«Мы видим, что девелопмент зашел, заложенные инженерные сети функционируют. Движение есть», — оценивали эксперты круглого стола «БИЗНЕС Online» состояние Адмиралтейки в преддверии «перезагрузки» локации «Мы видим, что девелопмент зашел, заложенные инженерные сети функционируют. Движение есть», — оценивали эксперты круглого стола «БИЗНЕС Online» состояние Адмиралтейки в преддверии «перезагрузки» локации Фото: Мария Зверева

О круглом столе

7 тыс. новых жителей, по скромным подсчетам, привлекут в Адмиралтейку те проекты жилищного строительства, которые сегодня развивают девелоперы Казани. Такую оценку в первой части круглого стола «БИЗНЕС Online» дал глава Кировского и Московского районов Владимир Жаворонков. Формируется новый портрет «адмиралтейца»: человека, который может позволить себе жилье высокого класса, ценит идентичность города и дух места. Но вместе с тем и предъявляет к среде серьезные требования — будь то эстетика окружения или общественные пространства.

Как будет меняться Адмиралтейка на горизонте 10 лет — силами городских властей, проектных институтов, девелоперов, сообщества? Справится ли инфраструктура с новым потоком жителей? Каких новых точек притяжения стоит ждать и как грамотно провести ребрендинг локации? Обо всем этом — во второй части стенограммы «БИЗНЕС Online».

В дискуссии приняли участие:

  1. Олеся Балтусова — помощник раиса РТ.
  2. Владимир Жаворонков — глава администрации Кировского и Московского районов.
  3. Герман Бакулин — главный архитектор проектов института «Татинвестгражданпроект».
  4. Сергей Степанов — директор по маркетингу девелоперской компании «Унистрой».
  5. Алина Ахметова — архитектор ЖК «Статум».
  6. Елена Фаттахова — коммерческий директор девелоперской компании «Авторы».
  7. Рауф Рагимов — основатель «Центра недвижимости №1».

Модераторами круглого стола выступили заместитель шеф-редактора «БИЗНЕС Online» Айрат Шамилов и руководитель отдела строительства и недвижимости Дмитрий Катаргин. Результаты обсуждения мы традиционно представляем в формате стенограммы.

Олеся Балтусова: «Возьмем Зилантов монастырь: территория неразвита, когда везешь туда туристическую группу, все подъездные пути — это какой-то позор» Олеся Балтусова: «Возьмем Зилантов монастырь: территория неразвита, когда везешь туда туристическую группу, все подъездные пути — это какой-то позор» Фото: Мария Зверева

«Адмиралтейку обеспечили с точки зрения инженерии, чтобы девелопмент смог туда заходить и полагаться на эти сети»

— Вторую часть круглого стала мы бы хотели посвятить визионерству. Олеся Александровна, какие перспективы у «Старого русла», у других проектов в локации? Давайте рассмотрим горизонты до 2035 года.

Балтусова: Если вы про мои мечты спрашиваете, то «мечт» у нас много, мечты смелые, воображение у нас развитое. Но есть еще и реальность.

Как я уже сказала, в Адмиралтейскую слободу вложено много средств. Этим занимался еще Ирек Энварович Файзуллин, когда мы писали программу развития к 300-летию Адмиралтейства. Программа была практически утверждена, но в итоге ее не стали программным способом финансировать. Это было связано со многими факторами того времени: приближалась Универсиада, другие большие затраты. Однако заложили этапность выделения средств.


Главное — было принято решение обеспечить Адмиралтейку с точки зрения инженерии, чтобы девелопмент уже мог туда заходить и полагаться на канализацию, на инженерные сети. Эти выпуски сточных вод, сколько над ними бились — на это годы были потрачены!

Потом экореабилитация старого русла, помните? Сколько она сил отняла, сколько было дискуссий на высоких тонах, сколько потрачено средств! Оттягивались сроки выполнения из-за найденных в русле снарядов, которые нужно было выкопать и безопасно утилизировать.

Шли годы, но сейчас некоторые вещи действительно сделаны. Мы видим, что девелопмент в Адмиралтейскую слободу зашел, заложенные инженерные сети функционируют. Да, все не так быстро, как бы нам хотелось, но движение, конечно, есть. И надо смелее мечтать.
Олеся Балтусова Помощник раиса РТ
Олеся Балтусова Помощник раиса РТ

Возьмем Зилантов монастырь: территория неразвита, когда везешь туда туристическую группу, все подъездные пути — это какой-то позор. Та же улица Брюсова и старое татарское кладбище Бишбалта. Сколько мы лет бьемся за то, чтобы его благоустроили, поставили приличный забор и надпись. Ругаться только можно!

Нам удалось добиться постановки его на охрану как объекта культурного наследия, с границами, хотя бы строить там сейчас нельзя. Пришлось подвиг совершить: надо же еще всем доказать, что там было кладбище, чтобы археологи дали все справки. А некоторые товарищи уже участки там себе отмежевывали. Только этим летом я писала в прокуратуру, потому что около кладбища со стороны воды, где лодочная станция, обнаружились какие-то странные постройки. Откуда это, что это такое? Какие-то проверки, я надеюсь, идут.

— Если говорить о центре гостеприимства, который тоже якобы может появиться в Адмиралтейке, насколько это перспективная история?

— Мы сейчас комментировать это не можем, потому что не знаем, куда дальше пошла идея этого развития. Никаких мастер-планов пока нет, только идеи, которые три раза обсудили в Институте пространственного планирования. И продолжаем…

«Шаймиев-центр» в Адмиралтейке: что за секретный проект показали Минниханову?

— Что по СИЗО-2 на улице Большой?

— По СИЗО все понятно. Есть планы, что он из Макарьевской церкви начала XVIII века переедет на территорию новой тюрьмы, которая построена в районе «Казаньоргсинтеза». Все-таки, когда женское отделение сидит в церкви, это совсем нехорошо. Здание планируется передать епархии, там будет реставрация, проекты уже делали архитекторы. Должна появиться набережная — вот эта стрелка с Петровской верфью. Сергей Чобан на это место предлагал очень красивую идею с музеем воды.

Напомню, его хотели разместить там, где ТЦ «Петрушкин двор», чтобы он открывал вход в парк. Там два варианта: ближе к воде и за дорогой. Главное, что этот участок никому не отводили, он был отмежеван под музей «Петровская верфь».

— Но это еще живые проекты, они не ушли в историю?

— Нужно о них напоминать, более пристально их рассматривать, публиковать. Все эти рендеры есть, они довольно интересные — их не какие-нибудь левые художники делали, а концептуально обрабатывала группа экспертов на уровне города и республики. Там огромные тома документации с обоснованием научного сообщества, Национального музея Республики Татарстан, который проехал всю страну и на основании архивных фондов воссоздал историю нашего адмиралтейства. То есть у музея есть научная подоснова, но пока все эти идеи уходят в песок.

Владимир Жаворонков: «Планы развития общими штрихами заложены в генплане города, но это вопрос выделения бюджетов» Владимир Жаворонков: «Планы развития общими штрихами заложены в генплане города, но это вопрос выделения бюджетов» Фото: Мария Зверева

«Здесь должна быть какая-то притягательная активность для жителей»

— Владимир Владимирович, что известно о ближайших планах развития Адмиралтейки с практической точки зрения? Может быть, в отрезке не 10, а 3–5 лет.

Жаворонков: Планы развития общими штрихами заложены в генплане города, но это вопрос выделения бюджетов. Цены постоянно меняются, и, к сожалению, абсолютно недальновидно планировать бюджет на 10 лет вперед.

Олеся Александровна в целом обрисовала основные цели, куда надо двигаться. Мы для себя абсолютно точно ставим задачу по кладбищу Бишбалта. В октябре выезжали, посмотрели — надо, конечно, очень степенно, не торопясь, подходить к этому вопросу. Главное, не навредить.

С береговой линией тоже у нас есть вопросы. Даже не в части того, что там кто-то что-то построил — это тактические решения, это несложно изменить. А скорее в части того, каков функционал береговой линии. Мы ее отсчитываем начиная от дамбы, сюда входят и улицы Брюсова, Карельская. Но там есть серьезные сложности с точки зрения доступа к воде. Не могу сказать, что мы точно решим этот вопрос, но точно попробуем в этом направлении поработать.

Что касается личных проектов, то мы уже год взаимодействуем с интересантами по части Первого соцгорода — там 16 зданий 1928−1949 годов постройки. Это прямо уникальный квартал, который, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. Несколько домов там уже аварийные. Вот это наша третья задача.

«Мы для себя абсолютно точно ставим задачу по кладбищу Бишбалта. В октябре выезжали, посмотрели — надо, конечно, очень степенно, не торопясь, подходить к этому вопросу» «Мы для себя абсолютно точно ставим задачу по кладбищу Бишбалта. В октябре выезжали, посмотрели — надо, конечно, очень степенно, не торопясь, подходить к этому вопросу» Фото: Сергей Елагин

— А что с этими домами аварийными, там планируется расселение?

— Два дома уже расселены. Мы все-таки надеемся, что всем этим зданиям точно можно придать новую жизнь. Другой вопрос — в каком статусе. Должно ли это быть место для жилья или какая-то комбинированная история — и жилье, и иная активность?

Нам нельзя уходить в представление, что Адмиралтейская слобода — это спальный район. Здесь должна быть какая-то притягательная активность для жителей, в том числе и близлежащих микрорайонов. И возможно, есть смысл рассматривать Соцгород с этой позиции.

Безусловно, проект, к которому каждый из нас со своим мнением и с разной стороны подходит, — это «Старое русло Казанки». Но мне кажется, что как только туда будут заходить застройщики и пойдет строительство жилья в непосредственной близости, то вопрос парковой зоны будет решаться значимо быстрее. Должна быть была пройдена какая-то точка невозврата, после которой дело пойдет.

ЖК «Статум» расположен рядом со старым руслом, проект по реновации фабрики Алафузова прошел градсовет… Вот это количество — оно так или иначе перейдет в качество, у меня в этом плане сомнений нет.

Балтусова: Но надо, чтобы кто-то их координировал, придумал инструменты.

Жаворонков: Без этого никак. Но те, кто рядом начинает строиться, — это испытанные бойцы. Они прекрасно знают, что без синергии с городом это невозможно. И никто в здравом уме не будет там городить нечто, отличающееся от общей канвы. Поэтому я здесь, честно говоря, мало беспокоюсь.

«Проект по реновации фабрики Алафузова прошел градсовет» «Проект по реновации фабрики Алафузова прошел градсовет» Эскиз предоставлен пресс-службой исполкома Казани

— Что насчет транспортной доступности? Та единая хорда, про которую вы сказали, она ведь может и закупориться.

— Есть такой момент, хотя мы считали и, кажется, Институт развития города делал математические модели того, как будет выглядеть транспортное движение. Улица Клары Цеткин выдержит объем машин.

Важно понимать, что Цеткин — это не только дорога, обслуживающая Адмиралтейку, это одна из магистралей на Аракчинскую трассу. А в том направлении тоже активно развивается строительство, то есть транспортная доступность может уменьшиться в силу этих процессов.

Что касается транспортной доступности с точки зрения автобусов — на мой взгляд, там все неплохо, система работает. После того как будет построен «Статум», я думаю, однозначно заработает движение по Адмиралтейской, Мало-Московской. То есть точно будут какие-то обходные пути. Поэтому насчет транспортной доступности я относительно оптимистичен.

Касаемо рабочей группы, мы уже полгода эту работу ведем в стенах администрации. У нас было даже собрание с девелоперами. Нельзя генерировать смыслы всем по отдельности. Мы все заинтересованы в том, чтобы Адмиралтейка засверкала своими гранями.

Более того, сейчас проводится серьезное исследование, в том числе интервью с жителями и другими стейкхолдерами на предмет восприятия Адмиралтейской слободы. Итогом этого действа мы видим ребрендинг Адмиралтейки. Это два направления: имидж территории с внешнего контура и восприятие территориальной идентичности людьми, живущими во внутреннем контуре, то есть в самой Адмиралтейке. Все наши усилия сейчас направлены на эти два контура. С одной стороны, чтобы люди хотели туда переезжать. С другой стороны — и для меня, как главы администрации, второй фактор гораздо более значимый, — чтобы уже живущие здесь люди были сопричастны локации и гордились тем, что они жители Адмиралтейской слободы.

Нам нужно, надеюсь, еще три-четыре месяца, и мы уже с готовым продуктом будем приступать к тем или иным действиям.

«Важно понимать, что Цеткин — это не только дорога, обслуживающая Адмиралтейку, это одна из магистралей на Аракчинскую трассу» «Важно понимать, что Цеткин — это не только дорога, обслуживающая Адмиралтейку, это одна из магистралей на Аракчинскую трассу» Фото: Сергей Елагин

Балтусова: Брендинг ведь тоже делали в рамках концепции развития, у меня материалы хорошие остались, я вам могу их показать.

Жаворонков: С удовольствием посмотрю.

Рагимов: Очень круто, что вы вовлекаете жителей в процесс. Когда человек вовлечен, он лично чувствует ответственность.

Жаворонков: Мы на это и рассчитываем. Мы пытаемся уйти от позиции, что есть власть, а есть жители.

У нас есть микрорайоны, где настолько плотное сообщество жителей, что если у них, например, есть проблемы с высадкой деревьев, они выходят и высаживают самостоятельно. Потому что они чувствуют, что это их земля, что надо за ней ухаживать. У Вячеслава Глазычева, кажется, есть такой термин «квартирантство». И он говорил о том, как урбанистика это квартирантство может благополучно побеждать.

Степанов: А потом развитием этой концепции будет управлять администрация?

Жаворонков: Мы именно медиаторы в этой истории, мы бы очень хотели, чтобы роль жителей была значимо выше. Но для этого жители должны ту самую сопричастность пропустить через себя.

Там есть люди, например старшая интеллигенция вертолетного завода, которая живет в Соцгороде, — они просто горят Адмиралтейкой. Да, у них есть серьезные проблемы с домами и так далее. Но они мыслят микрорайоном, они готовы выходить на любые мероприятия — «только дайте направление, мы все сделаем».
Владимир Жаворонков Глава Кировского и Московского районов Казани
Владимир Жаворонков Глава Кировского и Московского районов Казани

«Наш план, чтобы житель получил здесь свой «15-минутный город»

— Сергей Андреевич, с учетом масштабов застройки ЖК «Статум» хотелось бы конкретно о ваших планах послушать, тем более что первый дом уже сдан.

Степанов: Что здесь точно будет? Это садик, школа, это большое количество коммерческих и сервисных функций. По сути, в ЖК будет все, что нужно для жизни. Наш план, чтобы житель получил здесь свой «15-минутный город», закрывающий все потребности современных горожан и их семей.

ЖК «Статум» — проект бизнес-класса от девелоперской компании «Унистрой». В него входят 6 домов квартальной застройки, которые расположатся на улице Адмиралтейской, в 10 минутах езды до центра. Первый дом сдан, реализация второго запланирована на 2027 год.

Проект выполнен в английском промышленном стиле с фасадом из керамического кирпича и арочными конструкциями. На территории предусмотрены благоустроенные дворы, удобный подземный паркинг, бульвары и сквер, внутри домов — очистка воды, датчики протечек и умные замки. В квартирографии представлены коллекционные двухуровневые лоты, варианты со свободной планировкой и открытыми балконами, а также с видовыми террасами.

— У вас целых 20 гектаров, а когда мы увидим реализацию? Есть ли какая-то этапность?

— Конечно, определенные планы есть. Все зависит от текущей рыночной ситуации, от того, как будет меняться ключевая ставка, как территория будет развиваться со стороны других инвесторов и администрации. Могу сказать, что один дом уже сдан, ключи на следующий дом мы планируем передать будущим жителям в третьем квартале 2027-го. А в 2032 году все дома жилого комплекса будут полностью введены в эксплуатацию.

Сергей Степанов: «ART City — это как раз пример того, как мы построили новый район и город получил полностью переосмысленную территорию» Сергей Степанов: «ART City — это как раз пример того, как мы построили новый район и город получил полностью переосмысленную территорию» Фото: Мария Зверева

— Вы видите аналогию развития территорий ЖК «Статум» и ART City?

— Да, ART City — это как раз пример того, как мы построили новый район и город получил полностью переосмысленную территорию. В свое время проект ART City получил много премий от профессионального сообщества, а в 2019 году его даже посетил во время визита в Казань Владимир Владимирович Путин.

Что касается «Статума», то и он уже сегодня получает премии: например, «Лучший среднеэтажный дом в ПФО» и «Лучший жилой комплекс-новостройка в Казани» по версии ТОП-ЖК от Единого реестра застройщиков.

Елена Фаттахова: «Это один из самых экологичных районов. Волга, лес — все рядом» Елена Фаттахова: «Это один из самых экологичных районов. Волга, лес — все рядом» Фото: Мария Зверева

«К Кировскому району у людей нет негатива. Это для них чистый лист»

— Елена, к вам вопрос. Как вы видите будущее Адмиралтейской слободы, как вы со своим проектом его непосредственно формируете? Будете ли запускать здесь другие проекты?

Фаттахова: На самом деле мы смотрели территории под застройку в Адмиралтейской слободе. Стояли на развилке и думали, готовы ли идти дальше. Для себя приняли решение, что пока нет. Но это не говорит о том, что мы не хотели бы развивать территорию в будущем.

«Авторы на Большой» — два дома бизнес-класса на 24 и 27 квартир всего в 7 минутах от центра города. Из окон большинства квартир открывается вид на панораму Казанского кремля и водную гладь.

Каждый дом выполнен в своем неповторимом архитектурном стиле, с вниманием к деталям и отвечает запросу на идентичность места. Авторы решили связать нитью памяти современность и времена адмиралтейства XVIII века. Поэтому оба дома представляют собой единый ансамбль, символизирующий две эпохи судостроения.

Особое внимание в лаунж-домах уделено дворовому пространству — у каждого из домов будут свои закрытые дзен-дворы. Акцент — на созидание и релакс, места для отдыха и общения. Общая фишка дворов — это благоустройство в стиле домашней гостиной с мебелью, барной стойкой и торшерами.

Наоборот, мы в этом заинтересованы, потому что это наш житель, он остается с нами навсегда. Мы готовы участвовать в том, чтобы те обещания, которые мы дали покупателям, были реализованы. Нам нравится потенциал Адмиралтейской слободы, в дальнейшем хотелось бы зайти сюда еще раз.

Если продолжать тему ребрендинга, то, мне кажется, здесь это сделать проще, чем в других районах Казани. Проводились же опросы, как люди оценивают разные районы, и оказалось, что негатив вызывает скорее Авиастроительный район. А к Кировскому у людей нет негатива. Скорее просто ничего нет — это чистый лист.

Среди тех, кто интересуется нашим проектом, очень много жителей других городов. У них тоже Кировский не вызывает никаких негативных ассоциаций. Я сама, как уроженка Альметьевска, привыкла к тому, что с одной стороны может стоять дорогой особняк, а с другой — старая общага. Вот и для других покупателей из Нижнекамска, Челнов, Альметьевска это норма.

То есть вокруг Кировского нет негативного контекста, его воспринимают нейтрально. Просто пока нет смыслов — они заложены в самой локации, но их надо раскрутить.

Авторы на Большой — два дома бизнес-класса с видовыми квартирами

Реклама. ООО «Авторы брокеридж». Застройщик: ООО «СЗ «ДЕВЕЛОПЕР №2». Проектная декларация на сайте наш. дом.рф

— Говоря еще о жителях Нижнекамска, у Адмиралтейки значительное преимущество в том, что нет всех этих коптящих труб, да?

— Да, это один из самых экологичных районов. Волга, лес — все рядом.

Если говорить о перспективе, то любое действие дает эффект. И мы эти действия видим и за них благодарны. Люди, возможно, даже готовы ждать 20 лет. Но «ждать 20 лет» или «гадать, будет или не будет», — это два разных подхода и ощущения. Здесь есть вопрос веры. Нужна концепция маленьких шагов, которые бы давали ощущение надежды.

— Да, действительно, есть ощущение, что уже собралась критическая масса идей по развитию Адмиралтейки…

— Нужно визионерство. Мы уже начинали говорить, что портрет жителя будет меняться и он станет более осознанным, более высококлассным, не побоюсь этого слова. Не в плане какого-то закрытого анклава, а в плане людей, которые ценят эстетику, смыслы, пространство, идентичность.

Алина Ахметова: «Надеюсь, что скоро будет реконструирована каланча вертолетного завода» Алина Ахметова: «Надеюсь, что скоро будет реконструирована каланча вертолетного завода» Фото: Мария Зверева

«Важно, чтобы даже на уровне моторики наш проект не конфликтовал с исторической памятью»

— Алина Ильдаровна, как вы видите будущее территории? О чем мечтаете?

Ахметова: Первая мечта, чтобы новый живой комплекс органично вписался в существующую застройку в разрезе пешеходных путей. И чтобы жители, к которым мы присоединяемся, видели проект «Статум» частью своей территории и легко интегрировались.

Для этого на уровне мастер-плана мы сделали территорию проницаемой. Вокруг ЖК не будет барьеров и заборов, закрыты только сами дворы домов. Мы проанализировали пешеходные потоки, арки, через которые люди ходили, и спроектировали пешеходные связи, чтобы даже на уровне моторики наш проект не конфликтовал с исторической памятью.

Жители района смогут естественным образом пересекать наш комплекс и выходить к будущему парку «Старое русло». Там появится входная группа, приглашающая в парк.

Мы отдаем дань памяти исторической проходной вертолетного завода — там запроектирован сквер. Его будем реализовывать параллельно со строительством второго дома, чтобы в дальнейшем эта зона стала связующим звеном с молодежным центром «Вертолет».
Алина Ахметова Архитектор ЖК «Статум»
Алина Ахметова Архитектор ЖК «Статум»

Надеюсь, что скоро будет реконструирована каланча вертолетного завода. Во всяком случае, что ее каким-то образом сохранят, визуально приведут в порядок и насытят какой-то функцией.

Плюс ко всему у нас есть входная группа самого завода. Это два объекта, с которыми мы пока думаем, что делать. Они небольшие по объему, но памятные и должны зажить новой жизнью. Может быть, стоит сделать здесь соседский центр или другое общественное пространство, где люди смогут общаться.

Жаворонков: Алина Ильдаровна абсолютно верно указывает объекты. Речь про единый ансамбль, который с одной стороны ограничивает каланча, с другой — ворота, а с третьей — «Дом со звездой». И насколько я понимаю, есть попытка сохранить вот эту правильную площадь.

Ахметова: Да, не нарушить ее, а оставить в том виде, в котором она есть. Это будет такая достопримечательность на уровне и ног, и взгляда, и восприятия. То есть мы ходим по старым пешим маршрутам, мы видим постройки того времени и отдаем таким образом дань истории города. И при этом выходим к чему-то новому — в будущий парк. Получается некий симбиоз.

Еще из категории «помечтать» — очень хочется открыть эту локацию Волге. Там сейчас практически нет пеших маршрутов. И получается, что Волга закрыта от людей — как инженерным сооружением (водозаборприм. ред.), так и дорогой. Да, появится парк «Старое русло Казанки», но оно в любом случае будет упираться в дорогу. Люди не смогут пройти, по сути, к главной природной достопримечательности района. Это надо каким-то образом продумать.

— Это вообще общеказанская проблема. Мы вроде на Волге живем, а Волги не видим.

Жаворонков: Хотя сами жители с упоением ходят купаться — вот туда, где Кировская дамба. Это прямо удивительное место сосредоточения жителей Адмиралтейки.

Ахметова: И они даже сами убираются, там на самом деле очень чисто. То есть местное сообщество очень культурное, интеллигентное. И от него отгораживаться точно не нужно, его, наоборот, необходимо притянуть к себе, чтобы выстроить коммуникацию правильно.

Адмиралтейка берет новый курс: как ЖК «Статум» заново откроет казанцам жемчужину города

Реклама. ООО «Стройриэлт». Застройщик: ООО Специализированный застройщик «СтройУслуги-3». Проектная декларация размещена на сайте наш.дом.рф

— То есть мы говорим о том, что дома, может быть, старые, но люди там культурные и приличные. Это не какие-то неблагополучные районы, просто восприятие искажается внешним видом домов.

— Страшно все, что неизвестно. У нас в этом году была очень положительная практика. Мы немного обновили дорогу по Адмиралтейской, почистили те заросли, которые нас отгораживали от старого фонда. И все оказалось сильно лучше, чем выглядело, пока все это было завалено мусором, не прочищено в плане зелени. Самое интересное — пока были заросли и сухостой, там был мусор. Сейчас сухостой проредили, мусор почистили — и он там больше не появляется.

Еще одно желание — это решить каким-то образом связь дублера Горьковского шоссе через железную дорогу с улицей Адмиралтейской. В генплане города эта связь была заложена, хотя не было решено, каким образом будет организован переезд.

Жаворонков: Мы уже проговорили, что Адмиралтейка — это уникальный микрорайон, который пронизывает единая хорда в виде улицы Клары Цеткин, и взаимодействие с внешними объектами там ограничено. Думаю, стоит очень внимательно и деликатно подходить к таким изменениям, чтобы сохранить особую атмосферу района, в том числе в транспортном плане.

Есть профессионалы, которые помогут взвесить все за и против, и, конечно, новая дорога может привлечь не только жителей «Статума», но и тех, кто будет использовать ее для сокращения пути. Главное — продумать все так, чтобы не навредить существующей инфраструктуре и комфорту жителей.

Ахметова: Тут ведь еще вопрос относительно коммерческих площадей. Если мы будем туда заводить коммерцию не только для того, чтобы обслуживать жителей, а еще как-то реорганизовывать эту локацию, создавать здесь объекты mixed use*, о которых вы говорили в контексте Соцгорода, — туда необходимо, по моему субъективному мнению, прорубать транспортные пути.

Жаворонков: Тогда мы должны решить, что первично: желание привлечь туда коммерцию либо сохранить Адмиралтейку в том виде, в той доступности, которая есть сейчас.

Рауф Рагимов: «Если нужно от меня что-то, я всегда готов приехать, походить там ножками. Вы сказали, что у вас есть жители, которые сами деревья сажают. Это же тоже не просто так» Рауф Рагимов: «Если нужно от меня что-то, я всегда готов приехать, походить там ножками. Вы сказали, что у вас есть жители, которые сами деревья сажают. Это же тоже не просто так» Фото: Мария Зверева

«В наших мечтах Адмиралтейская слобода — это новый центр!»

— Рауф Вагифович, вы как видите будущее Адмиралтейки?

Рагимов: Я не хочу ничего визионировать, я готов участвовать двумя руками. Если нужно от меня что-то, я всегда готов приехать, походить там ножками. Вы сказали, что у вас есть жители, которые сами деревья сажают. Это же тоже не просто так. Видимо, в их сообществе есть какой-то инициатор, активист, который это все двигает. Вот как раз таки я готов стать таким человеком, если в этом есть необходимость.

— Какие перспективы видите с точки зрения недвижимости, роста стоимости квадратного метра?

— Я посмотрел на «Авито» стоимость квадратного метра в Адмиралтейке — 300 тысяч за нежилое помещение. У застройщиков сегодня какая-то нереальная наценка на коммерческую недвижимость. Я общаюсь с людьми, которые владеют несколькими объектами стрит-ретейла, они вообще в шоке, откуда застройщики берут такие цифры…

Реальный ценник там на сегодняшний день — максимум 150 тысяч за «квадрат». И в любом случае коммерческая недвижимость — это очень индивидуально. Бывают помещения не на первой линии, но у них хороший «проходняк», полная загрузка. Нужны люди, чтобы коммерция работала.

Что касается перспектив, то скажу про туристический потенциал места. Объект, который туристами очень ценится, — это Храм всех религий. Другого такого места, наверное, нет во всей России! Даже в Абу-Даби в «Доме семьи Авраама» представлены только синагога, мечеть и костел, а у нас и буддизм, и индуизм… Коллеги говорили про клиентов из других городов — и я не исключаю, что именно Храм всех религий будет магнитом для покупателей жилья в Адмиралтейке.

И важно, как сказал Герман Алексеевич, все планы визуализировать. Дать людям картинку, чтобы они видели образ будущего. Но, насколько я понимаю со слов коллег, сейчас есть разработанные проекты, но никакая точка не поставлена.

Бакулин: Точку необязательно ставить. Надо все согласованные проекты наносить на этот дежурный план и наметить зоны перспективного развития. И по мере согласования проектов в электронном виде туда «шлеп» — и будет новая картинка. 

Балтусова: Короче говоря, в целом в наших мечтах Адмиралтейская слобода — это новый центр. 

— Еще один центр полицентричной Казани, так?

Фаттахова: Мне вообще кажется, что если центр Казани, Вахитовский район — это лицо города с точки зрения культурных, исторических достопримечательностей, то Адмиратейка — это его душа.

«Объект, который туристами очень ценится, — это Храм всех религий. Другого такого места, наверное, нет во всей России!» «Объект, который туристами очень ценится, — это Храм всех религий. Другого такого места, наверное, нет во всей России!» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Герман Алексеевич, вам слово в завершение темы мечтаний.

Бакулин: У нас мечта — согласованный генеральный план и проект. И в соответствии с этим документом мы обязаны и визуально, и функционально, и пространственно видеть картину будущего. В моем представлении у нас получился очень содержательный разговор, который мне многое дал, помог собрать общую картину, которая способствует сохранению этого уникального места.

Если тезисно, то первая мечта — речной фасад главного проспекта России, то есть Волги.

Вторая — в связи с увеличением аккумуляции здесь и жилых, и общественных площадей, и объектов благоустройства — я согласен с Алиной Ильдаровной, что нужно улучшать транспортную доступность. Если в назначенном месте пройдет магистраль, то транзит с улицы Клары Цеткин, наверное, снизится. Транспортная связанность этой территории со всей совокупностью городской застройки — это, конечно, важная категория, она должна быть.

Третья мечта, конечно, тоже лежит на большой линейке времени. Это освоенность территории, создание связной структуры той депрессивной части Казанки, которая подходит к Волге, и той части, где сейчас сосредоточено внимание, — от Горбатого моста до дублера с железной дорогой.

В этой мечте есть место и какому-то проходу, пешеходному тоннелю между двумя частями «Старого русла», для того чтобы жители «Статума» или других домов могли беспрепятственно и безопасно пользоваться будущей инфраструктурой. Я думаю, что такая совокупность планировочных решений, жилья и новых общественных объектов даст совершенно другое прочтение этой территории, даст ей воздух, проницаемость городской ткани для людей.

И четвертая мечта заключается в том, чтобы на улицах этого участка города, несмотря на разнообразие обликов зданий, все-таки чувствовалась история. Она должна быть в каком-то музее Адмиралтейства, в намеке на Соляной канал. Есть знатоки истории — Сергей Саначин, Николай Васильев (советник министра строительства и ЖКХ РТ — прим. ред.), Артур Тумаков и другие, — которые хорошо знают историю этого места. И там можно добавить еще несколько интересных объектов, которые будут так же интересны, как тот же Храм всех религий. То есть здесь должна быть совокупность объектов целевого прибытия и инерционного, постоянного пользования.

Если осуществить эти меры, о которых мы сейчас помечтали, я думаю, что эта территория будет очень востребована. Это будет настоящая изюминка города.

А что касается выхода на берег, эту задачу надо решать все равно. Когда все это появится, через 20 лет, мы на Волгу обязательно выйдем, увидим волжский фасад Казани.

Герман Бакулин: «У нас мечта — согласованный генеральный план и проект» Герман Бакулин: «У нас мечта — согласованный генеральный план и проект» Фото: Мария Зверева

— Если говорить о частном секторе, который там действительно большой, он же так или иначе все равно будет обновляться? Частный сектор ведь тоже проходит через градкомиссию.

— Да, у нас есть типовые проекты. Безусловно, частный сектор должен и будет визуально меняться. Но он должен нести в себе опять-таки элементы идентичности. Нужно воплощать не вчерашний сон архитектора, который он сам себе изобразил, а именно методически, целесообразно принимать решение по эстетике фасадов. Личному эгоизму нет места на этой территории. Здесь должны быть регламенты, и они должны быть понятны всем патриотам этого места. Вот моя мечта.

— Большое спасибо за содержательную беседу! Надеемся, что наши общие мечты о том, что Адмиралтейка — это жемчужина и душа Казани, все-таки кристаллизуются и в широком восприятии тоже.