Три дня при полном солд-ауте проходят премьерные показы мюзикла «Хыял артыннан» («Вслед за мечтой») в театре им. Тинчурина на новой сцене Три дня при полном солд-ауте проходят премьерные показы мюзикла «Хыял артыннан» («Вслед за мечтой») в театре им. Тинчурина на новой сцене

Куда приводят мечты

Дебют 34-летнего Айдара Заббарова в качестве главного режиссера театра им. Тинчурина стал одним из наиболее обсуждаемых событий в театральной жизни Казани этого сезона. Его премьерным мюзиклом «Хыял артыннан» («Вслед за мечтой») 22 октября коллектив начал «яңа сулыш» — новое дыхание в новых для себя стенах. Они хоть и во второй раз «донашивают» здание за старшим братом, театром им. Камала (с 1988-го тинчуринцы базировались в особняке на улице Горького, пока оттуда не съехали камаловцы, которые 9 сентября этого года оставили им помещение на ул. Татарстан, 1), но событие все равно историческое. Может даже по уровню хайпа тягаться с открытием «ледяного цветка». Неспроста «БИЗНЕС Online» писал о расстановке сил на театральной карте Татарстана и «дуэли» через Кабан. Тем не менее на первый день показа пришло много камаловцев — и актеры, и худрук Ильгиз Зайниев, и главреж (учитель Заббарова) Фарид Бикчантаев.

Заббаров специально сделал ставку на музыкальный спектакль, чтобы сотворить зрительский хит, какими являются «Ситса туй» и «Альфия Авзалова. Путь в вечность» в его альма-матер. «Я сейчас тоже должен думать о том, чтобы театр зарабатывал деньги. Поэтому надеюсь, что 2–3 моих первых спектакля как раз займут эту нишу (кассовый спектакльприм. ред.) и смогут хорошо зарабатывать», — говорил он в интервью нашей газете перед назначением. Не сказать, что Тинчуринский считается ведущим национальным театром, славящимся высоким художественным уровнем постановок — последнее время сложно вспомнить громкие премьеры и победы, как у того же Камаловского с их «Золотой маской» за «Муть. Мухаджиры» в 2024-м за лучший спектакль в большой форме. Поэтому теперь новое пространство открывает перед ними иные горизонты для творческого самовыражения.

Заббаров специально сделал ставку на музыкальный спектакль, чтобы сотворить зрительский хит, какими являются «Ситса туй» и «Альфия Авзалова. Путь в вечность» Заббаров специально сделал ставку на музыкальный спектакль, чтобы сотворить зрительский хит, какими являются «Ситса туй» и «Альфия Авзалова. Путь в вечность»

В такой обстановке перед Заббаровым стоит конкретная задача — создавать спектакли, способные привлечь новую аудиторию (т. к. нужно заполнить большой и малый залы на 1 005 мест, в то время как прежний зал Тинчуринского был рассчитан на 423 зрителей), сохранив классические принципы татарского национального театра. Однако в кулуарах после спектакля театральное сообщество то дело перешептывается: дебют вышел скомканным, первый шаг получился несколько неуверенным.

Влюбленных в тинчуринской версии сыграли заслуженные артисты РТ — супружеская пара Артем Пискунов и Резеда Саляхова. 36-летние актеры были в образе 20-летних влюбленных Влюбленных в тинчуринской версии сыграли заслуженные артисты РТ — супружеская пара Артем Пискунов и Резеда Саляхова. 36-летние актеры были в образе 20-летних влюбленных

Сюжет постановки незамысловатый и даже знакомый для тех, кто был на гала-концерте на Днях Татарстана в Москве в 2023-м. Тогда зрители могли наблюдать за любовной линией строителя Хайдара из деревни в исполнении заслуженного артиста РТ Ильгиза Мухутдинова и москвички Чулпан, которую сыграла народная артистка РТ Эльмира Калимуллина. В день знакомства девушка уезжает обратно в столицу, а парень, потеряв ее адрес, отправляется за ней, чтобы отыскать в мегаполисе, зная только имя возлюбленной. Заббаров перенес свой же материал (автор постановки — Резеда Губаева) на сцену Тинчуринского, но уже в более расширенной версии. Настолько расширенной, что даже не уложился в обозначенный тайминг: вместо обещанных 2 часов 40 минут спектакль шел более 3 часов 15 минут, что вызвало негодование у зрителя. Некоторые даже не постеснялись с места выкрикнуть свое фи режиссеру во время поклона.

Влюбленных в тинчуринской версии сыграли заслуженные артисты РТ — супружеская пара Артем Пискунов и Резеда Саляхова. 36-летние актеры были в образе 20-летних влюбленных. Если Пискунов в своей роли смотрелся более чем органично, то его партнерша была излишне жеманна. А ее парик выглядел неестественно, притом что у Саляховой прекрасные натуральные длинные волосы. И если это была попытка омолодить, освежить образ актрисы, которая и так играет почти все главные роли в театре, то парик, наоборот, прибавил ей еще несколько лет. Хотя и другие герои в постановке носят парики — такие же никудышные. Но в целом образы получились очень даже в духе 1960-х: пышные многослойные юбки, светло-бежевые плащи, тупоносые туфли на невысоких каблуках, твидовые пальто, рубашки с воротником апаш, платья и пиджаки с абстрактными геометрическими рисунками. А в конце представления массовка была в образе стиляг.

«Две бараньи головы в одном казане не варятся»: что камаловцам плохо, то тинчуринцам хорошо?

Легендарные песни и красивые голоса, но плохой звук и свет

Безусловно, дух времени удалось передать благодаря музыке — вечер скрасил оркестр под управлением Ильяса Камала. Взрослое поколение ностальгировало и даже подпевало под песни «Идел буе каеннары», «Эзләдем, бәгырем, сине», «Ак чәчәкләр», «Ай, былбылым», «Әдрән диңгез» и другие легендарные татарские и русские хиты той эпохи. Оркестр работал слаженно, а вокальные номера были исполнены с высоким профессионализмом. Особенно эффектными оказались сольные номера Пискунова и Саляховой. Вокальный диапазон, энергия и выразительность пения создавали нужную «кондицию». Порадовал мощным голосом заслуженный артист РТ Ильнур Байназаров, который играл друга главного героя Рифата, но это неудивительно — он выпускник Казанской консерватории им. Жиганова. Каждая песня в спектакле была как номер из «зур концерта», который даст фору многим профессиональным певцам нашей эстрады. Здесь большая заслуга в том числе хормейстера Алии Хамзиной.

Местами спектакль казался затянутым, особенно в первой половине, где, несмотря на яркие музыкальные номера, повествование теряло свою убедительность: многие сцены растягивались, сцеплялись без достаточной логической связки Местами спектакль казался затянутым, особенно в первой половине, где, несмотря на яркие музыкальные номера, повествование теряло свою убедительность: многие сцены растягивались, сцеплялись без достаточной логической связки

За хореографию отвечали Айрат и Лилия Багаутдиновы. Танцевальные номера хорошо дополняли спектакль, однако некоторые актеры явно прогуливали занятия, поскольку был рассинхрон. Имелись шероховатости в звуковом и световом оформлении: звук то пропадал, то сильно фонил, а световик иногда не успевал за героями. Но эти технические нюансы можно списать на новое пространство и оборудование, к которым еще нужно привыкнуть.

Интересной вышла роль прораба Халима у народного артиста РТ Рамиля Минханова, который, как бывший военный, «строит» работников и приговаривает: «Едрить-кудрить!» А зрителю много и не надо — каждый раз после этого выражения зал буквально взрывался от смеха. Начальник милиции Талгат Загитович (заслуженный артист РТ Харис Хуснутдинов) воплотил образ патриота, который поддержал Хайдара как своего земляка и татарина, когда тот попал в беду в Москве. И это зрителю понравилось, судя по восторженным возгласам от фразы «татары должны друг друга поддерживать».

Все же местами спектакль казался затянутым, особенно в первой половине, где, несмотря на яркие музыкальные номера, повествование теряло свою убедительность: многие сцены растягивались, сцеплялись без достаточной логической связки, в результате повествование становилось чрезмерно затянутым, а эмоциональный накал — разбавленным. Но больше всего вопросов вызывают простота и поверхностность сценария. Может, в этом и была задумка — в легкой манере завлечь зрителя, но от Заббарова, который делает глубокие вещи, ждешь сверх от возможностей. Для сравнения: его «Альфия Авзалова. Путь в вечность» похож по стилистике на «Вслед за мечтой», но постановка в Камаловском была более доработанной. Однако он только пробует себя в качестве главрежа, к тому же на его плечах ответственная задача — вытянуть намоленное у театралов место, куда устремлены тысячи глаз, которые смотрят и с надеждой, и с недоверием. Причем права на ошибку у него нет — театр в самом сердце Казани не может себе позволить пустовать без зрителей.