«Для бизнеса это основное условие, чтобы снизить свои операционные издержки и высвободить ресурсы для новых инвестиций и развития, потому что в условиях высоких процентных ставок никакого роста не будет», — говорил министр финансов РФ Антон Силуанов о чаяниях представителей МСБ накануне на заседании комитета по бюджету и налогам, который начал рассматривать проект бюджета на три года. О том, когда министр экономического развития РФ Максим Решетников рассчитывает на нормализацию денежно-кредитной политики и почему повышение налога на роскошь «не дало бы больших денег бюджету», — в материале «БИЗНЕС Online».
Законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период Госдума рассмотрит в первом чтении уже на следующей неделе, 22 октября
У бюджета «три самые главные задачи», а инфляция в 6,8% реальна
Законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и плановый период Госдума рассмотрит в первом чтении уже на следующей неделе, 22 октября. А накануне документ начал обсуждать профильный комитет по бюджету и налогам. Правда, заседание для зрителей трансляции началось с технической заминки: во время трансляции звук искажался, будто проходил через механический фильтр, и речь выступающих напоминала голос Дарта Вейдера, что добавило началу обсуждения особой напряженности.
По итогам 8 месяцев ВВП России вырос на 1% — это итог «того самого управляемого снижения инфляционного давления», начал министр экономического развития РФ Максим Решетников. Наибольший рост показывают обрабатывающая промышленность, строительство и сельское хозяйство. А благодаря увеличению реальных денежных доходов населения (на 6,9% за первое полугодие) растет и потребительская активность (плюс 2%).
В то же время ожидается замедление темпов роста ВВП до 1% в этом году и 1,3% в следующем, с последующим постепенным ускорением в 2027–2028 годах. «Ключевым драйвером» будет оставаться внутренний спрос, прежде всего потребительский. Реальные зарплаты за три года должны вырасти на 10%. К концу 2026-го экономика должна выйти на целевой уровень инфляции в 4%. По итогам этого года, как ожидается, рост цен составит 6,8%. Позже министр финансов РФ Антон Силуанов и зампред Банка России Алексей Заботкин назвали эту цифру реалистичной.
Несмотря на замедление темпов роста экономики в этом и следующем годах, в дальнейшем ВВП, также добавил председатель Счетной палаты РФ Борис Ковальчук, будет увеличиваться на 2,8% и 2,5% в 2027 и 2028 годах соответственно. В предстоящую трехлетку прогнозируется рост доходов федерального бюджета — до 40,3 трлн рублей в 2026 году, 42,9 трлн в 2027-м и почти 46 трлн в 2028 году. Нефтегазовые доходы, согласно прогнозу, вырастут с 8,9 трлн рублей в 2026 году до 9,7 трлн в 2028-м, а ненефтегазовые — до 36,2 трлн в 2028-м.
Расходы бюджета также продолжат расти — с 44,1 трлн рублей в 2026 году до 49,4 трлн рублей в 2028-м. При этом госдолг, как отметил Ковальчук, будет расти «более высокими темпами», чем ранее планировалось: с 43,7 трлн рублей в 2026 году до 53,8 трлн рублей в 2028-м. Таким образом, его уровень увеличится с 17,7% ВВП в текущем году до 19,5% ВВП к 2028-му, но не превысит пороговое значение в 20%.
Силуанов, в свою очередь, напомнил о ключевых задачах федерального бюджета. Как позже подчеркнул председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, это «три самые главные задачи, которые стоят перед страной, и о других никто не говорит»: выполнение всех социальных обязательств, обеспечение обороны и безопасности, а также реализация национальных целей развития — прежде всего достижение технологического суверенитета.
Общий объем межбюджетных трансфертов регионам в 2026 году составит 3,6 трлн рублей (в 2025-м было 3,4 трлн рублей). Средства распределены заранее — в прошлом году к этому моменту отмечался низкий уровень распределения трансфертов (всего 12,5%). Продолжится также практика предоставления и списания ранее выданных бюджетных кредитов регионам. Из общей суммы программы в 1,1 трлн рублей пока списано 170 миллиардов.
Сегодня, по словам Силуанова, самое серьезное бремя для бизнеса — это высокие ставки. А высокие они из-за того, что в предыдущие годы власти допустили «большой бюджетный импульс»
«Будет повышение НДС на 2 процента или не будет — это не главное»
Благодаря планируемым налоговым изменениям минфин РФ надеется получить в казну еще 2,3 трлн рублей, также заметил Силуанов, не дожидаясь соответствующего вопроса от депутатов. Деньги, напомним, планируют направить на финансирование обороны и безопасности России. Как выяснилось, власти рассматривали и другие варианты, как обеспечить эту задачу финансами. «Можно было увеличивать заимствования, но справедливо коллеги говорят, что расходы по обслуживанию у нас растут, у нас достаточно дорогой долг», — отметил министр.
На обслуживание госдолга сегодня уходит более 4 трлн рублей — около 8% всех расходов бюджета. Его рост неизбежно скажется на процентных ставках и уменьшит возможности гибкого распределения бюджетных ресурсов. Поэтому, объяснил Силуанов, правительство и сфокусировалось на налоговых изменениях.
Депутат Оксана Дмитриева назвала снижение лимита освобождения от НДС на «упрощенке» с 60 млн до 10 млн рублей «самым мощным ударом по малому бизнесу за последние годы». Силуанов с этой формулировкой не согласился. Понижение порога, отметил он, коснется лишь 15% компаний, а остальные 85% МСБ «будут работать, как и работали». «Поэтому здесь не надо сгущать краски и усугублять эту тему», — попросил министр.
Сегодня, по его словам, самое серьезное бремя для бизнеса — это высокие ставки. А высокие они из-за того, что в предыдущие годы власти допустили «большой бюджетный импульс». «В этой связи наши предложения по налоговому пакету позволяют сбалансировать бюджет, снизить бюджетный импульс, и ЦБ прогнозирует на следующий год снижение ключевой ставки до 12–13 процентов, — указал Силуанов. — Для бизнеса это основное условие, чтобы снизить свои операционные издержки и высвободить ресурсы для новых инвестиций и развития. Потому что в условиях высоких процентных ставок никакого роста не последует. Будет повышение НДС на 2 процента или не будет — это не главное. Главное — стоимость ресурсов в экономике, а для этого нужен сбалансированный бюджет».
Силуанов также напомнил, что повышение НДС с 18% до 20% в 2018 году увеличило инфляцию всего на 0,7 процентного пункта. По оценке минфина, нынешнее повышение добавит к инфляции около 1%, что «не будет критичным». «Это значительно лучше, чем если бы мы увеличивали дефицит бюджета», — отметил он.
В свою очередь, минэкономразвития ожидает, что 2026 год станет переходным и тогда «произойдет нормализация денежно-кредитной политики, но она будет постепенной», а «значительного ускорения роста» не произойдет. Экономика, отметил Решетников, «копит существенный объем убытков, и потребуется время, чтобы предприятия их отработали перед началом нового инвестиционного цикла».
В этом году минфин не рассматривал изменение верхнего предела НДФЛ и налога на роскошь. Все решения по этому вопросу были приняты в прошлом году, и повышать ставку в 2026 году «было бы неправильно»
«Если этого капитала не будет, то может дойти до того, что придется банки спасать»
Депутатов интересовало, какие варианты нарастить доходную часть бюджета рассматривало правительство при подготовке бюджета. Например, в этом году минфин не рассматривал изменение верхнего предела НДФЛ и налога на роскошь. Все решения по этому вопросу были приняты в прошлом году, и повышать ставку в 2026 году «было бы неправильно». «Да, это направление возможно к проработке, но, наверное, не в этом финансовом году. Больших денег не даст. Поэтому в нашем текущем пакете мы эти предложения не включили», — пояснил глава минфина.
Депутат Валерий Гартунг поинтересовался, рассматривался ли вариант повышения ставки налога на прибыль для банков. Эту тему парламентарии поднимали и на аналогичном рассмотрении бюджета в прошлом году. «У них вообще-то 4 триллиона рублей [чистой прибыли прогнозируется к концу 2025 года]. Если хотя бы на 5 процентов [поднять], вы 200 миллиардов собрали и не надо было порог для малого бизнеса снижать», — считает парламентарий.
Минфин обсуждал этот вопрос, как и годом ранее, но решение об увеличении ставки не принял. Банки действительно имеют «неплохую прибыль». В этом году она будет примерно на том же уровне, что и в прошлом, — 3,8 трлн рублей. Однако кредитным организациям необходим капитал для формирования резервов в условиях высоких процентных ставок. «Если этого капитала не будет, то может дойти до того, что придется банки спасать», — указал Силуанов.
Российские компании нефтегазового и нефтеперерабатывающего сектора «работают с напряжением», и минфин не планирует повышать для них налоговую нагрузку
Не рассматривалась и идея не возмещать НДС экспортерам из-за повышения ставки налога. «Считаем, что сейчас и так нагрузка на нефтяной сектор высокая», — заявил министр и добавил, что здесь важно не перегнуть и не создать дестимулирующий механизм, чтобы нефтегазовый экспорт был невыгоден. По целому ряду нефтепродуктов экспорт сейчас вообще ограничили, чтобы насыщать собственный рынок.
Российские компании нефтегазового и нефтеперерабатывающего сектора «работают с напряжением», и минфин не планирует повышать для них налоговую нагрузку. А ограничения в снабжении топливного рынка России будут преодолены в ближайшее время, уверен Силуанов. «Да, действительно, по ряду территорий могут отклоняться показатели по стоимости той или иной продукции. В том числе вы говорите о бензине, ситуация там понятная, цены возросли, действительно. Самое главное, что бензин присутствует на заправках. Да, действительно, цены, еще раз повторю, возросли, но наша задача — обеспечить снабжение регионов нефтепродуктами, чтобы экономика и социальная часть не страдали», — отметил министр.
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.