЗ под Казанью
Интерес к мусоросжиганию в обществе понятен — достаточно вспомнить хроники строительства и протестов вокруг МСЗ под Казанью, в Осиновском сельском поселении. По первоначальным планам запуск завода, строительство которого началось летом 2020 года, должен был состояться еще в ноябре 2022-го, однако доставке необходимого оборудования производства швейцарской-японского консорциума Hitachi Zosen Inova сперва помешала пандемия коронавируса, а потом и антироссийские санкции, из-за чего ввод МСЗ был перенесен на конец 2024 года.
И стройка вначале даже потихоньку шла, хотя сроки затягивались. Премьер-министр РТ Алексей Песошин тогда назвал в качестве причины отсутствие необходимого оборудования. Запуск завода анонсировали на конец 2025-го. Контракт на производство оборудования для МСЗ был подписан с китайской корпорацией Chongqing Sanfeng Covanta Environmental Industry (CSCEI), к тому моменту готовность завода составляла всего 25%.
В конце 2024-го на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент РФ Владимир Путин спросил у вице-премьера России Дениса Мантурова, почему не строятся заводы по переработке отходов. «Где заводы? „Ростех“ должен был их строить, — распекал глава государства. — Я хочу понять, сколько заводов они должны были построить. Пять? К какому сроку? Деньги получили или нет? Где деньги?»
В июне 2025 года «РТ-Инвест» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщил: начало поставок ключевого оборудования для строящегося завода ожидается в 2026-м, «в случае возобновления финансирования в ближайшее время строительство завода может быть завершено не ранее 2027 года».
Однако буквально через неделю после этого глава «Ростеха» Сергей Чемезов на встрече с президентом России заявил, что МСЗ вовсе «не построят в ближайшее время». Препятствием стали деньги: в условиях действующей ставки ЦБ стройка получается нерентабельной. «Два завода в Подмосковье, один в Казани мы вынуждены будем заморозить до лучших времен, когда будут более „дешевые“ деньги или какая-то помощь от государства, если возможно, появится», — отметил Чемезов.
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.