Эррол Маск в IT-парке им. Башира Рамеева уделил больше часа общению с казанцами Эррол Маск в IT-парке им. Башира Рамеева уделил больше часа общению с казанцами

Эррол Маск встретился с IT-сообществом Татарстана

В третий день своего пребывания в Казани южноафриканский инженер, предприниматель и политик Эррол Маск в IT-парке им. Башира Рамеева уделил больше часа общению с казанцами. Изначально планировалось, что встреча будет с IT-сообществом Татарстана, но организаторы предоставили возможность послушать гостя и задать свои вопросы всем желающим, в том числе студентам и школьникам. На сцене именитый гость был вместе с основателем первого IT-парка в Татарстане Арсеном Хуснутдиновым и основателем Afritech Holdings Limited профессором Нейтаном Брауном.

После беседы публика еще минут 20 не отпускала Маска-старшего из зала, а он охотно раздавал автографы. Обещали и отдельно ответить на вопросы тех, кто не успел задать их на встрече. Во время общения с татарстанцами бизнесмен говорил о том, чем его впечатлили Казань и Россия, рассуждал о гравитации, путешествиях в пространстве и времени, искусственном интеллекте и даже высадке американцев на Луну. «БИЗНЕС Online» собрал 10 главных тезисов со встречи.

На сцене именитый гость был вместе с основателем первого IT-парка в Татарстане Арсеном Хуснутдиновым и основателем Afritech Holdings Limited профессором Нейтаном Брауном На сцене именитый гость был вместе с основателем первого IT-парка в Татарстане Арсеном Хуснутдиновым и основателем Afritech Holdings Limited профессором Нейтаном Брауном

Западные СМИ искажают образ России, Иннополис круче Стэнфорда, а Илон Маск должен обязательно увидеть Казань

Россия оставляет остальной мир позади и даже не знает об этом. Маск-старший раскрыл главный вопрос, интересующий тех, кто уже два дня подряд видит в своей ленте новости о приезде южноафриканского предпринимателя: почему он вообще оказался в Казани? Он объяснил, что изначально планировал ехать в Санкт-Петербург, но после приглашения на 20-летие телеканала RT в Москве его коллеги из Америки рекомендовали ему встретиться с людьми из Иннополиса. «Я мало что об этом знал. Я слышал, что это технологический центр, IT-центр, имеющий определенное значение. Но затем меня познакомили примерно с 10 казанцами в Москве, и идея быстро сформировалась, что мы после выходных с Russia Today, которые были довольно насыщенным, покинем Москву и приедем в Казань», — рассказал Маск.

Он добавил, что западные СМИ создают искаженный образ России: «И я так рад, что это сделал (приехал в РФприм. ред.), потому что не знать о таком месте, о России, о том, что здесь создано, — это просто неправильно. Весь мир должен знать, что происходит в этой стране! Я сказал доктору Брауну: людям нужно об этом узнать, миру надо это увидеть. Потому что нам постоянно говорят ужасные вещи про Россию». При этом Россия опережает весь остальной мир, считает Маск. «Вы оставляете остальной мир позади и даже не знаете об этом! Остальной мир идет назад, а вы идете вперед».

После беседы публика еще минут 20 не отпускала Маска-старшего из зала, а он охотно раздавал автографы После беседы публика еще минут 20 не отпускала Маска-старшего из зала, а он охотно раздавал автографы

Маск хочет, чтобы его дети приехали в Казань. Маск-старший похвалил Казань с инженерной точки зрения, отметив, что город имеет очень грамотное планирование и он посоветует своим сыновьям приехать в столицу республики. «Знаете, куда ни посмотришь, везде признаки очень хорошего городского планирования. Ясно, что в этот город было вложено многое. И если вы много путешествуете (а я много путешествую), то видите, что другие города не делают того, что вы, и выглядят печально, — отметил Маск. — Так что да, планирование в городе — дороги, освещение — действительно первоклассное, мирового уровня. И первое, что я хочу сделать, когда вернусь домой, — это сказать моим сыновьям (у меня два сына), что они должны приехать сюда. <…> Потому что это превосходно. Это превосходит то, что происходит на так называемом Западе. И если уж на то пошло, Москва тоже. Когда я впервые приехал сюда в июне на „Форум будущего“, я увидел, что Москва — самая красивая столица в мире, без всяких сомнений. Я не пытаюсь быть вежливым, это просто факт».

Институт Маска может появиться в Казани. Одной из ключевых тем встречи стало обсуждение амбициозного проекта — института Маска. Доктор Браун рассказал, что эта идея была задумана три-четыре года назад и сфокусирована на четырех стратегически важных направлениях для будущего человечества: понимание гравитации, путешествия в пространстве и времени, термоядерный синтез и четвертое направление — долголетие, т. е. продление жизни человека с использованием доступных технологий.


Браун подчеркнул принципиальный момент: это должна быть бизнес-структура, получающая прибыль. «Это не может быть правительственная или университетская структура как таковая, имеющая грантовое финансирование. Это должна быть структура, где люди, которых Эррол называет гиками, а я называю сумасшедшими (уникальные люди, которые мыслят по-другому, ведут себя по-другому и решают проблемы по-другому), смогут собраться вместе и работать в среде, которая позволит им процветать», — отметил он.

Команда уже несколько лет объезжает разные страны, ищет подходящие локации и выявляет очаги научного совершенства. Браун признался, что Казань произвела на него невероятное впечатление за три дня пребывания — здесь чувствуется энергия, желание и жажда знаний. По его словам, Татарстан вполне может стать площадкой для реализации этого проекта. «Мы не обсуждали это, но, по тому, что я видел и испытал (и я говорю сейчас об инфраструктуре, замечательных людях, вчерашнем опыте в Университете [Иннополис]), здесь просто, кажется, есть энергия, желание и жажда узнать больше, поэтому я бы сказал да. Это моя точка зрения», — ответил он на вопрос о том, может ли проект обосноваться в республике.

«Я говорил студентам в Иннополисе вчера, как им повезло иметь такое место. Я был в Стэнфорде совсем недавно, проводил похожую лекцию, это в Калифорнии. И у них также есть то же самое, и я думаю, что ваше лучше» «Я говорил студентам в Иннополисе вчера, как им повезло иметь такое место. Я был в Стэнфорде совсем недавно, проводил похожую лекцию, это в Калифорнии. И у них также есть то же самое, и я думаю, что ваше лучше»

Инфраструктура Университета Иннополис превосходит Стэнфорд. Маск высоко оценил Университет Иннополис, где накануне встретился со студентами. «Я говорил студентам в Иннополисе вчера, как им повезло иметь такое место. Я был в Стэнфорде совсем недавно, проводил похожую лекцию, это в Калифорнии. И у них также есть то же самое, и я думаю, что ваше лучше», — заявил Маск, на что модератор пошутил, что Стэнфорд «немного старше».

Маск подчеркнул, что современные студенты невероятно удачливы по сравнению с его поколением. Когда он учился на инженера, многие его сокурсники не имели стипендий и жили в коридорах на полу, не могли позволить себе даже обед в столовой за 25 центов. Сейчас у студентов в тысячу раз больше возможностей, чем было у него, и все способствует тому, чтобы они могли полностью сосредоточиться на решении научных проблем.

«Свой первый самолет я купил в 24 года»: как Татарстан принимал отца Илона Маска

Человечеству нужно разгадать загадку гравитации и использовать термоядерный синтез

Гравитация — главная научная проблема современности. Когда люди идут в кинотеатр, они видят в научно-фантастических фильмах транспортные средства, летающие без пропеллеров или двигателей, способные останавливаться и зависать в воздухе. И зрители это принимают, в наших умах мы приняли идею, что в должное время именно это и будет происходить — люди начнут передвигаться в воздухе, не по дорогам. Единственный способ достичь этого — понять, как работает гравитация, считает Маск, и поэтому необходимо поощрять исследования в данном направлении во всех учебных заведениях. По его словам, это то, что не дает ему спать по ночам и «заставляет смотреть в потолок».

Маск выразил уверенность, что когда-нибудь какой-то студент-гик, мыслящий нестандартно, придумает решение, которое сначала высмеют, но которое в итоге даст человечеству возможность управлять гравитацией. Это позволит людям летать и откроет путь к исследованию Солнечной системы и космоса за ее пределами. С пониманием гравитации станут возможны путешествия в пространстве и времени — четвертом измерении — и поездка к Проксиме Центавра займет несколько секунд вместо световых лет, как бы безумно это ни звучало.

Термоядерный синтез — энергия будущего. Именно термоядерная энергия движет всей Вселенной, и человечество должно овладеть этой технологией ради будущих поколений, считает Маск. «Люди работали над этим с момента открытия деления атома. Разные страны видели в технологиях термоядерного синтеза очень важный шаг вперед. К сожалению, трудности, с которыми все столкнулись, сделали прогресс очень медленным», — отметил он. По его мнению, человечество ждет нового Эйнштейна, Фарадея или Отто Гана — кого-то, кто случайно увидит то, чего не видели другие, и покажет, где мы ошибались. Маск напомнил, что сам Эйнштейн имел диплом второго класса по физике и не мог стать лектором, работая патентным поверенным, но именно он совершил революцию в науке.

Доктор Браун добавил к теме мысль: развитие технологий, особенно искусственного интеллекта и больших данных, создает огромную потребность в энергии. Эта потребность может стать тем самым стимулом, который ускорит открытия в области термоядерного синтеза, ведь уникальные открытия происходят либо случайно, либо по необходимости.

Маск неоднократно подчеркивал, что революционные открытия не делаются в университетских лабораториях по заранее составленному плану. Большинство, если не все, великие открытия в истории человечества были сделаны случайно Маск неоднократно подчеркивал, что революционные открытия не делаются в университетских лабораториях по заранее составленному плану. Большинство, если не все, великие открытия в истории человечества были сделаны случайно

Миссия «Аполлон» вызывает вопросы, а успех рождается в отчаянии

Искусственный интеллект переоценен. «Знаете, может, я старомоден, но искусственный интеллект не такой умный, как мы. Мы умнее, наш разум гораздо более эффективен, чем любая нейросеть, — убежден Маск. — Я использую ИИ для очень сложных вычислений, но он не скажет мне, как улучшить мою компанию. Тут лучше обратиться к бизнес-консультантам с опытом и знаниями. Но при этом искусственный интеллект может стать очень-очень важной частью нашей жизни».

К высадке американцев на Луну есть вопросы. Сам Маск недавно использовал искусственный интеллект для анализа лунной миссии «Аполлон». Он признал, что ему всегда было очень интересно читать о том, что никакой высадки на Луну людей из миссии «Аполлон» не было и вся эта история была выдумана. А толчком к подобным размышлениям послужил недавний разговор с сотрудниками JPL (научно-исследовательский центр НАСА, название которого расшифровывается как лаборатория реактивного движения) в Калифорнии. Они рассказали ему, как последний израильский лунный зонд весом всего 80 кг разбился о поверхность Луны, оставив «мертвое поле» длиной 1,5–2 километра. Это стало для Маска ящиком Пандоры.

Проблема в следующем: у Луны нет атмосферы, поэтому, чтобы оставаться на орбите на высоте 80 км, космический корабль должен лететь со скоростью около 10 тыс. км/час. Лунный модуль «Орел» весил 22 тонны. Маск попросил искусственный интеллект рассчитать: сколько топлива нужно, чтобы затормозить с такой скорости до нуля и мягко приземлиться, не превышая перегрузку в 2G, когда на тело действует сила, в 2 раза превышающая обычную силу тяжести на Земле. Ответ ИИ: 73 т топлива. «Вы не смогли бы нести 73 тысячи килограммов топлива, чтобы приземлиться. И это то, что произошло со всеми зондами, включая самый последний российский зонд. Он разбился о Луну», — объяснил Маск. «Доставить туда много топлива проблемно. Чем больше топлива вы несете, тем больше топлива вам нужно, чтобы замедлиться. Так что посадка на Луну — очень-очень сложная проблема», — отметил Маск.

Прорывы совершают предприниматели, а не университеты. Маск неоднократно подчеркивал, что революционные открытия не делаются в университетских лабораториях по заранее составленному плану. Большинство, если не все, великие открытия в истории человечества были сделаны случайно.

Маск привел яркие исторические примеры. Атом был расщеплен в 1938 году ученым-пенсионером Отто Ганом и его коллегой Прицкером, которые бомбардировали уран нейтронами в общежитии за пределами Берлинского университета — и им потребовалось два месяца, чтобы понять, что они сделали. Электромагнетизм открыл юный уборщик Майкл Фарадей в химической лаборатории в Лондоне, случайно заметив, как движется стрелка гальванометра, когда он держал магнитную породу. А процесс вулканизации резины Чарльз Гудьир разработал на кухне своей жены.

«Мое мнение — если вы хотите, чтобы были сделаны прорывы, вы должны дать возможность их сделать частным лицам, частным предпринимателям, а не университетам, не людям, которые работают на гранты, которые не особенно обеспокоены тем, преуспеют они или нет, а просто хотят убедиться, что они продолжают получать свои гранты», — считает Маск.

Tesla Cybertruck Tesla Cybertruck

Успех приходит в отчаянных обстоятельствах: яркое подтверждение этому — победа СССР во Второй мировой. Настоящий прогресс, по мнению Маска, делается людьми, которые отчаянно мотивированы — либо жаждой успеха, либо стремлением к признанию, либо желанием вырваться из нищеты. Именно такими были Билл Гейтс и Стив Джобс, создавшие технологические империи. Искусственно создать такую мотивацию можно через прибыль и конкуренцию, а не через гранты и академические звания. А студенты, обучаясь в вузах, склонны повторять то, чему их учат, не желая думать за пределами установленных рамок. Гость рассказал, как размышляет его сын Илон Маск: лучший способ заставить его что-то сделать — сказать, что это невозможно. Через два дня он вернется и скажет: «Да, я сделал это», рассказал его отец.

Говоря о том, что настоящие прорывы происходят, когда люди находятся в трудных обстоятельствах, Маск обратился к опыту России: «Другой способ, конечно, просто сделать людей отчаянными, как вы были в этой невероятной стране во Второй мировой войне, и то, что вы сделали, — чудо. Это было чудо, которое спасло мир», — сказал он.