Рушан Сайранов: « Технологию выращивания изучал по интернету, читал специализированную литературу, ездил по Татарстану, советовался с опытными птицеводами» Рушан Сайранов: « Технологию выращивания изучал по интернету, читал специализированную литературу, ездил по Татарстану, советовался с опытными птицеводами» Фото: Сергей Елагин

На отладку технологии, исправление ошибок ушло пять лет

— Рушан, как вы решили развивать свой бизнес на селе?

— Я экономист по образованию, окончил Банковскую школу в Казани. Начинал в Ак Барс Банке, имею опыт в других известных банках Казани, некоторое время работал в администрации Кайбицкого района. Тяга к своему делу всегда была. Однако бросать стабильную работу в найме сходу было бы опрометчиво. Пока запускал бизнес и отрабатывал технологии, параллельно работал удаленно сметчиком, чтобы обеспечить семье «подушку безопасности». На отладку всех процессов, исправление ошибок и выход на рынок у меня ушло около пяти лет.

Рушан Рустемович Сайранов — глава КФХ Сайранов

Родился: 23 января 1991 года

Образование:

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,

факультет экономики и управления на предприятии — 2013 год

Казанская банковская школа ЦБ РФ — 2009 год

ООО Заман, сметчик, январь 2020 — 2025

Финансовый дом «Амаль Лизинг» (Исламский банк), менеджер по работе с клиентами

январь 2019 — июль 2019

ГУП РТ Республиканский информационно-вычислительный центр Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, специалист автоматизации технологических и бизнес-процессов, апрель 2018 — январь 2020,

Татфондбанк, начальник дополнительного офиса ноябрь 2015 — март 2017

Совет Кайбицкого муниципального района РТ, начальник организационного отдела

август 2011 — февраль 2014

Женат, 4 детей

— С чего начинали?

— В 2017 году перестроил у себя дома, в селе Кушманы птичник на 500 голов. Проанализировал спрос и прикинул свои возможности — в год можно было вырастить 4 партии, это около 6 тонн мяса. Технологию выращивания изучал по интернету, читал специализированную литературу, ездил по Татарстану, советовался с опытными птицеводами. Для начинающих фермеров последние годы появился отличный инструмент — бесплатная «Школа фермера» от минсельхоза и Россельхозбанка. Два года назад я сам прошел эти курсы в Казани, почерпнул много нового, особенно по санитарной обработке фермы и профилактике болезней у птиц.

— Какие ошибки были на старте?

— Мы в сельской местности не всегда любим строго следовать технологиям. Кажется, что «и так сойдет». Например, температурный режим для новорожденных цыплят надо держать четко 30–33 градуса, а не ориентироваться на собственные ощущения «тепло, и ладно». Другой момент — раньше сами делали комбикорм из своей пшеницы, чтобы сэкономить. Но на нем птица росла не два месяца, набирая нужный вес, а три, и в итоге затраты на откорм увеличивались. Как говорится, скупой платит дважды. Сейчас покупаем комбикорм на Поволжском заводе комбикормов «Ихлас», который недавно запустили в Арске. Качество стабильное, полностью нас устраивает, а если что, технологи предприятия прислушиваются к нашим пожеланиям.

«Своими силами расчистили, и в 2019 году по программе „Начинающий фермер“ от минсельхоза я получил грант в 1,5 миллиона рублей. Эти средства направил на постройку на участке первой птицефермы на 5 тысяч голов» «Своими силами расчистили, и в 2019 году по программе «Начинающий фермер» от минсельхоза я получил грант в 1,5 миллиона рублей. Эти средства направил на постройку на участке первой птицефермы на 5 тысяч голов» Фото: Сергей Елагин

— Каким образом выросли из частного подворья в КФХ?

— Прямо за нашим огородом находится участок, который числился землями сельхозначения, но по факту никем не обрабатывался. У моей мамы был земельный пай, часть его мы обменяли на эти 2 гектара. Своими силами расчистили, и в 2019 году по программе «Начинающий фермер» от минсельхоза я получил грант в 1,5 миллиона рублей. Эти средства направил на постройку на участке первой птицефермы на 5 тысяч голов. Проект сделал сам — с теплым полом, вентиляцией, автопоилками. Недавно дополнительно установил систему «Умная ферма»: с планшета могу включать-выключать свет, задавать сценарии, чтобы на изменение температуры устройства для поддержания микроклимата реагировали автоматически. Оказалось, что это совсем недорого — реле купил на маркетплейсе, электрика попросил все смонтировать, управление настроил самостоятельно.

— То есть можете даже не заглядывать на ферму, управлять по камерам удаленно?

— Нет, когда цыплята только вылупились, первые 20 дней надо каждый час подкладывать дрова в котел, чтобы не замерзли. На ферме в основном используется печное отопление, так как программа социальной газификации на землях сельхозназначения недоступна. По моим подсчетам, провести газ обойдется примерно в 1,5 миллиона рублей, так что это вопрос будущего. Сейчас пока очень ждем проведения к ферме асфальтированной дороги, на будущий год наш объект включен в план минсельхоза — на обустройство подъездных путей к фермам. Это уже будет огромным подспорьем.

«Когда строили первую ферму, некоторые скептически спрашивали: «А кто у вас столько купит?» Но мы в первый же год завезли две партии и вырастили 10 тысяч цыплят» «Когда строили первую ферму, некоторые скептически спрашивали: «А кто у вас столько купит?» Но мы в первый же год завезли две партии и вырастили 10 тысяч цыплят» Фото предоставлено минсельхозом РТ

Государство возвращает нашим покупателям по 100 рублей за каждого цыпленка

— Инкубационные яйца где берете? Нет дефицита из-за санкций?

— Мы стараемся закупать качественные инкубационные яйца зарубежной селекции. Проблем с поставками нет, но вот выбор, конечно, сузился. В этом году берем в основном белорусские, они нам понравились. Также есть предложения из Венгрии, Турции, Узбекистана.

— Российские яйца не рассматриваете?

— Российские мы выращивали в первые годы, это была порода «Смена-9». В России я знаю только одно племенное хозяйство в Подмосковье, которое занимается именно бройлерами на высоком уровне, их объемов на всех не хватает. Это уже научная, селекционная деятельность, которая требует использования 6–7 пород и годы на создание базы.

«Годовой оборот хозяйства только по цыплятам составляет около 12 миллионов рублей» «Годовой оборот хозяйства только по цыплятам составляет около 12 миллионов рублей» Фото: Сергей Елагин

— Какие показатели у хозяйства сейчас?

— Когда строили первую ферму, некоторые скептически спрашивали: «А кто у вас столько купит?» Но мы в первый же год завезли две партии и вырастили 10 тысяч цыплят. В 2022-м на средства гранта по программе «Агростартап» построили вторую ферму, еще на 5 тысяч голов, чтобы поставлять клиентам птицу круглый год без перерыва. В прошлом году вырастили в общей сложности 30 тысяч, в этом — 40 тысяч. Думаю, пока на данном уровне остановимся, рынок насыщен.

Годовой оборот хозяйства только по цыплятам составляет около 12 миллионов рублей. Около 85 процентов продукции уходит в живом виде. Мы начинаем продавать цыплят с трехнедельного возраста, сельчане охотно берут их на доращивание. Для них это меньше риска падежа поголовья и более выгодно: при покупке от 50 до 100 голов государство возвращает по 100 рублей за каждого птенца в виде субсидии, мы предоставляем для ее оформления все документы. Получается, наш цыпленок обходится покупателям в 160 рублей, что чуть выше стоимости суточного птенца и ниже себестоимости подрощенного. Оставшиеся 15 процентов — это тушки и готовая продукция: курица горячего копчения, шашлыки. Их мы делаем больше для разнообразия ассортимента, продаем практически по себестоимости. Поэтому здесь не гонимся за гигантскими объемами.

«Наш готовый продукт — нишевой, для тех, кто ценит экологичность, натуральное качество, вкус настоящего деревенского мяса» «Наш готовый продукт — нишевой, для тех, кто ценит экологичность, натуральное качество, вкус настоящего деревенского мяса» Фото: Сергей Елагин

— Каким образом реализуете продукцию?

— Через сельские магазины в Апастово, Буинске, Тетюшах, Кайбицах. Привозим на сельхозярмарки в Казани, поставили стационарный павильон на рынке «Привоз» на Адоратского. Многие предпочитают находить нас в соцсетях, сами приезжают в Кушманы или заказывают доставку до двери.

Наш готовый продукт — нишевой, для тех, кто ценит экологичность, натуральное качество, вкус настоящего деревенского мяса. В рознице тушка нашей Tamle Tawyk идет от 350 рублей, так что конкурировать с фабричными бройлерами по цене невозможно, 90 процентов населения все равно выбирает то, что дешевле.

— В отзывах ваши покупатели пишут, что у кушманских вкусная курица. В чем секрет?

— Мы сохранили традиционную технологию выращивания, как в личных подсобных хозяйствах, делаем ставку на чистоту продукта и традиционный вкус домашней курицы. Не используем лишних антибиотиков, отправляем на убой позже, чтобы была упитанная, жирненькая. Даже цвет тушки у курочки привлекательный, желто-оранжевый, это достигается за счет содержания природных каротинов в корме. Бульон из нее получается наваристым, янтарным.

«Даже цвет тушки у курочки привлекательный, желто-оранжевый, это достигается за счет содержания природных каротинов в корме. Бульон из нее получается наваристым, янтарным» «Даже цвет тушки у курочки привлекательный, желто-оранжевый, это достигается за счет содержания природных каротинов в корме. Бульон из нее получается наваристым, янтарным» Фото: Сергей Елагин

Ближайшие планы — построить халяльный убойный цех и развлекательный центр

— Ваша продукция халяльная?

— Мы выращиваем птицу с соблюдением всех основных халяльных принципов. Но чтобы получить сертификат от комитета ДУМ РТ на готовый продукт, хотим построить собственный мини-убойный цех, где все будет оборудовано в соответствии со строгими требованиями.

— Какие еще планы по развитию?

— В 2026 году хотим запустить проект по агротуризму — открыть развлекательный центр «Чебиләр» («Цыплята») в Кайбицах. Под одной крышей разместятся фермерская лавка с нашей продукцией, детская игровая, офис и мини-ферма рядом. Проект уже подали в минсельхоз России по программе развития сельского туризма, инвестиции составят около 5 миллионов рублей. Параллельно заходим на агрегаторы: «Яндекс Карты», 2ГИС, находимся в процессе регистрации на Ozon Fresh.

— Кто вам помогает в бизнесе?

— Основную работу делаю я, члены моей семьи, плюс на отдельные работы привлекаем друзей, соседей, жителей села. Я создал в соцсетях группу, где рассказываю о ферме, бизнесе на ней, — и это неожиданно оказалось интересно подросткам. Кушманские ребята, в основном с 4-го по 8-й класс, приходят помогать на ферме в летние каникулы. Плачу каждому по 500 рублей в день, а лучших поощряю поездками. В этом году, например, ездили в Казань, погоняли на картинге в «Форсаже». А на 1 сентября каждый, кто поработал, получает конвертик с премией, чтобы купить что-то к школе.

«Основную работу делаю я, члены моей семьи, плюс на отдельные работы привлекаем друзей, соседей, жителей села» «Основную работу делаю я, члены моей семьи, плюс на отдельные работы привлекаем друзей, соседей, жителей села» Фото: Сергей Елагин

— У вас у самого четверо детей. Думали о том, чтобы они остались в родном селе, продолжили дело?

— Сложно спланировать будущее за другого человека, даже если это твой ребенок. Но если кто-то из детей решит тоже заниматься производством на селе, ему будет намного легче. Мы уже создали базу, имя, раскрутили бренд, научились соблюдать требования законодательства, которое не делает различий между малым хозяйством и крупным агропроизводителем. Можно будет масштабировать бизнес, еще больше автоматизировать процессы. Если так случится, буду рад.