Как стало известно «БИЗНЕС Online», до «особого распоряжения» в российских регионах приостановлен набор новых судей. Причина — затеянная судебным департаментом штатная реформа, в рамках которой будет перераспределяться численность судей и их помощников. Впрочем, РТ под приостановку не попала: оказалось, что нагрузка на судей здесь такая запредельная, что для нормальной работы не хватает еще 115 судей. Где их будут искать? Каким судам отдадут? Куда «рассадят»? Об этом, а также о том, какими еще методами можно снизить нагрузку и как республика уже решала проблему самостоятельно, — в материале «БИЗНЕС Online».
Суддеп РФ не первый месяц готовит почву для масштабной штатной реформы в российских судах, уже несколько месяцев досконально анализируя положение дел, а именно показатели нагрузки за последние четыре года
Больше судей не хватает только в Москве
Письмо, которое получили региональные управления судебного департамента от гендиректора суддепа РФ Владислава Иванова, датировано 6 октября. В открытом доступе его нет, но документом поделились источники «БИЗНЕС Online», а его подлинность подтвердили несколько собеседников газеты.
В письме Иванов просит регионы «до особого распоряжения» приостановить объявление новых конкурсов на замещение целого ряда должностей: судей областных, краевых судов в регионах и судей районных судов. Вместе с этим приостановлены мероприятия по набору сотрудников аппаратов этих же судов, т. е. секретарей и помощников судей.
По данным источников, суддеп РФ не первый месяц готовит почву для масштабной штатной реформы в российских судах, уже несколько месяцев досконально анализируя положение дел, а именно показатели нагрузки за последние четыре года. Выделяют суды, где загрузка судей «стабильно ниже» общероссийского показателя и, наоборот, где значительно его превышает. Суть предстоящей реформы достаточно проста — будут перетасованы штатные единицы между регионами, часть из них заберут у регионов с низкой нагрузкой и отдадут перегруженным судам.
При этом, как стало известно изданию, поручения из письма Иванова коснутся не всех регионов. В Татарстане, например, набор судей не будет приостановлен, потому что в регионе и так судей катастрофически не хватает.
Точнее, республика по итогам анализа оказалась на 2-м месте среди всех регионов по количеству недостающих штатных единиц в районных и городских судах. Так, рассказывают источники, по подсчетам суддепа РФ, региону не хватает 115 судей. С учетом того, что в целом штат судей районных и городских судов в РТ — это 371 «единица», получается, что в Татарстане он может увеличиться на 30%. На 1-м месте среди регионов по загрузке и нехватке штата в судах Москва: там не хватает 495 судей (из них почти половина приходится только на Мосгорсуд). На 3-й позиции Московская область, где есть потребность в дополнительных 111 штатных единицах.
При этом источники подчеркивают: цифры, о которых идет речь выше, касаются исключительно федеральных судей районных и городских судов. Верховные и областные суды пока такому доскональному анализу не подвергались, а мировая юстиция находится в подчинении, соответственно, минюста и в рамках готовящейся реформы пока не рассматривается.
А что с теми регионами, где нагрузка в судах ниже нормы? По нашим данным, от них суддеп потребовал направить информацию о том, какие они предлагают сократить вакантные должности судей и работников аппаратов. Дедлайн был 9 октября. Данные, которые Москва собрала с регионов, сейчас обрабатывают в столице.
Один судья Вахитовского районного суда Казани в 2024 году рассматривал в среднем почти 114 дел в месяц. Больше сотни дел рассматривали судьи Ново-Савиновского, Приволжского, Советского судов Казани. В Набережночелнинском — 99 дел в месяц на судью, в Пестречинском — 86,3 дела в месяц
Что с нагрузкой на судей в РТ
О том, что в Татарстане суды перегружены работой, говорят давно и с разных трибун. Голые цифры: в среднем по России один судья за месяц рассматривает 53,4 дела, в ПФО — 55,5, в РТ — 83,3.
Как объясняют в управлении судебного департамента РТ, показатель общей нагрузки — это, по сути, количество дел и материалов, которые рассматривает судья за месяц по всем видам судопроизводства. Он рассчитывается по общему количеству дел, рассмотренных за год в первой и апелляционной инстанциях, а также материалов. Этот показатель делится на рабочий период (10,5 месяца, исключая отпуск судьи) и на штатную численность судей.
Причем если брать отдельные суды, то там показатели еще выше. Так, например, один судья Вахитовского — центрального — районного суда Казани в 2024 году рассматривал в среднем почти 114 дел в месяц, или пять дел в день. Больше сотни дел в месяц рассматривали судьи Ново-Савиновского, Приволжского, Советского судов Казани.
Пятерку самых загруженных судов республики замыкает Набережночелнинский — 99 дел в месяц на судью. И в списке самых загруженных не только казанские суды: например, в Пестречинском нагрузка на судью в прошлом году — 86,3 дела в месяц.
Проблема высокой нагрузки на судей отмечается не только в Татарстане. В мае этого года в Санкт-Петербурге заявили о нехватке судей из-за высокой нагрузки — некомплект районных судей в Северной столице составил 14,8%.
Летом этого года председатель Мосгорсуда Михаил Птицын сообщал о таких же трудностях в судах. По данным спикера, судьи районных судов Москвы рассмотрели более 320 тыс. дел и материалов. Нагрузка на судью составила 124,5 дела в месяц, а судьи Мосгорсуда рассмотрели свыше 85 тыс. дел, нагрузка — 70 дел в месяц.
В регионах ПФО, в частности в Башкортостане, нагрузка на судей заметно ниже. По итогам первого полугодия 2025-го в судах республики рассмотрено свыше 43 тыс. уголовных дел, что на 8,6% меньше, чем в 2024-м. Данных о том, сколько дел рассмотрел в среднем каждый судья, нет.
Еще один соседний регион, который показал сокращение рассмотренных уголовных дел, — Марий Эл. Так, в первом полугодии 2025-го по сравнению с аналогичным периодом 2024-го количество рассмотренных уголовных дел уменьшилось на 10,8%.
В этой связи нельзя не вспомнить резонансный случай, который произошел в 2023 году: федеральный судья Кировского районного суда Артем Бартенев, жаловавшийся коллегам на перегруз, как обычно, вышел из дома на службу в 4:15, затем вернулся, поднялся на верхний этаж, и… его тело обнаружили на подъездном козырьке. «На вопрос, есть ли у него какие-то вопросы, проблемы, как справляется, он всегда с такой напряженной улыбкой говорил: „Работа есть, ничего, справляемся“», — рассказывал его шеф, председатель суда Олег Соколов, на похоронах.
«Татарстан занимает лидирующую позицию среди субъектов Российской Федерации по количеству дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции. А последние годы отмечается тенденция к их все большему увеличению, нагрузка на суды растет», — сказал в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» замначальника управления суддепа в РТ Алексей Кукушкин.
Нагрузка растет по разным причинам, они меняются из года в год. То из-за ковидных штрафов судам добавляется работы, то приказы о взыскании налогов выдают через суд… Но самое главное — все это накладывается на постоянную нехватку судей. При штатной численности судей в Татарстане в 371 единицу, по данным на конец 2024 года (более свежих цифр нет), было вакантно 47 должностей.
«В Казани запредельная нагрузка! В том же Муслюмово судья в год по 100−200 дел рассматривает, можно сказать, отдыхает»
Как раньше решали проблему с нагрузкой в Татарстане и других регионах
Эксперты, опрошенные изданием, рассказывают, что такая ситуация в республике тянется давно. «Эту проблему мы уже десятки лет рассматривали, обсуждали и обращали внимание, что в Казани запредельная нагрузка! В том же Муслюмово судья в год по 100−200 дел рассматривает, можно сказать, отдыхает, а тут тысячи дел рассматривают. Тогда на эти вопросы начали обращать внимание, пытаться перераспределить должности через судебный департамент», — рассказал «БИЗНЕС Online» судья Конституционного суда в отставке доктор юридических наук Флер Багаутдинов, входивший в состав совета судей РТ.
Экс-председатель ВС Татарстана, а ныне председатель Конституционного совета республики Ильгиз Гилазов подтверждает, что РТ самостоятельно пыталась решить эту проблему. «Наш опыт считался передовым в этом отношении», — говорит Ильгиз Идрисович. По его словам, в совете судей Татарстана был специальный отдел, регулярно мониторивший нагрузку в судах, которая разнилась от района к городу. И когда в каком-то районе освобождалась должность в суде с невысокой нагрузкой (пусть он был даже двух- или трехсоставный, т. е. из двух или трех судей), совет судей республики рекомендовал управлению суддепа в РТ забирать ее оттуда и передавать в суд с превышением нагрузки. «Естественно, каждый руководитель суда, будь это сельский или городской суд, был заинтересован в том, чтобы защищать „своих“. Дискуссии были бурные, но у нас в Татарстане этот вопрос решался», — рассказал Гилазов нашему корреспонденту.
Ильгиз Гилазов: «Дискуссии были бурные, но у нас в Татарстане этот вопрос решался»
По словам Багаутдинова, все это проходило достаточно медленно. «Оперативно решить данные вопросы невозможно. Надо ждать, когда какой-то судья уйдет в отставку в этом районе, где мы хотим забрать [штатную единицу], ждать, когда вакансия появится, — объясняет наш эксперт. — Потом эту вакансию надо передать в другой район, там объявить конкурс, взять другого человека. Затем долгая система назначения. Все эти процедуры очень растянутые по времени. Иногда у нас в каком-то районе годами нет судьи из-за того, что не могут назначить, пока проходит конкурс, президентская комиссия, потом его „заворачивают“, не пропускают, объявляется вновь конкурс. В некоторых судах годами висят эти должности, а человека взять не могут». Флер Нуретдинович вспоминает, что, например, в Авиастроительном суде Казани как-то раз отсутствовала половина состава суда: кто-то болел, кто-то проходил конкурс и т. д. — приходилось так работать.
При этом собеседники отмечают, что в соседнем Башкортостане, например, пошли по пути создания межрайонных судов. Там в 2014 году президент РФ упразднил четыре городских и 38 районных судов, создав на базе них 18 межрайонных. А в районах с упраздненными судами создали 23 постоянных судебных присутствия. На этот шаг пошли из-за того, что в 25 судах республики штат судов состоял из двух судей. В 2018 году укрупнение судов случилось и в Тверской области.
Намекал на такой вариант решения проблемы и начальник управления суддепа в РТ Зявдат Салихов. «То, что я озвучил, до поры до времени было, так скажем, „запретной темой“: односоставных, двухсоставных судов в РФ больше нигде нет, Рустам Нургалиевич! — заявлял начальник управления. — Поэтому нам всем сообща надо подумать, каким образом оптимизировать суды. Это долгий процесс, непростой, на законодательном уровне, так что этим мы сообща будем заниматься». Но никаких движений по данному вопросу пока не было.
В Татарстане проблема нехватки судей решалась перераспределением между районами вакантных должностей
Можно ли забрать у одних и отдать другим?
По словам Гилазова, вопрос о перераспределении нагрузки путем передачи штатных единиц от региона к региону стоял давно. Нагрузки в судах, например, в Сибири и Москве просто несопоставимы. «Если цифры смотреть, то казанские суды просто задыхаются!» — констатирует Ильгиз Идрисович.
При этом эксперты отмечают, что «штатные» движения в российских судах происходят достаточно часто. Например, Верховному суду Татарстана в 2012 году, когда появилась апелляционная инстанция, добавили штат из 14 судей — тогда это почувствовалось достаточно сильно, вспоминает Гилазов. В 2019-м в России прошла масштабная реформа, в результате которой появились, по сути, с нуля апелляционные и кассационные суды. Туда в тот год назначили 466 судей — 65% от установленной штатной численности.
Зявдат Салихов: «Нам всем сообща надо подумать, каким образом оптимизировать суды. Это долгий процесс, непростой, на законодательном уровне»
Татарстан в том числе отдавал свои штатные единицы в новые суды, напоминает Магнави Гараев, бывший председатель Лаишевского райсуда и экс-директор Казанского института (филиала) Всероссийского госуниверситета юстиции (РПА минюста России). Поэтому, по его мнению, сложностей с тем, что заберут у одних и отдадут другим, возникнуть не должно. «Справедливость должна быть, а мое мнение, что в системе работают в абсолютном большинстве справедливые люди», — рассуждает Гараев, отмечая, что сами судьи должны будут принять смысл и цели этих «передвижений».
«Ни один председатель суда другого региона добровольно не отдаст свои штатные единицы. Это прямое урезание его ресурсов», — заочно спорит с ним адвокат, доцент кафедры уголовного права и процесса университета «ТИСБИ» Николай Иванов. По его словам, могут начаться споры о методике расчетов, регионы будут доказывать любыми путями, что у них тоже есть кадровый голод. Ну и другой момент, на которой обращает внимание собеседник «БИЗНЕС Online», — нельзя просто так забрать и отдать, все это подразумевает под собой бумажную волокиту, изменения в законе, федеральном бюджете (т. к. зарплаты судей финансируются оттуда) и т. д. По его прогнозам, это может затянуться на годы.
«Физически это возможно, но здесь возникают вопросы такого плана: если просто так сокращать штатную единицу [в одном регионе, чтобы передать ее в другой], и увольнять человека, ему же надо выплачивать и за сокращение, и выходное пособие и так далее», — говорит Гилазов. В Татарстане, напоминает он, эта проблема решалась таким образом, что перераспределяли между районами именно вакантные должности.
Увеличить число судей необходимо в Вахитовском, Приволжском, Советском, Ново-Савиновском и Набережночелнинском судах
Каким конкретно судам добавят судей?
Наши эксперты сходятся во мнении, что увеличить число судей необходимо в Вахитовском, Приволжском, Советском, Ново-Савиновском и Набережночелнинском судах.
Причем показатели нагрузки, рассчитанные на бумаге для этих судов, не абстрактны — проблему ощутит на себе любой человек, который туда обратится. «Возьмите любой крупный районный суд Казани. Попробуйте подать туда исковое заявление или получить копию решения. Вы сразу упретесь в очереди и предварительную запись. А теперь представьте, что судья, который будет рассматривать ваш спор о разделе имущества, только сегодня до вашего дела уже провел 8 заседаний», — приводит пример Иванов.
Николай Иванов: «Свободных кабинетов нет. В существующих зданиях судов, особенно в центре Казани, каждый квадратный метр на счету»
Но куда размещать новых судей? Например, если условному Вахитовскому райсуду Казани «добавят» 10 единиц, найдется ли им место в суде? «Тесновато будет», — рассуждает Гилазов, напоминая, впрочем, что новое здание Советского суда как раз таки строилось с «перспективой» на расширение штата. При этом он полагает, что выходы есть: например, можно использовать судебные залы по очереди — кто-то до обеда, кто-то после. «Я думаю, это вопрос уже не настолько принципиален, его можно будет решить, если дадут единицы. И никто не откажется со словами „некуда сажать“», — делится Ильгиз Идрисович.
Иванов настроен более пессимистично. «Свободных кабинетов нет. В существующих зданиях судов, особенно в центре Казани, каждый квадратный метр на счету. Кабинеты и так зачастую тесные, в них сидит по несколько помощников», — говорит он. По его мнению, все варианты решения этой проблемы сложные: надо или заняться перепланировкой зданий судов, или выделять дополнительные помещения в соседних зданиях (а это допрасходы и неудобство для посетителей), или строить новые.
Последний путь самый идеальный, но самый дорогой. «Вахитовский суд в Казани давно нуждается в новом современном здании, но этот вопрос годами не решается», — говорит адвокат, подчеркивая, что без решения данного инфраструктурного вопроса передача «бумажной» штатной единицы ничего не даст.
Сейчас в республике на одного судью районного или городского суда приходится менее двух сотрудников аппарата
А что с аппаратом судей? В Татарстане не хватает помощников и секретарей
«Перекинуть» штатные единицы судей — дело одно. Но как быть с аппаратом? У каждого судьи в обязательном порядке должен быть помощник и секретарь, т. е. два сотрудника аппарата. В РТ с этим тоже проблемы: по словам источников издания, сейчас в республике на одного судью районного или городского суда приходится менее двух сотрудников аппарата.
В письме гендиректора суддепа РФ также идет речь о перераспределении численности работников аппаратов судов, однако конкретные цифры не обозначены. Впрочем, исходя из расчета «один судья – два сотрудника аппарата», можно предположить, что Татарстану могут добавить 230 штатных единиц «аппаратчиков».
Магнави Гараев: «В первую очередь аппарат судей — это как бы резерв для судей. Сейчас мы лишены такого резерва, к сожалению, поскольку люди отрабатывают и уходят. И это проблема не только Татарстана, но и всей России, к сожалению»
Впрочем, наши эксперты задаются вопросом, где найти такое количество сотрудников при условии, что их не хватает и сейчас — низкие зарплаты делают эти вакансии менее привлекательными. Ранее «БИЗНЕС Online» писал, что в среднем по году (с учетом всех премий) зарплата сотрудников аппаратов федеральных судов — 65–75 тыс. рублей в месяц. И это при колоссальной нагрузке. «Постоянная авральная работа, сверхурочные, психологическое давление приводят к профессиональному выгоранию. Текучесть кадров в аппарате суда — огромная проблема. Опытные помощники и секретари уходят в более спокойные и лучше оплачиваемые места», — говорит Иванов.
«В первую очередь аппарат судей — это как бы резерв для судей. Они оканчивали высшее учебное заведение, приходили, работали секретарями и становились судьями. И по сегодняшний день работают наши воспитанники в Верховном суде, председателями судов, — говорит Гараев. — Это порядочные, квалифицированные, хорошие кадры, а сейчас мы лишены такого резерва, к сожалению, поскольку люди отрабатывают и уходят. И это проблема не только Татарстана, но и всей России, к сожалению».
«Сейчас что ни вопрос, то решается он только через суд»
Какие еще могут быть решения кадрового кризиса и большой нагрузки
При этом наши собеседники единогласно сходятся во мнении, что перераспределение штата не поможет кардинально изменить положение дел в судах. Нужен комплексный подход.
По словам Гилазова, необходимо активно развивать внесудебный порядок решения споров. «Например, большое количество дел о взыскании недоимок, о неуплате налогов. Копеечные дела, бумага дороже стоит, я уж не говорю о рассмотрении данного дела — это тоже деньги, аппарат, прочие расходы», — говорит эксперт. Иванов добавляет: можно ввести медиацию, третейские суды, сделать их финансово и процедурно привлекательными для граждан.
Второй момент: люди сами часто стали идти в суды, видя в них конечную инстанцию для решения всех проблем, — нужно это пресекать. «Сейчас что ни вопрос, то решается он только через суд. К сожалению, органы исполнительной власти перекладывают свою ответственность на судебную систему, — говорит Гараев. — Может быть, отчасти это и правильно, но ведь есть много факторов, которые можно решать без обращения в суд!»
Третье — нужно избавить судей и аппарат от бумажной волокиты. По словам Гараева, бывают бесспорные решения, которые все равно нужно отписать на нескольких страницах; секретари и помощники вынуждены решать какие-то вопросы в целом при оформлении судебных документов и т. д. «Судья становится писарем», — говорит Гараев. Он отметил, что в свое время Верховный суд РФ вносил законопроект, чтобы скорректировать эти моменты, но закон так и не был принят.
Флер Багаутдинов: «Комплексно надо заниматься. Перераспределение штата — это только один из самых легких путей решения вопроса»
Багаутдинов полагает, что надо делать упор на цифровизацию и электронные дела — и это четвертый путь решения проблемы запредельной нагрузки. «У нас нет такой обязательности, чтобы уголовное дело было в электронном виде. Мы работаем по старой схеме, в бумажном варианте рассматриваем. Электронный вариант намного облегчил бы нагрузку», — говорит собеседник. Например, можно было бы выиграть за счет сокращения разного рода ознакомлений с бумажным делом, когда надо все выписывать, возить туда-сюда и т. д. Можно было бы не оглашать в суде обвинительное заключение, что иногда, по словам судьи Конституционного суда в отставке, может занять и месяц, хотя все участники процесса его до этого изучили. «Но у нас почему-то по электронному уголовному делу пока сторонников нет, сопротивляются что-то, все стараются работать по старой схеме. Она дает возможность для маневра, исправления каких-то ошибок», — делится Багаутдинов. По словам Иванова, наряду с этим можно было бы ввести полноценное электронное правосудие, некоторые заседания проводить онлайн без потери качества.
Пятое — изменение подсудности. Флер Нуретдинович отмечает: по закону решение о том, как наказать человека за правонарушение или преступление, принимает тот суд, на территории района которого оно было совершено. «А почему не может рассматривать другой районный суд? Там, где меньше нагрузки. Что в этом такого? Какая разница человеку, в Вахитовском суде будут его дело рассматривать или в Авиастроительном?» — рассуждает эксперт.
«Много таких моментов, комплексно надо заниматься. Перераспределение штата — это только один из самых легких путей решения вопроса», — резюмирует Багаутдинов.
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.