«Кто принес ислам в Японию? Татары! В Китай и Монголию? Тоже татары. То есть на Дальнем Востоке татары в свое время распространили ислам, так почему бы нам не продолжить дела прадедов?» — задается вопросом муфтий Дальнего Востока Ахмад Гарифуллин, говоря о строительстве дома Аллаха в Хабаровске. Объект станет первой соборной мечетью на Дальнем Востоке. Почему мусульманский храм строят не во Владивостоке, столице Дальневосточного федерального округа, какие регионы больше всего внесли вклад и как можно помочь хабаровским мусульманам — в материале.
Муфтий Дальнего Востока Ахмад Гарифуллин: «Планов очень много, но главная задача на сегодня — успешно завершить строительство Первой Дальневосточной Соборной мечети Хабаровска»
«Сейчас татары практически в меньшинстве»
— Ахмад хазрат, вы муфтий Дальнего Востока, который является, пожалуй, единственным регионом, где в областных центрах нет мечетей. В свое время бывший мэр Казани и полпред президента РФ в ДФО Камиль Исхаков запустил процедуру выдачи земли под них, но все как-то застопорилось. Как сейчас с этим обстоят дела?
— История мусульман Дальнего Востока достаточно давняя. До революции на территории региона было 14 мечетей, из которых при советской власти сохранилось только одна — в Чите, и то это уже Забайкальский край, который, по сути, является частью Сибири. В мусульманской общине того времени преобладали четыре нации: татары, которые вели основную деятельность, азербайджанцы, казахи и башкиры. Ислам на Дальнем Востоке начал постепенно возрождаться с 1990-х годов.
— Сейчас татары явно не в большинстве…
— В 1990-х демографическая ситуация изменилась (более подробно мы описали об этом в книге «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность»): примерно 80 процентов населения стали составлять представители Средней Азии, около 15 процентов — кавказцы, только потом — татары и башкиры. Сейчас татары практически в меньшинстве. Но за последние 10 лет работы татарская община в рядах мусульман увеличилась. Если раньше они не участвовали в пятничных намазах, то сегодня 5–10 человек можно увидеть в числе любой общины Южно-Сахалинска, Хабаровска, Владивостока, Биробиджана, Благовещенска, Магадана, Комсомольска-на-Амуре, Петропавловска-Камчатского.
Наше духовное управление ведет деятельность практически во всех регионах Дальнего Востока. И в среднем в каждом субъекте на праздничный намаз (по ним можем примерно анализировать мусульманскую умму) собираются в молельных комнатах 15–20 тысяч человек — например, в Южно-Сахалинске. Мы помещения арендуем, выкупаем или строим небольшие, где-то 300–500 квадратных метров. Например, на Сахалине администрация выделила бывший ангар МЧС, который мы переформатировали в молельную комнату. Ранее мусульмане просили землю, и вплоть до приезда Камиля Шамильевича это была игра в одни ворота — стучались в закрытые двери, надеясь получить поддержку. После назначения Исхакова эта работа оживилась. При нем в Находке удалось открыть небольшую мечеть. Были выданы земли на Сахалине и в Хабаровске (позже были изъяты).
«В 1990-х демографическая ситуация изменилась: примерно 80 процентов населения стали составлять представители Средней Азии, около 15 процентов — кавказцы, только потом — татары и башкиры»
— Одно время говорили, что во Владивостоке вот-вот выделят землю…
— Во Владивостоке в 2012 году прошел федеральный Сабантуй, в рамках которого выделили земельный участок в красивейшем месте — на подъезде к мосту на Русский остров. Видимо, это был политический жест того времени…
Затем несколько раз его заменили на другие участки, а воз и ныне там. Несмотря на это, мы продолжаем работать и в мае этого года во Владивостоке выкупили первый этаж жилого дома площадью 400 «квадратов», где располагается воскресная школа и молельная комната, где еженедельно собираются порядка 200 человек. Еще одно помещение администрация передала безвозмездно. Так, в настоящее время во Владивостоке есть четыре помещения, где по пятницам собирается порядка 1,5 тысячи человек.
Ахмад Гарифуллин (в миру Артур Сиреневич Гарифуллин) родился 24 марта 1986 года в городе Магдебурге (ГДР) в татарской семье. Отец — Сирень Гарифуллин — был военным, начальником продсклада; мама — Рима Гарифуллина — работала в офицерской столовой. С 1989 по 2006 год вместе с семьей жил в городе Октябрьском в Башкортостане, где окончил среднюю школу №10. В юности увлекался греко-римской борьбой, состоял в молодежной сборной России.
В 2003 году после прохождения летних подготовительных курсов в медресе «Нуруль-Ислам» в Октябрьском центральное духовное управление мусульман России направило Гарифуллина в Стамбул для прохождения курсов по изучению Корана. В 2007 году после возвращения в Россию он поступил в Российский исламский университет (Уфа). В 2011 году начал работать имамом в резиденции ЦДУМ России в Москве. В 2011–2013 годах он обучался на заочном отделении Московского института юриспруденции, а также в Башкирском государственном педагогическом университете им. Акмуллы по специальности «менеджер в сфере образования».
Весной 2009 года Ахмад хазрат был назначен имам-хатыбом уфимской соборной мечети «Ляля-Тюльпан» и преподавателем в Российском исламском университете, где в 2011 году стал деканом теолого-педагогического факультета. В 2016 году защитил диссертацию в магистратуре Института профессиональной педагогики и информационных технологий. В 2012 году на IX съезде ЦДУМ России был выбран членом совета улемов.
В мае 2014 года его назначили полномочным представителем верховного муфтия на Дальнем Востоке, в октябре стал председателем созданного Дальневосточного духовного управления мусульман России. Осенью 2015 года Ахмада хазрата избрали членом президиума ЦДУМ России.
Ахмад хазрат является братом полномочного представителя Духовного управления мусульман РФ в Приморском крае Джамаля хазрата Гарифуллина (в миру Артем Сиреневич Гарифуллин) и заммуфтия Дальнего Востока Айдара хазрата Гарифуллина.
В браке, воспитывает четырех сыновей.
— Ваша резиденция там расположена?
— Нет, резиденция находится в Хабаровске, так как изначально столицей Дальневосточного федерального округа был Хабаровск. В 2018 году ее перенесли во Владивосток, но мы не стали переезжать. Тем более тут у нас множество молельных домов и воскресных школ (медресе).
Сейчас мы в процессе регистрации в Хабаровске мусульманского колледжа. В 2016 году совместными усилиями удалось получить земельный участок от администрации города. С 2016 по 2024 год мы работали над оформлением документов, поскольку участок расположен рядом с аэронавигационной системой. Поэтому приходилось проходить множество согласований и экспертиз. За эти 8 лет мы регулярно летали между Москвой и Хабаровском, проводили много работы с аэронавигационной службой, Росавиацией и минстроем, получая все необходимые разрешения. В 2023 году нам выдали разрешение на строительство, а в 2024-м начались работы.
«Казань все узнают по мечети Кул Шариф, а на Дальнем Востоке подобного символа ислама нет»
— Также вы сейчас строите в Хабаровске мечеть.
— Уже год, как ведем строительство, и оно происходит благодаря общим усилиям, поскольку мусульманская община Хабаровского края немногочисленна, без помощи других регионов, в частности Татарстана, было бы трудно реализовать проект.
На сегодняшний день вложено более 100 миллионов рублей — и это в основном за счет местных видных и уважаемых деятелей и бизнесменов из числа многонациональной общины края: чеченцы, азербайджанцы, киргизы и казахи. Особую роль играет и сама община мусульман, которая в основном состоит из уроженцев Средней Азии и Кавказа, а именно это таджики, узбеки, дагестанцы и ингуши, которые тоже вносят огромный вклад в реализацию данного проекта. Нельзя не отметить и участие города и края, с которыми у духовенства сложились самые добрые отношения за эти годы. На сегодняшний день возведен монолитный каркас, выполнен цоколь и первый этаж. Сейчас ведется строительство второго этажа и подготовка к установке купола. Практически все работы выполняются своими силами. Благодаря нами же с инициированной программе «Дом в раю» нам помогают из разных регионов нашей необъятной страны, таких как Татарстан, Башкортостан, Москва, Сахалин, Приморье, Забайкальский край. Кроме того, Кавказ постепенно начал вступать в эту добрую, объединяющую всю мусульманскую умму страны эстафету.
— Даст Аллах, это станет первой на Дальнем Востоке соборной мечетью.
— Кто принес ислам в Японию? Татары! В Китай и Монголию? Тоже татары. То есть на Дальнем Востоке не только России, но и всего региона татары в свое время распространили ислам, так почему бы нам не продолжить дела прадедов? Речь идет не только о богословах и служителях, но и в первую очередь о бизнесменах и меценатах, так как именно они, купцы и торговцы, несколько веков назад строили всю эту инфраструктуру. Нигматуллины, Шафигуллины, Хамитовы, Якушевы и многие другие… Именно они были локомотивами распространения религии и своей культуры на этих землях. Поэтому сегодня есть необходимость активизации нашего мусульманского бизнес-сообщества. В Казани действует 85 мечетей, и каждая новая мечеть — это уже не глобальное событие, даже не республиканского или городского формата, скорее районная, что тоже не может не радовать. А для Дальнего Востока любая мечеть имеет имиджевый и стратегический характер, способный изменить судьбу мусульман региона.
«В прошлую пятницу в мечети «Алтан» в Казани с благословения муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина я провел джума-намаз»
«Тому, кто построит мечеть, даже размером с гнездо куропатки, Всевышний построит дом в раю»
— В исламе участие в строительстве мечети считается богоугодным делом — в одном из хадисов говорится, что тому Аллах построит дом в Раю. Помогают ли единоверцы в возведении дома Аллаха?
— Да, мы ощущаем поддержку. Во время своего визита в Казань я встречался с местными мусульманами, которые приняли решение помочь нам, собрав сумму, равную одной десятой от сметной стоимости. Реализация проекта оценивается в 700 миллионов рублей, и казанские братья поставили перед собой задачу собрать 70 миллионов.
В прошлую пятницу в мечети «Алтан» в Казани с благословения муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина я провел джума-намаз. При общении сложилось ощущение, что местный джамаат очень тепло принял и поддержал идею помочь строительству мечети в Хабаровске. Также радует внимание раиса Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова, с которым в этом году на федеральном Сабантуе в Якутии обсуждали этот вопрос, и он обещал помочь. Хвала Аллаху, Татарстан — регион уникальный в этом плане — везде успевают помогать. Надеемся, что и мы не останемся в стороне и сможем внести свой вклад.
«После завершения строительства нашей мечети мы там же планируем начать сбор средств на строительство мечетей на Сахалине, Камчатке, Магадане и в других регионах»
— А простые люди как-то могут участвовать в этой богоугодной миссии?
— Вы правильно сказали, что это богоугодная миссия, и привели хадис нашего любимого пророка Мухаммада: «Тому, кто построит мечеть, даже размером с гнездо куропатки, Всевышний построит дом в раю».
Как я уже говорил у нас есть сайт, который как раз называется «Дом в раю». Там отображается, сколько средств вносят регионы, а в телеграм-канале отображается вся отчетность хода строительства. Если общая смета составляет 700 миллионов рублей, то для финансирования первых двух этапов строительства необходимо 146,8 миллиона, из которых собрали более 113 миллионов. Средства можно внести напрямую через этот сайт или QR-код в телеграм-канале, где вся финансовая деятельность показана прозрачно: поступления идут напрямую на счет строительства мечети, и каждый транзакционный платеж публикуется в открытом доступе.
Есть и третий способ внести пожертвования — по безналичному расчету через сайт ДУМ Дальнего Востока. А те, кто не может помочь деньгами, могут предложить стройматериалы: выставляем счет на организацию, и они оплачивают бетон, арматуру, цемент — все, что нужно для строительства. Сейчас у нас ведутся работы по прокладке водопровода, на очереди газ. Вся работа осуществляется за счет сборов.
Важно то, что сайт «Дом в раю» мы не привязали к Хабаровской мечети. То есть после завершения строительства нашей мечети мы там же планируем начать сбор средств на строительство мечетей на Сахалине, Камчатке, в Магадане и других регионах.
— То есть это будет не просто мечеть, а центр притяжения мусульман Дальнего Востока?
— Да. Будут открыты примечетские курсы, музей, помещение для омовения покойников, центры социализации мигрантов и обучения татарской культуре и прочее. Планов очень много, но главная задача на сегодня — успешно завершить строительство Первой Дальневосточной Соборной мечети Хабаровска. Этот духовный центр станет не только символом возрождения ислама на Дальнем Востоке, но и важным шагом в продолжении дела предков, заложивших здесь основы веры.
Реквизиты:
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СОСТАВЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДУХОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАН РОССИИ».
ИНН: 2722043021
КПП: 272201001
ОГРН: 1157700006815
Банк: ПАО Сбербанк
- Р/счет: 40703810806000000248
- Кор/счет: 30101810300000000601
- ИНН: 7707083893
- КПП: 027802001
- БИК: 048073601
- Адрес: г. Хабаровск, ул. Быстринская, 3
- E-mail: dumdv@yandex.ru
- Сайт: dumdv.ru
- Телефон: +7 (4212) 69-33-72

Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.