«С большим удовольствием мужчина в 67 лет мне показывал приложение и рассказывал, как у него выглядит гликемическая кривая в зависимости от того или иного приема пищи. Это уже наша сегодняшняя действительность», — рассказывала главный внештатный терапевт минздрава Татарстана и и. о. ректора КГМУ Диана Абдулганиева в минувшую пятницу в Казани о внедрении высоких технологий в медицину. Не на последнем месте оказался искусственный интеллект: большие языковые модели ставят пациентам диагнозы, а сами врачи уже получают готовый анализ данных тысяч пациентов через ИИ-сервисы. Подробности доклада на форуме терапевтов — в материале «БИЗНЕС Online».
Диана Абдулганиева: «Они говорят: «Я «залил» свои симптомы в GPT-чат или DeepSeek — и, смотрите, у меня пневмония!»
«GPT-чат, DeepSeek выбирают наиболее эмпатийные фразы, которые приятно видеть и слышать человеку»
«На протяжении последних 6−7 последних месяцев пациенты приходят совершенно с другими аспектами разговора в отношении своего здоровья. Они говорят: «Я „залил“ свои симптомы в GPT-чат или DeepSeek — и, смотрите, у меня пневмония!» — говорила 10 октября главный внештатный терапевт минздрава Татарстана, а главное, и. о. ректора КГМУ Диана Абдулганиева на VII заседании научного сообщества терапевтов. Это было едва ли не первое ее публичное мероприятие в новом качестве. В своем выступлении профессор анализировала, есть ли реальные инструменты с использованием искусственного интеллекта, которые помогают врачам-терапевтам в ведении своих пациентов. Спойлер: их уже достаточно, а в будущем станет еще больше.
Но начать стоит с пациентов — они активно используют современные технологии не только вместо привычного «погуглить симптомы». Цифровые аптеки давно доставляют лекарственные препараты, которые не нуждаются в соблюдении холодовой цепочки доставки, прямо к дверям, а сами пациенты общаются вместо врача с чат-ботом, например через приложение «Яндекс.Здоровье», — такова новая реальность медицины. Причем, согласно данным исследования 2024–2025 годов, которые привела в выступлении Абдулганиева, пациентам больше нравится, как с ними разговаривает чат-бот.
«Он разговаривает спокойно, спокойным языком, детализирует вопросы. Так называемая эмпатия у искусственных чат-ботов оказалась выше, чем у врачей, — заметила и. о. ректора КГМУ. — И здесь надо сказать о том, что большие языковые модели, те же самые GPT-чат, DeepSeek, настраиваются вручную специалистами, которыми над ними работают, и они выбирают наиболее эмпатийные фразы, которые приятно видеть и слышать человеку».
Вовлеченные пациенты вовсю используют современные технологии, чтобы мониторить свое здоровье. Абдулганиева привела в пример мужчину с сахарным диабетом. Один датчик мониторинга уровня глюкозы в крови он получил по ОМС, а второй купил сам, и теперь на себе проверяет, какой лучше.
«С большим удовольствием мужчина в 67 лет мне показывал приложение и рассказывал, как у него выглядит гликемическая кривая в зависимости от того или иного приема пищи. Это уже наша сегодняшняя действительность», — заметила Абдулганиева. Вообще, по использованию медицинских гаджетов проводится много научных работ — например, пациент имеет гаджет, отмечает там свои симптомы (уровень артериального давления, глюкозы и т. д.), и с этого гаджета врачу приходит информация. Система этим сценариям пока сопротивляется: постоянные «письма счастья» с гаджетов пациентов о том, что тот или иной показатель вышел из нормы, перегрузят и без того загруженного доктора.
«Эта функция, конечно, должна быть переложена на медсестер, не на врачей. Это тоже будущее, которое через 3−5 лет реализуется, здесь нет никаких вариантов», — считает Абдулганиева.
ИИ помогает проанализировать данные огромного потока пациентов и выдать готовое заключение
«Всегда говорю: это не окончательное заключение, это третье мнение»
Большие языковые модели активно используются не только пациентами, но и врачами: есть, например, исследования, где подсчитали, что в феврале этого года буквально за неделю 80% врачей, работающих в госпиталях в Китае, стали использовать DeepSeek в своей практике.
Но ИИ для докторов давно не только возможность консультироваться с GPT-чатом. Например, в Москве работают более 17 ИИ-сервисов, которые помогают в диагностике больных врачам лучевой диагностики: они анализируют, допустим, КТ органов грудной клетки, флюорографию, маммографию — эти исследования входят в диспансеризацию. ИИ помогает проанализировать данные огромного потока пациентов и выдать готовое заключение. «Всегда говорю: это не окончательное заключение, это третье мнение», — подчеркнула Диана Ильдаровна, — ответственность, как и прежде, остается на врачах из плоти и крови.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
Но Татарстан тоже не лыком шит: первые простые модели искусственного интеллекта использовались врачами республики еще в 2020-м. Абдулганиева напомнила, что в декабре 2020-го, в разгар пандемии ковида, студенты Университета Иннополис написали программу, которая буквально за секунду фильтровала пациентов с ковидом по результатам КТ легких, выделяя очаги поражения.
Подобная модель используется и сегодня в проекте «Единый кардиолог»: с 2023 года все медорганизации Татарстана оснастили электрокардиографами, которые могут дистанционно передавать ЭКГ. Сегодня в базе данных «Единого кардиолога» хранится более 7 млн ЭКГ татарстанцев, которые анализирует ИИ.
«Настраиваемые фильтры, по которым происходит анализ электрокардиограмм, — это как раз ИИ. Фильтры настраиваются на определение фибрилляции предсердий, на определение интервалов PQ, на брадикардию», — пояснила Абдулганиева.
По словам Дианы Ильдаровны, удешевление круглосуточной койки и койки дневного стационара через организацию домашнего госпиталя «сегодня абсолютно серьезно обсуждается в коридорах власти федерального минздрава»
«Возможно, будет замена части среднего медицинского персонала, будут ускорены научные исследования…»
И судя по всему, ИИ продолжит внедрение в медицину. Абдулганиева привела в пример опытные образцы ультразвуковых аппаратов, которые работают без врача и медсестры: пациент кладет руку на панель, и аппарат УЗИ сам делает снимок и выдает заключение. «Это перспектива, сегодня в Татарстане таких аппаратов нет, но, наверное, пройдет не десяток лет, а гораздо меньше, и подобные аппараты появятся в России», — уверена профессор.
Развиваться будут и телеконсультации — они активно используются с 2013 года во всех крупных стационарах республики и уже заменили вылеты по санавиации, по крайней мере у терапевтического звена однозначно. А также онлайн-программы терапевтического обучения пациентов — это всевозможные приложения по мониторингу здоровья, причем некоторые разрабатываются в Казани.
«Есть такая программа, называется „Студенческий стартап“. Студенты и ординаторы представляют свой проект, и если они выигрывают, то получают миллион рублей на реализацию стартапа. Вот ассистент нашей кафедры выиграла грант на стартап „Твой ассистент по питанию“ — бесплатное приложение, которое позволяет пациенту скорректировать свое меню. Еще один аспирант нашей кафедры разрабатывает мобильное приложение для занятий ЛФК для пациентов с ревматическими заболеваниями вместе с нашими реабилитологами. Пациент нажимает на кнопку, видит видеоурок, в медленном режиме его повторяет. Вот это обучение пациента», — рассказала Абдулганиева, возглавляющая кафедру госпитальной терапии КГМУ.
Еще среди вех будущего — домашний госпиталь. Инициатива обсуждается уже несколько лет, суть ее в том, что наблюдать и контролировать прием лекарств пациентом будут на дому, в том числе с телемедицинскими технологиями. По словам Дианы Ильдаровны, удешевление круглосуточной койки и койки дневного стационара через организацию домашнего госпиталя «сегодня абсолютно серьезно обсуждается в коридорах власти федерального минздрава».
«Дистанционные технологии позволят наблюдать маломобильных пациентов, пациентов, нуждающихся в длительном уходе, в том числе и в режиме онлайн с установкой камеры», — продолжила Абдулганиева. Искусственный интеллект профессор рассматривает как аутсорсинг, который «имеет смысл только тогда, когда мы можем свое высвобожденное время использовать эффективно в другом месте», и пользу здравоохранению он однозначно принесет.
«Пока мы в серой зоне применения искусственного интеллекта. Возможно, будет замена части среднего медицинского персонала, будут ускорены научные исследования, эффективность образования. Но есть и риски, — заметила оратор. — Возможно, доктора будут пользоваться не только клиническими рекомендациями, но и GPT-чатом. И в этом случае никто не застрахован от ошибок, которые несут эти большие языковые модели, — для медицины нет пока ни одной большой языковой модели, мы пользуемся общественными. Мы делаем первый шаг на тонкий лед использования больших языковых моделей в медицине».
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.