Сегодня в России отмечается не только День народного единства, но и День Казанской иконы Божией Матери в память освобождения Москвы от поляков в 1612-м. Мэр Казани в 1989–2005 годах Камиль Исхаков — главный творец легендарного возвращения в столицу Татарстана Казанской иконы Богоматери, на которую молился папа римский Иоанн Павел II. «БИЗНЕС Online» не раз рассказывал подробности этой истории, но еще ни разу об этом не говорил сам Исхаков. О том, какие неудобные вопросы римский понтифик при встрече задавал мэру российского города, сколько лет иконе и что она значит для каждого казанца независимо от вероисповедания, — в эксклюзивном интервью нашей газете.
                
                Камиль Исхаков: «Я, мусульманин, заставил христиан на время помириться!»
                
            
«Дима Хафизов прошел по всему маршруту скитания Казанской иконы»
— Камиль Шамильевич, когда и от кого вы впервые услышали о Казанской иконе Божией Матери? Сразу ли прониклись ее значимостью?
— Когда я начал заниматься этим вопросом, даже не знал ничего о значимости иконы по большому счету. Просто народ просил вернуть ее в Казань, а я привык служить народу.
Камиль Шамильевич Исхаков родился 8 февраля 1949 года в Казани. Окончил Казанский электротехникум связи (1965), физфак КГУ (1973).
1965–1969 — электромонтер связи на телефонной станции Казанского химзавода им. Куйбышева.
1973–1980 — первый секретарь советского райкома ВЛКСМ Казани.
1980–1988 — заместитель директора, директор казанского научно-учебного центра НПО «Алгоритм», генеральный директор Казанского НПО вычислительной техники и информатики.
1988–1989 — первый секретарь советского райкома КПСС.
1989–1991 — председатель исполкома казанского горсовета.
1991–2005 — глава администрации, мэр Казани.
2005–2007 — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, член совета безопасности РФ.
2007 — заместитель министра регионального развития РФ.
2008–2011 — постоянный представитель РФ при Организации Исламская конференция в Джидде, Королевство Саудовская Аравия.
С 2013 года — председатель совета директоров ОАО «Казанское научно-производственное объединение вычислительной техники и информатики».
2016–2020 — помощник президента РТ.
С 2021-го — генеральный директор АО «Казанское научно-производственное объединение вычислительной техники и информатики».
Общественно-политическая деятельность:
2000–2004 — депутат Госсовета РТ II созыва.
2012–2013 — вице-президент футбольного клуба «Рубин».
2016–2019 — президент Болгарской исламской академии, председатель совета учредителей БИА.
Два раза в год, 21 июля и 4 ноября, в Казани проходит крестный ход в честь Казанской иконы. Он начинается у Благовещенского собора Казанского кремля, а затем проходит мимо здания администрации города. Летом окна у меня в кабинете открыты, и вот однажды слышу: «Исхаков, верни нам икону!» Подумал, хулиганит кто-то. На следующий год опять то же самое повторяется. Смотрю с балкона — толпа стоит, скандирует. Я спустился к ним. Так состоялся первый разговор о Казанской иконе Божией Матери.
                
                «Два раза в год, 21 июля и 4 ноября, в Казани проходит крестный ход в честь Казанской иконы»
                
            
Потихонечку начал заряжаться этой темой. Оказалось, о Казанской иконе написано много, о ней знают везде. И построенные в честь нее храмы есть по всему миру.
Чтобы вернуть икону, нужно было выстроить системную работу. У нас сформировалась группа людей, которые начали предметно заниматься иконой, это в первую очередь Дмитрий Хафизов, Людмила Николаевна Андреева, Анна Нифантьевна Романова. Постепенно у нас формируется понимание значимости этого дела.
— Когда вы осознали, что икону надо найти и вернуть городу?
— Это я осознал, когда вышел к народу, который шел крестным ходом. Я уже тогда понял, что надо ее возвращать, поэтому и создал команду. А как возвращать, рождалось по ходу. Надо сказать, это сложная задача была!
— Как вы узнали, что икона находится у папы римского в Ватикане?
— Мне это рассказали участники крестного хода при первой же встрече. Но это как непроверенный слух был. Мы проверили и решили написать письмо папе римскому Иоанну Павлу II с просьбой о личной встрече.
                
                «В Евангелии написано, что икона только на месте обретения начинает приносить больше пользы людям»
                
            
— Как икона оказалась в Ватикане?
— С 1950 года она была у английского бизнесмена Фредерика Митчелл-Хеджеса. После его смерти дочь выставила икону на аукцион, и ее приобрела католическая организация Blue Army (основана в 1946 году приходским священником Гарольдом В. Колганом в штате Нью-Джерси, США — прим. ред.). Приобрела, чтобы вернуть ее к месту обретения, в Россию, когда там будут для этого условия. Потому что в Евангелии написано, что икона только на месте обретения начинает приносить больше пользы людям. В португальском городе Фатима они строят храм имени Казанской иконы Божией Матери. Я был в том храме.
Что интересно, в этом храме икона была только два дня в году, в праздники, а в остальное время ее хранили в сейфе одного из банков Лиссабона. Но в 1974 году в Португалии произошла «революция красных гвоздик» и Blue Army перевезла икону в город Вашингтон штата Нью-Джерси США. После нормализации ситуации в Португалии Казанскую икону возвращают в Фатиму.
В 1986 году митрополита Алексия, будущего патриарха Московского и всея Руси, назначают на Ленинградскую и Новгородскую кафедру. Как известно, в Санкт-Петербурге есть храм Казанской иконы Божией Матери, но в то время он был в собственности государства, там располагался музей атеизма. Чтобы был весомый повод для передачи храма в лоно РПЦ, митрополит Алексий решил вернуть первоявленную Казанскую икону Божией Матери в Россию. И он едет в США на встречу с исполнительным директором национального центра Всемирного апостолата Фатимы, ранее известного как Blue Army. Встреча состоялась в Сиэтле. Они неделю беседуют, но митрополит Алексий возвращается домой без иконы.
                
                «Митрополит Алексий, приступив к своей работе, едет за Казанской иконой, что еще раз подтверждает ее ценность и значимость» (фото из журнала со статьей о визите митрополита Алексия в США)
                
            
— Почему?
— Потому что руководитель Blue Army просил возместить хотя бы 3 миллиона долларов, которые они заплатили на аукционе, не считая затрат по охране и содержанию иконы. Разумеется, митрополит Алексий не мог найти таких денег. И никому — ни близким, ни сослуживцам, ни тем более пастве — никогда ничего об этом не рассказывал.
— А вы откуда это узнали?
— Дима Хафизов прошел по всему маршруту скитания Казанской иконы, он мне рассказал о том, что икона одно время находилась в Нью-Джерси. И у меня остался в памяти этот рассказ. Когда мы были в Нью-Джерси, решили встретиться с руководителем Blue Army. Пока его ждали, разговорились с секретаршей. Когда она поняла, зачем мы приехали, показала нам журнал со статьей о том визите митрополита Алексия — зачем он приезжал и какой результат. И фотография этой встречи там была.
Тот факт, что митрополит Алексий, приступив к своей работе, едет за Казанской иконой, еще раз подтверждает ее ценность и значимость.
                
                «Надо сказать, это сложная задача была»
                
            
Разведка Ватикана собрала всю подноготную о мэре Казани Исхакове
— Что было дальше с иконой?
— Через неделю руководитель Blue Army едет к Иоанну Павлу II и рассказывает о визите митрополита Алексия. Папа римский решает, что возвращать икону в Россию пока рановато, и забирает ее себе, чтобы она охраняла его после покушения. (26 февраля 1993 года была подписана дарственная на право владения иконой Ватиканом, а 1 марта представители Blue Army передали саму икону — прим. ред.)
Иоанн Павел II организовал экспертизу иконы, которая длилась два года. И комиссия ему доложила, что иконе больше тысячи лет! С 1993 по 2004 год папа хранил ее в своей придомовой церкви, а копии с нее — в машине и кабинете.
— Итак, вы написали письмо папе римскому. Что было дальше?
— Мы никогда не вернули бы икону, у нас ничего не получилось бы, если бы мы пошли официальным путем. Я как муниципальный и государственный служащий должен был сначала написать письмо в министерство иностранных дел Российской Федерации. Но мы даже не знали об этом правиле, поэтому искали другие пути.
Как по велению Всевышнего, в Казанский университет из Германии на научную конференцию приехал доктор богословия Адольф Хампель, который, как оказалось, в свое время работал в аппарате Ватикана. И он согласился помочь нам доставить письмо папе через своих высокопоставленных друзей, которые продолжали работать в аппарате. Так письмо ложится на стол папы.
Напомню, Иоанн Павел II очень молодым избрался понтификом и дольше всех прослужил в этой должности. Он за свою жизнь посетил 170 стран мира, и везде его носили на руках — настолько значимая и влиятельная была эта фигура. И нет других понтификов, на которых было бы совершено покушение.
                
                «Когда мы наконец добрались до понтифика, уже был указ президента России Бориса Ельцина о праздновании 1000-летия Казани. И возвращение иконы стало для нас уже целью»
                
            
— И что делает папа после того, как получает ваше письмо?
— Конечно, он сразу не говорит, что готов отдать нам икону. Во-первых, она ему нужна. Во-вторых, мэров он никогда не принимал — не его уровень. Но ему вспоминается, как он потом говорил, татарин Рустам, которому он помог спастись в 1944 году в Кракове. Они дружили и после войны.
— То есть у него к татарам доброе отношение было?
— Он не акцентировал на этом, просто вспоминал тот случай и был ему благодарен по жизни.
Это не помешало папе дать задание разведке Ватикана собрать обо мне всю информацию. Они достают из архивов все, что им надо, и ему на стол кладут. Да, понтифик просто так решение не принимает. Он видит, что у меня корыстного умысла нет. Ну и, в конце концов, он никогда не принимал мэров городов. Видимо, подумал: дай попробую. И дает задание — вставить в график своих приемов встречу со мной.
— Это какой год был?
— Начало 2000 года. Но наша встреча состоялась только 26 октября 2000-го.
— Забегая вперед: празднование 1000-летия Казани и возвращение Казанской иконы Богоматери случайно или не случайно синхронизировались?
— Когда мы наконец добрались до понтифика, уже был указ президента России Бориса Ельцина о праздновании 1000-летия Казани. И возвращение иконы стало для нас уже целью. Мы посчитали, что ее возвращение к этому времени будет красивым бантиком всего тысячелетия.
— Хватило одного письма, чтобы папа решил принять вас, хотя и не так скоро?
— Я при всех возможностях, выезжая в Москву, в обязательном порядке шел в апостольскую нунциатуру Ватикана, встречался с нунцием и все время об этом говорил.
                
                «Я при всех надеваю расшитый халат на папу и вручаю всем присутствующим служителям Ватикана сувениры. Мы делаем общую фотографию, и на этом встреча закончилась»
                
            
«Встреча с папой римским была краеугольным камнем для возвращения иконы»
— Как проходила встреча с папой? Долго разговаривали?
— 35 минут вместо запланированных 10. Эта встреча была краеугольным камнем для возвращения иконы… Через 10 минут папа должен был в обязательном порядке выйти на балкон, чтобы поприветствовать паству. Он каждый день это делал. Но не в этот раз, потому что мы с ним беседуем.
— Почему он сделал исключение?
— В самом начале беседы он меня ошарашил, спрашивает: «Вы зачем ко мне приехали вообще? Вы чего хотите от меня?» Я молчу, думаю: «Ничего себе! Он же читал наше письмо, знает тему, сам пригласил нас». А он продолжает: «Я икону приобрел после покушения на меня, чтобы она меня охраняла. И она меня охраняет. Она мне нужна, я молюсь на нее постоянно. А вы хотите у меня ее забрать, чтобы я быстрее умер, что ли?!»
                
                «Пять человек было в составе делегации. Мы делаем общую фотографию, и на этом встреча закончилась»
                
            
Что мне на это ответить? Я же атеистом был тогда, вообще ничего в религии не знал. Но мне Всевышний — я только так могу это объяснить — приносит фразу, которую я ему произношу: «Ваше святейшество, ведь удел святого человека — вернуть святыню на место обретения, чтобы она больше служила людям». Как потом оказалось, это строка из Библии. Видимо, я его этим тоже ошарашил, и пошел у нас разговор. Наверное, он подумал: «Раз даже вот этот мусульманин тоже об этом знает, надо вернуть икону все-таки».
А его помощник каждые пять минут заходил к нам, напоминая, что аудиенция затянулась. Когда народ на площади уже начал шуметь, не дождавшись папы, за дверью позвонили. У всех руководителей есть такой звонок. Услышав его, папа поднимает голову и говорит мне на чистом русском языке: «Ужо звонят»…
Мы прерываем разговор, он просит пригласить нашу делегацию, которая все это время в приемной сидела. Пять человек было в составе делегации. Я при всех надеваю расшитый халат на папу и вручаю всем присутствующим служителям Ватикана сувениры. Мы делаем общую фотографию, и на этом встреча закончилась.
— Руку папе целовали, когда зашли к нему?
— Нет, я никогда ему руку не целовал, даже когда по регламенту нужно было это сделать.
                
                «Иоанн Павел II меня приглашает в Ватикан на литургию прощания с иконой. Психологически очень тяжелое мероприятие было, папа прощался с иконой со слезами на глазах»
                
            
«В РПЦ не хотели визита понтифика в Россию»
— Папа принял решение икону вернуть. Что было дальше?
— Сначала он официально обращается в Россию: «Я сам привезу икону». А в РПЦ не хотят этого визита понтифика. И предлагают сначала исследовать икону. Создают комиссию — половина экспертов из Ватикана, половина из России. И в эту половину из России я включил Дмитрия Хафизова. Эта комиссия собирается в Ватикане и долго работает. Наши эксперты, оказывается, приехали с одной простой целью: любым путем доказать, что это не подлинник, а список. Чтобы у папы не было повода посещать Россию…
— Вся общественность считает, что это список.
— Общественность общественностью, а я так не считаю. Дима мне рассказывал, когда российская группа экспертов покурить выходила, ему говорили: «Дим, ты давай вставай на нашу сторону, нам голоса нужны дополнительные». Таким образом уговорили больше половины экспертов, и икону признают списком.
Через год папа полетел в Монголию и хотел, чтобы самолет сделал посадку в Казани для дозаправки, чтобы он, не выходя из самолета, передал икону патриарху Алексию II. Ему не дают здесь посадку!
                
                «Я подарил папе яйцо Фаберже, в которое положил миниатюрный Коран»
                
            
— Может быть, возвращение Казанской иконы папа римский хотел использовать для того, чтобы в Россию «проникнуть»? Может, это такая «спецоперация» была? Как считаете?
— Мне мыслей таких даже не приходило! Я жил одной целью — вернуть нашим прихожанам икону. А остальное я не видел вокруг, что там творится. Ведь и Владимир Владимирович Путин в Ватикан приезжал, и они с папой стояли рядом с этой иконой.
— Как в итоге решили передать икону?
— Еще через два года Иоанн Павел II принимает решение все-таки отправить ее в Россию с пятью самыми близкими своими кардиналами.
И он меня приглашает в Ватикан на литургию прощания с иконой. Психологически очень тяжелое мероприятие было, папа прощался с иконой со слезами на глазах. Огромный зал, 8 тысяч человек, папа на сцене сидит в коляске, рядом 50 кардиналов. Меня сажают рядом, с левого края. Идет определенная церемония, и наступает момент, когда все подходят к нему и целуют руку. Я тоже иду к нему, он руку мне протягивает, я склоняюсь, но не целую его руку, хотя всем показалось, что поцеловал. Я подарил папе яйцо Фаберже, в которое положил миниатюрный Коран.
                
                «После этой встречи наступило перемирие и кончились всякие тяжелые разговоры. Он меня потом наградил высокими наградами РПЦ, у нас отношения хорошие сложились»
                
            
«Я пошел к Минтимеру Шариповичу и предложил съездить вместе к Алексию, чтобы уладить конфликт»
— Как складывались ваши взаимоотношения с патриархом Алексием II? Наверное, было много вопросов для согласования?
— Сначала он на меня бочку катил очень сильно: какой-то мусульманин, мэр поехал к папе римскому за святыней… Он поднял большой скандал в средствах массовой информации в 2000 году, когда я вернулся от папы римского.
Я пошел к Минтимеру Шариповичу и предложил съездить вместе к Алексию, чтобы уладить конфликт. Он соглашается, я же согласованно с ним поехал за этой иконой. Приехали мы к патриарху, он встречает нас в своей приемной, обнимает Минтимера Шариповича, из-за его спины видит меня и говорит при всех: «А этот… что тут делает?!» Меня это задело, говорю: «Ваше Святейшество, давайте мы в кабинете об этом поговорим с вами». Заходим, и там проходит нормальный разговор. Я ему объясняю одну простую вещь: «Я не мог поехать в Ватикан без согласования с митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием и вашим заместителем по внешним делам. К сожалению, не получилось с вами встретиться».
— А заместителем Алексия по внешним связям был в то время нынешний патриарх Кирилл…
— Да, он занимался этим. После этой встречи наступило перемирие и кончились всякие тяжелые разговоры. Он меня потом наградил высокими наградами РПЦ, у нас отношения хорошие сложились.
                
                «Алексию говорю: «Теперь давайте икону в Казань». Он отвечает: «Камиль, икона будет находиться в моей придомовой церкви, никто к ней не будет прикасаться. А когда ты отреставрируешь храм, где она будет храниться, я привезу ее в Казань»
                
            
— Как проходила процедура передачи иконы в Москве?
— Я 6 часов со свечкой простоял в Успенском соборе Кремля, где принимали эту икону. Я, конечно, не крестился, не произносил религиозные тексты, просто стоял. Мне было очень и очень интересно. Вижу, как Алексий II обнимается и целуется с этими пятью кардиналами, забыв о распре между православными и католиками.
Стою, а у меня душа клокочет: я, мусульманин, заставил христиан на время помириться!
Когда литургия закончилась, все вышли из храма, я Алексию навстречу иду и говорю: «Теперь давайте икону в Казань». Он отвечает: «Камиль, икона будет находиться в моей придомовой церкви, никто к ней не будет прикасаться. А когда ты отреставрируешь храм, где она будет храниться, я привезу ее в Казань».
Пришлось вернуться без иконы. А в какой храм ее вернуть? Рядом с местом обретения только Крестовоздвиженский был, но в нем филфак пединститута находился.
Я начинаю заниматься этим вопросом. Денег нет, никто ничего не выделяет на это дело, а мне куда-то нужно перевести филфак. Нахожу какие-то возможности, деньги, немножко от строительства метро отстегнули, еще откуда-то, и мы строим новый корпус для пединститута. Потом взялись за реконструкцию Крестовоздвиженского собора. Когда мы все сделали, патриарх привез нам икону. Ориентиром было тысячелетие Казани, и он доставил ее до этого события.
                
                «Я пообещал храм построить и начал искать в Казани место и возможности. Построили небольшой храм за счет федеральных денег, выделенных на метро»
                
            
— Папа римский взамен иконы не просил построить в Казани храм для католиков?
— Это не от папы исходило, а от меня. Я с самого начала для себя решил при встрече попросить денег, чтобы мы нормальный храм построили для католиков. Такой храм в Казани был, но его в советское время у верующих отобрали и разместили в нем аэродинамическую трубу.
В ответ на просьбу папа сказал: «У нас твердый принцип — мы никому никогда не помогаем строить культовое здание. Если оно нужно прихожанам, они должны сложиться и построить себе храм. Я этот принцип нарушить не могу ради вас».
Я тогда на него сначала обиделся, а потом проникся, подумав: на самом деле правильный же принцип. Но я уже пообещал храм построить и начал искать в Казани место и возможности. Построили небольшой храм за счет федеральных денег, выделенных на метро.
                
                «Люди сами поймут, как и чему им поклоняться. Думаю, время все равно придет, когда скажут об этом»
                
            
«Может быть, на самом деле игуменья подменила икону и воры сожгли ее копию»
— Вы говорите, что в Казани находится сама Казанская икона Богоматери, а не список с нее. Патриарх Кирилл в курсе, что это подлинник?
— Я думаю, он, конечно, должен знать об этом. Но я этот вопрос не поднимаю, нигде свои мысли не высказываю, нигде ничего не доказываю. И сейчас в разговоре с вами я просто факт выложил — эксперты доложили папе римскому, что этой иконе больше тысячи лет… Люди сами поймут, как и чему им поклоняться. Думаю, время все равно придет, когда скажут об этом.
— Можно ли предположить, что в Казани была явлена та икона, которую в 1516 году посол Василий Коробов привез из Константинополя в Москву для великого князя Василия III? Источник 1666 года называет ее «Казанской» за сходство иконографии с явленным в 1579-м Казанским образом…
— А какая же еще? Конечно, эта! Она сама доказывала, что обладает чудотворными свойствами. Икона мироточит, когда проявляет свои свойства, как та самая, которую из Константинополя привезли.
— Как известно, Казанская икона Божией Матери была похищена в 1904 году. По поводу ее судьбы бытуют разные версии: первая — сожжена, то есть утрачена безвозвратно; вторая — продана старообрядцам; третья — была похищена копия, а не сама чудотворная, поскольку игуменья монастыря на ночь икону подменяла. Какой версии придерживаетесь вы?
— Может быть, на самом деле игуменья подменила икону и сожгли ее копию.
— Российские эксперты приводят доказательства, что это список, а не подлинник. У икон — первоявленной и ватиканского списка — и размеры разные, и стиль написания. Как вы к этому относитесь?
— Я не хочу вступать в дискуссию и что-то доказывать. Боюсь, это навредит самой иконе.
                
                «Мне захотелось, чтобы правда жила и дошла до людей»
                
            
«Много фактов, когда сделанное мной и моей командой того времени себе приписывают другие»
— В 2024 году Евгений Сухов выпустил трилогию «Скитания чудотворной Казанской иконы Божьей Матери». Там немало страниц посвящено и вам лично. Кто кого нашел — вы Сухова или он вас?
— За прошедшие годы очень много фактов, когда сделанное мной и моей командой того времени себе приписывают другие. Поэтому мне захотелось, чтобы правда жила и дошла до людей. Я попросил главного редактора «Казанских ведомостей» Венеру Якупову помочь мне найти какого-нибудь писателя. Через какое-то время она мне посоветовала Евгения Сухова.
— Это когда было?
— Сравнительно недавно, когда я был президентом Болгарской исламской академии, а мой кабинет был в Кремле. Встречаюсь с писателем там и начинаю ему все рассказывать: и о ветхом жилье, и об экономике того времени, о всех проблемах, которые у нас были. Хотел, чтобы он в итоге об этом написал, обо всем понемножку, чтобы эту правду довести до людей. Он очень внимательный человек, слушал меня один день, два дня, три дня… И в конце мне говорит: «А вы мне не разрешите из всего многообразия, рассказанного вами, выбрать только одну тему — о Казанской иконе Божией Матери?» Отвечаю ему: «Вы же писатель, ваше право выбирать тему своей книги»… И потом мы встречались, по деталям начали формировать эту книгу.
— В книге есть эпизод, что перед возвращением вами иконы якобы вам во сне являлась Богородица. Было такое на самом деле или это художественный вымысел автора?
— Не помню такого, если честно…
                
                «Храм построили, а рядом с ним все строения, кельи монастыря восстанавливаются. Это же изумительно, это красивейшее место Казани! Может быть, еще и паломнический центр там появится, и колокольный комплекс»
                
            
— Как считаете, в чем главное значение возвращения Казанской иконы Богоматери на место обретения — для города, для страны, для каждого из нас?
— Во-первых, в 2005 году день Казанской иконы, 4 ноября, сделали государственным праздником — Днем народного единства. В России много именитых икон, но ни одна из них не удостоилась такой почести. Во-вторых, храм построили, а рядом с ним все строения, кельи монастыря восстанавливаются. Это же изумительно, это красивейшее место Казани! Может быть, еще и паломнический центр там появится, и колокольный комплекс. В-третьих, сколько туристов там! Потом они возвращаются домой и рассказывают о Казани. Не говорю уж о том, что приносят пользу экономике города.
— А с точки зрения духовного возрождения вы осознали важность возвращения иконы?
— Это абсолютно важно! Я по своей мечети (мечеть «Казан Нуры» построена в 1999 году под руководством Шамиля Исхакова — отца Камиля Исхакова — прим. ред.) вижу, как люди тянутся к религии. У нас на пятничном намазе до 1,3 тысячи человек бывает! Приходится расширяться.
Я уверен, что духовность, вера во что-то светлое просыпается и проснется в людях. А великая Казанская икона приведет к вере еще больше народу.
— Камиль Шамильевич, спасибо вам за интересный разговор, а главное — за возвращение Казанской иконы Божией Матери!
                        
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.