«Ладно следственный комитет про меня сказку сочинил, но прокурор-то должен был разобраться в достоверности этих фактов. Прямо как в басне Крылова нашли главного коррупционера Республики Татарстан!» — обращался сегодня Энгель Фаттахов в Мензелинском районном суде лично к Альберту Суяргулову. Там сегодня закончили читать обвинение по уголовному делу в отношении бывшего вице-премьера РТ. Но примечательным заседание стало не поэтому, а из-за 10-минутной речи, которую выдал Фаттахов. В ней подсудимый снова заявил, что никаких взяток не брал, и эмоционально изложил историю всей своей жизни, которую все время портили таинственные заговорщики. Детали — в нашем материале.
В Мензелинском районном суде сегодня утром закончили читать обвинение по уголовному делу в отношении Энгеля Фаттахова
«Отец мой 46 лет работал учителем, мать — колхозница…»
В Мензелинском районном суде сегодня утром закончили читать обвинение по уголовному делу в отношении Энгеля Фаттахова. К этому заседанию бывший вице-премьер Татарстана подготовился основательно. Казалось даже, что во время своего выступления Фаттахов специально позирует корреспонденту «БИЗНЕС Online», что называется, работает на публику. К слову, другой прессы в зале суда сегодня не оказалось.
«Я обвинение не признаю, никогда не признавал. Это не только моя принципиальная позиция, это истина. Я взятку ни у кого не брал! Хочу тезисно выразить свое отношение к предъявленному мне обвинению», — начал он свой спич. Зашел, впрочем, издалека.
«Я, Фаттахов Энгель Навапович, родился 12 июня 1961 года в деревне Чишма Актанышского района в многодетной семье. Отец мой 46 лет работал учителем начальных классов, он был очень уважаемым человеком среди односельчан. Мать — колхозница», — описал подсудимый.
Далее Фаттахов напомнил, что 20 лет руководил Актанышским районом, пять лет работал министром образования и науки и вице-премьером республики. Решил подчеркнуть, что Актанышский район непростой, это родина первого президента РТ Минтимера Шаймиева. Упомянул, что был награжден всеми высшими наградами Татарстана, в том числе орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан», медалями Российской Федерации, почетной грамотой от президента России Владимира Путина. Наконец, имеет звание заслуженного работника сельского хозяйства РТ и РФ.
С судебной скамьи Фаттахов выразил отдельную благодарность сначала Шаймиеву («Он в 36 лет меня назначил главой района, был моим учителем, фактически вторым отцом»), а затем действующему главе республики. «Огромное спасибо Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который назначил меня на пост министра образования и науки. При мне же Рустам Нургалиевич повысил эту должность до уровня вице-премьера. Во время работы он всегда поддерживал меня и помог мне в личном плане», — сказал Энгель Навапович. Что за «личная» помощь, не уточнил.
«Эти силы помогли снять меня с должности министра образования. Споры вокруг татарского языка были хорошим поводом для такого. Эти [же] силы сняли меня с поста главы Актанышского района»
«В республике есть силы, которые меня терроризируют уже с 2016–2017 годов»
Покончив со вступлением, Фаттахов перешел к обвинениям в свой адрес. Как следовало из речи, у подсудимого есть враги, которые давно мешают ему жить.
«В республике есть силы, которые меня терроризируют уже с 2016–2017 годов. Эти силы помогли снять меня с должности министра образования. Споры вокруг татарского языка были хорошим поводом для такого. Эти [же] силы сняли меня с поста главы Актанышского района. Год оставался до пенсионного возраста. Заставили написать заявление об уходе с поста с формулировкой, что я даже не могу руководить районом. После 20-летней успешной работы на этом посту…» — вспоминал фигурант дела детали, которые прежде не раскрывал.
Фаттахов сказал, что под его руководством Актанышский район всегда был в числе передовых. И все бы хорошо, но случился скандал со срезанием креста на кладбище в селе Актаныш. «По моему мнению, это они сами организовали! В республике и ранее были даже случаи поджога церквей, но в этих районах никто не пострадал, как я!» — уверял подсудимый.
Фаттахов сказал, что под его руководством Актанышский район всегда был в числе передовых. И все бы хорошо, но случился скандал со срезанием креста на кладбище в селе Актаныш. «По моему мнению, это они сами организовали!»
Дальше вспомнил, что после отставки с поста главы района хотел продолжить работать на благо республики, планировал устроиться директором в гимназию для одаренных детей в Актаныше. Речь шла, видимо, о полилингвальной гимназии «Адымнар», которая открылась в августе 2021 года. «Я много сил отдал для создания этой школы. Хотел продолжить реализацию своего проекта по системе одаренных детей. Хотел передать свой опыт на посту министра образования для детей Актанышского района! Но мне отказали, мотивируя тем, что новый глава против», — сокрушался Энгель Навапович.
По его словам, новый глава Актаныша не просто был против, а дал команду не пускать Фаттахова на порог школы. Имя не прозвучало, но после Энгеля Наваповича район возглавил Ленар Зарипов.
После этого Фаттахов рассказал, как посвятил себя хозяйству в своей родной деревне, и обратил внимание на то, что трудился при поддержке Минниханова. «За что ему опять огромное спасибо! За три года агрофирма „Чишма“ вышла на 1-е место в рейтинге хозяйств района», — отметил он.
«Я не предавал никого, как Фаил Камаев!»
Фаттахов, как он сам поведал, надеялся, что после ухода с постов министра и главы района «все успокоились» и дадут ему спокойно поработать в деревне. «Нет, я ошибся. Не успокоились», — поделился подсудимый. К слову, что за «силы» работают против него, Фаттахов на заседании не сказал, а у суда и следствия уточняющих вопросов не возникло.
«Тех документов, на основании которых меня задержали, в деле нигде нет. Следствие велось очень грязно, многие свидетели под угрозой дали ложные показания против меня. Даже Марат Ахметов, бывший министр сельского хозяйства и вице-премьер, не признает свою подпись!» — сослался Фаттахов на вице-спикера Госсовета РТ Марата Ахметова.
Далее Фаттахов обратился прямо к прокурору Татарстана Альберту Суяргулову. После некоторой паузы он задался вопросом: «Почему он видит в каждом человеке коррупционера, крохобора, криминалитета? Он же должен быть гарантом прав и свобод каждого гражданина нашей республики! Как он может подписать обвинительное заключение, где половина фактов — ложь? Ладно следственный комитет про меня сказку сочинил, но прокурор-то должен был разобраться в достоверности этих фактов. Прямо как в басне Крылова нашли главного коррупционера Республики Татарстан!» — горячился Фаттахов.
Дальше обозначил, что его дело «заказное». Свидетели Алмаз Муртазин, Дилфат Нагимов, Римма Кустова, Руслан Гайнуллин, по его словам, только «пешки в этом большом деле», а у него с ними никогда никаких проблем не было. «Я людям доверял. Я честно, добросовестно 20 лет трудился, руководил районом, поставив перед собой задачу сделать его процветающим, одним из лучших перспективных районов республики», — добавил подсудимый.
Энгелю Фаттахову предъявили обвинения в четырех эпизодах получения взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и однократном превышении должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ). В большинстве эпизодов фигурирует, предположительно, связанная с ним компания — ООО «Агрофирма „Чишма“».
Первый эпизод затрагивает деятельность сельхозпредприятия ООО «Чишма». Следствие обвинило Фаттахова в том, что он принудил директора фирмы включить в ее руководство своего знакомого и отдать ему более 37% уставного капитала компании. Впоследствии обвиняемый, будучи фактическим собственником другого предприятия — ООО «Агрофирма „Чишма“», заполучил имущество ООО «Чишма» на 157,6 млн рублей. Фаттахов, как считает следствие, добился этого посредством махинаций и административного давления. Его обвинили в превышении должностных полномочий.
Следующий эпизод касается организации «Мастерстрой». Подсудимый, предположительно, получил взятку от директора фирмы, которой он помог получить контракты на капремонт двух школ в Набережных Челнах и Актанышского технологического техникума. Директор компании также владел ООО «Барс», которое ремонтировало столовую в агрофирме «Чишма», при этом стройматериалы закупил именно «Барс», что следствие считает взяткой.
Очередным пунктом обвинения стал случай с ООО «Теплосервис». Фаттахова подозревают в том, что он требовал взяток от компании. По версии следствия, будучи главой Актаныша, Энгель Навапович помогал «Теплосервису» в заключении контрактов на благоустройство и отопление с учреждениями района. За это компания оказывала услуги и перечисляла средства на счет агрофирмы «Чишма».
Не обошлось и без бартера. Так, ООО «ПСК Спецстрой» за помощь в заключении договора на ремонтные работы в Актанышском районе якобы отремонтировало дом Фаттахова. Это четвертый эпизод.
По версии следствия, в криминале было замешано и ООО «Коммунсервис-Актаныш». Обвинение считает, что Фаттахов посодействовал тому, чтобы фирма получила право заключения договора аренды (без конкурса), а сам он получил взятку. Кроме того, подсудимый оказал помощь компании в заключении более 30 муниципальных контрактов с учреждениями Актанышского района.
Энгель Навапович сказал, что хотел создать в районе условия для подрастающего поколения, развития личности. Правда, не пустил в район инвесторов, и у него есть этому объяснение: «Просто хотел сохранить обычный уклад жизни наших населенных пунктов. Хотел сохранить колхозы. Район специфический, это единственный район в республике, где почти 100 процентов — чисто татарское население. Я не ошибся, себе ничего не оформил, кроме родной деревни с 2 тысячами гектаров земли! Если им не хватает богатства, пусть забирают мое крошечное хозяйство и весь район! Теперь там никто не помешает…»
Подсудимый признал: его предупреждали о том, что впереди «тяжелые времена», но он никогда не менял жизненной позиции — ни перед кем не подхалимничал, никому в обиду себя не давал. «Я не предавал никого, как Фаил Камаев! Я преступлений не совершал, тем более взяток не брал! Честно, добросовестно трудился на благо республики и на благо района! Уверен, суд во всем разберется. Это не только принципиальная позиция, это крик моей души!» — заключил Фаттахов.
На следующем заседании суд перейдет к допросам потерпевших.
Жизнь Фаттахова круто повернулась в мае 2024 года
История уголовного дела в отношении Фаттахова
Жизнь Фаттахова круто повернулась в мае 2024 года, когда силовики пришли с обысками в его дом в родном селе Чишма Актанышского района. Сотрудники правоохранительных органов действовали в рамках расследования уголовного дела о получении взятки в особо крупном размере, которое в отношении бывшего вице-премьера РТ и экс-министра образования и науки республики возбудил лично руководитель СУ СКР по РТ Валерий Липский.
Фаттахова задержали, и это был первый случай, когда за решеткой оказался бывший вице-премьер Татарстана. Как сообщалось, по версии СКР и УБЭП, в 2018–2020 годах Энгель Навапович, будучи главой Актаныша, получил от представителя строительной фирмы взятку в виде реконструкции своего дома стоимостью более 21,8 млн рублей, взамен пообещал помощь в заключении подрядных договоров на строительно-ремонтные работы на объектах в районе и своевременную их оплату.
Силовики пришли с обысками в его дом в родном селе Чишма Актанышского района
В суде Фаттахов заявил, что вину не признает. Забегая вперед, отметим, что за год расследования его позиция не изменилась. Отрицание вины не помешало суду арестовать Энгеля Наваповича. На заседании адвокат фигуранта дела отмечала, что Фаттахов «сам искренне заинтересован в том, чтобы следствие велось объективно», и хочет доказать свою невиновность. В конце мая 2024-го защита попыталась обжаловать его арест в Верховном суде РТ, но безуспешно. В июле 2024 года городской суд Набережных Челнов не удовлетворил просьбу адвокатов Фаттахова о переводе подзащитного под домашний арест. «Разве я похож на взяточника?» — спрашивал фигурант уголовного дела на заседании. «Я сам всю жизнь боролся с несправедливостью, за что и пострадал», — говорил он в августе 2024-го, когда Верховный суд РТ вновь отклонил просьбу о переводе под домашний арест. Последующие попытки обжаловать арест успеха также не принесли.
Осенью 2024 года Фаттахов попал в больницу для осужденных и жаловался на проблемы с сердцем. Ссылаясь на ухудшение здоровья, он пожаловался на перевод из СИЗО в Мензелинске в СИЗО в Чистополе и длительные поездки к следователю и попросил вернуть его обратно в Мензелинск. Безуспешно. В середине ноября Фаттахову предъявили еще взятку на 140 тыс. рублей, а в конце месяца более серьезный эпизод — превышение должностных полномочий, захват активов для семейной агрофирмы.
В июле выяснилось, что показания на Фаттахова в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве дал в том числе экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев
С начала 2025 года суд неоднократно продлевал содержание под стражей. В апреле 2025-го прокуратура добилась в суде прекращения депутатских полномочий Фаттахова в связи с утратой доверия. В мае предварительное следствие по делу Энгеля Наваповича завершилось, он начал знакомиться с материалами дела. В июле выяснилось, что показания на Фаттахова в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве дал в том числе экс-глава Тукаевского района Фаил Камаев.
Альберт Суяргулов указывал, что Актанышский райсуд будет необъективен, т. к. Фаттахов долгое время работал в правительстве РТ и возглавлял район, а потому у него «имеется широкий круг общения», в том числе и среди сотрудников суда
Уголовное дело изначально направили в Актанышский районный суд, но по ходатайству Суяргулова процесс перенесли в Мензелинск. Прокурор Татарстана указывал, что Актанышский райсуд будет необъективен, т. к. Фаттахов долгое время работал в правительстве республики и возглавлял район, а потому у него «имеется широкий круг общения», в том числе и среди сотрудников суда. В конце августа Суяргулов предъявил антикоррупционный иск к Фаттахову с требованием изъять имущество на 651 млн рублей.
Процесс по уголовному делу стартовал 7 октября. Суть предъявленного обвинения «БИЗНЕС Online» описывал в отдельном материале.
Комментарии 207
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.