В рамках проекта «Казанское время. Художники 1990-х» и выставки «Встреча» в ГСИ ГМИИ РТ, посвященной масштабной ретроспективе работ известного казанского художника Евгения Голубцова, состоялся круглый стол. Галерист и коллекционер Евгений Жудров и соратники творца обсудили, в чем феномен Евгения Георгиевича, какое место занимает его творчество в контексте мирового искусства и какие шаги по популяризации его наследия можно предпринять. О том, как Голубцов «поспорил» с Казимиром Малевичем, почему его искусство выходит за географические и временные рамки и его можно считать бессмертным, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Евгений Георгиевич Голубцов относится к плеяде 1980–1990-х и начала 2000-х годов. А какое уже место среди этих художников [он занимает], только время покажет. Могу сказать, что он очень яркий и ни с кем его не спутаешь»
В чем феномен Евгения Голубцова?
«Большими усилиями, в первую очередь казанских искусствоведов, Голубцов вышел на справедливые позиции, и теперь мы будем ждать, какую новую историю напишут и какое место в ней ему отведут столичные искусствоведы», — говорили спикеры на круглом столе «Евгений Голубцов. Контексты творчества».
Не так давно в галерее современного искусства «БИЗОN» в рамках Всероссийской биеннале частных коллекций проходила выставка «Голубцов. Остановка по требованию», объединившая произведения известного казанского художника Евгения Голубцова из собрания коллекционера Сергея Лозицкого. Параллельно в ГСИ ГМИИ РТ автор проекта «Казанское время. Художники 1990-х», галерист и коллекционер Евгений Жудров при содействии российских и голландских близких художника Галины Тулузаковой, Ильи Артамонова, Мэри Кусталл, Яна Мейндарта и его супруги Татьяны Голубцовой привез порядка 100 картин из Нидерландов в Татарстан, чтобы организовать выставку «Встреча».
Евгений Георгиевич Голубцов родился 13 апреля 1949 года в Казани. Окончил Казанское художественное училище в 1968-м, а затем работал в Музее изобразительных искусств Татарстана. В 1970-е годы под его руководством в городе была организована группа дизайнеров «Студия 17», которая выполняла проекты и оформительские работы по всей республике. В числе проектов сообщества: оформление пивного бара «Бегемот», ресторана «Казань», дома-музея Ивана Шишкина в Елабуге, клуба «Маяковский. Желтая кофта».
В 1974–1989-х Голубцов принимал участие в деятельности центральной экспериментальной студии дизайна «Сенеж» в Москве под руководством Марка Коника. С 1976 года он был участником выставок в Италии: биеннале «Проектирование городской среды» (Венеция, 1976), «Новая реальность» (Равенна, 1989). В Германии был автором экспозиции раздела Татарстана на международной Лейпцигской ярмарке (1980). С 1991-го у него проходили персональные выставки в Нидерландах: Зутфен (1991–2004), Амстердам (2004), Девентер (2007). С конца 1980-х художник начал заниматься станковой живописью.
Его произведения находятся в ГМИИ РТ, музее «Царицыно» (Москва), Музее города Девентер, частных собраниях Германии, Голландии, Швейцарии, России, США, Швейцарии. Художника не стало 4 октября 2021-го на 73-м году жизни.
На круглом столе в ГСИ РТ собрались друзья и соратники Голубцова, чтобы обсудить значение творчества художника и пути его популяризации. На вопрос Жудрова, в чем феномен Голубцова, спикеры предложили несколько тезисов.
Искусство Голубцова выходит за любые рамки — как временные, так и географические. Художника невозможно «втиснуть» в социальные и бытовые контексты, поскольку его творчество гораздо масштабнее, утверждает кандидат искусствоведения и почетный член РАХ Тулузакова. «Когда мы смотрим на „Троицу“ Андрея Рублева, мы же не думаем о том, какое страшное было время — люди умирали от голода, болезней и войн. На иконе мы видим красоту в чистом виде. Так же и работы Евгения Георгиевича. Конечно, социальные вещи влияли [на его творчество], но когда мы смотрим на его картины, то поражаемся — какая бесконечная широта творческой игры!» — восхищалась она.
В ГСИ РТ собрались друзья и соратники Голубцова, чтобы обсудить значение творчества художника и пути его популяризации
Художник, который родился в свое время и на своем месте. По мнению старшего научного сотрудника ГМИИ РТ Ольги Улемновой, Голубцов — «счастливейший человек», которому повезло становиться как автор именно с 1960-х — ни десятилетием раньше, ни десятилетием позже. Студия «Сенеж» дала художнику необходимый заряд энергии и свободы, чтобы творить и развиваться. А если отдельно говорить о его проектной деятельности, то настоящий «взрыв» пришелся на 1990-е годы — Голубцов стал лидером целого направления в казанском искусстве, констатирует Улемнова.
Его наследие «живет». Для любого художника важно оставить след в истории искусства, чтобы даже после смерти его работы «жили» в частных коллекциях и галерейных пространствах, отметил Жудров. Такое «бессмертие» художника вдохновляет молодых авторов и насыщает зрителей особой одухотворенностью при знакомстве с наследием.
Голубцов умел приводить любое эмоциональное состояние в художественную форму. Член союза художников России, заслуженный деятель искусств РТ Артамонов рассказывал, как сопровождал Евгения Георгиевича в его голландские поездки с 1994-го по 2009-й и по два месяца в году друзья проводили бок о бок. Голубцов не отделял искусство от повседневной жизни, а всегда органично соединял их вместе. «Хорошо он себя чувствует, плохо он себя чувствует — неважно. Он всегда был в творчестве. Эту органику я наблюдал постоянно и все время ей поражался», — вспоминал Артамонов. Голубцов мастерски умел ставить задачу и воплощать ее в жизнь, не мучая холст, а превращая его в очередной шедевр. «Однажды он „поспорил“ с Казимиром Малевичем, написав свой квадрат. Но сделал его не черным, а желтым. Для него Малевич был солнцем. У меня остался этот слайд: Женя стоит на фоне желтого квадрата, и вот это была его декларация жизни, потому что его искусство было органическим продолжением того, как он жил», — подчеркнул спикер.
Выставка «Встреча» в ГСИ ГМИИ РТ картин Голубцова из Нидерландов
«Очень хочется, чтобы контекст был в первую очередь наш, свияжский и казанский»
С оговоркой на то, что история современного российского искусства еще только пишется и последнее время находится в «зоне турбулентности», Жудров все же предложил поразмышлять, какое место занимает Голубцов во всеобщей иерархии. И к какой «касте» его причислить — локальный, татарстанский, российский или мировой художник, ведь его работы высоко ценились на разных уровнях.
Голубцова на родине Рембрандта особенно почитали. Нидерландцы с охотой покупали его работы, поскольку они «ложились» на их культуру
Тулузакова в своих статьях называла Голубцова народным художником Голландии, поскольку на родине Рембрандта особенно почитали творчество лидера современного казанского искусства. Нидерландцы с охотой покупали работы Голубцова, поскольку они «ложились» на их культуру. Причем, условно, во Франции Голубцов был бы не так востребован — совершенно другое восприятие, констатировала Тулузакова. «Голландия — это замечательно, она дала ему массу толчков. Но мне очень хочется, чтобы контекст был в первую очередь наш, свияжский и казанский. Чтобы его знали здесь, любили и вспоминали», — добавила спикер.
Улемнова заметила, что Евгений Георгиевич сформировался как художник именно в Казани, на уникальном культурном базисе, который представляет собой слияние двух культур — Востока и Запада. Тем не менее назвать его только казанским будет неверно, поскольку он интерпретировал всю мировую культуру и может считаться Художником с большой буквы, который принадлежит всему народу и всем странам, заключила старший научный сотрудник ГМИИ РТ.
Голубцов стал большим художником, вопреки привычной системе, по которой можно было бы стать выдающимся автором, поэтому его нельзя поместить в структуру существования и развития российского искусства, считает Артамонов. «Он получил образование, изучил великолепное мировое художественное искусство и вступил с ним в диалог, создав свои произведения. Он является художником мира», — добавил спикер.
Выставка «Голубцов. Остановка по требованию» в галерее современного искусства «БИЗОN»
Заслуженный деятель искусств РТ Александр Леухин акцентировал внимание на том, что слово «место» в указанном значении — это спортивный термин. «Первый, второй, пятый — не подходят для искусства. Евгений Георгиевич Голубцов относится к плеяде 1980–1990-х и начала 2000-х годов. А какое уже место среди этих художников [он занимает], только время покажет, кто там выделится. Могу сказать, что он очень яркий и ни с кем его не спутаешь», — объяснил он.
В дискуссию вступил из зала художник Ильгизар Хасанов, отметив, что Голубцов относится к постмодернистам, которые работали с глобальным культурным наследием. По его мнению, Голубцов «жил в истории искусств» и место ему отпишут только после того, как начнут анализировать российский постмодерн. И то непонятно, какой историк попадется. «Поэтому здесь лучше не думать, а больше его показывать, и тогда будет через людей понятно, [какое место он занимает]», — подытожил Хасанов.
Свияжск с конца 1980-х годов стал для Голубцова и домом, и мастерской и значительно повлиял на его развитие как станковиста
Ждать ли улицу в честь Голубцова?
На каком материале историки будут исследовать творчество Голубцова? Разумеется, на фондах музея и изданных альбомах и каталогах, поэтому важно сейчас работать над популяризацией наследия художника, сошлись во мнении участники круглого стола. Жудров отчитался о проделанной работе: помимо масштабной экспозиции «Встреча» в ГМИИ РТ на два этажа, в рамках проекта «Казанское время. Художники 1990-х» был презентован альбом, посвященный художнику. Объем — 350 страниц и около 530 репродукций.
Что касается планов на будущее, здесь есть где разгуляться. В ближайший год-полтора Жудров планирует показать работы Голубцова в двух крупных федеральных музеях. «Я пока не хочу сотрясать воздух, но переговоры по этому вопросу уже идут и носят положительный характер», — доложил галерист и пообещал сообщить о результатах в ближайшем будущем. Еще одна важная «затея», над которой команда популяризаторов творчества Евгения Георгиевича работает, — это музей в Свияжске. Как известно, остров-град с конца 1980-х годов стал для него и домом, и мастерской и значительно повлиял на развитие Голубцова как станковиста.
Голубцов должен быть представлен в столичных музеях, чтобы его след остался в российском контексте
От неравнодушных фанатов творчества художника также поступили два интересных предложения. Во-первых, назвать улицу в честь лидера казанского современного искусства. «Я здесь всегда двумя руками за, чтобы назвать улицу именем художника, это правильная история», — одобрительно сказал Жудров. Во-вторых, выпустить почтовую марку в память о Голубцове. По словам модератора дискуссии, такой инициативой уже занимаются специалисты.
Тулузакова привела в пример Николая Фешина, к которому приходят «на поклон». «Будет ли у нас такое с Голубцовым? Не знаю. Но очень хочется», — акцентировала она. На работы Фешина может «клюнуть» и второклассник, а с Голубцовым сложнее, отметил в свою очередь искусствовед, эксперт по русскому искусству аукционного дома MacDougalls Александр Кузнецов. По его словам, можно сделать выставку в Санкт-Петербурге, поскольку там оказалось много почитателей творчества художника.
Спикеры в унисон согласились, что Голубцов должен быть представлен в столичных музеях, чтобы его след остался в российском контексте. «Я его для себя всегда называла: Евгений — гений», — с улыбкой заключила Тулузакова.
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.