Классическая стройность, барочная красота и романтические пейзажи — все это можно было наблюдать в Концертном зале им. Чайковского. 10 октября Госоркестр Республики Татарстан в 8-й раз открыл личный абонемент в Московской филармонии. На одной из главных академических сцен страны публика услышала яркие прочтения Скрипичного концерта Людвига ван Бетховена и Четвертой симфонии Антона Брукнера. А яркий финал октября — первый гастрольный тур ГАСО РТ и Александра Сладковского во Вьетнам совместно с давним творческим партнером — Вадимом Репиным. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
ГАСО РТ — первый и единственный региональный коллектив, имеющий свой ежегодный абонемент в Московской филармонии уже 8 лет
Юбилейный сезон «татарстанских симфоников»
ГАСО РТ — первый и единственный региональный коллектив, имеющий свой ежегодный абонемент в Московской филармонии уже 8 лет. Это ярко свидетельствует о мастерстве оркестра и его федеральном статусе. Открытие очередного абонемента в Концертном зале им. Чайковского совпало со стартом 60-го концертного сезона «татарстанских симфоников». Свое 60-летие, которое будет в 2026 году, Госоркестр республики широко отметит в Казани и за ее пределами.
Кроме концерта в Москве, прошедшего в начале октября, у коллектива запланирована насыщенная гастрольная программа. На днях Госоркестр РТ вернулся из своего первого гастрольного тура во Вьетнам (город Ханой), где сыграл сочинения Сергея Рахманинова, Петра Ильича Чайковского, Камиля Сен-Санса, Николая Римского-Корсакова и Макса Бруха. Вместе с ГАСО РТ и Александром Сладковским в один из концертных дней выступил скрипач Вадим Репин. В декабре Госоркестр Татарстана исполнит музыку Мориса Равеля с Константином Лившицем в столичном зале «Зарядье», а под занавес года даст два концерта в Сириусе. Во второй половине сезона коллектив участвует в юбилее Пермской филармонии. Там вместе с Аидой Гарифуллиной и другими звездами он представит лучшие номера из опер Джузеппе Верди, Жоржа Бизе, Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи и Петра Чайковского.
Немало интересного коллектив презентует и в родной Казани. 18 октября в Концертном зале им. Сайдашева ГАСО РТ выступил с оперной дивой Хиблой Герзмавой и выдающимся баритоном Игорем Головатенко (на концерте прозвучали фрагменты из опер Чайковского, Верди и Пуччини), а 20 октября отметил 50-летний путь в музыке своего лидера — Александра Сладковского, маэстро на сцене поздравили звезды российской классической музыки, эстрады и кино — Денис Мацуев, Вениамин Смехов, Ильдар Абдразаков, Вадим Репин, Екатерина Мочалова, Давид Ткебучава и Андрей Иванов.
На днях Госоркестр РТ вернулся из своего первого гастрольного тура во Вьетнам (г. Ханой), где сыграл сочинения Сергея Рахманинова, Петра Ильича Чайковского, Камиля Сен-Санса, Николая Римского-Корсакова и Макса Бруха
Ноябрь и начало зимы для оркестра пройдут под знаком фестиваля Concordia. На форуме имени Софии Губайдулиной меломаны услышат шедевры академической музыки ХХ–ХХI веков, число имен и сочинений, заявленных на смотр в юбилейный год, действительно впечатляет. Игорь Стравинский (балет «Игра в карты»), Джордж Гершвин («Рапсодия в стиле блюз»), Леонард Бернстайн (Симфонические танцы из «Вестсайдской истории»), Родион Щедрин («Кармен-сюита»), Арво Пярт (Lamentate), Отторино Респиги («Пинии Рима») — это лишь небольшая часть праздничной программы. Между вечерами Concordia в гостях «у друзей» побывает Денис Мацуев, а в декабре оркестр даст Новогодний концерт с художественным руководителем петербургского «Мюзик-Холла» Фабио Мастранджело и пианистом-виртуозом Станиславом Чигадаевым.
Всю вторую половину года коллектив будет прославлять РТ и свою личную историю на казанской земле. В январе он выступит с гордостью музыкальной культуры Татарстана Альбиной Шагимуратовой. Февраль традиционно отметит фестиваль современной татарской музыки «Мирас» (его программа еще уточняется). После ежегодного Органного форума в апреле откроются «Рахлинские сезоны». Почтить память первого главы оркестра Натана Рахлина приедут Владимир Спиваков, худрук ГАСО России им. Светланова Филипп Чижевский и генеральный музыкальный директор венгерского города Дебрецен Даниэль Шомодьи-Тот.
В разгар весны оркестр презентует вечер «Виртуозы гитары» с участием испанских солистов — он пройдет в рамках специального международного проекта «Мелодика Испании». Через несколько дней коллектив даст концерт ко Дню родного языка, а закроет сезон фестивалем имени Рахманинова «Белая сирень». Там выступят пианисты Владимир Вишневский и Денис Мацуев, скрипач Даниил Коган и другие звезды академической сцены.
Контакт коллектива с Барати обеспечивал Сладковский — маэстро твердо держал темпы и не давал подопечным «заглушить» венгерского музыканта оркестровой мощью
Торжество справедливости и лирики
Личный абонемент в Концертном зале им. Чайковского ГАСО РТ открыл Скрипичным концертом Бетховена и Четвертой симфонией Брукнера. В одной программе эти виртуозные партитуры оказались неслучайно: у обоих была трудная судьба. О ней зрителям рассказал ведущий вечера Артем Варгафтик: «Премьеру скрипичного концерта практически погубил скрипач, который его заказал, — Франц Клемент. <…> Он так гордился своей ловкостью и безупречным навыком чтения с листа, что концерт играли почти без репетиций. <…> Рецензент расслышал только утомительные повторы и разорванные идеи и даже погрозил Бетховену пальчиком. <…> А Клемент пытался установить контакт с публикой, играя на скрипке, перевернутой нижней декой вверх, на одной струне импровизируя собственные фантазии на темы бетховенского концерта».
Кристоф Барати, нынешний исполнитель концерта, восстановил историческую несправедливость — под его пальцами опус зазвучал глубоко и неожиданно сдержанно. В начальном Allegro ma non troppo скрипач отказался от внешних эффектов, часто сопровождающих эту часть, и добавил созерцательной лирики главной теме концерта. Умиротворенные образы он развил в лаконичном Larghetto и обнажил скерцозность лишь в некоторых эпизодах Rondo. Их было достаточно, чтобы оценить бисерную технику Барати и назвать его «венгерским Паганини».
ГАСО РТ в концерте чутко следовал за скрипачом. Контакт коллектива с Барати обеспечивал Сладковский — маэстро твердо держал темпы и не давал подопечным «заглушить» венгерского музыканта оркестровой мощью. При этом в драматургически важных эпизодах «татарстанские симфоники» превращались в полноценного солиста. Например, в большой оркестровой экспозиции первой части с прозрачным хором «дерева», изящными перекличками скрипок и виолончелей, драматическими прорывами тутти; во вступлении к Larghetto со сдержанной кантиленой струнных или в патетическом переходе к финалу, следующим attacca.
Камерной интерлюдией концерта стала Сарабанда из Второй скрипичной партиты Иоганна Себастьяна Баха, которую Барати исполнил на бис. В ней солист вновь предстал самозабвенным лириком и философом. Сцена погрузилась в интимный полумрак, искрящиеся пассажи сменили щемящие аккорды, трели и длинноты, которые виртуоз в тишине «пропел» сочным, грудным звуком.
Свое 60-летие, которое будет в 2026 году, Госоркестр республики широко отметит в Казани и за его пределами
Романтические пейзажи
Грандиозным финалом вечера стала Четвертая симфония Брукнера, одно из самых выстраданных сочинений немецкого мастера. «Закончив эту симфонию, композитор еще 15 лет ее переписывал, — напомнил зрителям в начале второго отделения Варгафтик. — Брукнер — трудный собеседник и для музыкантов, и для слушателей. Он очень медленный, тяжело и обстоятельно формулирует свои оригинальные идеи, но у него бывают „видения“ исключительной силы и красоты».
Симфония имеет подзаголовок «Романтическая». Ее можно слушать как «чистую» музыку, но для любителей нарратива композитор предпослал партитуре краткое описание. Согласно ему, первая часть знаменует утро в средневековом городе и выезд рыцарей, вторая — сельский пейзаж перед охотой, третья — охоту, четвертую часть в одной из промежуточных редакций автор назвал «Народным праздником». Эти звуковые картины ярко визуализировал Госоркестр РТ. В симфонии Брукнера он предстал как виртуозный ансамбль солистов и тембровых групп.
Новый день коллектив вырастил из пленэрного зова валторны, восход солнца маркировал эффектным крещендо. Деревенские просторы живописала рельефная квазифольклорная тема струнных, охоту — фанфары валторн и труб. Финал также открывает соло валторны, а кульминацию обеспечивает мощный хор меди. В последнем, триумфальном аккорде оркестр сплотился в единый организм, однако маэстро Сладковский пожелал поставить точку на другом аккорде — лирическом, поэтому постлюдией вечера стала ария из Третьей сюиты Баха.
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.