«До повышения цены солярка нам обходилась в 60 рублей за литр, а сейчас она 69 рублей. Практически на 9 рублей литр подорожал», — комментирует ситуацию с ценами на топливо директор МУП города Казани «ПАТП №2» Альберт Мухаметшин. Предыдущего такого подорожания он не припоминает. Рост цен на бирже с начала сентября никак не удается остановить, хотя власти уже запретили экспорт, облегчили импорт, разрешили применять запрещенные добавки и изменили правила биржевых торгов. Других серьезных инструментов, чтобы повлиять на рынок, и нет. После «передышки» в связи с завершением сельхозработ в ноябре может пойти новая волна роста цен. Осложняют ситуацию ремонты НПЗ. В Нижнекамске появились случаи, когда топлива на АЗС попросту нет.
Накануне стоимость АИ-92 на Петербургской бирже побила рекорд в 16-й раз за год. Исторические максимумы обновляются пятый день подряд
Ни дня без рекорда
«Меры приняты, а цены растут», — негодовал президент РФ Владимир Путин в сентябре 2023 года на совещании с кабмином. Глава государства тогда устроил публичный «разбор полетов» из-за подорожания бензина и недоумевал, почему даже запрет экспорта не помог. Потребителя мало волнует, почему растут цены, отмечал российский лидер и призывал «плотнее» работать с нефтяными компаниями.
Нынешней осенью топливный рынок «штормит» не меньше, а тезис президента стал вновь актуальным. Целый набор мер уже принят, но цены продолжают упорно расти день за днем. Накануне стоимость АИ-92 на Петербургской бирже побила рекорд в 16-й раз за год. Исторические максимумы обновляются пятый день подряд. Да, рост цен может быть небольшим, на 1–2 копейки, но ведь он не останавливается, не говоря уже о снижении стоимости.
Неделю назад, на совещании Путина с кабмином, ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов обсудили, но как-то мимоходом, ближе к концу. Минэнерго РФ заодно рассказало и о подготовке к отопительному сезону, и о модернизации электроэнергетической инфраструктуры. Отчет главе государства строился вокруг того, какие меры уже приняты, чтобы насытить рынок топливом, а о росте цен на бирже не сказали. Но если текущая тенденция сохранится, новый «ковер» у президента — конкретно по ценам на топливо — совсем не исключен.
Стабилизировать топливный рынок власти пытаются с начала осени, но пока он никак не успокоится. Судя по утечкам в прессе, регулярно собирается штаб под руководством вице-премьера РФ Александра Новака, где обсуждают и принимают новые меры. Стоит вспомнить, что уже ввели:
- 4 сентября. Минэнерго вместе с нефтяными компаниями изменило график плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов с тем, чтобы увеличить объемы поставок бензинов на внутренний рынок.
- 8 сентября Петербургская биржа ужесточила правила торгов бензинами. Предельные границы колебания цены по бензинам «Регуляр-92» и «Премиум-95» с поставкой железнодорожным транспортом установили на уровне +0,01% / -20% от текущей рыночной цены.
- 23 сентября. Были ужесточены правила торгов дизельным топливом.
- 30 сентября. Продление запрета на экспорт бензина из России до конца года, за исключением поставок по межправительственным соглашениям. Ограничение экспорта дизтоплива, исключение — нефтеперерабатывающие заводы.
- 30 сентября. Обнуление таможенных пошлин на ввоз топлива в Евразийский экономический союз (ЕАЭС, включая Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию) до 30 июня 2026 года включительно.
- 1 октября. Обнуление ввозных таможенных пошлин в размере 5% на импорт бензина в РФ из Китая, Южной Кореи и Сингапура через определенные пункты пропуска на Дальнем Востоке. Увеличение импорта из Беларуси. Разрешение на использование монометиланилина — октаноповышающей присадки, которая применяется для увеличения детонационной стойкости бензина и ранее была запрещена из-за экологических требований.
- 9 октября. Доработка механизма биржевых торгов с созданием отдельной торговой секции для продаж нефтепродуктов. Нефтяные компании обязали отправлять на переработку не менее 40% сырья и поставлять готовый продукт на внутренний рынок. Поручено ускорить железнодорожные перевозки нефтепродуктов, в том числе путем сокращения времени оборота цистерн.
Стабилизировать топливный рынок власти пытаются с начала осени
Но в этой хронике можно упомянуть и еще одно решение. 12 октября президент России ввел мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу. Суть демпфера в том, что при росте мировых цен на топливо государство доплачивает нефтяникам, чтобы они поставляли продукцию на внутренний рынок. Если продавать топливо за рубеж выгоднее, чем внутри страны, власти компенсируют нефтяным компаниям разницу с экспортом. Но если внутренние цены на топливо становятся выше определенных значений, то демпферные выплаты обнуляются.
И вот это обнуление теперь убрали. Тем самым сняли и механизм, который сдерживал цены на внутреннем рынке, отмечал в беседе с РБК профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве России Михаил Юмаев. С одной стороны, у нефтяников становится меньше стимулов удерживать оптовые цены, а с другой — государство может добиться «стратегической цели» — стабильных поставок, говорил он. Недавно глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный назвал мораторий правильным и подчеркнул: «Когда у нефтяников много прибыли, надо ее отобрать в интересах всей страны. Когда наоборот, нужно им помочь».
Не исключено, что мораторий сыграл роль в повышении цен. С другой стороны, очевидно, что власти и нефтяники действуют по неформальной договоренности. Условно говоря, государство обещает не убирать субсидии, помогает, а нефтяники обязуются стабильно поставлять топливо. Но вопрос с ценами это не снимает. Стабильность поставок тоже хромает, причем теперь даже в Татарстане, о чем далее.
Ранее в УФАС по РТ отмечали, что рост цен на топливо в Татарстане есть, но все равно стоимость ниже, чем в Приволжском федеральном округе. Сегодня в ведомстве уточнили «БИЗНЕС Online», что за месяц получили 6 обращений по поводу подорожания бензина
Что с ценами в официальной статистике? А на заправках?
По подсчетам Татарстанстата, средняя стоимость бензина АИ-92 в республике за последние полтора месяца выросла на 1,96 рубля до 57,63 рубля за литр. АИ-95 подорожал на 2,21 рубля до 62,13 рубля. Дизельное топливо — на 1,11 рубля до 67,92 рубля. Бензин марки АИ-98 и выше прибавил в цене 1,34 рубля — теперь средняя стоимость составляет 83,52 рубля. Ранее в УФАС по РТ отмечали, что рост цен на топливо в Татарстане есть, но все равно стоимость ниже, чем в Приволжском федеральном округе. Сегодня в ведомстве уточнили «БИЗНЕС Online», что за месяц получили 6 обращений по поводу подорожания бензина.
Действительно, цены в округе выше. Средняя цена литра АИ-92 в ПФО составляет 59,48 рубля, АИ-95 — 63,87 рубля, дизельного топлива — 70,05 рубля, подсчитали в кабмине республики. Но и в подсчетах Татарстанстата усредненные цифры. А что на заправках?
«Стоимость растет, но покупателей стало больше. Почему? Потому что у нас самые доступные цены в городе», — уверенно заявил сегодня нашему корреспонденту сотрудник АЗС Teboil в Казани, кивая на информационную стелу. Обойдя позже еще три станции различных компаний, корреспондент убедился, что цен ниже и правда нет. Так, бензин АИ-92 здесь стоит 57,74 рубля, а АИ-95 — 62,49 рубля. «В целом цена высоковата, но тут пока адекватная. Обычно я заправляюсь на „Газпроме“ и Teboil, пока все устраивает», — подтверждает слова работника один из клиентов Андрей.
«Стоимость растет, но покупателей стало больше. Почему? Потому что у нас самые доступные цены в городе», — уверенно заявил сегодня нашему корреспонденту сотрудник АЗС Teboil в Казани, кивая на информационную стелу
Аналогичная ситуация и на флагманской АЗС «Татнефти», около одноименной ледовой арены. «Особо не задумывался [о росте цен], тем более они зачисляют бонусы. Да и по соотношению с другими здесь нормальный ценник», — отмечает Хайрулла. Свою машину мужчина заправляет бензином марки АИ-95. Здесь он обойдется в 64,14 рубля за литр. За АИ-92 придется отдать 60,74 рубля. С мнением Хайруллы согласен и сосед по очереди: «Пока нормально. Заправки дешевле не ищу и не переживаю». Сами работники АЗС отмечают, что спрос на топливо в связи с ростом цен не изменился: поток покупателей стабилен, как и раньше, жалоб и перебоя с поставками бензина нет.
На фоне Teboil и «Татнефти» выбивалась станция «ТАИФ». К моменту визита корреспондента «БИЗНЕС Online» здесь было всего два автомобиля. «Я на газу, на 200 рублей заправляюсь, чисто чтобы заводиться. Мне на бензин все равно», — ухмыляется один из посетителей. Второй клиент признал: рост цен заметен. «Никак не выхожу из ситуации, трачу деньги — и все», — нервно отметил он. Сотрудницы станции при этом делятся, что клиентов стало даже больше. «Везде дорого, а мы не так сильно подняли», — объясняют они, практически повторяя слова коллеги с Teboil. При этом клиенты жалуются, но продолжают покупать. Марка АИ-95 на АЗС стоит 63,14 рубля, а АИ-92 — 59,24 рубля. Дефицита топлива нет.
Оживление царило утром и на заправке Irbis. По мнению некоторых водителей, у компании самая высокая стоимость топлива в Казани. К слову, на фоне критики в соцсетях фирма недавно даже закрыла комментарии в своем сообществе в соцсети «ВКонтакте». Еще не так давно Irbis убрал возможность оплачивать топливо бонусами одного из банков. Собеседник в компании в беседе с нашим изданием воздержался от комментариев: «Не тот момент».
На АЗС Irbis на улице Декабристов цены были следующие: АИ-95 — 69,99 рубля, АИ-92 — 67,99 рубля
Информация на стеле АЗС Irbis на улице Декабристов горела такими цифрами: АИ-95 — 69,99 рубля, АИ-92 — 67,99 рубля. К слову, недавно 95-й был выше 70 рублей, так что немного сбавили. «Здесь дороже всего? Хотя 69 рублей, наверное, да. Но мне все равно, у меня топливная карта!» — улыбается один из водителей. Равнодушно к повышению цен относится и соседняя автовладелица Наталья: «Мне компания оплачивает, я не смотрю даже на цены». Еще один покупатель, Рустам, считает, что такая ситуация на рынке «неправильна, так быть не должно», но признается, что для него это некритично. «Честно скажу, даже не смотрю на это. Как заправлялся, так и заправляюсь, более дешевые АЗС не ищу. Но повторяю: рост цен — это неправильно!» — заявил мужчина.
Как поделился работник заправки, клиентов стало не намного, но меньше. «Народ жалуется, но поток постоянный, потому что бензин у нас хороший. Наверное, только из-за этого [спрос]», — делится мыслями сотрудник Irbis.
На одной станции «Татнефти» наш корреспондент обнаружил, что нет обычного АИ-92 и заправиться можно только вариантом АИ-92 с присадками, экологичным. «Нет, 92-го бензина пока нет. Закончился. Вот сейчас приехал бензовоз — будем «сливаться», — пояснила сотрудница
В Нижнекамске захромали поставки топлива на АЗС
Рост цен — одна сторона непростой ситуации на рынке нефтепродуктов. Вторая — это временное отсутствие топлива на некоторых заправках. На неделе «БИЗНЕС Online» получил несколько сигналов из Нижнекамска, что на некоторых станциях нет топлива. Проверочный выезд показал, что сложности действительно есть.
На одной станции «Татнефти» наш корреспондент обнаружил, что нет обычного АИ-92 и заправиться можно только вариантом АИ-92 с присадками, экологичным. «Нет, 92-го бензина пока нет. Закончился. Вот сейчас приехал бензовоз — будем „сливаться“. Почему сбои? Бензовозы в очереди стоят, там ремонт был», — пояснила сотрудница станции. «В городе действительно на некоторых заправках нет бензина», — сказали на еще одной станции.
Как объясняют источники издания, речь идет о плановом капитальном ремонте на заводе ТАНЕКО. Изначально он должен был пройти в августе, но по договоренности с властями срок начала работ сдвинули на 15 октября. Дальше тянуть уже было нельзя. Плановый капремонт на ТАНЕКО проводится раз в четыре года, и так вышло, что в этот раз выпал на обострение ситуации на рынке. Также собеседники обращают внимание на то, что осенью на фоне уборки урожая нужно больше топлива, спрос на него растет.
На станции «Автостолица», где в Набережных Челнах раньше был самый дешевый бензин, цены выросли на 3 рубля
На станции «Лукойла» в Нижнекамске несколько заправок в понедельник вечером временно не принимали клиентов, потому что либо бензина не было, либо бензовозы совсем недавно привезли его. На станции «Автостолица», где в Набережных Челнах раньше был самый дешевый бензин, цены выросли на 3 рубля.
«Говорить о топливном кризисе я бы не стал. Топливо практически на всех заправках есть, и цена, насколько я вижу, не превышает реальную инфляцию, поэтому кризисом создавшуюся ситуацию я называть не хотел бы. Да, проблемы в топливно-энергетическом комплексе у нас есть, и вы это знаете прекрасно», — прокомментировал ситуацию в беседе с нашим изданием президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов.
На станции «Лукойла» в Нижнекамске несколько заправок в понедельник вечером временно не принимали клиентов, потому что либо бензина не было, либо бензовозы совсем недавно привезли его
«То, что на некоторых АЗС отмечается нехватка топлива, связано, во-первых, с тем, что у нас на ремонт ушли некоторые заводы. Во-вторых, и это, наверное, самое существенное, это связано с внешним воздействием на нефтеперерабатывающие заводы», — указал собеседник.
При этом Сулейманов не соглашается с тем, что ситуацию не удается стабилизировать, ведь цены растут несильно. «Эта биржевая цена побила рекорд один раз, а потом побивает ежедневно, повышаясь на условные 1,5–2 копейки. И повышение может быть и в 17-й, и в 18-й раз! Но оно незначительное от того рекорда, который был поставлен. Такое, безусловно, плохо, но это же не повышение на 50 рублей. Даже не на 1 рубль или 3 рубля, цена повышается очень незначительно!» — подчеркивает спикер.
«Заправки, которые повышают стоимость, не гонятся за сверхприбылью. Это не жульничество какое-то, это на сегодня обстоятельства реального бизнеса, к сожалению. Покупая топливо на бирже за условные 10 рублей, я не могу продавать топливо за 8 рублей, а должен продавать его хотя бы по 10 рублей 50 копеек. Ситуация так и развивается. Покупая на бирже топливо по цене N, частные заправки продают его по цене N плюс та наценка, которая нужна для выплаты зарплаты, оплаты налогов, покрытия расходов предприятия. Поэтому средней заправке, чтобы торговать даже бесприбыльно, нужно иметь наценку хотя бы в 8 рублей за литр. Но я хотел бы отметить, что в Татарстане самые низкие цены на нефтепродукты в Приволжском федеральном округе!» — добавил Сулейманов.
«Облегчение от завершения сельскохозяйственного сезона, скорее всего, долго не продлится. И в ноябре есть вероятность дальнейшего роста цен на топливо»
«В ноябре есть вероятность дальнейшего роста цен на топливо»
Как еще можно повлиять на ситуацию с ценами? «У правительства больше никаких инструментов нет. Если экспорт не осуществляется, то поставки идут на внутренний рынок. Но из-за выбывания (временного или профилактического) мощностей [по переработке] предложение само сокращается. И здесь нужно смотреть на общий баланс. У меня нет таблицы, в каком режиме сейчас находятся предприятия в центральной части России, но Московский НПЗ нормально работает, в Рязани более-менее тоже нормально завод работает, в Татарстане нефтепереработка осуществляется, а вот в южных регионах не все так благополучно», — говорит частный инвестиционный консультант Андрей Кочетков.
«Единственное, что можно добавить, — это то, что заканчивается сельскохозяйственный сезон. Правда, он вряд ли отразится на ценах бензина АИ-92 и АИ-95. Тут скорее речь идет о дизельном топливе и бензинах с меньшим октановым числом. Соответственно, можно рассчитывать на какое-то облегчение к концу октября, может быть, к началу ноября», — рассуждает спикер.
Но Кочетков оговаривается: «Проблема существует в том, что, помимо выбывания нефтеперерабатывающих мощностей в некоторых регионах страны, в октябре и ноябре предприятия осуществляют профилактические работы для настройки оборудования под зимний режим, поэтому облегчение от завершения сельскохозяйственного сезона, скорее всего, долго не продлится. И в ноябре есть вероятность дальнейшего роста цен на топливо». Цены могут откатиться назад к концу года, когда НПЗ закончат ремонты и выйдут на максимальный объем выработки топлива, добавил спикер.
Почему ввели мораторий на демпфер с учетом роста цен? Гендиректор «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова отмечает, что экспорт и так запрещен, сегодня сохраненные субсидии государства скорее призваны обеспечить стабильность поставок топлива с учетом того, что нефтяникам нужно нести серьезные расходы на модернизацию НПЗ и защищать объекты.
«С одной стороны, высокие цены на бензин учитывают рост издержек [нефтяников] на ремонты и приобретение оборудования, рост зарплат, стоимость работ и услуг, высокие процентные ставки при обслуживании кредитов, отражают инфляционное давление. С другой стороны, высокие цены на бензин и сами являются драйвером разгона инфляции», — подчеркнула собеседница.
Стабилизировать ситуацию на топливном рынке мешают атаки на нефтеперерабатывающие заводы, из-за которых требуются внеплановые ремонты, а также сложности с логистикой в некоторых регионах, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперт фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.
«Есть разные оценки того, сколько именно выведено из строя нефтеперерабатывающих мощностей в России. Естественно, официальной статистики нет. По данным разных западных агентств, примерно 20 процентов. Возможно, речь идет о частичном выведении из строя данных мощностей, тем не менее это оказывает влияние на ситуацию», — делится собеседник. Что касается логистики, Митрахович замечает, что в Крым нефтепродукты импортируются из остальной части России, а на Дальнем Востоке только два крупных НПЗ при «достаточно большом» спросе.
Есть и другие причины роста цен. Сказываются также растущая налоговая нагрузка на нефтяников и тот факт, что продажа сырой нефти на внешние рынки приносит бо́льшую выгоду, чем торговля внутри страны, где цены сдерживаются. «Да, сейчас цены растут, но все равно стоимость топлива России существенно ниже, чем на основных экспортных рынках. Так что наличие выгодной экспортной альтернативы — это тоже фактор, который подталкивает рост цен», — говорит Митрахович.
Сохранение демпфера свидетельствует о том, что «государство готово идти на частичные уступки нефтяным компаниям». «Цены стабилизируются, я думаю, когда окончательно установится холодная погода и использование автомобильного транспорта станет менее частым. Это может быть фактором снижения темпов прироста цен», — добавил спикер.
«До повышения цены солярка нам обходилась в 60 рублей в литр, а сейчас она 69 рублей»
«Ну было же понятно, что происходит ситуация с падающими обломками…»
«Мне хотелось бы, чтобы кто-то в государстве понял, что стоимость топлива — это та составляющая, которая влияет в конечном итоге на экономику, инфляцию. Дорожает топливо — дорожают перевозки, сельхозпродукция и все остальное. Нам остается единственный выход — только переложить [подорожание бензина в] стоимость перевозки. Да, конечно, есть какие-то скидки оптовые, но это все малоэффективно. Подняли стоимость топлива — значит, подняли», — рассуждает в беседе с нашим изданием директор ООО «Реверс» Сергей Сотников.
«Государство наше отучилось стратегическому мышлению, что-то прогнозировать наперед. У нас постоянно идет реакция на уже свершившиеся события. Ну было же понятно, что происходит ситуация с падающими обломками, вызывающая значительные пожары на нефтеперерабатывающих заводах. Было же ясно, что это приведет к дефициту топлива, — сокрушается он. — Также непонятно, контролируем мы цены или у нас рынок. В Китае сейчас, например, закладываются мощности по трехлетнему запасу нефти на всю страну. Это государственная программа, и никто тут о рыночных механизмах не говорит. Может быть, здесь нам тоже надо подумать о том, что у государства должна быть подушка безопасности, чтобы выход какого-то завода на ремонт не создавал топливный ажиотаж по всей стране».
«До повышения цены солярка нам обходилась в 60 рублей за литр, а сейчас она 69 рублей. Практически на 9 рублей литр подорожал. Затраты предприятия в среднем вырастут на 8–10 миллионов рублей в месяц», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор МУП города Казани «ПАТП №2» Альберт Мухаметшин.
Он признается, что прежде такого подорожания не наблюдалось: «Ну 2 рубля было, 3 рубля максимум, до 4 рублей заходило. Но никак не на 9 рублей!» «Как работали, так и работаем, на убытки идем. Мы не можем допустить, чтобы люди страдали из-за этого. Ну что-то будем [делать в связи с подорожанием], что-то не докупим, а что же еще? Все сказывается, к сожалению, потом на финансовом результате предприятия», — отметил руководитель компании.
То, что в этом году цены растут сильнее обычного, подтвердил депутат Госсовета РТ и владелец казанского перевозчика ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. «Ожидание по некоторым маршрутам больше 40 минут, а сейчас вообще это просадка будет. У нас же водители, кондукторы просят, чтобы поднять зарплату, потому что все подорожало. Печальная ситуация вообще в общественном транспорте, а сейчас еще и топливо снова дорожает. Чуть с опозданием, но и все масла подорожают однозначно», — отметил предприниматель.
«Мы можем только просить, чтобы нам компенсацию или стоимость проезда подняли. Все. То есть что-то дорожает, мы просим, чтобы проезд подорожал. Если нет, то, значит, минимизируем выходы автобусов. То есть раньше заходят в гараж, позднего выезда нет. На выходные минимизируем количество транспорта. Днем, соответственно, когда часа пика нет, тоже минимизируем. Только так, а это все сказывается на пассажирах», — указал Юсупов. Он также обратил внимание на тенденцию, когда вслед за повышением цен на дизельное топливо дорожает и газ. «Поэтому мы будем просить, чтобы подняли стоимость проезда в любом случае», — добавляет перевозчик.
Что делать владельцам частных АЗС? «Как я разорился, так и они идут к такому же варианту разорения, — не строит надежд бывший владелец сети АЗС Сергей Автономов. — На накопленных и заемных средствах могут только продержаться. У меня бизнес развалился по этой причине — из-за роста цен. Выживают крупнейшие операторы».
«Я прямо счастлив, что меня эта участь уже миновала и больше не трясет от заводских цен, на которые смотришь», — добавляет наш собеседник.
Комментарии 177
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.