На фоне общероссийского спада продаж новых автомобилей на 22% АвтоВАЗ, обласканный государственными мерами поддержки, переживает очередной кризис. Завод перешел на четырехдневку, а его доля на рынке сократилась вдвое. При этом в Татарстане, где рынок только за III квартал 2025 года просел на 15%, набирают силу китайские бренды, а белорусская сборка Geely и вовсе обогнала по продажам «оригинального» китайского производителя. Подробнее о состоянии автомобильного массмаркета в стране — в материале «БИЗНЕС Online».
Автомобильный рынок России, который в августе 2025 года был вторым в Европе, в сентябре опустился на 5-е место в данном рейтинге. И это несмотря на то, что продажи новых машин в сентябре были наилучшими для российского рынка
В России падение продаж на 22%, в Татарстане — минус 15%
В первой части традиционного авторейтинга мы отмечали, что, по данным аналитического агентства «Автостат», за 9 месяцев 2025-го в России продали свыше 890 тыс. транспортных средств (ТС), что на 22% меньше, чем в аналогичном периоде 2024-го. При этом 26,5% рынка (237 тыс. автомобилей) пришлось на LADA.
Снижение продаж не могло не повлиять на позиции РФ в европейском рейтинге. Автомобильный рынок России, который в августе 2025 года был вторым в Европе, в сентябре опустился на 5-е место. И это несмотря на то, что продажи новых машин в сентябре были наилучшими для российского рынка в текущем году по причине активных дискуссий вокруг повышения утильсбора.
До этого глава «Автостата» Сергей Целиков провел в своем телеграм-канале опрос и выяснил, что ключевой причиной снижения спроса на новые легковые автомобили в нашей стране являются (вот это новость!) высокие ставки в банках. Эту причину снижения спроса на ТС назвали 63% респондентов.
Второй причиной является снижение покупательной способности населения из-за общей экономической ситуации в стране, которую указали 43% опрошенных. Еще 25% россиян считают, что падение связано с ожиданием возвращения глобальных автобрендов в Россию.
Несмотря на то что опрос проводился среди всех респондентов страны, ситуация в Татарстане схожая. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых машин в республике за последние три месяца упали почти на 15% по отношению к тому же периоду годом ранее. Если за июль – сентябрь 2024-го в РТ было поставлено на учет почти 21,2 тыс. новых транспортных средств, то за прошедший квартал 2025-го — только 17,9 тысячи. При этом за 9 месяцев 2025-го в Татарстане продано 41,7 тыс. новых легковых автомобилей — на 25,7% меньше, чем за тот же период прошлого года.




Что касается транспортных средств экономсегмента, то картина следующая: в III квартале 2025-го в республике было зарегистрировано почти 17 тыс. новых авто, тогда как в аналогичном периоде прошлого года — почти 19,9 тысячи. Несмотря на падение продаж по сравнению с 2024-м, прошедший квартал, если не брать опять-таки аналогичный период прошлого года (АППГ), был самым продуктивным за последние 9 лет. Если брать период до начала СВО, то максимальные продажи наблюдались в 2017-м. Тогда за аналогичные три месяца было поставлено на учет 14,8 тыс. новеньких авто.
Из всех проданных в III квартале транспортных средств 166 автомобилей произведено в 2023 году, 4,5 тыс. сошло с конвейеров в 2024-м, но у большинства (12,2 тыс. машин) в графе «Год выпуска» в ПТС стоит 2025-й. Примечательно, что из всех реализованных в Татарстане ТС только 4,6 тыс., или 27% авто, было произведено в Китае, а 10,8 тыс. — в России. Чуть больше 1 тыс. машин произведено в Беларуси, 322 — в Казахстане. Помимо классических стран-производителей, таких как Япония, Южная Корея, Германия или США, транспортные средства в Татарстан приехали даже из Таиланда и Индии.
Продажи легковых автомобилей LADA на российском рынке в январе – сентябре 2025 года снизились на 24,9% до 237,7 тыс. единиц
У АвтоВАЗа серьезный кризис?
Несмотря на тепличные условия, созданные правительством для АвтоВАЗа, завод в очередной раз умудрился попасть в очередной кризис. С конца сентября 2025 года предприятие перешло на четырехдневную рабочую неделю. Причем если линия, где собирают Granta и новые Iskra, еще работает в две смены, то конвейеры Vesta и Niva переведены на односменный режим. Для руководства это «временная мера по оптимизации производства в связи со снижением спроса».
В 2025-м АвтоВАЗ планировал выпустить и реализовать 500 тыс. машин, сейчас говорится уже о 300 тысячах. Причем доля продукции отечественного автозавода падает: после начала СВО она увеличилась вдвое до 40%, но удержаться на этой волне предприятию не удалось, теперь доля упала до 22%. В условиях, когда главных конкурентов нет, а другим повышают утильсбор, это выглядит как полный провал.
Причем завод сам дважды лоббировал повышение утилизационного сбора, что привело к резкому подорожанию не только импортных машин, но и самой продукции АвтоВАЗа. Цены на отечественные автомобили пошли вверх, обгоняя реальные доходы населения. Вдобавок высокая ключевая ставка сделала кредиты неподъемными. Все это вкупе снизило спрос на машины, собираемые на тольяттинском заводе.
Одним из ударов по репутации стал выпуск новой Niva Sport. Модель поступила в серийное производство сырой и недоработанной, с большим количеством дефектов. Несмотря на критику, руководство не проводит отзывной кампании, ограничившись приостановкой отгрузок дилерам.
Второе поколение LADA Vesta также столкнулось с серьезными проблемами. У этой модели часто заклинивает руль, что уже привело к травмам. Национальный автомобильный союз требует масштабной отзывной кампании и проверки деятельности АвтоВАЗа за последние годы.
Доля лидера продаж в Татарстане тем не менее слегка выросла, хотя количественно спрос на машины LADA за год упал на 7%. Если по итогам III квартала 2024-го продукция АвтоВАЗа занимала 30% рынка новых автомобилей в республике, то в этом году на 2% больше — 32%. Всего в РТ за изучаемый период времени было продано 5 541 ТС отечественного бренда — это второй результат за все время наблюдений.
Продажи легковых автомобилей LADA на российском рынке в январе – сентябре 2025-го снизились на 24,9% до 237,7 тыс. единиц, доля рынка бренда составила 26,5% (минус 0,9 п. п.). В Татарстане за этот же период было реализовано 14,3 тыс. ТС, или 6% от общероссийских продаж.
На фоне новостей, касающихся сокращения рабочего времени и добровольных увольнений сотрудников, которые сильно потеряли в зарплате, ожидаемой оказалась и статистика по сбыту LADA Iskra. Напомним, что поначалу машины отгружали только в Москву, Санкт-Петербург и Тольятти, при этом не для продажи, а для демонстрации и тест-драйвов. Но все-таки такие автомобили попали и в РТ через дилерскую сеть. По нашим подсчетам, в III квартале текущего года их счастливыми обладателями стали 7 человек и три компании, а сами продажи были осуществлены в сентябре. Что касается мощности моторов, на всех проданных транспортных средствах были установлены 106-сильные двигатели.
Еще одна из новинок на татарстанских дорогах — LADA Aura, которую стали собирать ровно год назад. Целевая аудитория для данных машин — сенаторы, депутаты Госдумы и губернаторы. В республике за прошлый квартал поставлен на учет 91 такой автомобиль. Правда, 80 ТС из всей партии были поставлены в РТ напрямую с АвтоВАЗа в рамках улучшения материально-технической базы учреждений здравоохранения накануне Дня республики.
Что касается классических моделей, то здесь без изменений. Самой популярной моделью на рынке Татарстана остается LADA Granta в четырех вариантах: седан, хетчбэк, универсал и лифтбек. Суммарный объем продаж автомобилей данной модели составил 2 980 единиц, показав снижение по сравнению с 2024-м на 2%, или на 68 машин. Несмотря на это, доля продаж Granta в РТ внутри модельного ряда АвтоВАЗа повысилась с 51 до 54%, а доля общей реализации ТС — с 15,3 до 17,6%.
Следующая модель — LADA Vesta, продажи которой сильно упали. Последние три года на отечественном авторынке лидеры не менялись: 1-е место удерживает LADA Granta, а на 2-м месте по популярности всегда была LADA Vesta. За 3-ю позицию боролись различные китайские производители. Но уже в августе Vesta сместил Haval Jolion, причем Vesta догоняет Belgee X50 (устаревшая версия Geely Coolray белорусской сборки). В Татарстане спрос на LADA Vesta упал на треть (или на 500 авто) — с 1 515 до 1 014. Причем если Vesta Sedan упала в продажах на 43% — с 853 до 484 единиц, то Vesta SW снизила свои продажи на 20% — с 662 до 530 штук. Стоимость Vesta в кузове седан теперь варьируется от 1,57 млн до 1,96 млн рублей, Vesta в версии кросс-седан — от 1,76 млн до 2,07 млн рублей.
Перезапуск производства популярного бюджетного универсала LADA Largus пошел ему на пользу. Всего за прошедший квартал татарстанские автолюбители обзавелись 537 новенькими универсалами стоимостью от 1,66 млн рублей.
Объемы продаж классической, практически неизменной по форме с начала своего выпуска модели 4×4 упали на 19%. Так, если в 2024-м ее купили 633 татарстанца, то по итогам июля – сентября 2025-го было реализовано 514 автомобилей. Продажи LADA Niva Travel в относительном выражении просели более сильно: 395 ТС в прошедшем квартале текущего года против 631 единицы по итогам III квартала 2024-го, или просадка на 37%.
Благодаря тому что Haval собирают на заводе в Туле, только 6% автомобилей этого бренда, реализованных в прошлом квартале, было собрано в Китае
Haval и уверенное «серебро»
На 2-м месте по количеству зарегистрированных в РТ новых автомобилей расположилась китайская марка Haval — внедорожное подразделение Great Wall Motors. Благодаря тому что Haval собирают на заводе в Туле, только 6% автомобилей этого бренда, реализованных в прошлом квартале, было собрано в Китае. Объем реализации упал на треть — с 2 738 до 1 826 транспортных средств. Доля бренда на республиканском рынке снизилась с 13,8 до 10,7%.
Выше мы писали, что в августе 2025 года Haval Jolion смог обогнать по популярности LADA Vesta и занять 2-е место в рейтинге самых продаваемых машин в России. В сентябре ситуация была аналогичной. К слову, и в Татарстане данная модель является второй по популярности после LADA Granta, и это несмотря на то, что в III квартале таких ТС было продано на 39% меньше — 869 единиц. В 2025 году Haval представил обновленную версию популярного кроссовера Jolion. Одно из самых заметных изменений — обновленная передняя часть автомобиля, которая получила более агрессивную решетку радиатора. Формы бамперов изменились, а фары стали более узкими и получили современную LED-подсветку, что придало машине более динамичный внешний вид по сравнению с предыдущей версией. Несмотря на значительные изменения в кузове, стоимость авто не изменилась. В зависимости от комплектации она варьируется от 1 млн 999 тыс. до 2 млн 749 тыс. рублей. Всего доступно четыре комплектации — Comfort, Elite, Premium и Tech+.
На 2-й строчке располагается среднеразмерный кроссовер Haval M6. За предпоследние три месяца текущего года свой выбор в пользу данного автомобиля сделали 377 татарстанцев. По сравнению с 2024-м продажи упали на 37%. В России Haval M6 представлен с безальтернативным турбированным двигателем объемом 1,5 л мощностью 143 л. с. и крутящим моментом 202 Н⋅м. Он агрегатируется либо с 6-ступенчатой механической коробкой переключения передач, либо с 7-ступенчатым роботом. Привод только на переднюю ось. Комплектация одна — Family. Кроссовер на механике стоит 1 млн 999 тыс. рублей. За автомобиль с роботизированной коробкой передач просят 2 млн 169 тыс. рублей. Отметим, что с начала года машина на механике подешевела на 180 тыс. рублей, на «роботе» — на 130 тыс. рублей.
На 3-м месте модельного ряда разместился обновленный Haval F7, который после модернизации не только «дорос» до такой позиции, но и подрос в плане размеров. Если предыдущий F7 по габаритам был гораздо ближе к Haval Dargo, то сейчас за счет увеличенных размеров новинка доросла до среднеразмерных кроссоверов. Теперь F7 находится в одном размерном ряду с такими авто, как Exeed RX и TXL, Geely Monjaro и Hongqi HS5 нового поколения. Благодаря этому продажи обновленного F7 выросли в 2 раза — с 101 до 203 единиц.
Chery и ее «семья»
«Бронзовый» призер рейтинга автомобилей экономкласса — китайская марка Chery. В Татарстане бренд развивает не только Chery, но и другие суббренды, постоянное обновление которых усиливает влияние на авторынок. Таким образом, марка занимает значительную часть рынка, начиная с экономсегмента и заканчивая премиальным. Бренд и его четыре суббренда суммарно смогли реализовать за прошедшие три месяца 2 669 машин. Это на 29% меньше, чем за АППГ.
Если брать в разбивке, то первой в «семействе» идет марка Chery с показателем в 1 620 проданных авто, что на 27% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Самый популярный автомобиль в группе — замена вечному бестселлеру Hyundai Creta — модель Chery Tiggo 4, которая дебютировала в ноябре 2024-го. Внешне новый Tiggo 4 стал во многом идентичен «старшей» модели — Tiggo 7 Pro Max, получив новую оптику, стильный «переход» на задней стойке кузова, имитирующий продолжение линии остекления. Но самое главное — это то, что машина лишилась связки 1,5-литрового атмосферного бензинового мотора на 113 л. с. с вариатором и теперь доступна к покупке на нашем рынке исключительно в версии с турбодвигателем на 147 л. с., который работает в паре с 6-ступенчатым «роботом» DCT с двумя сцеплениями. Всего такие ТС приобрели 553 татарстанца. Сейчас без учета различных скидок вариант Active предлагается за 2,11 млн рублей, а Ultra — за 2,57 миллиона.
На 2-е место вырвалась еще одна новая модель — Tiggo 7L, которую разобрали в количестве 520 штук. Tiggo 7L — это не просто очередной рестайлинг, а серьезная переработка популярного кроссовера. Передок теперь выглядит более агрессивно за счет новой решетки радиатора с трехмерным узором. Оптика стала тоньше и технологичнее — почти как у флагманской модели Tiggo 8 Pro Max. Задняя часть тоже претерпела изменения — вместо раздельных фонарей теперь световая полоса. Под капотом тот же 1,6-литровый турбированный двигатель мощностью 150 л. с. Цены на обновленный автомобиль начинаются от 2,87 млн рублей.
По причине выхода обновленной версии продажи некогда популярной Chery Tiggo 4 Pro упали в 5,7 раза. Если в июле – сентябре 2024-го эта модель разошлась в количестве 790 единиц, то в этом году ее приобрели всего 139 раз.
Бывшему флагману компании Tiggo 8 Pro Max в начале года пришла замена. Chery завезла в Россию новый флагманский автомобиль — Chery Tiggo 9, который на домашнем рынке представлен как Tiggo 8L. По большому счету Chery Tiggo 9 представляет собой не что иное, как Jaecoo J8, только здесь три ряда кресел вместо двух у J8. На автомобиле стоит двухлитровый турбомотор мощностью 245 л. с. и 8-ступенчатый автомат собственного производства Chery. Такая коробка ставится на соплатформенный Exeed RX. Рекомендуемая цена продажи на такой автомобиль начинается от 4 млн 150 тыс. рублей за машину в комплектации Prime, за Ultra надо выложить уже 4,45 млн рублей. За прошедший квартал 72 автолюбителя порадовали себя такой новинкой.
Второй по популярности суббренд от Chery в массмаркете — Jetour. Китайский производитель в июле – сентябре 2025-го продал на татарстанском рынке 573 свои машины, что на 11% больше, чем годом ранее. Самыми популярными оказались кроссовер Dashing (продано 318 машин), полноприводный T2 (129 единиц), X70 Plus и T1. В целом бренд Jetour вошел в десятку самых популярных в РТ и оказался на 8-м месте.
По количеству проданных новых авто группы на 3-м месте идет марка Omoda. В иерархической лестнице ее можно поставить между Chery и Exeed, потому что модели сделаны с уклоном на премиальность. Сейчас в продаже доступен кроссовер С5 и среднеразмерный седан S5, а также на рынок вышла новинка — крупный кроссовер C7. Первого было продано 273 единицы, второго — 39, третьего — 30 авто. Итого всего 342 машины, что почти в 2 раза меньше показателей 2024-го.
За прошлый квартал в республике продано 134 автомобиля бренда Jaecoo, также принадлежащего Chery. В целом бренд Jaecoo представлен стильным кроссовером J7, который сочетает в себе целый набор технологий и внедорожных возможностей, а также кроссовером J8, который стал основным конкурентом Geely Monjaro. При этом внешность J8 повторяет уже вышедшую на рынок Китая Chery Tiggo 9. Единственное значимое отличие — решетка радиатора с тонкими хромированными ламелями. Всего же по дорогам Татарстана разъехалось 100 «семерок» и 34 «восьмерки».
Следующий суббренд Chery — Kaiyi, известный тем, что собирается на российском заводе «Автотор» в Калининграде. В Татарстане марка представлена седаном E5, который является обновленной версией Chery Arizzo 7, а по своим габаритам это конкурент Hyundai Elantra. Также есть спрос на компактный кроссовер Х3 и его более богатую версию Х3 Pro, а также на среднеразмерный кроссовер Kunlun. В целом за год продажи по данной марке упали в 4 раза — с 72 до 18.
На бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге успешно собирают автомобили марки Solaris
Solaris рвет чарты
На бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге успешно собирают автомобили марки Solaris. Модельный ряд бренда включает в себя седан Solaris HS, кроссовер Solaris HC, седан Solaris KRS и кросс-хетчбэк Solaris KRX. По факту это модели Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio и Rio X, которые собираются из оставшихся на предприятии машинокомплектов. Именно этот факт стал причиной роста продаж бренда.
В Татарстане за прошедший квартал было продано 1 173 таких автомобиля, что почти в 3 раза больше, чем в 2024-м. Это 516 Solaris HS, 395 Solaris KRX, 233 Solaris KRS и 29 Solaris HC. Сами машины не изменились, за исключением логотипа. В связи с тем, что компания Hyundai официально ушла из России, продав свой завод фирме «Арт-Финанс», прав на товарный знак у последней нет, что и привело к своего рода ребрендингу.
Что касается «коренных корейцев», то продажи Kia сократились на треть с 466 до 316 регистраций, причем 9 из них были произведены еще в 2023 году. «Коренных» из них только 16 автомобилей. Именно столько приехало из Южной Кореи. 189 машин было собрано в Китае, а 111 — в Казахстане.
В разбивке по моделям 1-е место занимает Sportage пятого поколения. В III квартале 2025-го было продано 149 кроссоверов последнего поколения, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, на дороги выехали три новеньких Sportage R — китайский Sportage Ace, производство которого развернуто на китайско-корейском предприятии Dongfeng Yueda Kia. Sportage R (Ace) собран на базе удачного и мегапопулярного в свое время Hyundai ix35.
Из новинок можно выделить Kia EV6 — кросс-хетчбэк на электрической модульной платформе E-GMP. Всего у данной модели пять модификаций. Базовая Standard Range имеет тяговую батарею на 58 кВт∙ч и задний электромотор с отдачей 170 л. с. и 350 Н∙м. У полноприводного варианта два двигателя выдают суммарно 235 л. с. и 605 Н∙м. Пробег на одной зарядке — 400 и 380 км соответственно. Паркетник в версии Long Range оснащен аккумулятором емкостью 77,4 кВт∙ч, отдача с задним приводом — 228 л. с. и 350 Н∙м, а с полным приводом — 325 л. с. и 605 Н∙м. Дальность хода — 510 и 490 километров.
Другой «корейский брат» — Hyundai — отработал прошедший квартал намного хуже. За год продажи данной марки просели в 3 раза — с 634 до 210 проданных авто. Причем 77% всех этих ТС были собраны в Казахстане — 163 штуки. Еще 28 собрано в Китае, а 19 — в Южной Корее.
На 1-м месте среди моделей Hyundai — кроссовер Tucson. Благодаря своему динамичному и прогрессивному дизайну он «продал» себя в количестве 164 авто против 433 в 2024-м. На 2-м месте разместился седан Elantra, который «уронил» продажи с 94 до 15 авто. На 3-й позиции с 10 продажами — крупноразмерный кроссовер Palisade.
Из новинок на республиканском рынке можно отметить седан Hyundai Lafesta с двигателем 1.5 T-GDI на 200 л. с., который был разработан специально для китайского рынка. Кроме того, в РТ завезли минивэн Hyundai Custo, который можно рассматривать как замену Kia Carnival, с которым Hyundai Custo делит платформу.
«Москвич» — это китайский JAC, который собирают из машинокомплектов на Московском автозаводе, бывшем Renault. За минувший квартал на татарстанском рынке продано 169 таких автомобилей
Что еще производят в России?
Нельзя не обратить внимание на российский автомобиль, хоть и с китайским прошлым. В III квартале текущего года в республике было реализовано на треть меньше новых машин «Москвич», чем годом ранее. Напомним, «Москвич» — это китайский JAC, который собирают из машинокомплектов на Московском автозаводе, бывшем Renault. За минувший квартал на татарстанском рынке продано 169 таких ТС, тогда как в июле – сентябре 2024-го из автосалонов РТ выехало 249 машин. 160 транспортных средств пришлось на кроссовер с бензиновым двигателем — «Москвич-3», 7 продаж — на «Москвич-6», донором для которого стал китайский автомобиль Sehol A5 Plus. Электрический «Москвич-3е» пока не пользуется популярностью в Татарстане: за прошедший период было продано всего два таких электрокара.
Еще один российский автомобильный бренд — марка Evolute. За прошедший квартал в республике была зарегистрирована 21 машина данной марки — это на два ТС больше, чем годом ранее. На данный момент в линейке Evolute пять авто, четыре из которых полностью электрические (i-Pro, i-Joy, i-Sky и i-Jet), а также один гибридный i-Space. За исследуемый период татарстанские автолюбители выкупили 9 «гибридов» и по 6 i-Pro и i-Joy.
Отдельно выделим группу «Соллерс», которая выпускает автомобили «УАЗ» и Sollers. Если по итогам III квартала 2024 года в РТ было реализовано 67 машин «УАЗ», то в 2025-м — уже 72. Основной прирост дала модель 3163 Patriot — автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересеченной местности. Рыбаками и охотниками Татарстана было приобретено 57 против 36 таких транспортных средств в прошлом году. Еще 14 продаж пришлось на пикап на базе Patriot, а одна — на модель Hunter.
Следующим у группы «Соллерс» идут рамные пикапы Sollers ST6 и Sollers ST8. Как и в ситуации с «Москвичом», машина построена на базе китайского JAC T6 и JAC T8 соответственно. Собираются автомобили на бывшем предприятии Mazda во Владивостоке и на производственной площадке УАЗа в Ульяновске и доступны с бензиновой или дизельной силовой установкой, на 6-ступенчатой «ручке». По дорогам Татарстана разъезжают 34 новеньких грузовичка ST8 и 17 — ST6.
Продукция белорусско-китайского совместного предприятия по сборке легковых автомобилей Geely под маркой Belgee обогнала своего «родителя»
Белорусы обогнали китайцев
Продукция белорусско-китайского совместного предприятия по сборке легковых автомобилей Geely под маркой Belgee обогнала своего «родителя». Еще год назад завод собирал только одну модель — кроссовер Belgee X50, который является точной копией китайской Geely Coolray. Сейчас же в республику завозят и другие модели, выпускаемые на этом заводе. Например, Belgee X70, который в Китае представлен моделью под именем Geely Atlas Pro, а также Belgee S50, пришедший на замену седана Geely Emgrand. Всего в Татарстане за анализируемый период был реализован 1 001 китайский автомобиль с белорусской «пропиской», что в 2 раза больше, чем в АППГ.
Зато объемы продаж автомобилей китайской марки Geely в РТ в июле – сентябре 2025 года, наоборот, упали в 2 раза по сравнению с таким же периодом 2024-го. За прошедшие три месяца текущего года на татарстанском рынке продано 978 кроссоверов и внедорожников Geely.
По итогам III квартала 2025-го кроссовер Geely Monjaro оказался самым популярным автомобилем в республике — его выбрали 377 наших земляков. Он построен на платформе CMA и делит ее с такими моделями, как Volvo CX-40 и Geely Tugella. Напомним, что платформа разработана компанией Volvo, которая, как известно, с 2010 года принадлежит Geely. Это касается и мотора: тут он также от Volvo. «Серебро» достается кроссоверу Geely Atlas с показателем в 190 автомобилей (падение составило 44%). На 3-м месте расположился компактный кроссовер Coolray, у которого продажи упали более чем в 3,5 раза — с 415 до 119 единиц.
Показательно выглядят продажи «санкционной» японской Toyota. В республике этот атрибут среднего класса прибавил 73% спроса
Японская преданность
Наконец-то подошла очередь поговорить о тех брендах, которые смогли улучшить свои показатели на татарстанском рынке в не самое простое время. Показательно выглядят продажи «санкционной» японской Toyota. В республике этот атрибут среднего класса прибавил 73% спроса — с 228 до 395 поставленных на учет автомобилей.
Любимец публики — среднеразмерный кроссовер Rav4 — прибавил 20%, что в итоге вылилось в 189 регистраций. Второй самой популярной моделью ушедшего бренда стала Toyota Highlander, продажи которой выросли в 27 раз — с 5 до 139 авто. Спрос на бизнес-седан Camry остался практически на уровне прошлого года — 26 зарегистрированных новеньких ТС. Помимо «классических» моделей, в Татарстане встали на учет две Sequoia — рамный внедорожник с V-образным 6-цилиндровым мотором объемом 3,5 литра. Разница у них только одна: у одной модели мощность мотора составляет 394 л. с., у другой — 436 л. с. Обе машины оформлены на компании.
В топ растущих брендов в РТ за длительное время попала японская Mazda, чей республиканский рейтинг вырос в 4 раза до 119 авто. Самой продаваемой моделью марки в Татарстане остается среднеразмерный кроссовер СХ-5, улучшивший свой результат в 9 раз до 108 регистраций. Более крупный и премиальный автомобиль CX-50 разошелся в количестве пяти единиц. На замену Mazda 6 в республику «заехали» две ее китайские замены — Mazda Atenza и Mazda EZ-6. Вторая — это плюс-минус та же модель, только исключительно в электрическом варианте под более привычным обозначением 6 и со скромной, но идеологически правильной припиской «е».
Концерн Changan, уже зарекомендовавший себя в России, вывел также свой новый бренд — Deepal. Первая ласточка новой марки — Deepal S07
Samsung, но не телефон
Автомобили Samsung сейчас не имеют отношения к одноименному производителю смартфонов. Еще в 1994-м корейский концерн образовал подразделение Samsung Motors: был подписан договор о сотрудничестве с фирмой Nissan — через четыре года на местный рынок вышел седан Samsung SM520, т. е. лицензионный Nissan Maxima с измененным оформлением кузова. Но вскоре в Азии разразился финансовый кризис, и в 2000 году автомобильное подразделение прибрала к рукам компания Renault. С тех пор корейский производитель называется Renault Samsung Motors, но на местном рынке автомобили по-прежнему продаются под маркой Samsung. На дороги Татарстана выехал Samsung XM3, который по факту является хоть и не точной, но копией Renault Arkana, причем для корейского кроссовера использована более современная «тележка» CMF-B, на которой построен европейский Renault Captur.
Кроме того, из необычных новинок в республику поступил трехрядный кроссовер Leapmotor C16, который при сопоставимых с Li Auto L8 контрольных параметрах стоит почти в 2 раза дешевле. Leapmotor C16 оснащают мотором с мощностью 292 л. с. Разгон до 100 км/ч занимает 6,4 секунды, а запас хода составляет до 520 км по циклу CLTC.
Концерн Changan, уже зарекомендовавший себя в России, вывел также свой новый бренд — Deepal. Первая ласточка новой марки — Deepal S07 — среднеразмерный кроссовер с выразительной внешностью, похожей в передней части с Lamborghini Urus благодаря узким светодиодным ДХО и скользящей линии капота.
Кроме того, в республиканской ГАИ на учет встали две новенькие машины «Амберавто А5». Еще в 2024 году калининградский «Автотор» объявил о создании собственного бренда «Амберавто» и представил его первую модель — электрический седан «Амберавто А5». Это переименованный китайский электромобиль JMEV Yi образца 2021 года, который разработан совместным предприятием компаний Renault и JMC (Jiangling Motors Corporation).
Для заметного роста рынка понадобятся новые стимулы, а сезонные распродажи, корпоративные закупки и продолжающиеся программы поддержки автопроизводителей помогут только удержать продажи на существующем уровне
Снижение «ключа» и ожидание нового «утиля»: что оживляет авторынок
Руководитель группы ПФО «Авто.ру» Рустам Гатауллин отмечает, что по сравнению с II кварталом 2025-го автомобильный рынок Татарстана показал небольшое оживление в июле – сентябре, несмотря на заметное снижение общих годовых показателей. Главная причина — изменение кредитной политики. По данным «еКредита» (входит в «Авто.ру»), средняя ставка при покупке новых автомобилей уменьшилась с 13,5% в II квартале до 10,8% в III. Это способствует оживлению спроса на новые машины.
Позитивное влияние на рынок также оказывают стимулирующие программы автопроизводителей. Программы субсидирования автокредитов делают новые ТС в республике доступнее и удерживают интерес покупателей к этому сегменту рынка. Дополнительно спрос на новые машины вырос на фоне новостей о будущем повышении утилизационного сбора, которое, как ожидается, повлияет на рост цен.
Однако сохраняются и сдерживающие факторы: низкий уровень одобрения заявок на автокредиты банками, высокие требования к долговым нагрузкам, цены на транспортные средства и сопутствующие расходы на их обслуживание.
Гатауллин предполагает, что IV квартал рынок пройдет примерно на уровне III. Для заметного роста рынка понадобятся новые стимулы, а сезонные распродажи, корпоративные закупки и продолжающиеся программы поддержки автопроизводителей помогут только удержать продажи на существующем уровне. Возможность показать лучшие результаты есть у тех брендов, которые предлагают клиентам понятную конечную стоимость владения и выгодные программы субсидированного автокредитования.
Говоря о ценах, стоит отметить рост средней стоимости новых автомобилей в республике. По сравнению с августом в сентябре она выросла на 0,8% и к 1 октября 2025 года достигла 2 869 403 рублей, отмечает эксперт.
Комментарии 92
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.