Сегодня стало известно, что в связи с истечением контракта неожиданно покидает свой пост после 8 лет работы директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Айтуганова Сегодня стало известно, что в связи с истечением контракта неожиданно покидает свой пост после 8 лет работы директор ГБУК РТ «Татаркино» Миляуша Айтуганова Фото: «БИЗНЕС Online»

«У меня есть представление, как дальше должно двигаться кинопроизводство»

Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова на этой неделе стала главным поставщиком кадровых новостей. Вслед за генеральным директором Национального музея РТ Алисой Вяткиной свой пост покинула и директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова. По данным газеты, с той же формулировкой, что и Вяткина, в связи с истечением срочного контракта. Правда, в самом министерстве официально это решение пока не комментируют, впрочем, как и сама Айтуганова.

Экс первый заместитель и генеральный продюсер ТНВ возглавляла республиканскую госструктуру, отвечающую за развитие кинематографии, 8 лет, с 2017 года. Государственное бюджетное учреждение культуры РТ «Татаркино» — одно из старейших в республике, недавно отметившее 100-летие. В его функции входит производство фильмов, кинопрокат, организация фестивалей, форумов, творческих встреч с кинодеятелями и расширение культурного сотрудничества с регионами России и зарубежными странами. Сеть «Татаркино», по данным на прошлый год, насчитывала по республике 180 точек показа.

Айтуганова Миляуша Лябибовна родилась 5 апреля 1963 года в Казани. Окончила факультет журналистики КГУ (1987), аспирантуру. Кандидат исторических наук (1996).

1986–1998 — редактор и ведущая молодежных программ радио Татарстана.

1998–2002 — зампредседателя ГТРК «Татарстан» по радиовещанию.

2002–2016 — заместитель гендиректора ОАО «Телерадиокомпания „Татарстан – Новый век“», главный продюсер.

С 1990-го — доцент кафедры электронных средств массовой информации КФУ.

С 2005-го — завкафедрой режиссуры кино и телевидения Казанского государственного института культуры.

2009–2015 — худрук международного конкурса молодых исполнителей «Татар моңы».

С 2016-го — исполнительный директор казанского международного фестиваля кино «Алтын минбар».

С апреля 2017-го — директор ГБУК РТ «Татаркино».

Продюсировала фильмы и сериалы: «Босоногая девушка» («Яланаяклы кыз»), Белые цветы («Ак чәчәкләр»), «Неотосланные письма» («Тапшырылмаган хатлар»), «Халима», «Байгал», «Мулла», «Тарлан», «Остазбикэ» («Остазбикә»), «Апипа» («Әпипә»), «Сумбуль» («Сөмбел»), «Мы — дети 41-го года» («Без — 41 ел балалары»), «823-й километр» и др.

«У меня есть представление, как дальше должно двигаться кинопроизводство в Татарстане. Первое — создать фонд кино РТ, минимум 50 миллионов рублей в год. Второе — развивать копродукцию, совместное производство с другими странами… Третье — активно продвигать наши фильмы на стриминговые онлайн-платформы, потому что это сегодня востребовано… Четвертое — продавать фильмы в страны дальнего зарубежья… Пятое — стремиться попасть в список российских фильмов, которые Роскино показывает за рубежом», — говорила Айтуганова на интернет-конференции в редакции «БИЗНЕС Online».

Миляуша Айтуганова: «Ну взяли вы приз, а дальше-то что с фильмом делать?»

Параллельно она сама занималась продюсированием фильмов, многие из которых попадали в программу и получали награды казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар», исполнительным директором которого является Айтуганова. В качестве продюсера она приложила руку к таким известным картинам, как «Байгал», «Тарлан», «Мы — дети 41-го года», «823-й километр» и др.

При этом радикально изменить отношение к производству кино властей Татарстана Айтугановой не удалось. По-прежнему мечтами остается и идея создания фонда кино РТ, о чем часто говорит и глава союза кинематографистов республики Ильдар Ягафаров. При этом министерство культуры РТ продолжает ежегодно распределять более чем скромные 8 млн рублей на кинопроизводство. Были вопросы и к «Алтын минбару», который так и не стал всерьез культурным брендом республики.

Имя преемника Айтугановой удивило еще больше — это 38-летний продюсер и основатель музыкального лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров Имя преемника Айтугановой удивило еще больше — это 38-летний продюсер и основатель музыкального лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров Фото: «БИЗНЕС Online»

Основатель Tat Cult Fest и первый татарский рэпер

В любом случае для кинематографического сообщества эта отставка стала неожиданной. Впрочем, имя преемника Айтугановой удивило еще больше — это 38-летний продюсер и основатель музыкального лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров, который до сего дня не имел прямого отношения к кино.

По данным источников, в пятницу состоялась встреча Айтугановой с Гафаровым. Судя по всему, решение в министерстве культуры РТ принималось стремительно, во всяком случае соратники главы Yummy Music по миру современной татарской культуры сегодня удивились новостям о кадровом взлете Гафарова. Однако оно вписывается в тренд, заданный министром Аюповой, в последнее время назначающей в подведомственные учреждения молодых менеджеров, к развитию карьер которых глава культурного ведомства имеет непосредственное отношение.

До сегодняшнего дня некогда участник первой татарской рэп-группы Ittifaq был известен прежде всего в музыкальной среде — он продюсер и основатель независимого татарского лейбла Yummy Music, который базируется в Национальной библиотеке РТ. За 13 лет существования инди-лейбла в республике появилась и развилась татарская альтернативная музыкальная культура, одним из отцов которой справедливо можно назвать Гафарова. Из «инкубатора» Yummy Music вышли исполнители самых разных жанров (от рока до драм-н-бейса), поющие на татарском языке.

Рэпер Усал Рэпер Усал Фото: «БИЗНЕС Online»

Самые известные среди них группы Gauga и Juna, открытие последних нескольких лет — рэпер Усал, поп-певцы Зарина Вильданова и Ильгиз Шайхразиев. Сам Гафаров написал текст к хиту «Алтын» рэп-дивы Tatarka (Ирина Смелая) из Набережных Челнов, чей клип на эту песню в 2016 году завирусился в русскоязычном интернете и набрал больше 50 млн просмотров.

Один из последних продюсерских успехов Гафарова — концерт-трибьют Ильгама Шакирова, прошедший в начале сентября в Казани, ставший одним из самых ярких культурных событий года в столице Татарстана.

Свои административные таланты Гафаров прокачал в качестве продюсера фестиваль новой татарской культуры Tat Cult Fest, любимого детища министра Аюповой, впервые прошедшего 30 августа 2018 года на территории Казанского кремля. Здесь в разные годы дуэт «Аигел» исполнял хит «Мой парень татарин», качал зал на открытом воздухе рэпер Нурминский, юная Саида Мухаметзянова выступала с живым бэндом, рэпер Усал отжигал вымазанный в краске цвета крови, Зуля Камалова презентовала совместный музыкальный альбом с татарской поэтессой Йолдыз Миннуллиной и т. д. Кроме того современные татарские литераторы выступали со своими произведениями, показывали театральные постановки и прочее. Ныне ежегодный Tat Cult Fest называется «ДәртФест» и не выглядит столь масштабным и значимым явлением в жизни города, как его предшественник.

При Айтугановой учреждение сменило свои приоритеты, констатирует Барыкин: «Из прокатчика «Татаркино» превратилось в производителя и организатора мероприятий» При Айтугановой учреждение сменило свои приоритеты, констатирует Барыкин: «Из прокатчика «Татаркино» превратилось в производителя и организатора мероприятий» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сама Миляуша Лябибовна стала позиционироваться как «министр татарстанского кино»

Отметим, что целый ряд собеседников нашей газеты из мира татарстанского кинематографа, очень удивившись сегодняшним кадровым новостям, отказались от комментариев по теме.

«Миляуша Лябибовна — очень яркий человек, опытный чиновник с большими связями, и она радикально изменила деятельность „Татаркино“. Более того, она изменила саму концепцию, по которой развивалась киноиндустрия Республики Татарстан», — сказал «БИЗНЕС Online» режиссер и продюсер Алексей Барыкин.

Он напомнил, что ранее ГБУК РТ «Татаркино» всегда было строго прокатной организацией и никогда не имела отношения к кинопроизводству, а за создание фильмов в республике отвечал союз кинематографистов РТ, члены которого представляли частные продюсерские компании: «Что касается „Татаркино“, его главной функцией был прокат фильмов на территории РТ, а главной задачей — сделать так, чтобы национальное татарстанское кино окупалось в кинотеатрах и приносило прибыль. К сожалению, на этом поприще „Татаркино“ было и осталось не очень успешным».

Но при Айтугановой учреждение сменило свои приоритеты, констатирует Барыкин. «Из прокатчика „Татаркино“ превратилось в производителя и организатора мероприятий, — продолжает эксперт „БИЗНЕС Online“. — Сама Миляуша Лябибовна стала позиционироваться как „министр татарстанского кино“, который полностью контролирует в республике и производство, и прокат, и фестиваль. Многие гости, приезжающие в Казань из других регионов и стран, даже не сомневаются, что кинематограф Татарстана и „Татаркино“ — это одно и то же, что, кроме „Татаркино“, в республике вообще ничего, связанного с кинематографом, не существует».

Можно сказать, считает Барыкин, при Айтугановой в республиканском кино случилась смена государственной политики. «Прежде национальное киноискусство развивалось по тому же принципу, что и в Российской Федерации: производством занимались частные продюсерские центры на конкурентной основе, а государство брало на себя функции поддерживать их финансированием и в продвижении. На федеральном уровне такая политика в итоге принесла свои плоды: выросли и укрепились успешные частные компании — „ТриТэ“, „АртПикчерз“, „Базелевс“, Yellow, Black and White, „Централ Партнершип“ и другие. Этим же путем шел Татарстан до Миляуши Айтугановой: „Татаркино“ не влезало в кинопроизводство и помогало развиваться частному кинематографу с помощью местного проката, хотя не слишком успешно», — напоминает режиссер и продюсер.

При Миляуше Лябибовне учреждение взяло курс на государственную монополизацию киноотрасли по советскому образцу, указывает Барыкин. «Вместо того чтобы сосредоточиться на прокате и за счет сборов помогать частным кинопроизводителям, „Татаркино“ само вошло в кинопроизводство и стало вытеснять их из этой ниши, постепенно подменяя собой, — напоминает наш собеседник. — Хорошо ли это для кинематографа республики? Многие считают, что так и нужно делать: давайте создадим государственную киностудию-монополиста, построим им павильоны, купим оборудование, вложим кучу денег, и татарстанское кино расцветет. Другие утверждают, что монополия в искусстве, тем более государственная, неизбежно ведет к деградации отрасли. Во всяком случае российский минкульт на этот счет категоричен: кинематографом должны заниматься частные структуры на конкурентной основе, а не госмонополисты».

Гафарова наш эксперт называет очень перспективным кандидатом. «Помимо того, что он эффективный молодой управленец со свежим взглядом, на протяжении уже долгого времени он являлся руководителем центра прототипирования казанского института культуры. По сути, центр прототипирования — это и есть киностудия с оборудованием, павильоном и студией звукозаписи, и Ильяс хорошо знает, как все это функционирует, поэтому сфера кинопроизводства ему тоже знакома. Надеюсь, Ильясу удастся придать новый толчок в развитии „Татаркино“», — резюмирует Барыкин.

Мансур Гилязов: «Самое главное, что делала Миляуша, — поиск нашей глобальной темы в индустрии кино. Она пробовала и мюзикл, и драму, и классику, и сериалы, и прочее. Это необходимый нам опыт в создании татарстанского кинематографа» Мансур Гилязов: «Самое главное, что делала Миляуша, — поиск нашей глобальной темы в индустрии кино. Она пробовала и мюзикл, и драму, и классику, и сериалы, и прочее. Это необходимый нам опыт в создании татарстанского кинематографа» Фото: «БИЗНЕС Online»

Драматург и киносценарист Мансур Гилязов поделился с нашим изданием, что дал бы Айтугановой самую высокую оценку, потому что сделаны очень уверенные шаги в области развития киноиндустрии республики. «Причем движение шло в очень широком формате: фестивальное движение, распространение кино и создание совместных фильмов. То есть было налаживание большого количества контактов со всем мусульманским миром, со всей мировой киноиндустрией. И самое главное, что делала Миляуша, — поиск нашей глобальной темы в индустрии кино. Она пробовала и мюзикл, и драму, и классику, и сериалы, и прочее. Это необходимый нам опыт в создании татарстанского кинематографа», — уверен он.

Писатель поблагодарил Айтуганову за то, что она вложила большой вклад в развитие института продюсирования. «Продюсер, я считаю, самая нужная профессия на сегодня, особенно в кинематографе. Поэтому Ильясу Гафарову я бы желал внимание уделить именно институту продюсирования в самом широком понимании и работать в тесном контакте с союзом кинематографистов. Возможно, Ильясу придется заниматься самообразованием, потому что эта структура требует определенных знаний», — заключил Гилязов.