«Вы же не разговариваете с людьми, которые не принимают решения? Думаю, вы их даже близко к себе не подпускаете!» — оценил новый председатель комитета Татарстана по тарифам Ренат Гайнутдинов кворум на прошедшем вчера тарифном совете. Для Гайнутдинова это дебют — первый экспертный совет по вопросам инвестиционных программ коммунальных предприятий в новой должности. И он прошел довольно ярко: работу явно будут менять, теперь никаких «общих слов» в презентациях. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне для нового руководителя госкомитета РТ по тарифам Рената Гайнутдинова прошел первый публичный совет
Сезон инвестпланов
Пришла осень, а вместе с ней и время планов на будущий год. Их и начали озвучивать в экспертном совете госкомитета РТ по тарифам ресурсоснабжающие организации.
Сейчас все — от крупнейшего «Татэнерго» до локальной «Елабужской ПТС» — презентуют свои инвестиционные программы на 2026-й и в том числе отчитываются за неосвоенные в этом году средства. Накануне для нового руководителя комитета Рената Гайнутдинова прошел первый публичный совет.
«Тут у меня написано, что это уже второе заседание экспертного совета. Для меня это первое заседание экспертного совета в новом качестве. Всех приветствую!» — представлялся перед коллегами Гайнутдинов. На повестке дня стояли вопросы двух компаний: это «Альметьевские тепловые сети» и «Казэнерго».
Первым слово дали альметьевцам, которые начали с общих показателей по предприятию. К примеру, удельное количество нарушений по итогам 2024–2025 годов составило 0,65 на погонный метр — почти в 3 раза превысило нормативное значение в 0,25. Всего это 270 случаев за два года. «Объясняется это тем, что срок эксплуатации сетей порядка 37 лет. А норматив — 20 лет», — объяснял такие отклонения первый заместитель директора по производству – главный инженер Ренат Валиуллин. Не хватает, по его словам, и темпа по ремонту и реконструкции сетей. В 2025-м, к примеру, предприятию удалось отремонтировать 7,7 км сетей. Из них 3 км — доля аварийно-восстановительных работ. «Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы планомерно менять весь фонд», — заметил Валиуллин. На слайде для примера у него было указано, что по нормативу ремонтировать нужно 21 км ежегодно! Т. е. в 3 раза больше текущих значений…
Ренат Валиуллин: «Мы не отказались, а выполнили собственными силами — не за счет инвестиционной программы!»
А что у Альметьевска по инвестиционным программам? Всего предполагается 225,5 млн рублей, из которых бо́льшая часть — 183,8 млн — пойдет на реконструкцию тепловых сетей на улице Нефтяников. Там же планируются работы на трубопроводах теплоснабжения и горячего водоснабжения. Еще одна часть расходов — реконструкция тепловых сетей на Шевченко за 19,2 миллиона. И для обывателя вроде все понятно…
Тут на Валиуллина посыпался шквал вопросов. Во-первых, заместитель председателя комитета Сергей Павлов не нашел в планах предприятия работ сразу по нескольким улицам в Альметьевске. Назвал, к примеру, улицы Пушкина, Чехова и район возле школы №19. Там «Альметьевские тепловые сети» якобы должны были проводить реконструкцию. «Это не выполнили… Не вижу этих планов и в инвестпрограмме на 2026 год. Получается, решили отказаться?» — спрашивал Павлов.
«Мы не отказались, а выполнили собственными силами — не за счет инвестиционной программы!» — отбивался Валиуллин. «То есть за счет тарифных источников вы это выполняете? Так, что ли?» — продолжал докапываться до истины заместитель, на что получил неуверенное «да».
Дав высказаться коллегам, к делу подключился и сам Гайнутдинов. Непонятными для него, к примеру, оказались цифры по итогам 2024 года, где предприятие указало отклонение плана от факта в 22 млн рублей. В причинах значится «неиспользованная амортизация прошлых лет». «Так должно быть, коллеги?» — решил посоветоваться с заместителями новоиспеченный глава комитета. Полноценный ответ Валиуллин, к сожалению, дать не смог, поэтому за него пришлось вступаться Павлову.
Не нашлось объяснения у представителя «Альметьевских тепловых сетей» и по степени износа сетей. Он последние пару лет держался на уровне 79%, а в расчетах на 2026-й заметно подрос сразу до 86%. «Не могли же сети дойти до такого состояния. Наверняка какие-то дополнительные исследования проводились, технические обследования?» — размышлял Гайнутдинов. Он дал напутствие коллегам, чтобы в следующий раз присутствовал заместитель по экономическим вопросам. «Совет все-таки в основном интересуют цифры. Должен присутствовать кто-то, чтобы мы своевременно получали ответы на все вопросы», — обратил внимание он. Но программу в целом одобрил.
Из-за погодных условий «Казэнерго» не успело провести реконструкцию нескольких котельных в 2024-м, поэтому перенесло это в программу этого года. Защищать корректировки пришел начальник отдела стратегического развития Павел Игнатьев
Теперь в совете будут ждать только руководителей
АО «Казэнерго» предстоял более сложный вопрос: обосновать «лишние» 11 млн рублей расходов в инвестиционной программе за 2025 год. Как объяснила «БИЗНЕС Online» первый зампред госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина, дело в следующем: из-за погодных условий «Казэнерго» не успело провести реконструкцию нескольких котельных в 2024-м, поэтому перенесло это в программу этого года.
Обосновать такие изменения критически важно, потому что в ином случае у предприятия просто вычтут эти деньги из выручки. Защищать корректировки пришел начальник отдела стратегического развития Павел Игнатьев. Среди изменений он указал следующее:
- экономия, полученная в результате прохождения закупочных процедур;
- изменение сметной стоимости на основании выполненной ПСД (проектно-сметной документации);
- республиканская программа «Наш двор»;
- необходимость завершения работ по реконструкции зданий котельных на Журналистов и Каштанова.
Члены совета поинтересовались, о каких конкретно суммах идет речь. Вопрос вполне понятен, потому что пока все описывается в общих словах — где-то сэкономили, где-то поменяли что-то в сметах… Но четкого ответа получить не удалось. «У вас в целом есть полномочия выступать с инвестиционной программой на экспертном совете?» — довольно жестко спросил Гайнутдинов. Выяснилось, что руководители, оказываются, болеют…
«Сейчас поймите меня правильно, мы обсуждаем финансовый значимый документ. Это решения, которые несут определенные последствия [для работы предприятий в целом]. Поэтому здесь должны присутствовать руководители. Вы же, когда встречаетесь с контрагентами, не разговариваете с людьми, которые не принимают решения? Думаю, вы их даже близко к себе не подпускаете!» — настаивал новый глава комитета.
Так что глава госкомитета тут же обозначил новые требования для работы экспертного совета. Во-первых, теперь все будут работать по единому стандарту презентаций своих программ. «У нас работают финансисты, экономисты, для которых важны цифры, а не текст. А цифры должны нести за собой какой-то смысл: было, стало, разница», — объяснял Гайнутдинов. Получается, не допускается абстрактное изложение в общих словах — только то, что подкреплено цифрами, фактами. И самое главное — в случае, если руководитель не может присутствовать на заседании, вопрос будут снимать с повестки. Так и поступили с «Казэнерго» в этот раз.
Позицию шефа прокомментировала Хабибуллина. По ее словам, тарифные решения не могут приниматься на уровне руководителя отдела. Ведь сотрудники, естественно, могут лишь доложить факты руководству, а не озвучить решение здесь и сейчас. Но именно выработка решения — цель совещаний в госкомитете.
Почему в целом это так важно? По словам Хабибуллиной, у некоторых предприятий раньше была одна болезнь: они меняли до 50% уже утвержденной инвестиционной программы по итогам года. «Это недопустимо. Начало все меняться после того, как коллеги прочувствовали на себе снятие мероприятий, корректировки по которым мы не пропускали», — дополняет она. Т. е. у организаций изымали средства из выручки, если комитет не одобрял изменения в инвестпрограммах.
«Все по-взрослому. Если организация не достигает показателей по инвестпрограмме — вся „инвестка“ подлежит изъятию из выручки. Это правильно, потому что дисциплина появляется! — пояснила Хабибуллина. — Нельзя от балды написать какую-то цифру. Должен быть факт технического обследования — это как минимум».
На заседании комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию высказывались некоторые беспокойства за состояние сетей водоснабжения в Казани
А что все-таки делать с износом сетей?
Напомним, что на днях в Госсовете РТ проходило обсуждение проекта бюджета республики на 2026 год. На заседании комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию высказывались некоторые беспокойства за состояние сетей водоснабжения в Казани. «На сегодняшний день 104 километра железобетонных сетей [в Казани] находятся в аварийном состоянии. Все они, как вы знаете, под дорогами находятся. И мы уже сейчас задумываемся о том, чтобы ограничить движение по ним большегрузной техники — это от 30 тонн и выше», — говорил там глава водоканала Рустам Абдулхаков.
По его словам, в этом году на модернизацию сетей обещали 2 млрд рублей от республики. Если финансировать проблемный участок в таком объеме, то на его ремонт потребуется 25 лет.
Как пояснила Хабибуллина, сейчас в Татарстане ежегодно меняют всего 1,1% сетей. И по плану до 2030 года необходимо увеличить темп обновления в 2,5 раза.
«На федеральном уровне нам поставлены 2,5 процента [замены]. Идя к этому, разрабатывается финансовая модель. У нас уже запрошены данные по капитальным ремонтам, текущим, по характеристикам сетей, их износам [у предприятий]. Мы всю эту информацию сейчас отправляем в минстрой РФ. Дальше они скомпонуют финансовую модель по каждому региону и уже до нас доведут», — сказала она.
Получится некий срез, сколько необходимо средств из бюджетных и тарифных источников. Кроме того, по ее словам, необходимо изучить и инвестиционные программы предприятий, потому что среди них есть те, которые уделяют больше внимания производству, а не сетям. «Прошерстим, посмотрим, как соблюсти этот баланс», — резюмировала Хабибуллина.
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.