Один из современных вызовов — это «перенастройка мировых энергетических связей», отметил президент России Один из современных вызовов — это «перенастройка мировых энергетических связей», отметил президент России Фото: kremlin.ru

«Чушь какая-то, понимаете? Ерунда»

В предыдущие два года Владимир Путин приезжал на Российскую энергетическую неделю (РЭН) обязательно в компании иностранного коллеги. В 2023 году гостил в Москве премьер-министр Ирака, а в прошлом с российским лидером выступал президент Экваториальной Гвинеи. В году текущем произошло своего рода импортозамещение.

Зарубежных спикеров на пленарке не оказалось, зато организаторы РЭН взяли количеством и качеством российских. Участие вице-премьера РФ Александра Новака, предправления «Газпромнефти» Александра Дюкова и гендиректора «Росатома» Алексея Лихачева было понятным. Можно было объяснить приглашение главы РФПИ и спецпредставителя президента РФ Кирилла Дмитриева. Но вот мэр Москвы Сергей Собянин и министр экономического развития РФ Максим Решетников прежде в роли экспертов по энергетике не выступали.

«Стараемся не обращать внимания на белый шум»: Новак и генсек ОПЕК помечтали об энергетике вне политики

Логичнее на сцене смотрелись бы глава «Газпрома» Алексей Миллер, предправления «Новатэка» Леонид Михельсон и руководитель СИБУРа Михаил Карисалов, но они остались в «зрительном зале» и с лучших мест в первом ряду внимали вступительной речи президента России. Забегая вперед: этой речью участие Путина в форуме и ограничилось. Возможно, вмешался запланированный на вечер международный телефонный разговор. Так что в этот раз выступление Путина напоминало что-то вроде «разогрева» перед главной частью.

Один из современных вызовов — это «перенастройка мировых энергетических связей», отметил президент России. Надо сказать, он подобрал максимально аккуратное выражение. «Она во многом носит объективный, естественный характер. Ну просто возникают новые центры экономического развития, там растет потребление. Вот и все!» — рассуждал Путин о том, почему потоки энергии «перетекают» в страны глобального Юга и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Владимир Путин: «[В Европе] наш рынок был одним из основных, куда они сбывали свою продукцию высокотехнологичную. Их заставили отказаться» Владимир Путин: «[В Европе] наш рынок был одним из основных, куда они сбывали свою продукцию высокотехнологичную. Их заставили отказаться» Фото: kremlin.ru

Во многом, но не во всем. Еще одна причина перестройки — агрессия некоторых западных элит. Многие страны Запада отказались от покупки российских энергоносителей, и ни к чему хорошему это не приведет. Из-за дорогих «заокеанских» нефти и газа производство в Европе уже падает, а цены растут. «Вот по данным Евростата, объем промышленного производства в еврозоне в июле текущего года на 1,2 процента ниже значений 2021-го. Продолжается спад и в так называемом локомотиве европейской экономики — Германии», — решил уточнить Путин.

Потом европейцам «прилетело» еще раз. Глава государства решил отреагировать на отказ западных компаний обслуживать сферу ТЭК в России. «[В Европе] наш рынок был одним из основных, куда они сбывали свою продукцию высокотехнологичную. Их заставили отказаться. Их производство становится нерентабельным. Они сокращают свои рабочие коллективы, технологии начинают терять. А наши специалисты наращивают и становятся технологическими лидерами. <…> Вчера покупали в Европе, а сегодня все больше и больше у нас. Чего сделали-то? Это купил билет и не поехал назло кондуктору. Чушь какая-то, понимаете? Ерунда», — сказал Путин.

Россия обеспечивает 10% мировой добычи нефти. В этом году планируется добыть 510 млн т сырья Россия обеспечивает 10% мировой добычи нефти. В этом году планируется добыть 510 млн т сырья Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ну пользуются машинами, которые на бензине ездят, и будут пользоваться!»

Спрос на нефть увеличивается, поскольку мировая экономика растет, а многие прежние планы по отказу от двигателей сдвигаются вправо. «Ну пользуются машинами, которые на бензине ездят, и будут пользоваться. Еще долго будут пользоваться!» — заверил президент и хотел было дальше пойти по тексту, но тут решил добавить от себя: «И потом. Ну электродвигатели появляются. Ну да, правда. Но электричество надо откуда-то взять! Оно же не из розетки появляется. Надо его произвести из чего-то. Из топочного мазута, угля и так далее».

Россия обеспечивает 10% мировой добычи нефти. В этом году планируется добыть 510 млн т сырья. На процент ниже, чем в 2024-м, но это добровольное снижение в рамках ОПЕК+. А вообще, российская нефтянка работает устойчиво, верстает планы на будущее, выстроила новые каналы поставок и платежей. Кстати, накануне Новак не стал скромничать и отметил, что энергетика РФ преодолевает вызовы «очень успешно».

Если раньше экспорт российской нефти был замкнут на Евросоюз, то теперь география поставок «гораздо шире». Заметим, что есть активные попытки эту географию сузить. Например, накануне президент США Дональд Трамп заявил, что Индия пообещала отказаться от поставок российской нефти. Откажется ли на самом деле, еще вопрос, но и опровержения из Нью-Дели пока не слышно.

Потребление газа также устойчиво растет. Да, на фоне отказа Европы от российского топлива экспорт сократился, но теперь вновь начал расти Потребление газа также устойчиво растет. Да, на фоне отказа Европы от российского топлива экспорт сократился, но теперь вновь начал расти Фото: © Bulkin Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Благодаря работе ОПЕК+ на мировом рынке такие цены на нефть, которые «устраивают» производителей и покупателей, позволяют отрасли запускать инвестпроекты, отметил президент РФ. Тут для полноты картины все-таки стоит добавить вчерашнюю ремарку минэнерго РФ о том, что можно жить с «любой» ценой на нефть, но курс — это проблема.

Потребление газа также устойчиво растет. Да, на фоне отказа Европы от российского топлива экспорт сократился, но теперь вновь начал расти. «Он еще не восстановился в полном объеме, но рост абсолютно очевидный», — подметил Путин. «Демарш Евросоюза лишь ускорил смену вектора наших поставок в пользу более перспективных, ответственных покупателей, государств, которые знают свои интересы и действуют рационально, исходя именно из этих национальных интересов», — указал российский лидер.

Наконец, была часть выступления по «внутренней повестке». Есть «локальные дефициты электроэнергии», и их надо устранять за счет развития сетей. Но затраты энергокомпаний не должны автоматически перекладываться в тариф, «на плечи потребителей». А как тогда действовать? Нужны «более гибкие» решения, включая нормативные изменения, управление спросом на электроэнергию, поддержку инвестиций в ТЭК. Конкретику кабмин РФ должен представить Путину на совещании в «ближайшее время». О совещании позже сказал и Решетников. Он анонсировал, что президенту будут предложены экономические механизмы, направленные на более гибкое управление потреблением. В частности, расширение дифференциации тарифов — например, по принципу «день-ночь», а также введение дифференцированной платы за подключение к энергосетям.

Решетников, что называется, указал на больное — развиваться отрасли в ближайшее время придется в более сложных условиях Решетников, что называется, указал на больное — развиваться отрасли в ближайшее время придется в более сложных условиях Фото: © Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

«Дальше аппетита к росту задолженности нет, особенно при текущих ставках»

Российская энергетика — это «основополагающая отрасль российской экономики», драйвер инвестиций и развития технологий, подхватил после ухода президента РФ Новак. Российские энергетики генерируют в год порядка 10 трлн рублей инвестиций. А доля энергетики в ВВП достигает 16–20%. «То есть фактически пятая часть доходов федерального бюджета, почти половина российского экспорта», — отметил он.

В свою очередь Решетников, что называется, указал на больное — развиваться отрасли в ближайшее время придется в более сложных условиях. И связано это прежде всего с высокой ключевой ставкой Центрального банка, а также с ростом стоимости труда. Среди внешних факторов — более крепкий курс доллара, чем ожидалось даже полгода назад, торговые войны и турбулентность.

Сложная макроэкономическая ситуация может привести к тому, что ряд российских компаний столкнется с финансовыми трудностями. «В балансах многих компаний на сегодняшний момент ковенанты (договорные обязательстваприм. ред.) таковы, что, наверное, дальше аппетита к росту задолженности нет, особенно при текущих ставках. И, с другой стороны, политика регулятора, который всячески ограничивает дальнейшее кредитование крупных компаний, в том числе и с госучастием, мерами уже макропруденциального регулирования», — отметил Решетников.

В свою очередь Дмитриев отметил, что, несмотря на ставку, которая ограничивает возможности многих российских компаний инвестировать в важные для энергетической безопасности страны проекты, в России сохраняется устойчивая макроэкономическая ситуация. Это привлекает зарубежных инвесторов с Ближнего Востока и Азии, которые как раз и ищут надежности и предсказуемости.

Дмитриев также обратил внимание на конкурентные преимущества России в сфере энергоснабжения дата-центров. Кстати, неделю назад на Петербургском международном газовом форуме (ПМГФ) говорил и Миллер: «Даже если у вас есть технологии по производству и работе этих ЦОДов (центр обработки данныхприм. ред.), но нет большой электроэнергии, то вы остаетесь на задворках истории. Вот и все!»

В России в среднем электропотребление растет примерно на 3% в год, хотя в 2025-м из-за экономических и климатических факторов он немного замедлился. Основной драйвер роста — большое количество высотного жилья, где отсутствует газ, и бытовой техники В России в среднем электропотребление растет примерно на 3% в год, хотя в 2025-м из-за экономических и климатических факторов он немного замедлился. Основной драйвер роста — большое количество высотного жилья, где отсутствует газ, и бытовой техники Фото: kremlin.ru

«Все думали, что цифровая экономика даст большую эффективность. Получилось ровно наоборот»

Новая эра увеличения энергопотребления началась примерно пять лет назад, подхватил Собянин. Это связано с ростом ввода недвижимости, электрификацией транспорта. «Все думали, что искусственный интеллект нас спасет, цифровая экономика нам даст большую эффективность и меньшее потребление. Получилось ровно наоборот», — указал мэр российской столицы. Иллюзии, что дата-центры можно построить на Дальнем Востоке, тоже не оправдались. Поэтому в ближайшие годы Москва может стать из профицитного энергодефицитным регионом.

Глобальный тренд, связанный с ростом электропотребления, подтвердил и глава «Россетей» Андрей Рюмин. По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), через пять лет спрос на электроэнергию со стороны дата-центров будет в 2 раза выше, чем сейчас. А один дата-центр (причем не самый большой) по потреблению можно сравнить с потреблением 100 тыс. домохозяйств.

В России в среднем электропотребление растет примерно на 3% в год, хотя в 2025-м из-за экономических и климатических факторов он немного замедлился. Основной драйвер роста — большое количество высотного жилья, где отсутствует газ, и бытовой техники. «На самом деле система кондиционирования — это такой мировой тренд роста электропотребления. У нас многие регионы уже испытывают летние максимумы [энергопотребления], которые превышают зимние, как было ранее», — привел пример Рюмин.