«Один из планов, обозначенный в принятом на пленуме центрального комитета Китая документе, важный и для России, — превратить КНР в мировую финансовую державу, а Шанхай — в главный международный финансовый центр. Вот почему Китай не стремится иметь общую валюту со странами БРИКС», — считает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Постоянный автор «БИЗНЕС Online» продолжает рассказывать о самых важных экономических и политических событиях в мире и о том, как они влияют на Россию.
                
                Иван Грачев: «Многие считают главным событием минувшей недели встречу Си Цзиньпина с Дональдом Трампом в Южной Корее. По-моему, ничего неожиданного на этой встрече не произошло»
                
            
Почему Индия будет строить самолеты с Россией
Российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), входящая в «Ростех», и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали меморандум о производстве в Индии гражданских пассажирских самолетов SJ-100. Я уже много раз писал, что авиация позарез нужна нашей стране, что гигантские территории России дорогами не свяжешь, а чтобы окупились разработки новых моделей самолетов и технологий, нужен большой рынок сбыта. Этот рынок — Индия и ее миллиардное население. О рынке Китая мы сегодня тоже поговорим, тем более был повод.
По оценкам индийцев, до 2035-го их стране понадобится около 2,2 тыс. самолетов. За последние два года крупнейшие компании Индии заказали более 1 тыс. единиц на сумму $100 миллиардов. Это большой рынок с большим спросом. Уже в ближайшие годы страна намерена произвести 200 SJ-100, стоимость которых составит $20 миллиардов. Существенная часть этих денег перепадет России, что позволит получить дополнительные средства на развитие нашей аэрокосмической отрасли. Только внутреннего спроса, внутреннего рынка для ее развития было бы недостаточно, поэтому индийский рынок для нас так важен.
Если этот проект пойдет (к чему дело идет в свете последних событий), можно будет говорить и о совместном строительстве широкофюзеляжных самолетов, которые в 5 раз дороже. Сами индийцы не справятся. К примеру, моторы и некоторые другие детали они не смогут производить в ближайшей исторической перспективе. Строить им, кроме России, по-прежнему не с кем, реальных партнеров нет. Напомню, Китай отказался от подобного проекта с нами из-за абсолютно иллюзорных, на мой взгляд, надежд строить самолеты с западными двигателями, а этим летом США уже приостанавливали поставку двигателей в Китай.
Многие считают главным событием минувшей недели встречу Си Цзиньпина с Дональдом Трампом в Южной Корее. По-моему, ничего неожиданного на этой встрече не произошло. Уверен, Трамп попытался уговорить Си кинуть Россию, как до этого пытался уговорить Владимира Путина кинуть Си. Потому что воспринял интерес нашей страны к совместным с США проектам в Арктике как завуалированное согласие, а сентябрьскую поездку Путина в Пекин как обман его ожиданий. Т. е. у американского лидера было неверное представление о том, как РФ поведет себя в подобной ситуации. Вероятность того, что Китай кинет Россию в обмен на снижение торговых пошлин, на мой взгляд, невозможна. Если Поднебесная останется без нас, Штаты ее задавят в кратчайшие сроки, даже до того как она добьется ядерного паритета, достигнуть которого, по моим оценкам, КНР сможет в течение 10 лет.
                
                «Примечательно, что совместного китайско-американского заявления по итогам встречи лидеров стран не было, а официальные заявления каждого по отдельности существенно различаются»
                
            
Иллюзии Китая
Что касается торговли, тут, как и ожидалось, Си и Трамп договорились с небольшим улучшением позиций Китая, но с сохранением асимметрии в пользу Штатов по таможенным пошлинам. Примечательно, что совместного китайско-американского заявления по итогам встречи лидеров стран не было, а официальные заявления каждого по отдельности существенно различаются.
Что еще важно в иллюзиях Китая? У них состоялся во многом переломный четвертый пленум центрального комитета КПК XX созыва, завершившийся подписанием предложений «по разработке 15-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития». То, что происходит в КНР в рамках треугольника Россия — Китай — США, всегда априори важно. На мой взгляд, экономическая часть пленума дает понять, что не все решения китайского руководства были, так скажем, безошибочными. Неявно пленум это признает.
Для меня главное, и это фиксируется в утвержденном на съезде предложении ЦК КПК, что все еще очень сложной задачей для Китая является замена драйверов роста. Был период (и это нашло отражение в повестке съездов КПК), когда, из-за того что китайцам начали ставить палки в колеса во внешней торговле, им еще и предъявляли, что они понастроили много предприятий. За это их начали выдавливать с внешнего рынка. Тогда Международный валютный фонд (МВФ) предложил Китаю сделать главным драйвером роста внутренний спрос. Я оценивал такую перспективу как абсолютную иллюзию, потому что внутренний рынок КНР не позволяет этого сделать, тем более, напомню, это ресурсно необеспеченная страна. Уйти от огромного экспорта Китай в принципе не может. Еще на прошлом их пленуме было понятно, что надежды на внутренний рынок не оправдались.
Китай обсуждал планы сделать ставки на «новую экономику» — ветряные электростанции, электромобили, интеллектуальную собственность и т. д. Эту идею я также считал иллюзией. Исходной аксиомой для такого решения китайцев было утверждение, что якобы «зеленая энергетика» будет все дальше и дальше отодвигать энергетику классическую. Я понимал, что ничего подобного не будет, что «зеленая» энергогенерация ограничится долей в 15% и никакого огромного экспорта у Китая не будет. Это невозможно. Так же как и электромобили в целом: они могут занять определенную нишу, но не вытеснить с рынка обычные авто.
                
                «На среднесрочную перспективу локомотивными отраслями считаются инновации, технологии, связанные с новыми источниками энергии. Т. е. на пленуме принято решение изо всех сил заниматься энергетикой»
                
            
В китайской манере НЭП и ленинская политика официально признаются правильными
Прямо об этом не говорится, но, по-видимому, к прошедшему пленуму в Китае иллюзорность этих решений осознается. Это ясно по тому, что предложено на пленуме и на других недавних китайских важных партийных мероприятиях. Если посмотреть основные экономические тезисы предложений о развитии, среди них можно отметить тезис о необходимости «неуклонно придерживаться тесного взаимодействия между эффективным рынком и деятельным правительством».
Т. е. в китайской манере НЭП и ленинская политика официально признаются правильными и требующими дальнейшего развития. Идеи излишнего либерализма, как и излишнего планирования, отвергаются. При этом, если посмотреть тезисы, затрагивающие налоговую и бюджетную части плана развития экономики, можно отметить тенденцию к усилению централизации и роли правительства. Ленин называл это «контролем над командными высотами». Это фиксируется в новом предложении прошедшего пленума центрального комитета КПК.
Целый раздел посвящен необходимости сосредоточиться на реальном секторе экономики. Без всяких иллюзий относительно того, что, мол, ИИ в ближайшие несколько лет все решит, исправит, без ужимок и прыжков с «новой экономикой». В реальном секторе, который КНР теперь ставит во главу угла, четко обозначаются локомотивные отрасли, в которые планируется форсированно инвестировать. Предполагается ускорить достижение лидерства в обрабатывающей промышленности, космосе, транспорте и информационных сетях.
На среднесрочную перспективу локомотивными отраслями считаются инновации, технологии, связанные с новыми источниками энергии. Т. е. на пленуме принято решение изо всех сил заниматься энергетикой. Также в приложении пленума упоминается необходимость заниматься разработкой новых материалов. Это правильное решение, как показывает опыт России. Многие наши прорывные проекты, такие как «Буревестник» и буксир «Зевс», напрямую зависят от решения задач, связанных с материалами. Например, для осуществления таких проектов понадобились материалы, сохраняющие рабочие характеристики при очень высоких температурах.
                
                «В США пик энергопотребления приходится на 1980 год, после идет спад. То же самое происходило и с благосостоянием американцев»
                
            
Благосостояние Америки — одна из основных задач трампизма и трампономики
В качестве еще одной из локомотивных отраслей китайской экономики в среднесрочной перспективе упоминается авиакосмическая. В разделе «индустрия будущего», описывающем долгосрочные перспективы, перечисляются квантовые технологии, биотехнологии, водородная энергетика, термоядерный синтез и технологии, предполагающие совместную работу человеческого и искусственного интеллекта, создание интерфейсов, гибридных систем, которые объединят человека и цифровой мозг.
Как видно по экономической части принятого на пленуме приложения, иллюзии Китай отбросил, форсируется развитие реального сектора, в котором четко обозначены ведущие направления, почти все из которых могли быть таковыми и для России. Один из планов, обозначенный в принятом на пленуме документе, важный и для России, — превратить Китай в мировую финансовую державу, а Шанхай — в главный международный финансовый центр. Вот почему Китай не стремится иметь общую валюту со странами БРИКС — намерен сделать юань и свою финансовую систему основной финансовой системой полюса, противостоящего США. И в этом плане ему не нужны ни Россия, ни Бразилия, ни Индия.
Что касается реального сектора и энергетики, развитие которых было зафиксировано в качестве важнейших задач на прошедшем в Китае пленуме, мне прислал интересную статью Константин Ильковский, он был депутатом Госдумы, губернатором Забайкальского края, а потом вернулся в науку. Ильковский — энергетик-практик и одновременно теоретик. На рисунке из его статьи показана динамика энергопотребления в разных странах на душу населения.
                
                
                
            
В США пик энергопотребления приходится на 1980 год, после идет спад. То же самое происходило и с благосостоянием американцев. Отсюда вся эта ностальгия и лозунги типа: «Сделаем Америку снова великой». Т. е. поколение в 1980-е жило хорошо, следующее — похуже, если ничего не делать, разрыв между уровнем жизни нынешних американцев и их дедушек-бабушек будет еще больше. Поэтому попытка резко активизировать энергетику, чтобы вернуть благосостояние Америки, на мой взгляд, одна из основных задач трампизма и трампономики.
Посмотрим на Китай. На рисунке видно, что, в отличие от Штатов и Евросоюза, энергопотребление китайцев неуклонно растет на 3–5% в год. Это обеспечивает им рост благосостояния. И реализуется это не за счет использования ветряных и солнечных электростанций, а в основном за счет угольной генерации. А это штука довольно грязная. Сейчас существуют довольно эффективные аккумуляторы, накопители электроэнергии, которые по отношению к своему весу содержат больше энергии, чем энергетический уголь. Такие аккумуляторы дешевле возить из центра добычи, чем уголь. Ильковский считает, что выгодно ставить электростанции рядом с месторождениями.
В чем сложность этой идеи? Есть мусоросжигающие заводы. Такой завод для города-миллионника стоит примерно $1 миллиард. Это подъемная цена, плюс предприятие будет выбрасывать кучу всякой дряни в окружающую среду. Есть варианты экологически эффективных мусоросжигательных заводов, которые эту дрянь улавливают, но такой завод стоит уже $10 миллиардов. Поэтому подобные варианты особо не используют.
C углем картинка такая же. Для Китая жечь его на электростанциях обычным способом — серьезнейшая экологическая проблема. Страна наращивает энергопотребление через угольную генерацию от безвыходности. В западной прессе даже описываются примеры, что, мол, китайцы для галочки ветряную электростанцию построили, а рядом как работала, так и работает угольная. Не могут китайцы отказаться и от нефти и газа. Вокруг некоторых городов, например Пекина, запретили строить угольные электростанции. Значит, надо туда доставлять газ или чистое электричество. Откуда его брать? Из России. И таких историй все больше и больше.
                
                «Экологически чисто сжигать уголь дороже. Все это гарантирует, что китайский рынок для России сохранится и потребность Поднебесной в российских энергоносителях будет расти, несмотря на попытки Трампа уговорить или заставить Китай от них отказаться»
                
            
Потребность Поднебесной в российских энергоносителях будет расти
Мы можем быть совершенно уверены, что Китай сделал ставку на реальный сектор, это зафиксировано на пленуме. Руководство страны четко понимает, что для этого нужна электроэнергия, нужно развивать энергетику. Китайская энергетика растет на 5% в год. «Пятилетки» выполняются, так что есть основания полагать, что рост будет продолжаться и дальше. В этом энергопотреблении будет расти доля газа и других изначально экологически более чистых, чем уголь, вариантов.
Потому что экологически чисто сжигать уголь дороже. Все это гарантирует, что китайский рынок для России сохранится и потребность Поднебесной в российских энергоносителях будет расти, несмотря на попытки Трампа уговорить или заставить Китай от них отказаться. Открытое развенчание иллюзий, прямое признание ошибок не совсем в китайской традиции. Но реальное содержание принятого на пленуме документа демонстрирует определенные тенденции.
Например, в разделе, в котором говорится, что надо сделать из Китая мировую финансовую державу, дается сноска, что для этого нужно создать научно обоснованную монетарную политику. Это означает, что та монетарная политика, которая навязывается Китаю МВФ и до сих пор применяется Центробанками многих стран, включая нашу, признана в КНР научно необоснованной. Развенчание иллюзий, возможно, позволит Поднебесной вернуться и к тем проектам, которые ранее были отклонены. Если авиационный проект с Индией пройдет успешно, нужно возвращаться к обсуждению подобных проектов и с китайскими товарищами, которые, думаю, теперь понимают ненадежность партнерства с Западом.
Я нахожу результаты нынешнего китайского пленума для России очень позитивными. Думаю, решения, принятые на нем, в совокупности с упомянутыми недавними событиями окажут влияние на то, что будет происходить не только в Китае, но и в России и во всем мире.
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.