Президент РПЛ Алаев представил стратегию до 2030 года Президент РПЛ Алаев представил стратегию до 2030 года Фото: rfs.ru

«Война и мир» для футбола

Президент РПЛ Александр Алаев выступал в компании генсека РФС Максима Митрофанова, представителей ЦСКА, «Локомотива» и «Зенита», а также «Матч ТВ». По его словам, стратегию-2030 разрабатывали вместе с клубами, «закрывшись с ними в Подмосковье на два дня». Документ одобрили на исполкоме РФС в конце октября. В документе 600 страниц, и, как выразился Алаев, по объему он сравнится с «Войной и миром». Ничего подобного у РПЛ ранее не было. «Нам приходилось принимать решения где-то интуитивно, потому что не было понимания, куда мы идем, зачем идем и как идем», — объяснил президент лиги значимость стратегии. Отметим, что РПЛ все же предпринимала попытку создать нечто похожее — с привлечением голландских специалистов, но то, что получилось, вызвало много негатива и в итоге кануло в Лету.

Несколько футбольных функционеров, с которыми связался «БИЗНЕС Online», отметили, что с документом не знакомы — видимо, РПЛ больше полагалась на свои силы и участие небольшого пула руководителей клубов.

Со слов Алаева опишем основные пункты стратегии.

Развитие субъектности. В первую очередь функционер витиевато обозначил свое недовольство тем, что позиция премьер-лиги не играет важной роли в таких вопросах, как судейство, лимит и пр.: «Цель РПЛ — чтобы мнение клубов и лиги было значимо при обсуждении регулирования всех областей, которые влияют на совершенствование профессионального футбола. Мы встроены в систему УЕФА и ФИФА, плотно взаимодействуем с РФС и минспортом и совместно нацелены на всестороннее развитие футбола. В коммуникациях с регуляторами РПЛ должна выступать как полноправный субъект спорта, представляющий интересы 16 крупнейших и лучших клубов России. Объединяя их экспертизу, мы представляем общую позицию индустрии и нацелены на создание лучших условий для развития». На животрепещущую тему лимита Алаев говорить не стал.

Фото: rfs.ru

Игровое время молодых футболистов растет. Средний возраст спортсменов — 25,1 года (по этому показателю моложе только Голландия, Франция и Дания). Однако о том, как лига будет стимулировать выход на поле еще большего числа молодых, сказано не было.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Взаимодействие с аудиторией. Здесь Алаев декларировал стремление к открытости. Одна из инициатив уже внедрена: РПЛ выплачивает наиболее отличившимся в соцсетях клубам 500 млн рублей. «Рубин» заработал на этом 20 миллионов.

«Наша задача — расширение и объединение аудитории, трансформация РПЛ из просто главного футбольного соревнования в премиальный спортивно-развлекательный бренд, интересный максимально широкой аудитории, а не только футбольный. Для этого требуется система отлаженных взаимодействий с сообществом как офлайн, так и онлайн, создание качественных информационно-развлекательных сервисов», — отметил Алаев.

Одна из задач — повышение средней посещаемости до 18 тыс. человек. Для эпохи Fan ID весьма реалистично. В последние сезоны лига добилась устойчивого роста показателей: в чемпионате 2025/26 на игры приходят почти 14 тыс. зрителей (плюс 20% по сравнению с аналогичным отрезком 2024/25). При этом сравнений с доковидными временами президент делать не стал. Алаев отметил, что в Санкт-Петербурге и Краснодаре на футбол «уже не попасть».

Фото: «БИЗНЕС Online»

Увеличение доходов. Коммерческие доходы намерены увеличить на 20% — эта цифра появилась после переговоров со спонсорами. Видимо, речь идет в первую очередь о вещателе — «Матч ТВ». «РПЛ — премиальный продукт, мы должны к этому прийти, потихоньку идем», — зафиксировал Алаев.

«В действующем контрактном цикле РПЛ распределяет между клубами почти в 5 раз больше денег, чем в прошлом. Это значимый успех администрации лиги и клубов. Держать такие темпы прироста постоянно невозможно, но лига нацелена на дальнейшее увеличение доходов. Мы хотим укреплять действующие партнерства, повышать эффективность, выходить на новые перспективные рынки и искать новые способы монетизации — например, создавать дополнительные события и контент, стать лидером в российском спорте по монетизации лицензионных продуктов», — сказал Алаев, приведя пример мобильной игры с игроками РПЛ, которую скачали 2 млн раз.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Новые технологии. «Мы живем в эпоху новых технологий, и лига должна соответствовать вызовам времени по всем направлениям своей деятельности. В технологическом блоке стратегии речь идет про сервисы для болельщиков, цифровые операционные решения, развитие компетенций для улучшения трансляций, технологии VAR и так далее. Каждое соприкосновение с технологиями РПЛ должно быть быстрым, удобным и понятным», — заявил Алаев.

Что думает Дегтярев

В середине доклада Алаева прервал министр спорта РФ Михаил Дегтярев — по видеосвязи, т. к. остался в Москве из-за важной встречи, на форуме его ждут сегодня. Чиновник, что называется, вернул коллег с небес на землю.

«Наш приоритет — развитие академий, детско-юношеских спортивных школ, чтобы рождались новые звезды, — подчеркнул он. — Все футбольное сообщество в этом заинтересовано, как и мы в министерстве спорта и в олимпийском комитете. Но здесь надо действовать сообща. Определенные успехи уже есть. За последние три года клубы РПЛ направили на развитие молодых игроков более 15 миллиардов рублей. Хорошая сумма, но маловато».

Дегтярев заявил, что разговоры о паспорте болельщика пора прекратить. «Повторю: никакой отмены не будет. Решение принято в целях безопасности. Оно будет расширяться на новые матчи и кубки».

Михаил Дегтярев: «В ближайшее время поставим точку в вопросе лимита» Михаил Дегтярев: «В ближайшее время поставим точку в вопросе лимита» Фото: Razmik Zackaryan, URA.RU, globallookpress.com

Прошелся министр и по лимиту. Ранее он заявлял о его ужесточении к 2028 году — по схеме «10 легионеров в заявке, 5 на поле» (сейчас, соответственно, 13 и 8). «В ближайшее время мы поставим в этом вопросе точку, — заверил Дегтярев. — 9 из 10 самых оплачиваемых игроков у нас — иностранцы, причем не самого лучшего качества. Некоторые игры чемпионата органичнее смотрелись бы на каком-нибудь другом континенте, а никак не в России. Также наши тренеры ощущают себя иногда лишним звеном».

«Не вижу ничего криминального в ужесточении лимита, но его надо вводить с умом, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ заявление министра первый президент РФС Вячеслав Колосков. — Надо разгрузить скамейку от иностранцев, которые не играют. Нужно 5 иностранцев на поле — 7 в заявке».