С 2023 года Банк России начал «пилотировать» технологию цифрового рубля. Его массовое внедрение должно начаться 1 сентября 2026-го. Тема постоянно поднимается на разных форумах. Но понимания того, что такое цифровой рубль и для чего он нужен нам, не сильно прибавилось. Как полагает Валентин Катасонов, в 2020 году ЦБ просто получил команду «сверху» — от Банка международных расчетов в Базеле, а это институт, действующий в интересах «глубинного государства», желающего установить контроль над всеми странами.
Первоначально планировалось, что массовое внедрение цифрового рубля должно начаться с 1 сентября 2025 года
6 лет мучений
Уже исполнилось шесть лет с того момента, когда Банк России в 2020 году анонсировал разработку проекта цифрового рубля. В 2021 году Центробанк сообщил о создании прототипа платформы цифрового рубля, в 2022 году его протестировали. С 1 августа 2023 года в России вступил в силу закон, легализующий введение электронной валюты (Федеральный закон от 24.07.2023 N 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С 15 августа 2023 года Банк России начал «пилотировать» технологию цифрового рубля на базе ограниченного круга клиентов. С 1 сентября 2024 года число участников «пилота» было расширено: к операциям с цифровым рублём допущены до 9 тысяч граждан и 1,2 тысячи юридических лиц. На начало лета текущего года в рамках пилота по цифровому рублю, оператором которого является Банк России, в более чем 150 населённых пунктах страны было открыто около 2,5 тыс. кошельков для физических и юридических лиц. Клиенты 15 банков совершили свыше 63 тыс. переводов, 13 тыс. оплат товаров и услуг и более 17 тыс. операций с использованием смарт-контрактов.
Первоначально планировалось, что массовое внедрение цифрового рубля должно начаться с 1 сентября 2025 года. Однако дата начала такого внедрения была перенесена на год. Все напряженно ждут 1 сентября 2026 года.
Итак, уже шесть лет тема цифрового рубля постоянно звучит на разных форумах (таких, как Петербургский международных экономический форум, Восточный экономический форум), конференциях и круглых столах, в СМИ. Но, откровенно говоря, понимания того, что такое цифровой рубль и для чего он нужен нам, не сильно прибавилось. Судя по всему, Банк России получил в 2020 году команду «сверху» и, как всегда, начал исполнять ее не сильно вникая в суть вопроса. Под командой «сверху» я имею в виду установку Банка международных расчетов (БМР) в Базеле (его еще называют «клубом Центробанков»), адресованную Центробанкам разных стран мира на разработку CBDC (англоязычная аббревиатура, означающая: «цифровая валюта центрального банка»). БМР — институт, действующий в интересах и по командам «глубинного государства». А стратегической целью «глубинного государства» является установление контроля над всеми государствами мира. CBDC следует воспринимать как инструмент такого контроля. Подробнее см. мою статью: «МВФ и БМР строят мировой концлагерь под кодовым названием «CBDC».
Цифровой рубль Банк России называет третьим видом денег наряду с двумя традиционными — наличным и безналичным рублем. Главная отличительная особенность цифрового рубля — он эмитируется исключительно Банком России. А средства физических и юридических лиц размещаются на счетах, открываемых в Банке России. И они становятся владельцами виртуальных кошельков с цифровыми рублями. Я воспроизвожу в кратком виде лишь то, что можно прочитать на сайте Банка России на странице «Цифровой рубль» Воспроизведу дословно лишь первое предложение на этой странице: «У рубля будут наличная, безналичная и цифровая формы. Они равноценны: один наличный рубль равен одному безналичному, а также одному цифровому рублю».
О чем догадываются во многих странах
О том, какие выгоды российские физические и юридические лица получат от цифрового рубля, российские СМИ трубят уже шесть лет. Впрочем, почти дословно воспроизводят то, что написано на странице «Цифровой рубль» сайта Банка России. Для физических лиц — избавление от комиссий при переводах, ускорение платежей и др. Для юридически лиц — снижение затрат на банковское обслуживание, возможность моментальных платежей и т. д. Для государства также обещан большой плюс: бюджетные деньги в форме цифрового рубля можно будет «метить», а «меченые» деньги сложно украсть, они будут использоваться по целевому назначению. Кстати, государству в перспективе обещан и такой «пряник», как возможность осуществления безопасных трансграничных операций (имеется в виду, что с помощью цифрового рубля можно будет обходить антироссийские санкции).
Что касается рисков и угроз, которые порождаются цифровым рублем, то Банк России и большинство российских СМИ об этом говорят очень скупо и осторожно. Признается, что могут быть технические сбои, что существует угроза кибератак и утечки данных, что построенная на цифровом рубле денежная система может быть парализована в случае отключения электричества или перебоев в интернете. Мол, проблемы и риски в основном технического свойства. Банк России, например, обещает, что кошельками с цифровым рублем в будущем можно будет пользоваться даже без электричества и интернета.
О том, как будет развиваться в долгосрочной перспективе денежная система, базирующаяся на цифровом рубле, Банк России внятно не объясняет. Но тут подсказку можно искать в материалах, которые посвящены цифровым валютам центральных банков других стран, которые продвинулись в этом вопросе дальше, чем Российская Федерация. Примерно в дюжине стран и юрисдикций CBDC уже официально запущены. Из них самой крупной страной является Нигерия (численность населения — 238 млн человек), которая еще в 2021 году запустила цифровую валюту «е-найра». Но народ эту валюту не принял. Африканцы четко поняли, что их загоняют в электронный концлагерь. А потому в ответ на назойливые попытки нигерийского ЦБ навязать «е-найру» стали более активно пользоваться наличными деньгами (в том числе иностранной валютой) и криптовалютой, шире прибегать к прямому товарообмену и золоту. Я об этом писал неоднократно. См., в частности, мою статью «Нигерия бунтует против цифровой валюты центрального банка».
О том, что CBDC будет использоваться для построения электронного концлагеря, догадываются и во многих других странах. И под давлением общественности и решительных политиков кое-где работы по CBDC приостановлены или даже полностью прекращены. Конечно, наиболее яркий пример — США. Там при президенте Джо Байдене Федеральная Резервная Система США начала работу по цифровому доллару. Глава ФРС США даже обещал, что сделает цифровой доллар самой главной в мире CBDC. Однако в прошлом году во время предвыборной гонки за пост президента США почти все кандидаты стали давать обещания, что в случае своей победы запретят цифровой доллар. И громогласно заявляли, что цифровой доллар является посягательством на свободу американских граждан. «Большой брат» через цифровой доллар будет следить за каждым американцем. См. мою статью: «Тема „цифрового доллара“ в американской президентской гонке 2024 г.» Победил на выборах Дональд Трамп. И сразу же после своей инагурации 20 января нынешнего года он подписал указ, запрещающий создание и эмиссию цифрового доллара.
Также к странам, которые занимались разработкой CBDC, но отказались от неё, относят Эквадор, Гаити и Филиппины. Причина отказа — экономические проблемы и трудности, возникшие в процессе разработки. Некоторые страны остановили разработку CBDC: Дания, Финляндия, Япония и Кения. Заметно снизил обороты по созданию цифрового евро Европейский центральный банк. Сделал это под давлением таких стран еврозоны, как Германия, Австрия, Нидерланды и Словакия.
Дональд Трамп против цифровых денег
ЕЦБ сообщил, что для создания, тестирования и подготовки инфраструктуры для запуска цифрового евро потребуется ещё не менее двух-трёх лет. Также в сентябре нынешнего года ЕЦБ заявил, что рассчитывает, что Европарламент, Евросовет и Еврокомиссия окончательно определят свою позицию по законодательной базе для цифрового евро к маю следующего года.
А «впереди планеты всей» по темпам и масштабам работ по CBDC — Китай. Я о цифровом юане писал многократно. См., например, мою статью «Цифровой юань выходит за пределы «Поднебесной». Китай далеко продвинулся в деле разработки цифровой валюты. Работы были начаты еще в середине прошлого десятилетия. Сейчас там реализуется очень масштабный пилотный проект. Число открытых личных цифровых кошельков в юанях превысило 420 млн, а количество корпоративных — 12 млн; за первые семь месяцев 2025 года среднемесячное количество транзакций с использованием e-CNY достигло 210 млн, средняя ежемесячная сумма транзакций составила 480 млрд юаней (68 млрд долларов), увеличившись на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и т. д.
Главное, что проект цифрового юаня подсказывает нам, каким может стать цифровой рубль после его широкого запуска 1 сентября следующего года.
Во-первых, цифровая валюта на счете в ЦБ не дает процентов (впрочем, Банк России и сейчас говорит, что счет в цифровых рублях будет беспроцентным; правда, старается на этом внимания не акцентировать).
Во-вторых, средства в цифровой валюте на счете в ЦБ могут храниться лишь ограниченное время (одним из способов ограничить срок хранения является введение отрицательного процента по счету с цифровой валютой).
В-третьих, цифровая валюта является программируемой. ЦБ устанавливает для каждого пользователя такие параметры возможного использования цифровой валюты, как набор товаров и услуг, которые пользователь может приобрести. Также географические границы, в рамках которых цифровая валюта может быть использованы. Также возможно регулирование срока хранения цифровой валюты на счете.
Основой для индивидуального программирования параметров цифрового юаня в Китае является такой инструмент, как социальный рейтинг китайского гражданина. «Правильный» и законопослушный китаец имеет высокий социальный рейтинг и может рассчитывать на максимальные преференции при использовании цифрового юаня. А «неправильный» китаец имеет серьезные ограничения по использованию цифрового юаня. Вплоть до того, что Народный банк Китая (китайский ЦБ) может заблокировать средства в цифровых юанях на счете.
Примечательно, что НБК и китайское руководство уже не скрывают, что со временем цифровой юань должен полностью заместить традиционный юань в виде наличных и безналичных средств. Еще несколько лет назад китайским гражданам обещали, что у них будет свободный выбор между тремя видами денег: наличным, безналичным и цифровым юанем. А сейчас становится понятным, что завтра такого выбора уже не будет.
Банк России сейчас постоянно повторяет, что никого к цифровому рублю принуждать не будут. Что у граждан сохраняется право выбора между тремя видами денег. Что-то не верится. 47-му американскому президенту США Дональду Трампу я в целом верю не больше, чем нашему Центробанку. Но вот некоторым его заявлениям я верю все-таки больше. Например, такому заявлению, которое он сделал год назад, в ходе предвыборной кампании: «Как ваш президент, я никогда не допущу создания цифровой валюты центрального банка. Такая валюта даст федеральному правительству абсолютный контроль над вашими деньгами. Они смогут забрать ваши деньги, а вы даже не узнаете, что они пропали».
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.