Сегодня водоканал продемонстрировал «золотое дно» канализации. Полсотни засоров в день, по 9 т ежедневно вытащенных из канализации отходов вроде средств личной гигиены и контрацепции обходятся предприятию в десятки миллионов рублей. Мусор забивает решетки и насосы, те ломаются — приходится чинить. Деньги и люди отвлекаются на устранение засоров, возникших на ровном месте. О том, как казанцев учили пользоваться унитазом и что бывает, если делать это неправильно, — в материале «БИЗНЕС Online».
В момент визита журналистов на КНС чистили решетки, которые, помимо комков салфеток, уловили фантики и пищевые отходы
Что можно и нельзя смывать в унитаз без ущерба водоканалу
Сегодня МУП «Водоканал» рассказало, как не надо пользоваться городской канализацией. И показало, чем бескультурье оборачивается для оборудования 108 канализационно-насосных станций и биологических очистных сооружений города на Магистральной улице.
Первая точка — крупнейшая в Казани КНС «Ново-Ометьевская», куда стекают нечистоты пятой части города.
«Здесь происходит первичная очистка стоков от мусора, который сбрасывают жители. В первую очередь это приводит к засорам на сетях канализации, поломкам дорогостоящего насосного оборудования, — рассказывал начальник управления канализационного хозяйства МУП „Водоканал“ Марат Сибгатуллин. — Нельзя сбрасывать в канализацию хозяйственно-бытовой, твердый мусор. Только продукты жизнедеятельности человека!»
Главные враги канализации — это выброшенные казанцами влажные салфетки, ушные палочки, средства гигиены и контрацепции. Такие вещи приходится доставать вручную. В момент визита журналистов на КНС чистили решетки, которые, помимо комков салфеток, уловили фантики и пищевые отходы. За сутки там извлекают примерно тонну отходов. Цена одной решетки в случае поломки — 3 млн рублей. А если мусор проникнет в насос, то его ремонт обойдется в 600 тыс. рублей и займет полгода. По этой причине МУП в среднем ремонтирует по 38 агрегатов в год. Речь о десятках миллионов рублей ущерба, плюс дополнительные расходы на вывоз выловленных отходов. Эти деньги могли быть потрачены на обновление изношенной на 70% инфраструктуры городского водоканала.
Главные враги канализации — это выброшенные казанцами влажные салфетки, ушные палочки, средства гигиены и контрацепции. Такие вещи приходится доставать вручную
«Конечно, это приносит ущерб. Трудно подсчитать, но это человеко-часы, остановка системы», — рассказал гендиректор МУП «Водоканал» Рустам Абдулхаков.
Мусор извлекают аварийные бригады по заявкам о засорах в канализации, собирают на канализационных насосных станциях и городских очистных сооружениях. За 10 месяцев 2025 года из канализации извлекли 2,6 тыс. куб. м мусора: по 9 т в сутки.
«До 300 засоров в неделю, по 40–50 в день! — продолжал Абдулхаков. — Бригада могла бы заниматься устранением других аварий, но вынуждена выезжать на засор. И это не быстро — не приехал, открыл люк, уехал. Нужно понять, где образовался засор. Бывает так, что засор здесь, а подойти к нему можно только из другого люка. Это требует времени».
Рустам Абдулхаков: «До 300 засоров в неделю, по 40–50 в день!»
Что находят в канализации: от гранат и ложек до мягких игрушек и денежных купюр
После канализационно-насосной станции стоки попадают на очистные сооружения города, которые в 2024 году реконструировали за 7,5 млрд рублей за счет федерального и республиканского бюджетов. Там из канализации тоже отбирают бытовой мусор, который все же просочился через решетки КНС. В этом убедились и журналисты, побывав в здании решеток №1, которое пропускает до 400 тыс. куб. м стоков в сутки. Картина схожая: пять сеток с ячейками 6 на 6 мм улавливают все те же влажные салфетки, пищевые отходы. Рядом здание решеток №2. В каждом извлекают по 3 т бытового мусора в сутки.
«Это ухудшает работоспособность оборудования, — рассказал главный инженер биологических очистных сооружений Казани Ильгиз Шакиров. — Нетканые волокнистые материалы нерастворимы в воде, скапливаются в конгломераты, которые тяжело разорвать. Наматываются на рабочие колеса насосов, ламели, граблины решеток, происходит нагрузка на цепи. Очистные сооружения не предназначены для улавливания такого мусора. Да, мы должны улавливать мусор. Но есть мусор, который не предназначен для утилизации в сточных водах. Даже на упаковках пишут: „Не бросать в унитаз!“. К сожалению, люди редко читают это правило и соблюдают его».
Бывают и необычные находки: мягкие игрушки, кусок монолита с забетонированным в нем игрушечным грузовиком, телефоны, подгузники. Вылавливали также гранату для страйкбола, столовые приборы, купюры, которые, несмотря на агрессивную среду, сохранили внешний вид и не растворились. Крупные отходы вроде мягких игрушек, как предполагают в водоканале, попадают в канализацию через люки.
Бывают и необычные находки: мягкие игрушки, кусок монолита с забетонированным в нем игрушечным грузовиком, телефоны, подгузники
«Вот это влажная салфетка, — показывал журналистам Абдулхаков. — После проведенных процедур ее надо выбрасывать в мусорное ведро, а не в унитаз. Даже в общественных туалетах написано: „Средства личной гигиены, пожалуйста, выбрасывайте в мусорный бачок“. Это неспроста, потому что в конечном итоге это засоряет канализацию».
Для наглядности гендиректор водоканала даже провел эксперимент и бросил ватную палочку и ватный диск в колбу с водой — спустя время чуда не произошло, средства личной гигиены не растворились.
Напоследок жителей Казани еще раз попросили выбрасывать влажные салфетки, влажную туалетную бумагу и другие средства личной гигиены в ведро для бытовых отходов. А еще лучше сортировать и отправлять в мешок для несортируемых бытовых отходов, а затем относить в ближайший серый контейнер на площадке твердых коммунальных отходов. В желтые, напомним, выбрасывают перерабатываемые отходы.
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.