Свыше 1 трлн рублей принесло российской казне увеличение ставки налога на прибыль с 20 до 25%, и это только за 9 месяцев 2025 года, о чем стало известно накануне на Всероссийском налоговом форуме. Рост других налогов вкупе дал бюджету еще порядка 700 млрд рублей. В Госдуме тем временем проходит серия обсуждений очередных налоговых новаций, которые «порадуют» бизнес и принесут дополнительную «копеечку» в бюджет уже в 2026-м. Как депутаты Госдумы просили «плавного поэтапного» перехода и к каким послаблениям оказался «готов» министр финансов РФ Антон Силуанов, узнавали корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров заявил, что времени, предусмотренного для вступления в силу предлагаемых мер, «может оказаться недостаточно» для адаптации бизнеса к новым правилам
Случится ли «плавный» переход к новым налоговым правилам?
В минувший вторник в Москве началось обсуждение предстоящих в 2026 году изменений налоговой системы. Сначала пакет поправок, внесенных минфином РФ, рассмотрел комитет Госдумы по бюджету и налогам.
Напомним, ранее было предложено снизить порог выручки с 60 млн до 10 млн рублей для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), а также повысить ставку НДС с 20% до 22%. Также, согласно законопроекту, льгот по НДС лишается ряд банковских услуг, продажа отечественного программного обеспечения (ПО), повышаются страховые взносы.
С тех пор споры вокруг поправок не утихали. К примеру, смягчить предложенные новеллы председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентину Матвиенко просили представители крупных бизнес-организаций, в том числе Торгово-промышленная палата РФ и российский союз промышленников и предпринимателей. Отказаться от штрафов для предприятий в первый год при переходе к налоговым изменениям заместителя руководителя администрации президента РФ Максиму Орешкину предлагал раис Татарстана Рустам Минниханов.
Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров заявил, что времени, предусмотренного для вступления в силу предлагаемых мер, «может оказаться недостаточно» для адаптации бизнеса к новым правилам. Комитет предложил сделать переход к новым налоговым нормам «более плавным». Впрочем, такое решение больше похоже на прием, когда намеренно сначала сулят самые жесткие условия, а затем их несколько смягчают.
Например, было рекомендовано поэтапно снижать порог дохода, при котором «упрощенцы» становятся плательщиками НДС, а предприниматели на патентной системе налогообложения (ПСН) теряют право на применение режима. Однако конкретные сроки и параметры предлагаемого перехода комитет не привел, видимо, оставив решение на откуп правительству.
Напомним, ранее было предложено снизить порог выручки с 60 млн до 10 млн рублей для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), а также повысить ставку НДС с 20 до 22%
Помимо этого, было предложено сохранить возможность применения ПСН для розничной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах. Рекомендовано оставить пониженные тарифы страховых взносов для малого и среднего бизнеса в социально значимых сферах (образование, ЖКХ и др.). Кроме того, комитет напомнил, что в этом году «упрощенцев» не штрафовали за нарушения при сдаче первой декларации по НДС. Аналогично было предложено поступить с теми, кому придется начать платить НДС в соответствии с новыми критериями.
Для IT-сферы было предложено ввести переходный период для отмены льготы по НДС при продаже российского ПО. Здесь комитет обратил внимание, что соответствующие договоры носят характер «длящихся», а заключены они были без учета НДС. При этом вопрос, что делать с многолетними договорами в других сферах, остается без ответа.
Комитет также предлагает рассмотреть возможность расширения закрытого перечня расходов, учитываемых при УСН, поскольку лимит по доходам для УСН повысили до 450 млн рублей и теперь этот режим могут применять более крупные компании.
Накануне «налоговый» законопроект в первом чтении рассмотрели на заседании Госдумы РФ
Кроме того, было предложено смягчить запрет на переход уэсэнщиков к общеустановленным ставкам НДС. Напомним, при УСН и налоговых ставках по НДС в размере 5% или 7% запрещено в течение трех лет менять ставку с льготной на общеустановленную и наоборот. При этом общеустановленная ставка дает право на вычеты входящего НДС, а льготные ставки такой возможности не предусматривают.
Вносить изменения в другие новеллы законопроекта комитет не счел нужным.
— Пониженная ставка страховых взносов в 7,6% для предприятий, которые занимаются доработкой, внедрением и поддержкой российского ПО сохранится только на доходы работников сверх предельной взносооблагаемой базы (2,7 млн рублей в год в 2025-м с ежегодным индексированием), а в остальных случаях будет составлять 15%.
— Сократится список МСБ, для которых предусмотрены пониженные страховые взносы — льготы останутся только в приоритетных отраслях (обработка, производство, транспорт, электроника и др.).
— Коммерческие организации обяжут доначислять страховые взносы за руководителей до уровня МРОТ, если фактическая зарплата ниже.
— Для букмекерских контор установят налог на прибыль в размере 25%, а также появится налог на игорный бизнес в размере 5% от принятых ставок для букмекерских контор.
— Отменят освобождение от НДС операций и услуг по обслуживанию банковских карт, а также в сфере эквайринга и процессинга (т. е. прием и техническая обработка платежей).
«Надо беречь страну, а капитал может быть больше, а может быть меньше»
А накануне «налоговый» законопроект в первом чтении рассмотрели на заседании Госдумы РФ. Причем щепетильную «налоговую» тему решили оставить «на закуску» — обсуждение началось лишь под конец рабочего дня.
После короткого доклада министра финансов РФ Антона Силуанова, перечислившего основные пункты законопроекта, предложения профильного комитета ГД РФ с трибуны озвучил Макаров. Впрочем, какого-то конкретного алгоритма «плавного поэтапного» перехода депутат не предложил — мол, механизм будет обсуждаться ко второму чтению. Главное, в этом вопросе найти компромисс, отметил Володин. «Надо беречь страну, а капитал может быть больше, а может быть меньше», — обратился председатель Госдумы уже к представителям бизнеса.
Главное, в этом вопросе найти компромисс, отметил Володин
У депутатов, разумеется, были свои соображения насчет очередной (какой уже по счету?) налоговой реформы. При чрезмерном повышении ставки сначала снижается собираемость налога, а потом начинает снижаться и сумма налога, предупредил Силуанова Михаил Делягин. Он отметил, что, по некоторым подсчетам, в текущем году из-за повышения ставки налога на прибыль с 20 до 25%, бюджет недополучит 1 трлн рублей. К какому снижению собираемости налога приведет повышение НДС и снижение порога для УСН, поинтересовался депутат и намекнул, что бизнес начнет уходить в тень.
Действительно, по данным Росстата уровень теневой экономики в России составляет около 10–12% в ВВП, указал Силуанов, но поспешил отметить, что это «немного» по сравнению с другими, в том числе развитыми странами. Для снижения теневого сектора власти планируют еще более рьяно отслеживать уплату налогов с импортируемых товаров, наличие маркировки. Кроме того, будет усиливаться администрирование кассовых расчетов. Усилят контроль за крипторасчетами.
С предложением смягчить налоговую реформу, разрешив «упрощенцам» на пятипроцентной ставке получать вычеты по НДС, выступил Александр Демин. По его мнению, это поможет МСП хотя бы сократить издержки на обновление оборудования. Таких предприятий на УСН в стране всего 5%, ответил Силуанов, но достаточно завуалированно пообещал рассмотреть вопрос.
Каким будет рост цен в связи со всеми этими новациями в следующем году, поинтересовался депутат Алексей Куринный. И почему все-таки минфин не сделал выбор в пользу других решений, таких как налог на сверхприбыль банков и граждан, отмену демпфера для нефтяников? «Увеличение ставки НДС может привести к росту цен в размере до 1 процента», — заверил министр финансов РФ и вспомнил, что аналогичное решение о повышении ставки НДС на 2% в 2019 году привело к росту цен на 0,7%. При этом налог на сверхприбыль требуемых «ресурсов для финансирования первоочередных расходов по обеспечению обороны и безопасности», по мнению министра, не даст. Что же касается налога на роскошь — таким отчасти можно считать повышение утильсбора на авто.
Готово ли правительство конструктивно рассмотреть предложения по не единовременному, а поэтапному переходу по НДС и ПСН, задала вопрос Ирина Панькина.
«Новые люди» попросили снизить порог дохода по УСН не сразу в 6 раз, а хотя бы в 2–3»
«Готовы!» — отрезал Силуанов, и удостоился робких аплодисментов из зала и похвалы от Володина: «Правильно аплодируете! Мы и сами не ожидали такого ответа».
После серии вопросов из зала последовали выступления фракций. В КПРФ сразу заявили, что не могут поддержать предложенные поправки, которые вредят малому и среднему бизнесу. Представитель ЛДПР заявил, что партия понимает необходимость поднять налоги и поддержит реформу с условием, что ко второму чтению будут учтены смягчающие предложения Госдумы. Еще либерал-демократ спросил у Силуанова с трибуны, можно ли пообещать бизнесу, что 20-процентная ставка НДС вернется после победы в СВО, но ответа ожидаемо не получил.
«Новые люди» попросили снизить порог дохода по УСН не сразу в 6 раз, а хотя бы в 2–3. Еще просили сохранить льготные страховые взносы для «человекоемких» отраслей или хотя бы убирать льготу постепенно. «Справедливая Россия» заявила, что деньги бюджету нужны, но брать их надо там, где они есть. Например, повысить налогообложение для банков, которые, судя по обилию рекламы своих услуг, не знают, куда деть средства. В «Единой России» указали, что закон о налоговой реформе «тяжелый», но мера нужна. Да, инфляция из-за роста НДС будет, но небольшая, и это разовый эффект, который со временем нивелируется.
После фракций слово взял Володин и подчеркнул, что Госдума ждет от Банка России «конкретных шагов по снижению учетной ставки». Явный намек, но вот инфляция пока не способствует смягчению денежно-кредитной политики.
Руководитель ФНС Даниил Егоров: «Судя по уровню дискуссии, это главная экономическая проблема страны на сегодня»
«Не плодить «зоопарк» из налоговых режимов…»
Параллельно дискуссиям в Госдуме в Москве проходил Всероссийский налоговый форум в ТПП РФ. Причем состав участников у мероприятия оказался весьма представительным. Так, в гости к предпринимателям пришел главный в стране специалист по налогам — руководитель ФНС Даниил Егоров.
Начал он с наиболее острого вопроса — повышения НДС до 22%. Правда, Егоров развернутого ответа так и не дал, пообещав комментарий от налоговой службы после принятия закона.
Обсудили перенос срока уплаты налогов: сейчас в случае, если дата уплаты приходится на выходной день, то платеж переносится на первый следующий рабочий день. Минфин предлагает изменить это правило и обязать налогоплательщиков оплачивать налоги заранее. ФНС же выступает за то, чтобы никаких изменений не вносить. «Надеюсь, что коллеги в минфине и в Думе пойдут навстречу и оставят все как есть», — заявил Егоров.
Руководитель ФНС уделил отдельное внимание вопросу налогообложения самозанятых. Он привел цифры — 7–10 млн человек в стране реально применяют этот налоговый режим, хотя зарегистрировано, разумеется, гораздо больше. «Судя по уровню дискуссии, это главная экономическая проблема страны на сегодня», — заключил он. Видимо, речь была о том, что режим самозанятых могут отменить уже в 2026 году. Тем не менее ранее министр экономического развития России Максим Решетников обещал, что до 2028-го никаких изменений в режиме работы самозанятых вносить не станут.
Егоров указал на проблемы, которые возникают при налоговом администрировании данного режима, а также на то, что у самозанятых происходит смешение бизнес-активности и трудовой деятельности. В этой связи ФНС сейчас ведет серьезную аналитическую работу «для того, чтобы этот „зоопарк“ из [налоговых] режимов не плодить, а предложить более гармоничную систему». По мнению руководителя ФНС, данная дискуссия должна прийти к каким-то выводам уже к 2028 году.
Кроме того, Егоров впервые оценил эффект амнистии за дробление бизнеса с целью применения льготных спецрежимов. 10,3 тыс. групп в РФ уже отказались от дробления, а сумма недоплаченных налогов, попадающих под амнистию, составила почти 22 млрд рублей.
Больше всего российской казне принесло увеличение ставки налога на прибыль с 20 до 25% (1,023 трлн рублей)
«Кормильцы» бюджета
В ТПП Егоров засветил любопытную статистику о том, как налоговая реформа повлияла на наполняемость федерального бюджета за 9 месяцев 2025 года. Больше всего российской казне принесло увеличение ставки налога на прибыль с 20 до 25% (1,023 трлн рублей).
На 2-м месте — изменения по НДС для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения (уплата НДС с выручки свыше 60 млн рублей, увеличение порога по УСН до 450 млн и увеличение порога по основным средствам до 200 млн рублей). Эти меры принесли 364 млрд рублей дополнительных налоговых сборов.
Еще 236 млн рублей принесла индексация ставок по отдельным акцизам. А введение тяжело принятой обществом прогрессивной шкалы НДФЛ добавило в бюджет 111 млрд рублей.
Два налоговых изменения привели к снижению потока средств в казну: понижение ставки для IT лишило бюджет 122,2 млрд, а налоговый вычет — еще 9 миллиардов.
«Налоговое законодательство будет меняться, ориентируясь на состояние бюджета»
Председатель экспертного совета по налоговому и таможенному законодательству Госдумы Михаил Орлов выделил два позитивных момента в новом налоговом законопроекте: официальное закрепление практики проведения рассмотрения жалоб по видеосвязи и легализация механизма уменьшения налоговых санкций.
Однако далее его тон стал более критичным. Орлов задался фундаментальным вопросом: что является целью налогового контроля — поиск истины или пополнение бюджета? Он привел яркий пример из практики: «Была же встречная проверка? Была. А почему в материалах ее нет? Ну потому что мы приобщаем только те документы, которые подтверждают вину налогоплательщика». Эта норма, по его мнению, противоречит декларируемому курсу на объективность.
Особую тревогу у спикера вызвали инициативы, расширяющие полномочия налоговых органов. Он раскритиковал предложение разрешить проводить осмотр помещений и выемку документов вне рамок проверки, на этапе рассмотрения ее материалов.
Орлов напомнил о поручении президента РФ создать механизм плавного перехода с УСН на общую систему налогообложения, но констатировал, что на деле граница между режимами становится все более размытой и невыгодной. «Сейчас мы снижаем это (порог применения УСН — прим. ред.) до 10 миллионов. В принципе, граница между общей системой налогообложения и упрощенной становится очень призрачной», — отметил он.
Подводя итоги, Орлов сформулировал, пожалуй, главный вызов для налогоплательщиков: российское налоговое законодательство будет меняться, ориентируясь на состояние бюджета, и бизнесу следует быть готовым к постоянной адаптации.
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.