Законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период Госдума рассмотрит в первом чтении уже на следующей неделе, 22 октября Законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период Госдума рассмотрит в первом чтении уже на следующей неделе, 22 октября Фото: duma.gov.ru

У бюджета «три самые главные задачи», а инфляция в 6,8% реальна

Законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период Госдума рассмотрит в первом чтении уже на следующей неделе, 22 октября. А накануне документ начал обсуждать профильный комитет по бюджету и налогам. Правда, заседание для зрителей трансляции началось с технической заминки: во время трансляции звук искажался, будто проходил через механический фильтр, и речь выступающих напоминала голос Дарта Вейдера, что добавило началу обсуждения особой напряженности.

По итогам 8 месяцев ВВП России вырос на 1% — это итог «того самого управляемого снижения инфляционного давления», начал министр экономического развития РФ Максим Решетников. Наибольший рост показывают обрабатывающая промышленность, строительство и сельское хозяйство. А благодаря увеличению реальных денежных доходов населения (на 6,9% за первое полугодие) растет и потребительская активность (плюс 2%).

В то же время ожидается замедление темпов роста ВВП до 1% в этом году и 1,3% в следующем, с последующим постепенным ускорением в 2027–2028 годах. «Ключевым драйвером» будет оставаться внутренний спрос, прежде всего потребительский. Реальные зарплаты за три года должны вырасти на 10%. К концу 2026-го экономика должна выйти на целевой уровень инфляции в 4%. По итогам этого года, как ожидается, рост цен составит 6,8%. Позже министр финансов РФ Антон Силуанов и зампред Банка России Алексей Заботкин назвали эту цифру реалистичной.

Несмотря на замедление темпов роста экономики в этом и следующем годах, в дальнейшем ВВП, также добавил председатель Счетной палаты РФ Борис Ковальчук, будет увеличиваться на 2,8% и 2,5% в 2027 и 2028 годах соответственно. В предстоящую трехлетку прогнозируется рост доходов федерального бюджета — до 40,3 трлн рублей в 2026 году, 42,9 трлн в 2027-м и почти 46 трлн в 2028 году. Нефтегазовые доходы, согласно прогнозу, вырастут с 8,9 трлн рублей в 2026 году до 9,7 трлн в 2028-м, а ненефтегазовые — до 36,2 трлн в 2028-м.

Расходы бюджета также продолжат расти — с 44,1 трлн рублей в 2026 году до 49,4 трлн рублей в 2028-м. При этом госдолг, как отметил Ковальчук, будет расти «более высокими темпами», чем ранее планировалось: с 43,7 трлн рублей в 2026 году до 53,8 трлн рублей в 2028-м. Таким образом, его уровень увеличится с 17,7% ВВП в текущем году до 19,5% ВВП к 2028-му, но не превысит пороговое значение в 20%.

Силуанов, в свою очередь, напомнил о ключевых задачах федерального бюджета. Как позже подчеркнул председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, это «три самые главные задачи, которые стоят перед страной, и о других никто не говорит»: выполнение всех социальных обязательств, обеспечение обороны и безопасности, а также реализация национальных целей развития — прежде всего достижение технологического суверенитета.

«Плач Ярославны не нужен!»: как Силуанов и Матвиенко показали новые бюджет и налоги

Общий объем межбюджетных трансфертов регионам в 2026 году составит 3,6 трлн рублей (в 2025-м было 3,4 трлн рублей). Средства распределены заранее — в прошлом году к этому моменту отмечался низкий уровень распределения трансфертов (всего 12,5%). Продолжится также практика предоставления и списания ранее выданных бюджетных кредитов регионам. Из общей суммы программы в 1,1 трлн рублей пока списано 170 миллиардов.

Сегодня, по словам Силуанова, самое серьезное бремя для бизнеса — это высокие ставки. А высокие они из-за того, что в предыдущие годы власти допустили «большой бюджетный импульс» Сегодня, по словам Силуанова, самое серьезное бремя для бизнеса — это высокие ставки. А высокие они из-за того, что в предыдущие годы власти допустили «большой бюджетный импульс» Фото: duma.gov.ru

«Будет повышение НДС на 2 процента или не будет — это не главное»

Благодаря планируемым налоговым изменениям минфин РФ надеется получить в казну еще 2,3 трлн рублей, также заметил Силуанов, не дожидаясь соответствующего вопроса от депутатов. Деньги, напомним, планируют направить на финансирование обороны и безопасности России. Как выяснилось, власти рассматривали и другие варианты, как обеспечить эту задачу финансами. «Можно было увеличивать заимствования, но справедливо коллеги говорят, что расходы по обслуживанию у нас растут, у нас достаточно дорогой долг», — отметил министр.

На обслуживание госдолга сегодня уходит более 4 трлн рублей — около 8% всех расходов бюджета. Его рост неизбежно скажется на процентных ставках и уменьшит возможности гибкого распределения бюджетных ресурсов. Поэтому, объяснил Силуанов, правительство и сфокусировалось на налоговых изменениях.

Депутат Оксана Дмитриева назвала снижение лимита освобождения от НДС на «упрощенке» с 60 млн до 10 млн рублей «самым мощным ударом по малому бизнесу за последние годы». Силуанов с этой формулировкой не согласился. Понижение порога, отметил он, коснется лишь 15% компаний, а остальные 85% МСБ «будут работать, как и работали». «Поэтому здесь не надо сгущать краски и усугублять эту тему», — попросил министр.

Сегодня, по его словам, самое серьезное бремя для бизнеса — это высокие ставки. А высокие они из-за того, что в предыдущие годы власти допустили «большой бюджетный импульс». «В этой связи наши предложения по налоговому пакету позволяют сбалансировать бюджет, снизить бюджетный импульс, и ЦБ прогнозирует на следующий год снижение ключевой ставки до 12–13 процентов, — указал Силуанов. — Для бизнеса это основное условие, чтобы снизить свои операционные издержки и высвободить ресурсы для новых инвестиций и развития. Потому что в условиях высоких процентных ставок никакого роста не последует. Будет повышение НДС на 2 процента или не будет — это не главное. Главное — стоимость ресурсов в экономике, а для этого нужен сбалансированный бюджет».

«Мы хотим работать в правовом поле, но…»: бизнес и налоги

Силуанов также напомнил, что повышение НДС с 18% до 20% в 2018 году увеличило инфляцию всего на 0,7 процентного пункта. По оценке минфина, нынешнее повышение добавит к инфляции около 1%, что «не будет критичным». «Это значительно лучше, чем если бы мы увеличивали дефицит бюджета», — отметил он.

В свою очередь, минэкономразвития ожидает, что 2026 год станет переходным и тогда «произойдет нормализация денежно-кредитной политики, но она будет постепенной», а «значительного ускорения роста» не произойдет. Экономика, отметил Решетников, «копит существенный объем убытков, и потребуется время, чтобы предприятия их отработали перед началом нового инвестиционного цикла».

В этом году минфин не рассматривал изменение верхнего предела НДФЛ и налога на роскошь. Все решения по этому вопросу были приняты в прошлом году, и повышать ставку в 2026 году «было бы неправильно» В этом году минфин не рассматривал изменение верхнего предела НДФЛ и налога на роскошь. Все решения по этому вопросу были приняты в прошлом году, и повышать ставку в 2026 году «было бы неправильно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если этого капитала не будет, то может дойти до того, что придется банки спасать»

Депутатов интересовало, какие варианты нарастить доходную часть бюджета рассматривало правительство при подготовке бюджета. Например, в этом году минфин не рассматривал изменение верхнего предела НДФЛ и налога на роскошь. Все решения по этому вопросу были приняты в прошлом году, и повышать ставку в 2026 году «было бы неправильно». «Да, это направление возможно к проработке, но, наверное, не в этом финансовом году. Больших денег не даст. Поэтому в нашем текущем пакете мы эти предложения не включили», — пояснил глава минфина.

Депутат Валерий Гартунг поинтересовался, рассматривался ли вариант повышения ставки налога на прибыль для банков. Эту тему парламентарии поднимали и на аналогичном рассмотрении бюджета в прошлом году. «У них вообще-то 4 триллиона рублей [чистой прибыли прогнозируется к концу 2025 года]. Если хотя бы на 5 процентов [поднять], вы 200 миллиардов собрали и не надо было порог для малого бизнеса снижать», — считает парламентарий.

Минфин обсуждал этот вопрос, как и годом ранее, но решение об увеличении ставки не принял. Банки действительно имеют «неплохую прибыль». В этом году она будет примерно на том же уровне, что и в прошлом, — 3,8 трлн рублей. Однако кредитным организациям необходим капитал для формирования резервов в условиях высоких процентных ставок. «Если этого капитала не будет, то может дойти до того, что придется банки спасать», — указал Силуанов.

Российские компании нефтегазового и нефтеперерабатывающего сектора «работают с напряжением», и минфин не планирует повышать для них налоговую нагрузку Российские компании нефтегазового и нефтеперерабатывающего сектора «работают с напряжением», и минфин не планирует повышать для них налоговую нагрузку Фото: «БИЗНЕС Online»

Не рассматривалась и идея не возмещать НДС экспортерам из-за повышения ставки налога. «Считаем, что сейчас и так нагрузка на нефтяной сектор высокая», — заявил министр и добавил, что здесь важно не перегнуть и не создать дестимулирующий механизм, чтобы нефтегазовый экспорт был невыгоден. По целому ряду нефтепродуктов экспорт сейчас вообще ограничили, чтобы насыщать собственный рынок.

Российские компании нефтегазового и нефтеперерабатывающего сектора «работают с напряжением», и минфин не планирует повышать для них налоговую нагрузку. А ограничения в снабжении топливного рынка России будут преодолены в ближайшее время, уверен Силуанов. «Да, действительно, по ряду территорий могут отклоняться показатели по стоимости той или иной продукции. В том числе вы говорите о бензине, ситуация там понятная, цены возросли, действительно. Самое главное, что бензин присутствует на заправках. Да, действительно, цены, еще раз повторю, возросли, но наша задача — обеспечить снабжение регионов нефтепродуктами, чтобы экономика и социальная часть не страдали», — отметил министр.