Ключевая тема пленарки «Национальное здравоохранение – 2025» — модель охраны здоровья – 2040 и ее переход от реактивной к предиктивной медицине, предупреждающей пациентов о рисках еще до зарождения заболевания Ключевая тема пленарки «Национальное здравоохранение – 2025» — модель охраны здоровья – 2040 и ее переход от реактивной к предиктивной медицине, предупреждающей пациентов о рисках еще до зарождения заболевания Фото: © Кристина Кормилицына, РИА «Новости»

Будущее — за сменой мышления пациента и пересмотром взглядов на старение

«Несмотря на увеличение финансирования амбулаторной медицинской помощи, сейчас на специализированную медицинскую помощь, как и 15 лет назад, — стационар и дневной стационар — приходится более половины всех расходов системы ОМС (52 процента). А на амбулаторную — только 29 процентов. Нам нужно перевернуть эту пирамиду», — наставляла вице-премьер Татьяна Голикова участников пленарной сессии на VI национальном конгрессе с международным участием «Национальное здравоохранение – 2025». Ключевая тема пленарки — модель охраны здоровья – 2040 и ее переход от реактивной к предиктивной медицине, предупреждающей пациентов о рисках еще до зарождения заболевания.

«Ранее мы говорили, что лечим болезни, фактически шли по пути ремонтных бригад: возникает ситуация — лечим человека. Далее начиналась эпоха, когда мы говорили о профилактике определенных заболеваний. Но медицина шагает вперед», — начал рассказывать о том, к чему должна прийти сфера здравоохранения к 2040 году, глава минздрава РФ Михаил Мурашко. Новые механизмы управления здоровьем появляются уже сейчас, и одна из главных задач — смена мышления пациента, его перестройка с лечения и профилактики болезни до — ни много ни мало — управления здоровьем. Существующие программы позволяют отследить историю пациента начиная с младенчества, а единая цифровая система дает возможность не только видеть полную картину состояния человека, но и прогнозировать определенные состояния. «Как научить человека и врача двигаться по этому пути — задача неординарная», — заметил Мурашко.

Помимо объединения всех данных о пациенте в одну электронную историю болезни, сейчас получить информацию о самочувствии человека можно, не дожидаясь его визита в поликлинику. На помощь медикам приходят умные часы, кольца, весы, матрасы, фитнес-браслеты и другие гаджеты. Пренебрегать такими данными нельзя.

Также врачам необходимо пересмотреть взгляды на процесс старения. Если раньше приоритетом было продление продолжительности жизни и лечение хронических заболеваний, то теперь необходимо работать над продолжительностью здоровой жизни, замедлением развития болезней или нивелированием этого фактора. «Например, инфаркт миокарда возникает не сегодня, атеросклеротическое заболевание может развиваться на протяжении 20–30 лет, мы сегодня в программу это погружаем. Не дать развиться инфаркту за счет ранней диагностики — вот ключевая задача», — заявил Мурашко.

По словам главы Сбера Германа Грефа, помочь в предотвращении заболеваний еще до их возникновения может искусственный интеллект По словам главы Сбера Германа Грефа, помочь в предотвращении заболеваний еще до их возникновения может искусственный интеллект Фото: © Кристина Кормилицына, РИА «Новости»

Как GigaChat стал студентом-медиком

К задаче по развитию превентивной медицины подключается не только сам минздрав, но и госкорпорации. По словам главы Сбера Германа Грефа, помочь в предотвращении заболеваний еще до их возникновения может искусственный интеллект. Тренд на внедрение ИИ в медицинские системы только усилится, этому в том числе может поспособствовать демография. «Впервые мы сталкиваемся с тем, что [людей] поколения старше 65 лет стало больше, чем детей в возрасте до пяти лет. Если данный тренд продолжится, то к 2040 году разрыв в этих показателях будет сильно нарастать. И это сильно отразится на системе здравоохранения», — дал не совсем радужный прогноз спикер. Появление оцифрованных медданных, умных устройств, анализирующих показатели, и ИИ как раз должны помочь предупреждать и предотвращать риски, а также обеспечить качественную жизнь.

Уже сейчас ИИ Сбера GigaChat может анализировать закономерности, предлагать гипотезы и участвовать в научных открытиях. Нейросети позволяют увеличить точность диагностики и сократить время на постановку диагноза, а также обратить внимание врача на то, что раньше оставалось незамеченным.

Как же проходит процесс обучения ИИ перед тем, как он начнет лечить пациентов? «Мы не просто сдали экзамены. Очень много было дискуссий по поводу того, как его обучать. Специально для GigaChat мы создали университет для одного студента и обучали его, как обучают студента-медика, потому что не дай бог его научить на неверных или неточных данных. Точность нашего помощника в диагностике — 93 процента», — поделился успехами он. С его помощью количество диагностических ошибок сократилось на 30%. Следующий шаг, к которому должна прийти система здравоохранения, — создание ИИ-агентов, помогающих врачам, пациентам и самим медучреждениям, координируя их работу. «Это принципиально новое качество, новая эра управления здоровьем, и к 2040 году мы туда должны прийти».

«Не дать развиться инфаркту за счет ранней диагностики — вот ключевая задача», — заявил Михаил Мурашко «Не дать развиться инфаркту за счет ранней диагностики — вот ключевая задача», — заявил Михаил Мурашко Фото: © Кристина Кормилицына, РИА «Новости»

«Мы не просто знаем название этого вируса, а понимаем его свойства»

Высокие технологии стоят на страже здоровья москвичей уже сейчас. Например, в столице вот уже пять лет работает система отслеживания циркулирующих вирусов. «В год секвенируем 16 тысяч. Это позволяет прогнозировать эпидемии. Мы не просто знаем название этого вируса, а понимаем его свойства, следовательно, прогнозируем, какую он даст волну заболеваемости и на какой элемент системы здравоохранения придется удар. В прошлом году у нас был свиной грипп А. Я забеспокоилась. Приходят мои лабораторщики и говорят: „Это не вирус 2009 года, Анастасия Владимировна! Он теперь как новый ковид — посопливили, и все!“ Я говорю: „Прекрасно, открываем дополнительные мощности в поликлинике. Про стационары думать не надо, потому что до них не дойдем“», — рассказала о технологиях заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Без лишней скромности выступающая назвала столицу первым в мире мегаполисом, полностью перешедшим на цифровую патоморфологию для борьбы с онкологическими заболеваниями. «Мы, пожалуй, единственный крупный город на планете, где врачи больше не смотрят в микроскоп на биоматериал. Все исследования переведены в цифровой формат: каждое стекло сканируется, создавая высокодетализированный цифровой образец, который и становится объектом анализа. Ежедневно мы пополняем наш обширный архив цифровых патоморфологических изображений», — сказала заммэра Москвы.

Также ИИ уже сейчас развивает предиктивную медицину в столице страны. Генеративную модель нейросети обучили на данных умерших от болезней системы кровообращения пациентов и с ее помощью проанализировали электронные медкарты москвичей на наличие тревожных маркеров. Результат удивил: ИИ выявил более 100 тыс. пациентов трудоспособного возраста, у которых есть риск развития сосудистых катастроф в течение ближайших двух лет. Нейросети помогают разгружать врачей в поликлиниках. Сейчас, чтобы попасть на прием к столичному доктору, посетителю при записи нужно указать цель визита. Получение различных справок, продления выписки лекарств, закрытие больничных перевели в телемедицинский формат — благодаря этому за четыре месяца были сняты 350 тыс. приемов. Но если при записи в поликлинику пациент указал целью обращения «плохое самочувствие или боль», ему стал предлагаться опросник, который формировал рискориентированный профиль человека. К анализу данных из электронной медкарты подключили ИИ, который перед приемом составляет для врача саммари, помогающее назначить более эффективное лечение с учетом всех особенностей здоровья.

Анастасия Ракова: «Мы, пожалуй, единственный крупный город на планете, где врачи больше не смотрят в микроскоп на биоматериал. Все исследования переведены в цифровой формат» Анастасия Ракова: «Мы, пожалуй, единственный крупный город на планете, где врачи больше не смотрят в микроскоп на биоматериал. Все исследования переведены в цифровой формат» Фото: © Кристина Кормилицына, РИА «Новости»

«За месяц, просто имея платформенные решения, мы поменяли генетическую «начинку» и получили вакцину «Спутник V»

Центр им. Гамалеи, создавший вакцину от COVID-19 «Спутник V», тоже активно пользуется платформенными решениями, рассказал доктор биологических наук, заместитель директора центра Денис Логунов. Ключевой аспект, из-за которого ученые прибегают к таким технологиям, — универсальность. «Вы меняете ген, генетическую информацию и из вакцины получаете терапевтический препарат и вакцину. При этом не нужно менять технологические условия, оборудование. Вы получаете стандартный процесс, который можно перенести на любую производственную площадку», — рассказал о преимуществах спикер.

Предиктивные решения в том числе помогли быстро создать лекарство – спасение от пандемии 2020-го. «За три года до пандемии минздрав принял решение о разработке вакцины против бетакоронавируса. Мы довели эту разработку до второй фазы, а потом за месяц, просто имея платформенные решения, поменяли генетическую „начинку“ и получили вакцину „Спутник V“», — раскрыл карты Логунов.

Ученые смотрят в туманное будущее и сейчас. Центр им. Гамалеи создает «вакцинные консервы», которые ориентированы на патогены, обладающие пандемическим потенциалом. Причем речь идет не только о вирусах, которые могут распространиться на нашей территории уже сейчас. Заготовки есть и для тех возбудителей болезней, которые из-за изменений климата, миграции могут быть занесены в нашу страну и начать комфортно чувствовать себя в будущем. Среди них — оспа обезьян, лихорадка Ласса и Западного Нила, а также лихорадка Эбола.