«Мы в свое время исследовали работников «Татнефти» в Альметьевском районе и выявили рефлюксную болезнь у почти 22 процентов сотрудников. Причем у женщин болезнь встречалась вдвое чаще: мужчины больше работают физически, бегают на качалки. Женщины больше сидят в кабинетах, и это сказывается», — рассуждали врачи-гастроэнтерологи Казани. Революционное открытие Helicobacter pylori почти победило язвенную болезнь, но люди по всему миру продолжают умирать от тяжелых форм рака печени и кишечника и страдают от изжоги. О том, почему важно удалять полипы, как отказ от курения защищает от рака пищевода и для кого важно спать с приподнятой головой, — в материале «БИЗНЕС Online».
                
                Рустем Хасанов: «Сегодня рак желудка на 6–7-м месте [в структуре распространенности раковых заболеваний], в Татарстане заболевают раком желудка чуть больше тысячи человек ежегодно»
                
            
«2 миллиона человек в год умирают от болезней печени — 4 процента всех летальных исходов в мире»
В Татарстане заболевают раком желудка чуть больше тысячи человек ежегодно. Когда-то это был самый распространенный вид онкозаболеваний, сейчас уступил место раку молочной железы, кожи и колоректальному раку, но продолжается держаться в топе самых часто встречающихся. Спровоцировать его могут гастрит и язва желудка: директор КГМА, главный внештатный онколог ПФО Рустем Хасанов недавно в очередной раз напомнил, что между этими заболеваниями есть доказанная причинно-следственная связь. Как развиваются эти и другие патологии ЖКТ и какие возможности появляются в медицине, обсудили на пленарной сессии III Всероссийского гастрофорума, который прошел в Казани 30 и 31 октября.
«Если вернемся на 20 лет назад, то пациенты с язвенной болезнью часто шли в хирургию на резекцию желудка. На сегодняшний день эти операции практически не делаются, в них нет необходимости», — рассказывала главный внештатный гастроэнтеролог Татарстана, заведующая гастроэнтерологическим отделением РКБ Альфия Одинцова. Не так давно в гастроэнтерологии произошла настоящая революция: открытие бактерии Helicobacter pylori решило вопрос с язвенной болезнью желудка. Одинцова вспоминала, что в 90-х прошлого века почти все 40 коек гастроэнтерологического отделения РКБ были заняты больными с язвенной болезнью, а за 2024 год такой диагноз во всем Татарстане поставили буквально двум пациентам.
                
                Многие заболевания ЖКТ могут стоить человеку жизни
                
            
Но работы у гастроэнтерологов меньше не стало: многие заболевания ЖКТ и сегодня могут стоить человеку жизни. Что из них сегодня больше всего беспокоит людей по всему миру?
- Растет число заболеваний желудка на фоне приема антикоагулянтов и антиагрегантов — препаратов, которые замедляют свертываемость крови, снижая риск образования тромбов. Такие лекарства при необходимости выписывают кардиологи, например, после стентирования и шунтирования.
 - 2 млн человек в год в мире умирают от заболеваний печени. «Это 4 процента всех летальных исходов в мире. Алкоголь по-прежнему остается основной причиной развития цирроза печени. Но, кроме того, мы сейчас много говорим о неалкогольной жировой болезни печени. Она поражает четверть взрослого населения мира и является второй по значимости причиной циррозов печени и трансплантаций», — продолжила Одинцова.
 - Рак печени остается четвертой причиной смертности в мире, и во многом это связано с гепатоцеллюлярной карциномой — это наиболее распространенный вид рака печени, который часто возникает на фоне вирусных гепатитов В и С, цирроза печени.
 - Самой популярной проблемой становится гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ), ею страдает до 40% населения. ГЭРБ — болезнь, при которой содержимое из желудка или (реже) двенадцатиперстной кишки регулярно забрасывается в пищевод. Из-за этого в пищеводе постоянное воспаление, которое также может привести к грозным последствиям, в том числе предраковым состояниям и раку.
 
«Если брать Соединенные Штаты, то там основной симптом ГЭРБ, то есть изжогу, еженедельно испытывают 10−20 процентов людей. Это колоссальные цифры. Мы в свое время исследовали работников „Татнефти“ в Альметьевском районе и выявили ГЭРБ у почти 22 процентов сотрудников. Причем у женщин болезнь встречалась вдвое чаще. Почему? Одна из основных причин — мужчины больше работают физически, бегают на качалки. Женщины больше сидят в кабинетах, и это сказывается», — рассказал гастроэнтеролог, профессор, завкафедрой госпитальной терапии КГМА Рафик Сайфутдинов.
Классические симптомы, по которым можно заподозрить у себя ГЭРБ, расхожие: изжога, отрыжка. Но есть и не «пищеварительные» признаки. Например, боль в груди, похожая на стенокардию, — все потому, что пищеводный сфинктер очень близко к левому желудочку сердца. Даже кашель может быть симптомом рефлюксной болезни! Это редкий симптом, потому что для его появления «заброс» содержимого желудка должен произойти так высоко, что оно должно попасть в бронхи. Но и такое возможно.
                
                Альфия Одинцова: «В республике функционируют два центра по диагностике и лечению воспалительных заболеваний кишечника, где мы наблюдаем таких пациентов и лечим их в том числе генно-инженерными препаратами»
                
            
«90 процентов рака в толстой кишке растет из полипа, который можно вовремя удалить»
Несмотря на все страшные возможные сценарии, болезни ЖКТ успешно лечатся, если обратиться вовремя. Одинцова объяснила, что до недавних пор в отношении воспалительных заболеваний кишечника был «терапевтический потолок»: больные принимали противовоспалительные препараты, гормоны, на фоне этого развивались осложнения.
Но расшифровка механизмов аутоиммунного воспаления, которое приводит к болезням кишечника, дало старт появлению новый генно-инженерных биологических препаратов, которые работают точечно. «В республике функционируют два центра по диагностике и лечению воспалительных заболеваний кишечника, где мы наблюдаем таких пациентов и лечим их в том числе генно-инженерными препаратами. По федеральной льготе по инвалидности такое лечение бесплатно получают 166 человек. Но Татарстан — один из немногих регионов России, где лечение против язвенного колита, например, включено в региональную льготу. Что это означает? Что мы можем включать региональных льготников на бесплатное обеспечение генно-инженерными препаратами. Эта программа работает уже три года, сейчас у нас на лечении 278 человек», — рассказала Одинцова.
С болезнями печени несколько сложнее. Этот орган практически не болит, а потому пациенты часто приходят уже «запущенными», когда печень уже не выполняет своих функции и вылечить ее невозможно.
«Вы на своих пациентах это видите — приходит человек, говорит, что болеет неделю, а у него декомпенсированный цирроз», — обратилась Одинцова к коллегам. На этой стадии врачи уже мало что могут сделать, спасет только пересадка печени. Здесь Татарстан в лидерах среди регионов России, с 2019 года в республике проводятся десятки таких операций в год, а с 2022-го их количество превышает 50 в год!
                
                Менее 10% глобальных потребностей трансплантации органов удовлетворяется при текущих темпах пересадки
                
            
«Республика не отстает от мировых трендов: сейчас у нас уже практикуется пересадка доли печени от родственников, а также трансплантация печени у больных с злокачественными новообразованиями», — напомнила Одинцова. Но до трансплантации лучше ситуацию не доводить: менее 10% глобальных потребностей трансплантации органов удовлетворяется при текущих темпах пересадки.
Что делать? Налегать на профилактику: печень защитит отказ от алкоголя, вакцинация против гепатита В и лечение гепатита С. Профилактировать можно и колоректальный рак.
«90 процентов рака в толстой кишке растет из полипа, который можно вовремя удалить. Но полип не болит, и поэтому мы его можем найти только либо с помощью анализа кала на скрытую кровь, либо колоноскопии, — объяснила Одинцова. — Сложнее с раком поджелудочной железы, потому что у нас точных механизмов [профилактики] нет, но важно наблюдение пациентов с хроническими панкреатитами и пациентами, у которых есть наследственность по раку поджелудочной железы».
                
                Человек с циррозом печени и сопутствующей болью в правой верхней части живота. Поврежденная печень показана в сравнении со здоровой
                
            
Изжога и отрыжка периодически могут возникать и у здоровых людей, но до рефлюксной болезни можно не доводить, и здесь первый помощник — изменение образа жизни. Например, стоит отказаться от курения — дым содержит вещества, которые расслабляют гладкую мускулатуру, в том числе и нижний пищеводный сфинктер: в расслабленном состоянии он не становится преградой между пищеводом и желудком, и содержимое из желудка попадает выше.
«Важна и режимная диета: стоит избегать потребления продуктов, которые содержат кофеин (он тоже расслабляет нижний пищеводный сфинктер), газированных напитков, томатов, различных цитрусовых, особенно на ночь, — объяснил Сайфутдинов. — Важно регулировать режим питания, не наедаться на ночь, ложиться спать спустя полтора-два часа после еды. Поможет и прогулка перед сном».
Еще одна неочевидная помощь — режим сна. Сайфутдинов подмечает, что во время сна голова должна быть приподнята относительно тела на 15 см, а чтобы ночью спящий не «соскальзывал» вниз, ноги его должны упираться во что-то, например в изножье кровати.
«Очень важный пункт — по возможности ограничивать прием лекарств, вызывающих ослабление нижнего пищевого сфинктера, но после консультации с лечащим врачом, — продолжил Сайфутдинов. — Необходима и долгосрочная диагностическая терапия молодых пациентов. Хотя я вам скажу так: у молодых все нормально, они, в принципе, здоровые. Но представьте себе студента: утром не поел, в обед у него пары, не до еды. Потом где-то перехватывает пищу на ходу, прибегает домой — опять учится. Просто нет режима. За рубежом, известно, построены кампусы. Ты там живешь, есть, спишь, там же веселишься. Так скажу — за рубежом ГЭРБ бывает мало».
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.