Рафат Ахмадиев: «Многие клиники, кабинеты, которые уже готовились к открытию, сейчас «замерли», так как с сентября четко прописан алгоритм расчета площади процедурной, особенно когда планируется использовать несколько аппаратов» Рафат Ахмадиев: «Многие клиники, кабинеты, которые уже готовились к открытию, сейчас «замерли», так как с сентября четко прописан алгоритм расчета площади процедурной, особенно когда планируется использовать несколько аппаратов»

Надо провести ревизию рентгенкабинетов

Рафат Сарасович, с 1 сентября этого года вступили в силу новые санитарные нормы и правила по радиационной безопасности. Как вы можете их прокомментировать?

— Специалисты сферы радиационной безопасности долго ждали этих изменений. Предыдущим правилам в медицине более 20 лет, они морально устарели. Новый СанПиН 2.6.4115-25 «Санитарно-эпидемиологические требования в области радиационной безопасности населения при обращении источников ионизирующего излучения (ИИИ)» заменил собой 19 ранее действовавших актов и распространяется почти на все виды ИИИ, включая медицинские и промышленные рентгенаппараты, КТ, радиоизотопное оборудование, рентгеностоматологию, радионуклидные дефектоскопы и другие. Данный СанПиН охватывает вопросы радиационной безопасности при обращении с природными и техногенными источниками ионизирующего излучения промышленного и медицинского назначения.

— Какие существенные изменения отметите?

— В новых правилах очень внятно прописаны многие спорные моменты. В частности, правила использования передвижных, переносных и портативных рентгеновских аппаратов. Их разрешено применять только в палатах и реанимациях, в операционных и выездными бригадами скорой помощи вне медучреждений.

Разрешено размещение рентгеновских кабинетов в поликлиниках, встроенных и пристроенных с жилыми домами, при условии, если жилые помещения не являются смежными с рентгеновским кабинетом.

Убрали требование по согласованию проекта с региональными рентгенцентрами и получение технических паспортов на рентгеновский кабинет.

Из текста правил убрали требования, не имеющие прямого отношения к вопросам обеспечения радиационной безопасности.

Выглядит как облегчение процессов. Почему же в профессиональном сообществе новшество вызвало неоднозначную реакцию — вплоть до комментариев «дурдом какой-то»?

— С одной стороны, эта регуляторная гильотина упростила много бюрократических моментов. С другой — новый СанПин ужесточил ряд технических и планировочных требований и оставил некоторые неясности. Многие клиники, кабинеты, которые уже готовились к открытию, сейчас «замерли», так как с сентября четко прописан алгоритм расчета площади процедурной, особенно когда планируется использовать несколько аппаратов. Для кого-то это стало неожиданной проблемой, когда оказалось, что имеющейся площади не хватает до норматива.

Для примера: требование по площади для процедурной кабинета маммографии в соответствии с СанПиН — 6 м2. Но появилось дополнительное условие: технологический проход для персонала между элементами стационарного оборудования, а также от стен процедурной до элементов стационарного оборудования — не менее 0,8 метра. С учетом такого требования практически ни один маммографический аппарат невозможно разместить на площади 6 квадратных метров.

Полностью запрещены пленочные флюорографы для профилактических исследований, которые еще остаются на вооружении в некоторых учреждениях. Много вопросов вызывает ограничение размещения ортопантомографов в стоматологических клиниках, размещенных в жилых домах.

Введено обязательное установление референтных диагностических уровней и сравнение доз облучения пациентов с референтными уровнями, которые еще только предстоит утвердить, что создает неразбериху.

Да и алгоритм расчета радиационной защиты стал более жестким. При расчете защиты необходимо учитывать суммарную рабочую нагрузку всех размещенных в кабинете аппаратов. Этому требованию не будут соответствовать многие рентгеновские кабинеты с двумя и более рентгеновскими аппаратами.

Для врачей, проводящих интервенционные рентгенологические исследования (ангиография и др.), обязательно наличие средств радиационной защиты и контроль доз органов зрения.

— Что в этой ситуации делать руководителям медицинских центров и стоматологических клиник?

— Самое важное — провести ревизию, выявить все несоответствия новым правилам: в планировке, документации, системе защиты. Проверки идут по графику, и первыми под удар попадут те, у кого заканчивается срок действия санитарно-эпидемиологического заключения (оно выдается на 5 лет), или те, на кого поступит жалоба. Клиникам уже были звонки со стороны надзорных органов, которые просят пересмотреть документацию в соответствии с новыми правилами. К счастью, мы, предвидя ситуацию, многие документы переработали еще до вступления новых санитарных правил. Наши клиенты практически в автоматическом режиме перешли на новые нормативные документы. А другим учреждениям специалисты компании «Медтехатом» готовы помочь в текущем режиме консультациями.

Самый сложный пункт — соответствие новым требованиям по площадям. Если кабинет им не отвечает, его могут закрыть. А ведь каждый день простоя клиники — это большие финансовые потери! Но и в этой ситуации у нашей компании есть успешный опыт адаптации и быстрой перепланировки с учетом имеющихся площадей.

«Группа компаний «Медтехатом» оперативно закрывает всю цепочку: проектирование, экспертиза проектной документации и экспертиза деятельности, ввод в эксплуатацию и сопровождение деятельности кабинета, вплоть до вывода из эксплуатации» «Группа компаний «Медтехатом» оперативно закрывает всю цепочку: проектирование, экспертиза проектной документации и экспертиза деятельности, ввод в эксплуатацию и сопровождение деятельности кабинета, вплоть до вывода из эксплуатации»

Купленный за несколько миллионов томограф может стоить клинике лицензии

— А если клиника только планирует открыться, но уже имеет проект по старым правилам?

— Нужно вносить правки в проектную документацию с учетом новых требований. Мы недавно решали такую задачу: у клиники в готовом проекте один из двух кабинетов не соответствовал новым нормам. Пришлось переносить отделение лучевой диагностики в другую часть здания. Хорошо, что смогли это сделать на этапе стройки, а не тогда, когда уже «развешаны шарики». Поэтому я рекомендую обращаться к специалистам до покупки помещения и оборудования. Иначе есть риск не получить разрешение на кабинет с томографом или другим оборудованием, купленным за много миллионов рублей.

Здесь, кстати, нужно сказать об еще одном положительном новшестве новых санитарных правил — обязательная санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта. Это позволяет выявлять ошибки на этапе проектирования объекта.

— Ваша компания заявляет о запуске рентгенкабинета за 60 дней. Такое реально в новых условиях? Ведь обычно на это закладывают от 4 месяцев.

— Да, мы достигаем такой скорости за счет отлаженной работы нескольких служб. Группа компаний «Медтехатом» оперативно закрывает всю цепочку: проектирование, экспертиза проектной документации и экспертиза деятельности, ввод в эксплуатацию и сопровождение деятельности кабинета, вплоть до вывода из эксплуатации.

В эти 60 дней входит и дистанционное, очно-заочное обучение персонала по радиационной безопасности. У нас есть две программы обучения — для специалистов, непосредственно работающих с источниками ионизирующего излучения, и для лиц, ответственных за радиационную безопасность в организации.

— Какова цена вопроса?

— Простой рентгенкабинет под ключ обойдется нашим заказчикам от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, далее повышающий коэффициент зависит от сложности оборудования и проекта.

Обращу внимание на важный момент. Когда мы проектируем размещение оборудования, мы исходим из следующих условий: есть санитарные правила, есть пожелания владельца клиники и врачей, а еще есть технические условия, которые дает производитель оборудования. Наша задача — идеально совместить все эти «хотелки» в рамках нормативных документов и запустить объект, на котором руководители клиники, специалисты и пациенты будут уверены, что соблюдены все меры для безопасной работы.

Плюс компании «Медтехатом» — мы работаем не просто как технари, которые запустят ваш рентгенкабинет. Мы берем на себя вопросы дальнейшего сопровождения. Наш специалист, санитарный врач, контролирует своевременность проведения производственного контроля, сам подает заявку в испытательную лабораторию, следит за сроками разрешительных документов и так далее. Этой комплексной услугой пользуются около тысячи клиник по всей России. Мы настолько уверены в качестве своих услуг, что оговариваем: если вам выписали штраф по вопросам радиационной безопасности, возьмем его оплату на себя.

«Наше главное достижение и преимущество — это специалисты-эксперты из разных областей знаний, работающих единой командой» «Наше главное достижение и преимущество — это специалисты-эксперты из разных областей знаний, работающих единой командой»

«Где радиация» — там мы: за что «Медтехатом» выбирают «Татнефть», НЛМК и крупные медицинские центры

— Как давно работает группа компаний «Медтехатом»?

— Недавно отметили 15-летний юбилей. Начинали в 2010 году с консультирования по вопросам радиационной безопасности. Наша экспертиза охватывает все сферы, где используются источники ионизирующего излучения. А радиационные источники нашли применение практически во всех областях народного хозяйства: медицина, промышленность, сельское хозяйство, службы безопасности, пищевая промышленность, наука и другое. В медицине это рентгеновские аппараты, КТ, ангиографы. В промышленности и строительстве — дефектоскопы и радиоизотопные приборы, в службах безопасности и на таможне — досмотровое оборудование, в науке — аналитические приборы. Даже в пищевой промышленности многие технологические процессы контролируются с помощью радиационных приборов — например, на пивоваренных заводах, где уровень налива в бутылки контролируется с помощью источников излучения. Где радиация — там мы.

Мы целенаправленно собирали полный цикл услуг. Сначала добавили проектирование — нужны были инженеры-проектировщики, но со знанием физики защитных материалов. Потом ввели в штат инженеров-испытателей для радиационного контроля. Затем — санитарных врачей-экспертов. Сегодня в нашей группе компаний более 10 лицензий и разрешений на ведение деятельности в различных областях. Но все они направлены на решение вопросов безопасной эксплуатации источников ионизирующего излучения.

Наше главное достижение и преимущество — это специалисты-эксперты из разных областей знаний, работающих единой командой. Это позволяет нам реализовывать проекты в самые короткие сроки.

— С какими крупными заказчиками работаете?

— Среди наших заказчиков — ведущие медицинские учреждения. Мы курируем вопросы радиационной безопасности для всей сети «Городская стоматология» и «Эксклюзив Дент» в Татарстане. Сопровождали создание отделения лучевой диагностики в современном медцентре «Миллениум» — от проектирования до получения всей разрешительной документации в области радиационной безопасности. Работаем с онкологическими диспансерами в Казани, Белгороде и многими онкоцентрами ПФО — в Ульяновске, Ижевске, Йошкар-Оле. Выполняли работы для клиник в Донецкой и Луганской народных республиках.

Общее количество медицинских учреждений, находящихся на постоянном обслуживании, давно перешагнуло отметку в тысячу клиник.

Но география и спектр задач гораздо шире: мы выполняем работы для ПАО «Татнефть», ТАНЕКО, Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) — сотрудничество с некоторыми из них длится более 10 лет. Были и поистине уникальные проекты — от сервисных служб алмазодобывающих предприятий в Якутии до арктических месторождений на берегу Карского моря. Проектировали большую поликлинику на Сахалине.

— Какие проекты были наиболее сложными?

— У нас было немало уникальных и интересных объектов. Но особо запомнилась работа в разгар пандемии в Мурманской областной клинической больнице, это было сложно и страшно, а также ввод в эксплуатацию крупнейшей в стране Инфекционной клинической больницы №1 в Москве — той самой, которую называют крупнейшей «ковидной» больницей в Европе. Нам нужно было за 2–3 месяца провести комплекс испытаний инженерных систем. Собрали инженеров со всех филиалов, работали практически круглосуточно. Это был вызов, но мы справились.

— Вы работаете только по России?

— Уже нет! Год назад открыли представительство в Ташкенте. Крупные компании, в том числе «Татнефть», структуры «Росатома» активно заходят на рынок Узбекистана и, не находя услуг в сфере радиационной безопасности на привычном им уровне, обращались к нам с запросом — не могли бы мы консультировать их на месте. Поэтому было принято решение расширяться и на территории стран бывшего СНГ.

Почему клиенты выбирают именно «Медтехатом»?

— В каждом отдельном направлении есть узкие специалисты. Однако собрать в единую систему проектирование, испытания, обучение, экспертизу и сопровождение — это и есть наше уникальное рыночное предложение. Главное наше достижение — это выстроенная система, которая позволяет клиентам не отвлекаться на вопросы радиационной безопасности, а сосредоточиться на своей основной работе. И конечно, доверие таких гигантов, как НЛМК, «Татнефть», ведущих медицинских центров — лучшая оценка нашей работы.