Принципиальная позиция кабмина заключается в том, чтобы до 2028 года никак не менять статус самозанятых — все-таки обещали их 10 лет не трогать. Однако Решетников не исключил, что уже в 2026 году начнут всерьез прорабатывать, как самозанятые будут работать с 1 января 2029 года Принципиальная позиция кабмина заключается в том, чтобы до 2028 года никак не менять статус самозанятых — все-таки обещали их 10 лет не трогать. Однако Решетников не исключил, что уже в 2026 году начнут всерьез прорабатывать, как самозанятые будут работать с 1 января 2029 года Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не только личная трагедия миллионов, но и колоссальная нагрузка на бюджет…»

Совет Федерации планомерно продолжает бороться с режимом самозанятых. В начале октября сенаторы предложили со следующего года досрочно завершить эксперимент по налогу на профессиональный доход (НПД), который действует до 2028-го. Основная причина заключается в том, что, по данным верхней палаты парламента, многие работодатели подменяют трудовые отношения самозанятостью, чтобы снизить налоговую нагрузку. Правительство в лице министра экономического развития Максима Решетникова идею решительно отвергло. По крайней мере пока. Принципиальная позиция кабмина заключается в том, чтобы до 2028 года никак не менять статус самозанятых — все-таки обещали их 10 лет не трогать. Однако Решетников не исключил, что уже в 2026-м начнут всерьез прорабатывать, как самозанятые будут работать с 1 января 2029 года.

Например, один из вариантов — введение добровольных социальных взносов самозанятыми. Такой законопроект правительства РФ уже в начале октября поступил на рассмотрение Госдумы. Правда, минтруд РФ обсуждал его еще прошлой осенью. Получается, несмотря на слова Решетникова, в кабмине уже давно готовились к тому, как переформатировать налоговый режим для самозанятых.

«Решение однозначно подорвет доверие бизнеса»: наверху заговорили о конце эксперимента с самозанятыми

Правда, сенаторам, судя по всему, тема самозанятых покоя не дает. Представители верхней палаты российского парламента продолжают искать подводные камни в режиме ПНД, из-за которых казна недобирает средств. На этой неделе в Совфеде прошел круглый стол, на котором сенаторы продолжили разоблачать самозанятых. Их верными союзниками в этом деле неожиданно выступили представители Торгово-промышленной палаты РФ. Справедливости ради отметим, что стороне самозанятых тоже дали право отстоять свою позицию, хоть и разрешили выступить лишь в самом конце заседания.

Председательствовал на дискуссии член комитета СФ по экономической политике Иван Евстифеев, представляющий Омскую область. Он сразу предложил сконцентрироваться не на успехах, а на вызовах, которые перед всеми встали. По его мнению, нерешенные проблемы могут перечеркнуть все достижения. Главной угрозой сенатор назвал пенсионное и социальное обеспечение самозанятых. В отличие от наемных работников, они не платят страховые взносы и не формируют пенсионные права. Добровольно в эту систему вступили лишь доли процента от общего числа.

«Самозанятым будет назначена социальная пенсия по старости. С 1 апреля 2025 года ее размер составляет 8 824 рубля, то есть мы приравниваем их к инвалидам и детям без родителей», — констатировал Евстифеев. Такой размер пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера, что автоматически порождает право на социальную доплату из бюджета. «Таким образом, формируется существенный сегмент граждан, которые при достижении пенсионного возраста будут жить на минимальную пенсию фактически за чертой бедности. Подчеркну, это не только личная трагедия миллионов, но и колоссальная будущая нагрузка на бюджет!» — забил тревогу сенатор.

Критична и ситуация с пособиями. Многие самозанятые, особенно молодые семьи, не осознают, что не имеют права на автоматические выплаты по больничным или декретные.

Вторая ключевая проблема — недостаточная информированность самозанятых о последствиях их статуса. Они, мол, не знают, что пенсия не формируется автоматически, что создает риск для их будущего, проявил заботу Евстифеев.

При этом, уверен он, режим НПД стал лазейкой для недобросовестных работодателей. Проверки на 170 предприятиях показали шокирующие результаты. «84 процента злоупотребляют режимом самозанятых и переводят свой персонал в самозанятых для цели минимизации налоговых отчислений», — обозначил главную проблему сенатор.

Это приводит к разбалансировке рынка труда: молодежь уходит из реального сектора в сферу услуг, привлекаемая льготным налогообложением и гибким графиком. Счетная палата РФ также подтвердила недостаточность инструментов контроля за расчетами плательщиков НПД.

Также модератора волновал вопрос: почему некоторые люди регистрируются как самозанятые, но потом не используют свой статус. А таковых, как показывает статистика, не менее 40%. Некоторые участники круглого стола пытались донести до сенатора, что нередки случаи, когда человек зарегистрировался самозанятым, несколько раз заработал, а потом оставил этот статус на случай будущих «шабашек». Режим «есть не просит» и никаких выплат, кроме налога на полученный доход, не предусматривает. Евстифеева такое объяснение не устроило, он продолжил настаивать на том, что надо придумать какие-нибудь ограничения.

Самозанятые были включены в периметр поддержки в рамках нацпроекта по МСП. Однако сейчас, когда приоритеты сместились, акцент делается не на общей цифре в 14 миллионов зарегистрированных самозанятых, а на реально активных гражданах Самозанятые были включены в периметр поддержки в рамках нацпроекта по МСП. Однако сейчас, когда приоритеты сместились, акцент делается не на общей цифре в 14 миллионов зарегистрированных самозанятых, а на реально активных гражданах Фото: «БИЗНЕС Online»

Теперь самозанятые не приоритет

Директора департамента МСП и налогового стимулирования минэкономики РФ Андрея Тараканова волновала проблема статистической «размытости» соответствующей категории граждан. По его словам, самозанятые были включены в периметр поддержки в рамках нацпроекта по МСП. Однако сейчас, когда приоритеты сместились, акцент делается не на общей цифре в 14 млн зарегистрированных самозанятых, а на реально активных гражданах. «Мы засчитываем активных порядка 60 процентов в нашем итоге, ежеквартально», — заявил Тараканов, намекая, что почти половина зарегистрированных может не вести постоянной деятельности.

Что касается мер поддержки, представитель минэкономики обозначил, что в новой редакции федерального проекта приоритеты смещены и теперь ключевыми бенефициарами являются другие категории бизнеса. Самозанятые имеют доступ к поддержке по закону, но не являются главной целью.

При этом Тараканов согласился с Евстифеевым в том, что ПНД зачастую злоупотребляют работодатели. «Актуальная тема — это вопрос индикаторов, которые используются при проведении проверок подмены трудовых отношений, и возможность донастройки этих индикаторов», — отметил он.

В отличие от наемных работников, самозанятые законодательно не входят в систему обязательного социального страхования В отличие от наемных работников, самозанятые законодательно не входят в систему обязательного социального страхования Фото: «БИЗНЕС Online»

Добровольный характер мер защиты

Свое видение решения проблем самозанятых изложил и замглавы минтруда РФ Андрей Пудов. Спикер сразу обозначил принципиальную позицию министерства: самозанятые по своему статусу близки к предпринимателям. Следовательно, и меры их социальной защиты должны иметь не обязательный, а добровольный характер. «Ввиду чего мера защиты от социальных проходных рисков для таких граждан в силу природы, как я уже сказал, и статуса могут быть реализованы только на добровольной основе», — заявил Пудов.

Он подтвердил, что, в отличие от наемных работников, самозанятые законодательно не входят в систему обязательного социального страхования. Однако, по его словам, их пенсионные права в целом урегулированы государством. Помимо добровольных взносов в социальный фонд, есть право на социальную пенсию, которая назначается на пять лет позже — в 70 лет мужчинам и 65 лет женщинам, но только при условии прекращения работы.

Ключевой частью выступления стала презентация готовящегося законопроекта, который напрямую отвечает на критику сенатора Евстифеева относительно отсутствия у самозанятых пособий по временной нетрудоспособности. Пудов признал наличие запроса от самого сообщества. «Мы вместе с „Опорой России“, с „Деловой Россией“ обсуждали этот вопрос, и более 80 процентов плательщиков НПД заявили о том, что они, если бы такая возможность государством была предоставлена, такой платеж осуществляли», — привел данные замминистра.

Он напомнил и об уже внесенном законопроект по добровольным взносам самозанятых. Это тоже планируется проводить как эксперимент в следующие два года — как раз до момента окончания эксперимента с самозанятыми. Пудов пояснил, что модель построена на страховых принципах: при уплате взносов самозанятые получат права, «ровно как у наемных работников», включая больничные по уходу за ребенком. Финансирование должно быть сбалансированным, а страховщиком выступит социальный фонд России.

Дыбова подчеркнула, что, по мнению бизнеса, вместо борьбы с теневой экономикой режим самозанятых привел к ее росту. При этом реальная легализация доходов не происходит: лишь около 1% самозанятых показывают выручку, близкую к максимальной Дыбова подчеркнула, что, по мнению бизнеса, вместо борьбы с теневой экономикой режим самозанятых привел к ее росту. При этом реальная легализация доходов не происходит: лишь около 1% самозанятых показывают выручку, близкую к максимальной Фото: «БИЗНЕС Online»

ТПП обвинила самозанятых в создании «серого теневого сектора»

Выступление вице-президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елены Дыбовой продолжило линию давления на самозанятых. Представитель делового сообщества обрушилась с критикой на существующий режим, обвинив его в создании неравных условий и легализации теневых доходов. Спикер сразу обозначила позицию, основанную на данных опроса «Бизнес-барометр страны». «Практически 50 процентов предпринимателей говорят о том, что самозанятость — это серый теневой сектор, это легализация тех доходов, которые можно спрятать, и за это ничего не будет от слова „совсем“», — заявила Дыбова.

Она подчеркнула, что, по мнению бизнеса, вместо борьбы с теневой экономикой режим самозанятых привел к ее росту. При этом реальной легализации доходов не происходит: лишь около 1% самозанятых показывают выручку, близкую к максимальной, в то время как многие демонстрируют мизерную активность.

Представитель ТПП обратила отдельное внимание на то, насколько слабо регулируется деятельность самозанятых в сравнении с ООО и ИП. «От ООО мы требуем 51 журнал ведения учета, ИП ведет 25 журналов учета, самозанятый не ведет ничего сегодня», — возмутилась Дыбова, представив длинный список документов, обязательных для предпринимателей. По ее словам, государство создало для самозанятых «суперусловия», в которых они даже не хотят легально работать.

«Мы заложили бомбу замедленного действия, потому что, когда мы говорим: „Давайте дальше переходите в легальную деятельность“, — они же не понимают, что их ждет эта огромная нагрузка», — резюмировала вице-президент ТПП.

В качестве решения проблемы Дыбова выдвинула три конкретных и бескомпромиссных предложения, идущих вразрез с политикой всеобщей доступности режима:

  • Ввести административную ответственность. «Не отменяй режимы, административная ответственность должна быть», — заявила вице-президент ТПП РФ, призвав наказывать самозанятых за невыдачу чеков так же, как и бизнес.
  • Ограничить сферы деятельности: «Там, где есть сертификация, лицензирование… нельзя разрешать всем везде делать, что хотят». Дыбова предложила по примеру Беларуси и Узбекистана создать четкий перечень разрешенных для самозанятых видов работ.
  • Сделать добровольные программы максимально простыми.