Накануне Алиса Вяткина сложила полномочия гендиректора одного из старейших музеев в России — Национального музея Татарстана Накануне Алиса Вяткина (слева) сложила полномочия гендиректора одного из старейших музеев в России — Национального музея Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

«Со мной не продлили контракт. Это решение руководства»

Громкая отставка на культурном фронте Татарстана — накануне стало известно, что свой пост покинула генеральный директор Национального музея РТ Алиса Вяткина. «Со мной не продлили контракт. Это решение руководства», — прокомментировала «БИЗНЕС Online» эту информацию сама Вяткина. Также лаконичны были и ее экс-работодатели. «Все контракты, заключаемые с директорами учреждений, являются срочными. Контракт с генеральным директором Национального музея Республики Татарстан Алисой Львовной Вяткиной истек 21 октября 2025 года», — сообщили нашей газете в пресс-службе министерства культуры РТ.

Нынешние кадровые изменения можно считать неожиданными, учитывая, что назначала теперь уже экс-директора в марте 2022 года Ирада Аюпова, и по сей день возглавляющая республиканский минкульт. Напомним, что до того Нацмузей РТ фактически полтора года функционировал без полноценного руководства — в октябре 2020-го на фоне интереса к ее персоне правоохранительных органов директорский пост покинула возглавлявшая организацию 14 лет Гульчачак Назипова.

Тогда на музейном небосклоне и появилась неожиданно Вяткина, до этого известная в Казани как концертный промоутер и арт-директор некогда культового клуба «Маяковский. Желтая кофта». «Я работала в Москве в одном крупном рекламно-маркетинговом агентстве. В пандемию приехала в Казань и поняла, что не хочу уезжать из родного города. Я хочу здесь жить и быть полезной, — вспоминала сама Вяткина на интернет-конференции с читателями „БИЗНЕС Online“ в конце 2022 года. — Мы были когда-то знакомы с Ирадой Аюповой, когда еще она работала заместителем министра культуры, а я занималась организацией концертов. У меня созрел небольшой проект, связанный с промоутерской деятельностью, и я, записавшись к ней на прием, принесла этот проект. Узнав, что я имею отношение к маркетингу и рекламе, она предложила мне попробовать себя в качестве антикризисного менеджера в Национальном музее. Я удивилась, но решила попробовать».

В Нацмузее РТ стало заметно больше активностей, мероприятий для детей, выросли внебюджетные доходыФото: «БИЗНЕС Online»

Тогда экс-концертный промоутер сначала стала первым заместителем генерального директора, а затем и. о. гендиректора Нацмузея РТ. В ответ на некоторое удивление музейного сообщества Аюпова парировала, что с появлением Вяткиной у музея резко выросли внебюджетные доходы. Сама на тот момент уже полноценный руководитель учреждения рассказывала, что в 2022-м при годовом бюджете в 136 млн рублей сами музейщики только за 9 месяцев заработали 41 млн при запланированных 23 млн за год.

Действительно, при новом гендиректоре в Нацмузее РТ стало заметно больше активностей, мероприятий для детей, летом во дворе здания возле Казанского кремля давали концерты Эльмир Низамов, «Волга-Волга», «Необарды» и т. д. Что касается собственно музейных проектов, выйти из тени ГМИИ РТ или центра «Эрмитаж-Казань» не удалось, Вяткина справедливо сетовала на отсутствие собственного полноценного выставочного пространства, где можно было делать громкие экспозиции.

Что касается нынешней отставки, то мнения относительно обстоятельств снятия ее с должности разнятся. Кто-то из собеседников нашей газеты говорит, что Вяткина собиралась уходить еще в 2024-м, но ее попросили провести празднование 130-летие музея. Официально круглая дата одного из старейших музеев России отмечалась 5 апреля 2025-го, в рамках него до сентября проходила масштабная выставка «Лица эпохи. 130 лет истории» как своеобразная ретроспектива работы учреждения. По другой версии, гендиректор была настроена на продолжение работы, однако у министра культуры Татарстана на этот счет имелось другое мнение.

Источник нашей газеты, хорошо знакомый с жизнью Нацмузея РТ, считает, что Вяткиной не удалось всерьез вдохнуть сюда жизнь, а сама она часто «ездила по разным музейным тусовкам» Источник нашей газеты считает, что Вяткиной не удалось всерьез вдохнуть жизнь в Нацмузей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Директор любого музея — человек весьма зависимый»

Собеседники «БИЗНЕС Online» несколько разошлись в оценках деятельности Вяткиной во главе Нацмузея РТ. Напомним, что теперь уже экс-директор возглавляла настоящую музейную мини-империю, включающую в себя больше десятка филиалов, причем не только в Казани, но и в Ленино-Кокушкино, Печищах (музей Янки Купалы), Красновидово (музей Горького).

Руководитель одного из таких филиалов Айдар Шайхин, заведующий музеем истории татарской литературы с мемориальной квартиры Шарифа Камала, считает произошедшее большой потерей.

«Уход Алисы Львовны стал для нас неожиданностью, мы немного в недоумении, — признался Шайхин нашему корреспонденту. — У нас было очень много совместных проектов на текущий и следующий годы по татарским музеям, конкретно по тематике музея Шарифа Камала, поэтому для нас очень печальная новость. Работа под руководством Алисы Львовны была очень комфортной, она очень хорошо относилась к татарской тематике, постоянно помогала нам как руководитель. Всем татарским музеям уделялось внимание, музею Тукая, Каюма Насыри, где сейчас идет ремонт, в декабре музей Сайдашева должен открыться после ремонта. Она лично сделала большой вклад в это. Я все время восхищался трепетным отношением Алисы Львовны Вяткиной к татарской культуре. Алиса Львовна происходит из смешанной семьи, ее мама — татарка, она хорошо говорит по-татарски, хорошо знает татарский мир, литературу, восхищается творчеством Альфии Авзаловой, Салиха Сайдашева».

«Музей регулярно проводит выставки, но чего-то заметного в худшую или лучшую сторону я для себя не выделил. Единственное — у них открылся новый зал на втором этаже для временных выставок, насколько я понимаю. Там в конце мая была неплохо сделанная экспозиция, — рассказывает руководитель дизайн-студии „Айбат“ Сергей Насекин, причастный ко многим музейным проектам. — Директор любого музея — человек весьма зависимый. Если у него есть средства на какие-то проекты и усовершенствования в музее, то он их осуществляет. Если средства не выделяются, то ничего особенного и не происходит. В Нацмузее есть долгоиграющий проект по организации внутреннего пространства — там же внутренний двор, который все пытаются реорганизовать и использовать». Также наш собеседник добавил, что Вяткина была «немножко не из этой среды — не совсем музейная».

Директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин сообщил, что с Нацмузеем РТ не очень часто пересекался в работе, но наблюдал, как коллеги проводили совместные выставки с крупными музеями, например с музеем-заповедником Царицыно («Город и промысел: встреча в Казани. Традиционное искусство поволжских татар») и Архангельским краеведческим музеем (передвижная стендовая выставка «Петровские корабелы»). «То есть заметная деятельность осуществлялась», — добавил Силкин.

Вместе с тем еще один источник газеты, хорошо знакомый с жизнью Нацмузея РТ, считает, что Вяткиной не удалось всерьез вдохнуть сюда жизнь, а сама она часто «ездила по разным музейным тусовкам». При этом, хотя на музейное дело в Татарстане тратятся большие средства, конкретно Нацмузей РТ и отдельные его филиалы «фактически заброшены». Наш собеседник сетует и на необходимость ремонта основного здания и строительства хранилища для коллекций, и на неосвоенное пространство двора главного корпуса, и на состояние музея-заповедника Ленино-Кокушкино и пр.

Музейщики за 9 месяцев заработали 41 млн при запланированных 23 млн за годФото: Национальный музей Татарстана

Кто заменит Вяткину?

Кто же заменит Вяткину во главе Нацмузея? Любопытный вопрос, в ответе на который, возможно, и скрывается логика нынешней отставки. Уже вчера с сайта музейного учреждения пропало имя бывшего директора, эту должность с приставкой и. о. заняла Умида Гапарова, занимавшая должность первого заместителя Вяткиной. Собственно, ее бывший шеф прошел в Нацмузее РТ те же карьерные ступени.

36-летняя Гапарова — очевидная креатура министра Аюповой, ранее она была начальником отдела взаимодействия со СМИ и общественными организациями минкульта РТ и помощником министра культуры РТ. После выхода из декрета она отправилась покорять республиканский Нацмузей. Журналистам, работавшим с Гапаровой в министерстве, она запомнилась как грамотный и дельный специалист. Что касается ее нынешней работы, то источник «БИЗНЕС Online» внутри отрасли так оценил нового и. о. гендиректора: «В музейном деле не самый большой эксперт, но знает языки. Не станет перечить министру. Вряд ли будет самостоятельной фигурой, но хорошо подойдет для исполнения представительских функций».

В общем, если Гапарова останется у руля Нацмузея РТ, то это можно считать еще одним ходом министра культуры, которая расставляет во главе подведомственных организаций свои кадры, другим подобным ярким примером можно считать назначение Ильгиза Зайниева (даже его появление в Госсовете РТ, что особо не скрывается, — инициатива министра) художественным руководителем театра им. Камала. Тем более сейчас, после переназначения в новый кабмин Татарстана, Аюпова, занимающая свой пост с мая 2018 года, чувствует себя как никогда уверенно.

Интересно, стоит ли в этой связи ждать каких-то новых кадровых решений? Все-таки в руководстве важных культурных учреждений, подчиняющихся минкульту, еще немало, к примеру, возрастных начальников, занявших свои посты до прихода Аюповой в ведомство.