Экс-начальника следственного отдела по Приволжскому району Казани Эдуарда Закирова и его бывшего подчиненного Евгения Скрипникова обвиняют в превышении должностных полномочий Экс-начальника следственного отдела по Приволжскому району Казани Эдуарда Закирова и его бывшего подчиненного Евгения Скрипникова обвиняют в превышении должностных полномочий Фото: «БИЗНЕС Online»

Дело экс-начальника приволжского СКР «приземлилось» в суде

Спустя три месяца «скитаний» уголовное дело в отношении экс-начальника следственного отдела по Приволжскому району Казани Эдуарда Закирова и его бывшего подчиненного Евгения Скрипникова все-таки «приземлилось» в Кировском райсуде, хотя изначально поступало оно в Приволжский — по месту совершения преступления. Но прокурор Татарстана Альберт Суяргулов посчитал, что «широкие связи» Закирова среди сотрудников суда могут не привести к объективному приговору. В итоге Верховный суд определил, что разобраться в деле будет другой казанский суд — Кировский. Причем период, в течение которого определяли подсудность, был сопоставим с тем, сколько длилось расследование самого уголовного дела.

На судебное заседание Закирова и Скрипникова доставили под конвоем — оба они с апреля этого года находятся в СИЗО. Обвиняют бывших коллег в превышении должностных полномочий (п. «в», «г», «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Максимальное наказание по этой статье — до 10 лет лишения свободы. Преступление выявили сотрудники ФСБ, а расследованием дела занимались коллеги Закирова — следователи второго «должностного» отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ.

«Есть широкие связи»: Суяргулов потребовал поменять суд для экс-начальника приволжского СКР

На двоих у фигурантов дела четыре адвоката: бывшие сотрудники следкома Айрат Уразманов и Эдуард Гайнуллин вместе с московским адвокатом Татьяной Цамболовой представляют интересы Закирова. Скрипникова защищает в прошлом сотрудник МВД Вячеслав Прокофьев.

Уголовка для друга

По версии следствия и обвинения, события, которые легли в основу уголовного дела, берут начало еще в ноябре 2023 года. Тогда на личный прием к недавно назначенному начальнику следственного отдела по Приволжскому району СУ СКР по РТ Закирову пришел сын директора ООО «ГКС Казань» Дияз Хасбиуллин. По версии обвинения, они были друзьями. Так что прозвучавшая во время встречи просьба от Хасбиуллина тоже была «дружеской» — помочь вернуть 20 млн рублей, которые ему задолжал директор торгового дома «Проммаш» Зуфар Хусаинов. Мол, деньги заплатили, а взамен ничего не получили — надо как-то возвращать. На языке обвинения это была просьба «привлечь к уголовной ответственности» контрагента.

Закиров спустил обращение с личного приема своим подчиненным. Параллельно с этим Хасбиуллин «бомбил» письмами все инстанции: УБЭП, интернет-приемную СКР, разве что не обращались в ФСБ. В итоге в феврале 2024-го все материалы проверки «стянулись» по подследственности во все тот же приволжский следственный отдел, к Закирову. Обвинение уверено: из материалов проверки выходило, что уголовного дела здесь нет, а решать проблемы предприниматели должны в гражданском порядке. И Закиров, у которого на тот момент было более 16 лет опыта в следственных органах, должен был это знать, однако он все равно дал указание подчиненному Скрипникову возбудить уголовное дело в отношении «обидчика» своего товарища.

Хусаинова обвинили в создании фирмы-однодневки, причем сделано это было еще якобы в 2010 году. Однако обвинение указывает: те статьи, которые якобы вменяли последнему, в 2010-м даже еще не были введены в закон.

«Цель определенного круга лиц»: как экс-начальника СКР по Приволжскому району отправили в СИЗО

Позже Скрипников по указанию Закирова возбудил еще одно дело в отношении Хусаинова — на этот раз о мошенничестве. По фабуле данного дела директор ТД «Проммаш» якобы похитил имущество «ГКС Казань» на 20,3 млн рублей (сумма того самого «долга», о котором Закирову заявил Хасбиуллин). Дома у Хусаинова провели обыск, самого его объявили в федеральный розыск. В итоге предприниматель, испугавшись уголовки, погасил весь долг.

Какая мотивация была у Закирова? По версии обвинения, он действовал «из ложно понятых интересов службы, в целях получения выгод нематериального характера», а также был лично заинтересован в том, чтобы его другу вернули долг. Со Скрипниковым, считает обвинение, Закиров состоял в сговоре. Последний, будучи следователем, тоже якобы понимал, что действует незаконно. Какой была его мотивация? Обвинение считает, что исключительно продвижение по служебной лестнице.

И еще одна — для другого

Но этим все не закончилось. Обвинение считает, что Закиров «по-дружески» помог еще одному предпринимателю — бенефициару татарстанского нефтетрейдера «Татэко» Марату Сахапову. У «Татэко» был арбитражный спор с контрагентом — директором ООО «Таксшеринг Рус» Радиком Губаевым — из-за поставок нефтепродуктов. Сахапов утверждал, что Губаев недоплатил ему 48,1 млн рублей, а еще должен и неустойку — 21,1 млн рублей. Суд встал на сторону нефтетрейдера.

«Обширных связей у меня не имеется»: как «разводили» бывшего учредителя «Татэко»

Тогда, считает обвинение, Сахапов решил подключить Закирова к «выбиванию» долга. Тот согласился «из дружеских побуждений». Причем, отмечает обвинение, Губаев не отказывался возвращать деньги. Правда, на руки Сахапову ничего не пришло: компания «Таксшеринг Рус» еще до вынесения решения внесла 40 млн рублей на депозитный счет Арбитражного суда, еще 8 млн рублей долга обеспечивалось залогом автомобиля.

После того как Сахапов обратился к Закирову, последний дал указание Скрипникову «надавить» и провести обыски в офисах «Таксшеринг Рус» в Альметьевске. По закону обыск проводится только в рамках уголовного дела, но в случае с Сахаповым оно не было возбуждено — никаких оснований. Тогда Закиров якобы дал указание Скрипникову провести обыск в рамках дела, которое возбудили по предыдущей «дружеской» просьбе — в отношении Хусаинова. Хотя эти два дела вообще никак не были друг с другом связаны, Скрипников подчинился. Уже позже, считает обвинение, дело в отношении Губаева все-таки возбудили, но при странных обстоятельствах — по заявлению не Сахапова, а директора «Татэко» Рината Рафикова, причем дату, когда было написано заявление, установить так и не удалось.

В августе 2024 года Скрипников по указанию Закирова задержал Губаева. Предпринимателя держали в отделе и угрожали отправить в СИЗО, уверено обвинение. В итоге Губаев вынужден был заплатить. Сначала он перевел 15 млн рублей на счет «Татэко», а затем в течение месяца отправил остаток долга — 33 млн рублей. Стоит отметить, что, несмотря на тяжесть «обвинения», в день первого транша предпринимателя выпустили на свободу, а не повезли в суд.

После этого дело Хусаинова 5 раз приостанавливалось из-за невозможности его найти, а дело в отношении Губаева в декабре 2024-го прекратили сначала в связи с примирением сторон, а затем еще и со ссылкой на наличие «гражданско-правовых отношений».

В апреле этого года замруководителя СУ СКР по РТ отменил все решения о возбуждении этих уголовных дел как незаконные, а через неделю Закирова и Скрипникова задержали.

Бенефициара «Татэко» задержали еще до того, как было возбуждено уголовное дело в отношении Эдуарда Закирова. По информации источников издания, Радик Губаев после освобождения обратился в правоохранительные органы, которые и вышли на Марата Сахапова. Но показания против Закирова он давать не стал. Тогда силовики вскрыли другую схему, в которой замешан нефтетрейдер.

По версии следствия и обвинения, с 2020 года Сахапов несколько раз заплатил владельцу другой известной компании — «7 озер» — Аделю Гильманову почти 40 млн рублей за решение вопроса с ФНС по фирме своего родственника. В итоге это не помогло, в организацию все равно постучалась проверка, после которой ей доначислили налоги почти на 100 млн рублей. Сахапов потребовал вернуть деньги, но получил отказ. И всего лишь спустя два года он написал заявление — почему-то именно в приволжский отдел СКР, который уже возглавлял Закиров. Там Сахапов оформил явку с повинной, после чего было возбуждено уголовное дело. В декабре 2024-го, «опасаясь привлечения к уголовной ответственности», Гильманов вернул Сахапову 35 млн рублей.

К слову, несмотря на то что Сахапов написал явку с повинной, дело в отношении него по взятке не прекратили. Он сейчас находится в СИЗО, уголовное дело в отношении него рассматривает Приволжский суд.

Вину в преступлениях Закиров и Скрипников не признают. На следующих процессах, как ожидается, суд допросит потерпевших, а затем перейдет к допросам свидетелей.