Казанский гостинично-ресторанный комплекс «Ханума», расположенный в самом центре столицы РТ, перекрыл доступ в общий двор с соседями-предпринимателями. Отчасти причиной «закрытых дверей» стало решение надзорных органов, хотя бизнесмены винят во всем владельцев «Ханумы», не идущих на контакт. Пока двор купца Каретникова закрыт, предприниматели жалуются на капающую арендную плату за то, чем пользоваться не могут, — перекрытыми оказались пожарные входы и выходы, а также коммуникации здания. О том, как новая хозяйка гостиничного комплекса игнорирует мольбы соседей, — в материале «БИЗНЕС Online».
Несмотря на то что территория общая, сейчас на двери гостиничного комплекса «Ханума» висит замок и надпись «Закрыто по техническим причинам»
Что случилось
Сразу несколько бизнесов на улице Баумана оказались в осадном положении. И все из-за небезызвестного гостиничного комплекса «Ханума», закрывшего свои двери и вход во двор. Несмотря на то что территория общая, сейчас на двери висит замок и надпись «Закрыто по техническим причинам». В результате у соседей возникли проблемы с доступом в свои же помещения. Проблема коснулась как минимум трех бизнесов: отеля Kaganat, магазина турецких продуктов Hatay Market и музея казней и пыток, также расположенного по адресу ул. Баумана, 68.
«Они закрыли общий двор. У них все незаконные пристрои на общей территории, они нам даже окно замуровали», — заявила «БИЗНЕС Online» владелица отеля Kaganat Динара Магдеева. По ее словам, «Ханума» занимается самоуправством и не дает пользоваться общей территорией, которая принадлежит городу. Бьют тревогу и представители собственника музея пыток и магазина турецких товаров: «Мы платим за двор пропорционально занимаемым площадям, но двором пользуется только один собственник».
У обоих главные входы расположены со стороны улицы Баумана, со стороны же общего с «Ханумой» двора — запасные пожарные выходы и доступ в подвалы. По словам Магдеевой, у отеля Kaganat из-за сложившейся ситуации вовсе нет доступа к своим же коммуникациям, которые должны проверяться техперсоналом 2–3 раза в неделю. Так что в случае ЧП гости отеля смогут выбраться только через главный вход со стороны улицы Баумана, а это массовое скопление людей и нарушение пожарной безопасности.
Вторая проблема связана с капающей от исполкома города арендной платой за пользование территорией общего внутреннего двора. За этот общедомовой клочок земли, несмотря на перекрытие доступа, арендная плата продолжает начисляться всем бизнесменам — около 60 тыс. рублей в месяц. Масла в огонь добавляет то, что договориться с «перекрытыми» соседями никак не получается, мол, просто не идут на контакт. Одна из последних попыток зайти во двор закончилась приездом сотрудников полиции и Росгвардии.
У соседей возникли проблемы с доступом в свои же помещения. Проблема коснулась как минимум трех бизнесов: отеля Kaganat, магазина турецких продуктов Hatay Market и музея казней и пыток, также расположенного по адресу ул. Баумана, 68
Конфликт начался еще раньше
В отношениях соседей-бизнесменов все сложно — они воюют не первый год. Судебные процессы продолжаются и по сей день. Скажем, в 2024-м в Арбитражном суде РТ рассматривался иск по факту затопления отеля Kaganat гостиничным комплексом «Ханума». Суд удовлетворил иск и потребовал с ООО «Инэлк» (основное юрлицо, которому принадлежит гостинично-ресторанный комплекс) чуть больше миллиона рублей, однако «Ханума» обжаловала решение суда. Арбитражный апелляционный суд Самары частично удовлетворил иск и постановил взыскать с ООО «Инэлк» в пользу ИП Магдеевой свыше 600 тыс. рублей.
«Мы платим за двор пропорционально занимаемым площадям, но двором пользуется только один собственник»
Причина нового конфликта вокруг перекрытого двора кроется в требованиях прокуратуры. Надзорный орган провел проверку и выявил «дефекты» федерального законодательства об охране культурного наследия — гостинично-ресторанный комплекс работал в историческом доме купца Каретникова в самом сердце столицы РТ. В числе выявленных нарушений — та самая входная зона во дворе, надстроенный дополнительный этаж, мансарда, а также мангальная зона, летняя терраса, инженерные коммуникации и системы (кондиционеры, вытяжные трубы и пр.), деревянные двери на лестничных клетках для свободной эвакуации посетителей в случае ЧП и т. д. — всего более 30 пунктов нарушений. Все, по мнению надзорного органа, необходимо было демонтировать. А до того прокуратура потребовала запретить деятельность ООО «Инэлк» на объекте и приостановить его работу до принятия решения судом. 17 октября Вахитовский райсуд Казани удовлетворил иск надзорного органа и потребовал устранить грубые нарушения.
Побывавший на месте наш корреспондент убедился в том, что визуально никакой демонтаж спорных элементов здания не ведется. За комментарием «БИЗНЕС Online» обратился к учредителю комплекса и директору ООО «Инэлк» Альбине Ибраевой, однако та заявила, что не может ответить на вопросы.
В здании был открыт хостел, которое назвали «Казанским подворьем», а после ЧМ по футболу его переформатировали в гостиницу и назвали так же, как и ресторан с кафе. На территории комплекса есть и пиццерия «Наполетана». Ну или, по крайней мере, была…
Как воевали за «Хануму»
Напомним, гостиничный комплекс «Ханума» — детище известного казанского ресторатора Фархата Ибраева. В 2003-м предприниматель открыл небольшое заведение City Café, которым он управлял вместе со своей мусульманской супругой Гузель Валеевой. Позже City Café стало халяльным заведением и было переименовано в «Хануму». Часть помещений комплекса функционировала как ресторан, а часть — в формате кафе с линией раздачи. Заведение всегда славилось среди местных студентов и туристов. Кроме того, в здании был открыт хостел, которое назвали «Казанским подворьем», а после ЧМ по футболу его переформатировали в гостиницу и назвали так же, как и ресторан с кафе. На территории комплекса есть и пиццерия «Наполетана». Ну или, по крайней мере, была…
Утром 29 декабря 2022-го в стенах своей же гостиницы Ибраев скончался. С этого момента за «Хануму» между преемниками бизнеса началась настоящая битва. Т. к. завещания предприниматель не оставил, за имущество боролись его дочь Альбина Ибраева и неофициальная супруга Валеева. Единоличной собственницей всего имущества — ООО «Витта» и ООО «Инэлк» — стала Ибраева. Несмотря на это, дочь бизнесмена одно время не могла получить доступ в помещения на Баумана, 68. В 2023-м ей стали звонить сотрудники ресторана, жалуясь на отсутствие зарплат, а потом вовсе начали увольняться.
Валеева при этом ссылалась на договор аренды помещений между ИП Валеевой и ООО «Инэлк», заключенный 1 декабря 2022 года, незадолго до смерти Ибраева. Кафе, ресторан, гостиница по документам расположены в арендных помещениях, работая на ИП Валеевой (а также КФХ Валеев). Там стояли их кассовые аппараты, вся прибыль от деятельности заведений шла к ним. Ибраева, как наследница отца, через «Инэлк» не получала денег и вовсе была уверена, что договор об аренде — подделка.
Вторая сторона конфликта в лице Валеевой, напротив, была убеждена, что именно она должна быть правопреемницей бизнеса Ибраева (или доли) хотя бы потому, что тоже вкладывала в развитие общего с гражданским супругом дела свои деньги. Не найдя понимания, в конечном итоге стороны стали судиться — в спор вступила и третья вероятная «наследница», также заявившая права на бизнес Ибраева.
В мае 2024-го спор за наследство вышел на новый уровень — в здание ворвались неизвестные и забаррикадировались внутри. Валеева утверждала, что произошел рейдерский захват. Странный инцидент в самом сердце города, приковавший внимание общественности, после вмешательства сотрудников полиции быстро сошел на нет. Валеева переехала со своим новым ресторанным проектом на улицу Университетскую. Что же до «Ханумы», то о деятельности комплекса в последние несколько месяцев ничего не было слышно. По крайней мере, до октябрьской проверки прокуратуры.
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.