Фабула уголовного дела, фигурантом которого стал Миннуллин, не раскрывается. Однако, по информации источников издания, она может быть связана со стройкой М12 и банковской гарантией от Ак Барс Банка на 2,5 млрд рублей Фабула уголовного дела, фигурантом которого стал Миннуллин, не раскрывается. Однако, по информации источников издания, она может быть связана со стройкой М12 и банковской гарантией от Ак Барс Банка на 2,5 млрд рублей Фото: t.me/volgadorstroi

Дело связано с банковской гарантией?

Тревожной выдалась ночь для владельца дорожной империи «Волгадорстрой» Айрата Миннуллина. Как сообщили источники «БИЗНЕС Online», эту ночь он провел в изоляторе временного содержания. Туда его поместили после продолжительного допроса. А в СКР доставили прямиком из аэропорта — покинуть Казань Миннуллин не успел.

Фабула уголовного дела, фигурантом которого стал Миннуллин, не раскрывается. Однако, по информации источников издания, она может быть связана со стройкой М12 и банковской гарантией от одного из банков на 2,5 млрд рублей, поручителем по которой выступал Миннуллин. Силовики неоднократно допрашивали Миннуллина по этому эпизоду. Но задержание он мог спровоцировать сам: по данным инсайдеров нашего издания, оперативники задержали его вчера вечером при попытке вылететь из Казани.

«Волгадорстрой», напомним, возводил участок платной скоростной дороги М12 Москва – Казань, который проходит по территории Татарстана и Чувашии, протяженностью 41 километр. Стоимость работ в СМИ оценивали в 24,8 млрд рублей, а стройка должна была закончиться до конца 2023-го. Выручка предприятия за время стройки, с 2021 по 2024 год, выросла с 5,9 млрд до 25,4 млрд рублей.

Подозрения следствия вылились в две статьи УК РФ — 159 («Мошенничество») и 160 («Присвоение или растрата»). Позиция самого Миннуллина по делу неизвестна. Его адвокат Юрий Некрасов от комментариев отказался.

Миннуллин — владелец группы из двух идентичных по названию организаций — «Волгадорстрой» Миннуллин — владелец группы из двух идентичных по названию организаций — «Волгадорстрой» Фото: dorogi.tatarstan.ru

Who is Mr. Миннуллин и что с его империей

Миннуллину 59 лет. Предпринимательскую деятельность начинал еще в 2000-х годах. За это время, по данным сервиса «Контур.Фокус», был отмечен в качестве руководителя и учредителя в 11 компаниях. Также у него есть свое ИП.

Миннуллин — владелец группы из двух идентичных по названию организаций — «Волгадорстрой». Первая (ВДС-1) была создана в 2008 году, вторая (ВДС-2) — в 2013-м. Обе фирмы переживают крах: первую в середине сентября этого года признали банкротом, в отношении второй Арбитражный суд ввел наблюдение.

ВДС-1, который можно назвать самым успешным проектом Миннуллина, за 15 лет выиграл госконтракты на 37,5 млрд рублей. Фирма была постоянным участником рейтингов «БИЗНЕС Online»: например, по итогам 2023-го вошла в топ-30 крупнейших предприятий РТ с выручкой в 27,7 млрд рублей, опередив «Аммоний», «Данафлекс», ТАИФ-НК АЗС и «Джи-Групп». А в 2022-м фирма была в топ-10 королей госзаказа по сумме бюджетных подрядов, опередив «Татавтодор», «Таттехмедфарм» и «Татлизинг».

«Решающим стало исполнение контрактов по М12»: как рушится империя «Волгадорстроя»

Среди крупнейших контрактов «Волгадорстроя», помимо стройки участка М12, — строительство Большого казанского кольца (БКК) в 2020 году (которое принесло ВДС-1 2,5 млрд рублей), а также стройка трассы в обход Нижнекамска и Набережных Челнов совместно с другими подрядчиками, которую открыли с помпой в 2024-м. ВДС обслуживает дороги республики в зимнее время, а еще отвечает за работу переправы Казань – Верхний Услон.

Но примерно год назад над империей Миннуллина начали сгущаться тучи, и, несмотря на миллиардные кредиты, которыми владелец пытался, по всей видимости, поддержать деятельность фирм, ВДС-1 ушел в убыток на 3,6 млрд рублей. На компанию посыпались жалобы, а миндортранс РТ заверил: делает все, чтобы «Волгадорстрой» смог завершить работы на объектах и рассчитаться с подрядчиками, которые встали в ряды кредиторов. Однако чуда не случилось, и 8 сентября 2025 года АС РТ признал ВДС-1 банкротом по заявлению ООО «БСЛ Инжиниринг» и ввел в отношении компании процедуру конкурсного производства (реализацию имущества) сроком до 9 марта 2026-го. Согласно данным сервиса Casebook, актуальная исковая нагрузка ВДС-1 составляет 3,2 млрд рублей, в реестр кредиторов подано более 100 заявлений. Стоит отметить, что бывший директор «БСЛ Инжиниринг» (фирма признана банкротом, сейчас ею руководит конкурсный управляющий) Сергей Салихов в скором времени сам должен пойти под суд — его обвиняют в махинациях при стройке М12 (фирма работала на субподряде у ВДС) на 1,4 млрд рублей. Он свою вину не признает.

На компанию посыпались жалобы, а миндортранс РТ заверил: делает все, чтобы «Волгадорстрой» смог завершить работы на объектах и рассчитаться с подрядчиками, которые встали в ряды кредиторов На компанию посыпались жалобы, а миндортранс РТ заверил: делает все, чтобы «Волгадорстрой» смог завершить работы на объектах и рассчитаться с подрядчиками, которые встали в ряды кредиторов Фото: «БИЗНЕС Online»

В отношении ВДС-2 в октябре суд ввел процедуру наблюдения. Среди кредиторов — Татсоцбанк, который требует 600 млн рублей долга, хотя и заявляет, что общий размер неисполненных фирмой обязательств превышает 1,7 млрд рублей.

Кроме того, требования банки выдвинули и лично в отношении Миннуллина (ИП): от него 1,8 млрд рублей требует Татсоцбанк, еще 2,5 млрд рублей — Ак Барс Банк. Как указано в материалах суда, задолженность Миннуллина перед АББ сложилась из соглашений на открытие гарантийной линии, раскрытых банковских гарантий и кредитного договора.

Сам Миннуллин еще летом этого года в беседе с «БИЗНЕС Online» говорил, что банкротиться не планирует и желает решить проблемы с банками миром. Однако, когда стало понятно, что это не удалось, юристы предпринимателя указывали, что он заключил предварительный договор о продаже доли в «Волгадорстрое», чтобы расплатиться с долгами. Этого не случилось. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он подробно объяснял, что стало причиной всех проблем — это контракты по М12. «Пострадавшими тут оказались, к сожалению, не мы одни. Жесткие сроки реализации, закупки „любой ценой“, чтобы не сорвать график строительства, задержки в оплате выполненных работ — вот лишь некоторые аспекты, обусловившие необходимость финансовых займов и нехватку оборотных средств», — рассказывал предприниматель.

Миннуллин стал третьим в череде крупных владельцев строительного бизнеса, к кому появились претензии у силовиков Миннуллин стал третьим в череде крупных владельцев строительного бизнеса, к кому появились претензии у силовиков Фото: «БИЗНЕС Online»

Чем еще владеет Миннуллин и как он стал третьим «дорожником» под следствием

Помимо двух «Волгадорстроев», предпринимателю официально принадлежат «Волгадорстрой-Эксплуатация», «Мосты и водоотводные сооружения», ООО «Автовокзал „Восточный“» (в сентябре этого года в отношении юрлица открыто дело о банкротстве), ООО «Гелон», ООО «Азимут», на балансе которых, согласно сервису «Контур.Фокус», порядка 27 млрд рублей. Через разные фирмы Миннуллину принадлежат объекты недвижимости — например, он владеет участком в 12 га на берегу реки Меши в Лаишевском районе, на котором расположена база отдыха с футбольным полем и вертолетной площадкой. Среди активов — бизнес-центр «Проточная, 8», ресторан «Пражский клуб» (через супругу Светлану Миннуллину), а также другие объекты на Декабристов и Чистопольской. У самого Миннуллина, по данным из судебных материалов, есть автомобиль Aston Martin DBX 2021 года, средняя стоимость которого 18 млн рублей, и двухпалубный теплоход «Москва-84».

Еще один дорожник Татарстана за решеткой: за что увезли в Москву Рамиля Шайдуллина?

Миннуллин стал третьим в череде крупных владельцев строительного бизнеса, к кому появились претензии у силовиков. В октябре под конвоем в Москву доставили известного татарстанского дорожника, гендиректора ООО «СК „Автодор“» Рамиля Шайдуллина. Его обвинили в растрате бюджетных средств в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ) и отправили в СИЗО. Фабула дела не раскрывается, однако, по данным источников «БИЗНЕС Online», претензии могут быть связаны — опять же — со стройкой участка М12, который успешно сдали в 2023 году. По данным наших инсайдеров, речь может идти о растрате, что сейчас и вменяют предпринимателю, порядка 18 млрд рублей. При этом один из собеседников нашей газеты, знакомых с ходом расследования, отметил: прямой связи между арестом Шайдуллина и задержанием Миннуллина нет. Как минимум пока нет.

Кровь на асфальте: кто предлагал 50 миллионов за жизнь Ирины Шевыревой?

Еще один «дорожник», оказавшийся за решеткой, — бенефициар «Волги-Автодора» Станислав Шевырев. К нему коррупционных претензий нет, он главный подозреваемый по делу о заказе громкого покушения на свою сноху Ирину Шевыреву. Следствие пока не установило мотив нападения, однако не исключаются версии, связанные с ведением бизнеса, точнее, попыткой отстранить Шевырева от управления компанией.

Будет ли следствие обращаться с избранием меры пресечения для Миннуллина, пока неизвестно. В любом случае, для того чтобы сделать это, у СКР есть 48 часов.