«Сейчас на уровне республики перевод земель сельхозназначения происходит оперативно, но с 1 марта следующего года вступают в силу изменения в законодательство, где принцип перевода земель кардинально меняется», — заявил после совещания малых нефтяных компаний гендиректор АО «Нефтеконсорциум МНК» Рафаэль Мингазов. Согласование с Москвой может затянуться, что грозит срывами сроков ввода в эксплуатацию объектов нефтедобычи. Как стало известно «БИЗНЕС Online», малые нефтяники Татарстана обратились к раису РТ с просьбой разрешить на время строительства, разведки и добычи полезных ископаемых пользоваться сельхозземлями без перевода в земли других категорий. О том, как отнесся к инициативе Рустам Минниханов, — в нашем материале.
                 Малые нефтяные компании (МНК) Республики Татарстан подвели итоги своей деятельности за 9 месяцев 2025 года
                Малые нефтяные компании (МНК) Республики Татарстан подвели итоги своей деятельности за 9 месяцев 2025 года
                
            
Сроки ввода в эксплуатацию объектов нефтедобычи под угрозой срыва?
Накануне в кабмине РТ малые нефтяные компании (МНК) Республики Татарстан подвели итоги своей деятельности за 9 месяцев 2025 года. Председателем, как и прежде на подобных встречах, выступил раис РТ Рустам Минниханов.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», генеральный директор АО «Нефтеконсорциум МНК» Рафаэль Мингазов в своем выступлении подсветил проблемный земельный вопрос. Но начал он с благодарности, мол, в республике предоставление земли для нужд нефтедобычи всегда было в приоритете — из запланированных 139 участков под строительство нефтяных скважин общей площадью 106 га все участки были переведены в промышленную категорию.
«По вашим поручениям на совещаниях по итогам деятельности за 2024 год и первый квартал 2025 года рассмотрены и подготовлены проекты решений по вопросу уменьшения сроков рассмотрения и утверждения документации по планированию территорий до 45−60 календарных дней», — указал Мингазов.
Вместе с тем в будущем процедура перевода земель для нужд нефтяников может существенно усложниться. 1 марта 2026 года вступают в силу поправки к Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ и закону №172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую». Они создадут новый многоступенчатый механизм перевода земель сельхозназначения в другие категории, который потребует обязательного согласования такого перевода с высшим должностным лицом субъекта РФ (в нашем случае лично с раисом РТ), а в ряде случаев и с минсельхозом РФ.
Как передают наши источники, Мингазов обратился к руководству республики с просьбой — «для предотвращения срыва сроков ввода в эксплуатацию объектов нефтедобычи» — разрешить использование земель сельхозназначения без перевода в земли иных категорий на время строительства, разведки и добычи полезных ископаемых скважинным способом.
С 1 марта 2026 года общий механизм перевода сельхозземель в другие категории будет выглядеть следующим образом:
1. Заинтересованное лицо направляет в исполнительный орган субъекта РФ ходатайство о переводе земель или земельного участка в составе таких земель (за исключением земель, находящихся в федеральной собственности) из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
2. При отсутствии оснований для отказа в переводе исполнительный орган субъекта РФ в течение одного месяца направляет высшему должностному лицу субъекта РФ предложение о переводе земель из одной категории в другую.
3. Получение согласия высшего должностного лица субъекта РФ на перевод. В противном случае принимается акт об отказе в переводе.
4. Высшее должностное лицо субъекта РФ направляет законодательную инициативу о переводе земель из одной категории в другую в законодательный орган субъекта РФ.
5. Принятие законодательным органом субъекта РФ распоряжения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
6. Особый, еще более строгий порядок предусматривается в отношении сельскохозяйственных угодий: решение о переводе таких земель может быть принято органом государственной власти субъекта РФ лишь при условии предварительного согласования с министерством сельского хозяйства РФ.
«Как так получается, что решать местные вопросы будут в Москве?»
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» гендиректор АО «Нефтеконсорциум МНК» Мингазов подтвердил, что на совещании о деятельности МНК был поднят вопрос, касающийся перевода земель сельскохозяйственного назначения, и раис Татарстана Минниханов, по его словам, «очень положительно отреагировал на данное предложение».
«Сейчас на уровне республики, согласно действующему законодательству, перевод земель происходит оперативно, но с 1 марта следующего года вступают в силу изменения в законодательство, где принцип перевода земель кардинально меняется. Раис РТ поддержал нас и дал указание подготовить предложение для изменения данного закона, которое будем подавать через депутатов Государственной Думы при поддержке администрации раиса», — добавил глава АО «Нефтеконсорциум МНК».
                 В будущем процедура перевода земель для нужд нефтяников может существенно усложниться
                В будущем процедура перевода земель для нужд нефтяников может существенно усложниться
                
            
Проблема с переводом земель, очевидно, возникнет не только у татарстанских, но и у всех российских нефтяников (и не только нефтяников). «[Рустам Нургалиевич] будет выносить данный вопрос на обсуждение в правительство в Москве, — отметил Мингазов. — Несмотря на то что у нас объем таких земель небольшой, но он как бы есть, и без перевода этих земель невозможно будет проводить какие-либо работы».
Централизация такой важной функции [по переводу сельхозземель] в одном месте — неправильный путь, согласен с Мингазовым основатель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. «Как так получается, что решать местные вопросы будут в Москве? Развитие же требуют с регионов. Если развитие регионов будет обеспечивать Москва, то пожалуйста… Учет и контроль, фиксация событий, да, этим могут заниматься Росреестр и Роскадастр», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online».
А вот президент союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль не видит большой проблемы в усложнении процесса перевода сельхозземель.
«В основном все наши месторождения находятся там, где сельскохозяйственные угодья минимальны. Возьмите Ханты-Мансийский округ или Ямал, Восточную Сибирь, Саху, Якутию, Иркутскую область. Я думаю, что это не очень повлияет на деятельность наших местных нефтегазовых компаний, потому что там, где есть возможность [добывать нефть], они будут находить какие-то решения. Появятся новые технологии, когда горизонтальная скважина будет на расстоянии до 15 километров [от земель сельхозназначения]», — уверен спикер.
«В Татарстане, да, много таких земель, но малые нефтяные компании уже давно работают на них, а во-вторых, там пока никаких новых территорий не разрабатывается. Они работают на тех территориях, вопрос с которыми давно уже решен, а также ищут новые запасы в пропущенных ранее пластах. Полагаю, что они давно уже нашли взаимопонимание со всем земельным законодательством, поэтому не вижу здесь никаких проблем», — заверил Шмаль.
                 Минниханов отметил, что нефтяной сектор России сохраняет стабильность добычи и высокую эффективность работы по снабжению внутреннего рынка
                Минниханов отметил, что нефтяной сектор России сохраняет стабильность добычи и высокую эффективность работы по снабжению внутреннего рынка
                
            
МНК Татарстана добыли 20% нефти
А что еще обсуждали на встрече? Минниханов отметил, что нефтяной сектор России сохраняет стабильность добычи и высокую эффективность работы по снабжению внутреннего рынка, развитию нефтепереработки и внедрению современных технологий.
Россия выполняет свои обязательства в рамках сделки ОПЕК+ и сохраняет позицию одного из ведущих производителей нефти с объемом добычи в мире около 10%. В 2025-м мировой спрос на нефть, по оценке, составит 104,5 млн баррелей в сутки, т. е. на 1 млн больше, чем в прошлом году.
В Татарстане за 9 месяцев объем добычи нефти составил 25,43 млн т, в том числе малые нефтяные компании республики добыли 5,15 млн т, что на уровне добычи прошлого года. Таким образом, малые нефтяники добыли в РТ 20% черного золота. Компания «Татнефть» получила 20,28 млн т нефти.
«Вместе с тем цены на нефть в третьем квартале оставались на невысоком уровне, но и курс [доллара] не способствовал нам. Средняя цена на нефть составила по итогам сентября 57 долларов США, это примерно на 10 процентов меньше, чем в прошлом году», — подчеркнул Минниханов.
                 Выручка от реализации нефти за 9 месяцев составила 178,8 млрд рублей
                Выручка от реализации нефти за 9 месяцев составила 178,8 млрд рублей
                
            
В бюджет заплатили 165 млрд, из них только 6,6 млрд — в казну Татарстана
МНК Татарстана за 2025 год планируют добыть в общей сложности не менее 6,9 млн т нефти. Значительно перевыполнили план по добыче компании «Шешмаойл», «ГРИЦ», «Татех», «Булгарнефть», «Тотойлгаз», предприятие «Кара Алтын» и СМП «Нефтегаз».
По эксплуатационному бурению компаниями пробурено 246 тыс. м горных пород, или 153% от годового плана, введены в эксплуатацию 193 новые скважины.
Выручка от реализации нефти за 9 месяцев составила 178,8 млрд рублей. Начислено налогов на все уровни бюджета 158,2 млрд рублей, а перечислено в бюджет 165,1 млрд рублей. При этом в консолидированный бюджет республики пришло только 6,6 млрд рублей, остальные средства забрала Москва. Объем капитальных вложений малых нефтяников за 9 месяцев текущего года составил 15,5 млрд рублей.
Приведенные Мингазовым цифры ярко показывают весьма скромный размер рентабельности МНК. Основатель АО «СМП-Нефтегаз» Комаров, комментируя эти данные, заметил, что это уже сложившаяся десятилетиями практика. «Всю выручку съедает НДС, НДПИ, экспортная пошлина», — констатировал он.
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.