«Мы осели в Казани, много путешествовали, обзавелись множеством друзей, которые стали приезжать к нам и которых мы часто возили и водили по городу. Так и появились мысли о создании музея» «Мы осели в Казани, много путешествовали, обзавелись множеством друзей, которые стали приезжать к нам и которых мы часто возили и водили по городу. Так и появились мысли о создании музея» Фото предоставлено Раушанией Полосиной

С чего все начиналось

До попадания в сферу туризма мы были топ-менеджерами в автобизнесе — работали в Казани и Москве. Отправной точкой стал кризис 2008 года — наши компании закрылись, вместе с тем родилось желание создавать что-то свое, попробовать себя в чем-то новом. Мы осели в Казани, много путешествовали, обзавелись множеством друзей, которые стали приезжать к нам и которых мы часто возили и водили по городу. Так и появились мысли о создании музея. Ответом на наши внутренние запросы стал музей «Коломенской пастилы» в Подмосковье — уже тогда там проводились театрализованные чаепития-дегустации.

Мы сразу поняли, что если делать что-то подобное в Казани, то это должен быть музей чак-чака в настоящем татарском доме. С этим настроем несколько месяцев провели в Ленинской библиотеке в Москве в поисках информации о чак-чаке, татарских традициях и культуре истории создания чак-чака.

«До попадания в сферу туризма мы были топ-менеджерами в автобизнесе — работали в Казани и Москве» «До попадания в сферу туризма мы были топ-менеджерами в автобизнесе — работали в Казани и Москве» Фото предоставлено Раушанией Полосиной

В Казани как раз к тысячелетию и Универсиаде в Старо-Татарской слободе восстановили дома, но выяснить, кто ими владеет, не удавалось. Доходило вплоть до того, что мы просто раскидывали письма по почтовым ящикам и ждали в надежде, что кто-нибудь из хозяев откликнется. Мы пытались даже купить маленький домик на Каюма Насыри, но банк не дал нам кредит, ссылаясь на то, что музей — это очень рискованное бизнес-открытие. Наше любимое завершение истории в том, что этот банк теперь закрыт, а мы продолжаем плавать. Так что неизвестно, у кого был рискованный бизнес. В результате нам удалось арендовать домик на той же улице, а спустя время мы переехали в здание попросторнее, на улицу Парижской коммуны.

Наши вложения на старте в 2014 году — 50 тыс. рублей, занятые у родителей. Айдентику в рассрочку сделали друзья, которые в тот момент открывали брендинговое агентство. Она окупила себя уже тысячу раз. Сбор экспонатов в музей занял два года. Но главное у нас не экспонаты, а сам чак-чак, традиции и культура, которые с ним связаны, то есть нематериальное наследие. Чаще всего, когда люди думают о музее чак-чака, ожидают увидеть у нас полки с разными видами этой татарской сладости, а по факту, приходя к нам, первые 15–20 минут ты вообще не видишь чак-чак!

«Мы задумались о создании собственной сувенирной студии, в котором и интерьер, и весь мерчандайзинг был бы гармоничен» «Мы задумались о создании собственной сувенирной студии, в котором и интерьер, и весь мерчандайзинг был бы гармоничен» Фото предоставлено Раушанией Полосиной

Создание студии сувениров

Первое «касание» с сувенирной продукцией произошло у нас в музее. Памятная продукция и тогда, и сейчас составляет половину доходной части музея. Но тогда наши сувениры были больше про чак-чак, дом и традиции, а хотелось что-то именно про Казань и Татарстан.

Однажды, собираясь в путешествие, мы прошлись по Баумана в поисках какой-то адекватной футболки. Ничего не нашли, и поняли, что придется делать самим. Параллельно Раушания начинала рисовать. К этому подтолкнула необходимость: для работы нужен был логотип, мы долго обсуждали его с художницей, промежуточные эскизы были классными, а потом в конце получилось вообще не то. Так Раушания поняла, что проще самой нарисовать, чем сто раз кому-то что-то объяснять. Позже она создала первый дизайн сувениров, и мы начали тестировать. Что-то продавали в своем музее, что-то — через наших друзей. Один из наших приятелей занимается оптовыми продажами сувениров, поэтому часть продукции мы продавали через него.

ВТБ предлагает полный спектр банковских и небанковских сервисов и услуг для растущего бизнеса. С инструментами ВТБ вы сможете:

Открыть расчетный счет на выгодных условиях. Счет для бизнеса открывается бесплатно онлайн, реквизиты приходят через несколько минут. Подписать документы можно в офисе или пригласив сотрудника банка в удобное место и время. Персональный менеджер поможет решить все вопросы по обслуживанию и подберет нужные продукты и услуги. После открытия счета клиент может мгновенно выпустить бесплатную бизнес-карту с кешбэком за покупки для представительских, хозяйственных и командировочных расходов.


Сэкономить на бухгалтере. Вести бухгалтерский и налоговый учет ИП и ООО могут с помощью онлайн-сервиса «Бухгалтерия ВТБ для Бизнеса» на «Бизнес Платформе ВТБ».


Обезопасить свой бренд. Сервис «Регистрация товарного знака» защитит интеллектуальную собственность и поможет избежать юридических и финансовых рисков, связанных с нарушением прав на торговые марки.


Застраховать ответственность. Удобный сервис «Страхование ответственности от СОГАЗ» позволяет страховать гражданскую ответственность.


Разместить средства на депозит. В ВТБ широкая линейка депозитов для бизнеса с гибкими условиями и выгодными ставками. Проценты начисляются от 1 рубля при размещении средств на срок от 1 дня. Новым клиентам доступна надбавка от 0,3% до 0,6% к ставке по депозитам и неснижаемым остаткам. Начинающим предпринимателям — специальная линейка «Лайт»: проценты по депозитам «Овернайт Лайт» и «НСО Лайт» при размещении от 50 000 рублей (сроком от 1 дня до года).

Стать клиентом и оставить заявку — на vtb.ru.

Выяснилось, что в музее наша продукция из-за правильного контекста хорошо продается, а оптом — не особо, потому что продавцам и владельцам сувенирных магазинов нужно что-то попроще, китайское. Даже если они брали нашу продукцию, то она терялась на полках среди китайских сувениров и совершенно не воспринималась. И вот тогда мы задумались о создании собственной сувенирной студии, в котором и интерьер, и весь мерчандайзинг был бы гармоничен.

«Наш музей находится не на оживленной улице, почему бы нам не открыть магазин в таком же месте, чтобы не находиться рядом с остальными магазинами, где у людей замыливается глаз и кажется, что все вокруг одинаковое» «Наш музей находится не на оживленной улице, почему бы нам не открыть магазин в таком же месте, чтобы не находиться рядом с остальными магазинами, где у людей замыливается глаз и кажется, что все вокруг одинаковое» Фото предоставлено Раушанией Полосиной

Сначала хотели это сделать в коллаборации с нашим другом, но он предпочел не рисковать, а мы твердо решили заняться этим бизнесом. Очень долго искали помещение: принципиально не хотели на Баумана, потому что сами не любим такие улицы и обычно во время своих путешествии сворачиваем с туристических проторенных дорог. Туда, где находится все самое настоящее.

Тем более наш музей находится не на оживленной улице, почему бы нам не открыть магазин в таком же месте, чтобы не находиться рядом с остальными магазинами, где у людей замыливается глаз и кажется, что все вокруг одинаковое. Помещение искали долго, многие не подходили нам по деньгам. Как-то нам приглянулось помещение на «Черном озере», но обход арендаторов поблизости нам показал, что не стоит его выбирать — из-за старых коммуникации там были постоянные протечки. Мы периодически наведывались в «гости» к потенциальным «соседям», спрашивали, как дела. В один из дней заходим в один из магазинов, а там повсюду мокрые полы, человек со шваброй разводит руки и говорит: «Ну как бы вот так».

Мы тут же сели на лавочку и начали смотреть другие объявления. В ту же секунду нашли то самое место — помещение бывшего салона красоты в «сталинке» на пересечении улиц Кремлевской и Чернышевского. Она построена на части бывших торговых рядов Гостиного двора, т. е. место имеет уже свою силу. Мы пришли на переговоры с собственником, и он спрашивает нас: «А вы арендовать или покупать?» Мы удивились: «А вы продаете? Тогда было бы здорово купить».

«Ремонт был минимальным: убрали все зеркала и декоративные элементы, оставшиеся от салона красоты, и перекрасили стены в близкие нам по духу цвета» «Ремонт был минимальным: убрали все зеркала и декоративные элементы, оставшиеся от салона красоты, и перекрасили стены в близкие нам по духу цвета» Фото предоставлено Раушанией Полосиной

Стартовые инвестиции

Все лето собирали документы, выскребали все деньги на первоначальный взнос на ипотеку. Это было очень сложно, на самом деле, практически невозможно, потому что банки не любят ипэшников — пока оформляли сделку, первоначальный взнос вырос в 2 раза, потому что банк сам очень низко оценивал помещение. Первоначальный ипотечный взнос составил 2,8 млн рублей за помещение площадью 25 кв. м, последующие платежи — 70 тыс. рублей. Это самые значительные вложения на старте.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Прототипы товаров, первые сувениры делали друзья — мы или вносили постоплату, или как-то договаривались. Ремонт был минимальным: убрали все зеркала и декоративные элементы, оставшиеся от салона красоты, и перекрасили стены в близкие нам по духу цвета. Мебель купили в IKEA за 120 тыс. рублей. Это было самое простое, базовое убранство. Касса обошлась нам в 50 тыс. рублей, два рабочих ноутбука — по 50 тысяч. Все по минимуму, потому что с ипотекой было не на что разгуливаться.

«В первое время товаров было мало, зато у человека не разбегались глаза в попытках выбрать что-то» «В первое время товаров было мало, зато у человека не разбегались глаза в попытках выбрать что-то» Фото предоставлено Раушанией Полосиной

В конце октября мы уже завершили ремонт, и в ноябре 2019-го открылись. Первыми покупателями стали наши друзья. В первое время товаров было мало, зато у человека не разбегались глаза в попытках выбрать что-то. В ассортименте — блокноты, магниты, футболки, естественно, чак-чак в нашей фирменной упаковке. Раушания нарисовала календарь с казанскими дверьми. Поскольку наше помещение — это бывшая квартира (под номером один в этом доме!), мы решили это обыграть: постелили ковер посередине, установили кресла, гостям стали предлагать чай. Мужчины, пришедшие со своими вторыми половинками, очень нас благодарят за создание такой зоны. Внутри помещения мы снесли одну гипсокартонную стену, которая ранее там была, и сделали мастерскую — она действовала пять лет. Затем мастерская переехала, и теперь там частично склад и кухня для сотрудников.

«Наша большая гордость — пастила собственного приготовления» «Наша большая гордость — пастила собственного приготовления» Фото: https://vk.com/aidasuvenir

Разработка и производство сувениров

Дизайн для сувениров Раушания рисует самостоятельно. Помимо уникальности для покупателя, это дает возможность отстроиться от того огромного количества людей, которые приходят к нам в сувенирную лавку и говорят, что нам обязательно нужны их куклы, свечи и т. д. Самое грустное, что люди, которые предлагают свои товары на продажу, чаще всего даже не пытаются изучить нашу концепцию, подумать, подружится ли их дизайн с нашим. Часть из них отсеивается, потому что на наших полках должно быть все с нашим дизайном либо то, к чему Раушания приложила руку. Например, мы наняли дизайнера, чтобы он нарисовал нам игру, т. к. у нас не было возможности.

Наша большая гордость — пастила собственного приготовления. Когда мы начали декорировать чак-чак для музея, двоюродная бабушка Раушании рассказала, что для молодоженов чак-чак украшали тоненькой пастилой, а нам ее нигде не удавалось найти. Искали похожее на рынке у азербайджанцев, узбеков, но все было не то. Поэтому мы запустили свое производство — оно очень небольшое, по сути, там один пастелье, как мы его называем.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Теперь мы делаем пастилу в виде казанской узорной кожи, мы ее даже запатентовали. Получился двойной смысл: с английского пастила переводится как fruit leather, т. е. дословно — «фруктовая кожа».

Вдохновение также часто приходит в поездках. Например, сейчас мы в Белграде и в местной Zara Home увидели металлический трафарет с буквами. Это что-то из нашего детства, только буквы более изящные. А у нас как раз есть линейка «Татарское зрение», и трафарет был бы очень кстати. Сейчас мы работаем над этим продуктом, экспериментируем с материалами, толщиной букв.

«Мы заботимся о качестве, но иногда и готовы пойти на компромисс, если на данный момент ничего другого нет. Но при этом параллельно мы ищем то, что нам нужно» «Мы заботимся о качестве, но иногда и готовы пойти на компромисс, если на данный момент ничего другого нет. Но при этом параллельно мы ищем то, что нам нужно» Фото: https://vk.com/aidasuvenir

Дизайн зависит от формата сувенира. Мы отталкиваемся от самого предмета: что это будет? Футболка или, например, наша последняя задумка — монпансье. Следующий шаг — отдать все в производство. Мы заботимся о качестве, но иногда и готовы пойти на компромисс, если на данный момент ничего другого нет. Но при этом параллельно мы ищем то, что нам нужно. Например, такая история была с футболками. В самом начале они были белыми, из хлопка и синтетики, чтобы на них легко легла картинка, но они выглядели не очень стильно, а цветовая палитра была сильно ограничена. Даже в черном цвете нельзя было сделать. Первые два года мы выпускали такие футболки, пока занимались поиском другого производства. И, наконец, нашли нужный нам вариант, где продукцию изготавливают из чистого хлопка, а наш дизайн наносят при помощи шелкографии (метод нанесения изображений через специальный трафарет из сетки, закрепленной на раме).

Непросто было делать коллаборацию с Yummy Music. Мы решили сделать совместный проект с «Айда», еще одним нашим проектом «Чайная история» и самим татарским музыкальным лейблом. Музыканты приходили к нам в чайную, выбирали чаи, которые отражали либо их вкусы, либо творчество. Для каждой из 8 групп мы разрабатывали свой рецепт чая и упаковки. Мы чуть ли не год занимались этим, сначала прототипы сами мешали в пакетиках, потом заказали у производителей пакетики с чаем и с нашим логотипом в коробочках.

«Найти хорошего производителя посуды тоже тот еще квест. Сейчас ее приходится делать при помощи термотрансфера» «Найти хорошего производителя посуды тоже тот еще квест. Сейчас ее приходится делать при помощи термотрансфера» Фото: https://vk.com/aidasuvenir

Поставщики и их поиск

Печатную продукцию и текстиль мы делаем в России, а железные значки — в Китае. В Поднебесной мы нашли фабрики, делающие продукцию под заказ по нашему дизайну: просто купить что-то там и продать нам неинтересно. Нам делают огромную партию, мы привозим ее и забываем на полгода. И нам, и производителям это выгодно: мы не зависим от краткосрочных поставок, а заводам выгодно производить большой объем. Например, если производить от 10 тыс. открыток, то одна штука обойдется по 30 копеек, а если сразу 100 штук, то тысячу рублей. Дело в том, что для этого надо будет загрузить весь станок. Теперь нам открытки и прочую картографическую продукцию отгружают большим количеством.

Самое тяжелое — найти поставщиков, которые готовы перед запуском полноценной партии сделать небольшое количество товара, прототип бесплатно или за адекватные деньги. Часто производители просто предлагают сделать товары со своим дизайном и только налепить наш логотип. Мы, разумеется, отказываемся. Нам нужны эксклюзивные вещи.

Найти хорошего производителя посуды тоже тот еще квест. Сейчас ее приходится делать при помощи термотрансфера (процесс переноса изображения на посуду при помощи нагрева или давленияприм. ред.), пока не получается найти производителя лучше, который работал бы в технике деколи (нанесение изображения при помощи специальной бумаги с дальнейшим обжигом в печи — прим. ред.), например. Кто-то делает очень долго, у кого-то после трех помывок посуды вылезают всякие нюансы: например, вымывается один из цветов. Мало найти того, кто сделает хорошо, нужен тот, кто будет делать одинаково хорошо каждый раз, как первый раз.

Нужно отдать должное тем партнерам, которые идут навстречу. Одна казанская типография всегда прислушивается к нашим пожеланиям, иногда предлагает свои идеи или «добивает» наши. Кроме того, они следят за трендами, всегда закупают новое оборудование. Единственное, все, как всегда, сейчас упирается в ограничения. Сейчас невозможно закупить иностранную бумагу и картон определенной структуры, приходится искать компромиссы. Подобной бумаги в России не выпускают.

Когда мы решили изготовить железные значки, мы поняли, что в России вообще нет вариантов таких производств, это ушло у нас в Китай. В нашей стране это стоит либо каких-то космических денег и делается не для продажи, а для корпоративных заказчиков, которые не привыкли смотреть на цены.

Мы за традиции и за то, чтобы привлекать местных предпринимателей и производства: травы, мед — все татарстанское. Но обрастать местными поставщиками непросто. У нас был и такой опыт: когда мы задумали выпускать пастилу, запатентовали способ, начали обращаться в большие совхозы, где эти яблоки, по большому счету, просто гниют. Мы пришли и говорим: «А почему бы не сделать новое производство?». Они нам: «Ой, блин, это работать надо!». При этом они жалуются, что в садах пропадают яблоки! Или было еще такое: найдешь продавца, предлагаешь ему купить у него фрукты, а он тебе говорит: «Ну приезжайте, собирайте». А там ценник сопоставимый с тем, который на рынке! Сейчас закупаем продукцию либо в Metro и других подобных магазинах, либо же у фермеров. Для нас главное — качество.

Сложнее всего производить наборы для вышивки: в них очень много комплектующих, в том числе инструменты для вышивки и нитки. Чего-то не может быть в наличии, и порой приходится искать равноценную замену.

«Самые продаваемые товары в нашей сувенирной лавке — чак-чак, футболки, магниты, пастила, игры» «Самые продаваемые товары в нашей сувенирной лавке — чак-чак, футболки, магниты, пастила, игры» Фото: https://vk.com/aidasuvenir

Стоимость сувениров

Стоимость сувенира складывается из стоимости самого продукта и наценки. В последний показатель включаются затраты на помещение, на персонал — ведь там не только сотрудники, но и менеджмент. С прошлого года мы еще учитываем труд Раушании как художника и стали выплачивать ей 10% роялти от каждого проданного товара.

Наценка на каждый продукт разная: где-то она может достигать х5, где-то существенно меньше — дай бог, 50% от исходной стоимости продукта, потому что он сам по себе может быть дорогим. А часть продукции продаем дешевле, чем закупаем сами. Так, например, выходит с блокнотами в мягкой и твердой обложках (закупочная цена — 200 и 500 рублей, соответственно), кружками (закупочная цена — 600 рублей). В нашем магазине стоимость блокнотов варьируется от 150 до 450 рублей, самый дорогой блокнот в ассортименте — 600 рублей, кружки продаются за 550 рублей. Небольшая наценка на игры, поскольку они дорогие в производстве — затраты на один экземпляр составляют 1,4 тыс. рублей, а итоговый ценник, который видит покупатель на полке в магазине, — 1,6 тыс. рублей.

«В нашем магазине стоимость блокнотов варьируется от 150 до 450 рублей, самый дорогой блокнот в ассортименте — 600 рублей» «В нашем магазине стоимость блокнотов варьируется от 150 до 450 рублей, самый дорогой блокнот в ассортименте — 600 рублей» Фото: https://aida.tatar/shop/tprodu...

Зато хорошая наценка закладывается в магнитики (при закупочной цене в 60–80 рублей мы продаем их за 200), открытки (закупочная цена — 20 рублей, итоговая — 100), сумки-шопперы (закупочная цена — 600, итоговая — 1,1 тыс. рублей), чак-чак (закупная — 130 рублей, итоговая — 350 рублей).

Графика: «БИЗНЕС Online»

У нас, как и в любом проекте, есть так называемый hero product (продукт-флагман или продукт, привлекающий внимание,прим. ред.). Он может быть достаточно дорогим и даже не самым продаваемым, но должен привлекать к себе внимание и за счет этого поднимать продажи других товаров. В нашей студии hero product — это продукты из линейки «Нам, татарам, краснеть нечего» и «Татарское зрение».

Самые продаваемые товары в нашей сувенирной лавке — чак-чак, футболки, магниты, пастила, игры. Меньшей популярностью пользуются рюкзаки, наволочки и постеры.

«В нашей нише есть еще один-два магазинчика. Но надо понимать, что рынок подразделяется на так называемого пакетного туриста, который приехал с группой, закупился магнитиками и тюбетейками на Баумана и уехал, и на самостоятельных путешественников, которым чаще всего интересно выискивать что-то нишевое» «В нашей нише есть еще один-два магазинчика. Но надо понимать, что рынок подразделяется на так называемого пакетного туриста, который приехал с группой, закупился магнитиками и тюбетейками на Баумана и уехал, и на самостоятельных путешественников, которым чаще всего интересно выискивать что-то нишевое» Фото: https://vk.com/aidasuvenir

Рынок и аудитория

Игроков, которые также комплексно подходили к созданию сувенирной продукции, как мы, мало. До того, как мы открывались, на рынке Казани был только один не похожий на всех проект — «Солнце внутри» со своей концепцией и креативом. Однако в погоне за прибылью они начали продавать все подряд и впоследствии ушли с рынка.

В нашей нише есть еще один-два магазинчика. Но надо понимать, что рынок подразделяется на так называемого пакетного туриста, который приехал с группой, закупился магнитиками и тюбетейками на Баумана и уехал, и на самостоятельных путешественников, которым чаще всего интересно выискивать что-то нишевое. Такие туристы — это наша самая главная аудитория, они очень хорошо чувствуют, у них большая насмотренность.

К нам, бывало, приходили туроператоры и предлагали за так называемое поощрение (мы называем это откатом) привозить к нам автобусы с туристами. Мы отказались — подобное мы ни в музее, ни тем более в сувенирной лавке практиковать не будем. Нам говорят: «Вам что, не нужен автобус туристов?». Автобус нам не нужен, нам нужны те, кто специально придет к нам.

«У нас нет такого, что мы подводим свое дело под какие-то конкретные бизнес-показатели. У нас, скорее всего, все наоборот» «У нас нет такого, что мы подводим свое дело под какие-то конкретные бизнес-показатели. У нас, скорее всего, все наоборот» Фото предоставлено Раушанией Полосиной

Экономика проекта

Сувенирная студия начала приносить доход сразу же, если не считать времена ковида. Полгода все шло нормально. Несмотря на сезонность турбизнеса, у нас нет резких спадов и убыточных месяцев.

Мы не боимся что-то убирать с продажи, когда появляется новый продукт и под него надо расчистить пространство. Также поддерживаем продажи при помощи своего сайта. Всем покупателям мы говорим, что они могут заказать все онлайн. Многие путешествуют с рюкзаком, поэтому неудобно набирать много товаров. Очень часто мы видим, как к нам приходят интересные гости, а через месяц сыпятся интернет-заказы. Но их доля в продажах небольшая — порядка 5%. Есть запросы на заказы для статусных гостей или корпоративные заказы большого объема. Причем только спустя время мы узнаем, кто покупатель. Так, например, было с казанским аэропортом и мэрией.

У нас нет такого, что мы подводим свое дело под какие-то конкретные бизнес-показатели. У нас, скорее всего, все наоборот. Мы дипломированные экономисты, но мы выкидываем весь свой менеджментский опыт и знания и делаем все по интуиции. Для остального есть команда и делегирование профессиональных дел.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Наша управляющая всеми проектами Ольга Савельева — фанат цифр, у нее запланированы все бюджеты. Но в большинстве случаев это больше операционная текучка, чем стратегические цифры. Конечно, мы всегда смотрим вверх, но мы не ставим перед сотрудниками задачи достигнуть каких-то нереальных показателей.

Сувенирная лавка приносит в месяц 280 тыс. рублей, доход от роялти — 180 тыс. рублей в месяц. Конечно, можно было бы поставить ценник выше и увеличить свою прибыль, но нам хочется, чтобы креативные сувениры были доступны как можно большему количеству людей. Наша команда и наши поставщики получают больше, чем мы, как нам кажется. Это нормально, нам хватает. В самый сезон продавцы могут получать порядка 100–120 тыс. рублей, в другое время — от 40 тыс. в месяц.

Команда сувенирной лавки состоит из 6 человек — руководителя студии, двух продавцов, SMM-специалиста, швеи, работающей на дому, уборщицы. В высокий сезон на работу привлекаем еще двух помощников. Продавцов привлекаем за деньги (в высокий сезон работники могут получать до 120 тыс. рублей) и интерес к нашей идее. Также наша управляющая Савельева и руководитель студии Алсу Валиуллина создают классную атмосферу в коллективе, и это одна из причин, почему люди к нам приходят и остаются.

Графика: «БИЗНЕС Online»

Маркетинг

Еще с момента открытия музея люди о нас узнавали при помощи сарафанного радио. С тех пор мы идем по этому пути. Единственный способ продвижения — таргетированная реклама во «ВКонтакте», она обходится в 20 тыс. рублей в месяц. Остальное, как нам кажется, точно не наше. Вообще, самая классная реклама — это когда люди с нашим пакетиком идут по городу.

Место тоже многое решает. Люди, которые мыслят как мы, избегают туристических потоков, сворачивают на маленькую улочку и сразу находят нас. Ощущение, что ты сам нашел какую-то неочевидную историю, — самое ценное открытие.

Подводные камни

Очень часто твои идеи могут украсть. Можем выпустить мерч и через полгода, где-то прогуливаясь, увидеть футболки, кружки с нашими изображениями. Самое обидное, что те, кто крадет дизайн, не делают его лучше, а иногда даже портят! Иногда думаешь: ну своровали — так усовершенствовали бы хотя бы! Изменили бы хоть один цветочек!

Но мы добрые, не машем сразу руками, просто приходим и говорим: «Это наше, пожалуйста, уберите». Дозваниваемся до администратора или директора магазина и объясняем, что так не стоит делать. Очень часто продукцию с нашим дизайном можно встретить на маркетплейсах. Пишем продавцу, кто выставил этот товар на площадку, а он говорит: «Я вообще это все у дизайнера заказывал!» Кто-то объясняет, что просто закупил продукцию у производителя. Встречается и такое, что люди просто берут нашу картинку, выбирают текст, который ни стилистически, ни по смыслу к ней не подходит.

И не всегда продавцы моментально убирают товар с нашим дизайном с полок, а в случае с маркетплейсами приходится стучаться к администрации площадки, показывать наши шаблоны и доказывать, что это именно наш продукт. В нашей команде есть те, кто готов идти в бой и сражаться за наши дизайны, но мы этого не хотим. К сожалению, очень часто бывает, что люди находят что-то в интернете и думают: раз нашли в общем доступе и распечатали, значит, этим можно пользоваться. Вопрос с авторским правом — очень больной. Запатентовать свою продукцию очень сложно: рисунок или способ можно запатентовать, а конкретное название или идею — нет.

Мы не патентуем картинки, потому что это еще и дорого: каждый патент обходится порядка 40 тыс. или 50 тыс. рублей. Но, если что-то случается, мы всегда можем показать с планшета все стадии создания рисунка.

«Наша ценность — это наше творчество и люди: команда и гости. Пока наша аудитория это ценит, нам не приходится сильно конкурировать на уровне цен» «Наша ценность — это наше творчество и люди: команда и гости. Пока наша аудитория это ценит, нам не приходится сильно конкурировать на уровне цен» Фото предоставлено Раушанией Полосиной

Вызовы

Самый треш, конечно, заключался в том, что мы открылись накануне локдауна. Было очень тяжело. Слава богу, что банк пошел навстречу. Конечно, потом случился перерасчет, и сумма платежа немного увеличилась до 87 тыс. рублей в месяц, но, по крайней мере, в самый тяжелый момент у нас немного облегчилась ноша. Из ковида мы вышли с долгом почти 1,8 млн рублей, потому что нам пришлось всем возвращать оплаты, платить сотрудникам. Сотрудникам надо было платить, хотя нам обещали, что возместят затраты, но мы не попали в число отраслей, кому потом оказали поддержку. Слава богу, Татарстан один из первых открылся для туризма во время локдауна (с июня республику можно было посетить без справки об отрицательном результате теста на COVID-19 и без обязательного режима самоизоляции). Уже в октябре у нас выровнялся баланс, мы практически вышли в ноль. Считаем, это довольно быстро.

Сейчас маркировки «Честный знак» и прочие нововведения больше создают препоны, чем действительно помогают. Но мы работаем с тем, что имеем. Затраты на товары, их закупку, естественно, растут, и приходится очень аккуратно повышать цены.

Несмотря на все трудности, мы и себя, и своих сотрудников настраиваем на радость от работы. Если сами будем кайфовать, тогда люди придут. Конечно, если затраты продолжат расти, они в любом случае лягут на плечи покупателя, но если мы при этом будем еще унылыми и грустными, то тогда к нам вообще никто не придет!

Наша ценность — это наше творчество и люди: команда и гости. Пока наша аудитория это ценит, нам не приходится сильно конкурировать на уровне цен. Тем людям, которые просто занимаются закупкой китайских сувениров и их перепродажей, будет сложнее, но нам — нет.

У нас есть идеи по масштабированию «Айда» в другие города и страны, но для этого, кроме стандартных задач, нужно создавать новый дизайн, а пока у нас немного другие приоритеты.

Редакция газеты приглашает предпринимателей Татарстана стать следующими героями рубрики. Если у вас есть история, которой вы готовы поделиться, напишите нам на электронную почту: case@business-gazeta.ru. Ваш опыт может стать поддержкой для тех, кто только начинает свой путь или ищет силы двигаться дальше.