«В ходе следствия установлено, что Миннуллин обладает информацией и познаниями, как пересечь границу Российской Федерации, не проходя пограничного контроля», — говорил в суде следователь по делу Айрата Миннуллина. Следствие вчера на заседании раскрыло претензии к владельцу «Волгадорстроя»: его подозревают в хищении авансовых 2,4 млрд рублей, выделенных на стройку участка М12, и присвоении еще 6,6 млн рублей под видом оплаты работ на этом же участке. Миннуллин в суде заявил: работы выполнены, все остальное — гражданско-правовые отношения. О том, как он объяснял свое задержание в аэропорту, долги перед заказчиком, а также заявил о клевете со стороны свидетеля, которого уже судят за хищения, — в материале «БИЗНЕС Online».
Владельца «Волгадорстроя» Айрата Миннуллина подозревают в хищении авансовых 2,4 млрд рублей, выделенных на стройку участка М12, и присвоении еще 6,6 млн рублей под видом оплаты работ на этом же участке
Владельца «Волгадорстроя» доставили в суд
Долгих три часа провел в тонированном микроавтобусе у здания суда владелец «Волгадорстроя» Айрат Миннуллин, ожидая процесса по мере пресечения. У федерального судьи Артема Идрисова вчера был плотный график, так что своей очереди бизнесмен дождался уже после официального окончания рабочего дня в суде. Более того, как выяснилось, еще в начале процесса у него истек 48-часовой срок задержания. Так что в зале суда он находился рядом со своим адвокатом, уже без наручников. Перед собой на стол еще до начала процесса положил бумагу с напечатанным текстом и заголовком «Ваша честь!..»
«Нормально все будет!» — пыталась подбодрить его пришедшая в суд семья. Выглядел Миннуллин после двух ночей в ИВС изрядно уставшим. Но на вопрос журналистов о том, признает ли свою вину во вмененных ему преступлениях, еще по пути в зал суда громко (хотя могло показаться, что даже бодро) крикнул: «Нет!»
Суд, как и положено, в начале процесса установил личность фигуранта. Тот рассказал, что ему 59 лет, родился и живет он в Казани. Женат, супруга — Светлана Миннуллина — тоже была в зале. «На момент задержания уволенный, временно не работающий», — представился владелец «Волгадорстроя». Это из-за того, что фирма сейчас находится в процессе банкротства — ею руководит назначенный Арбитражным судом конкурсный управляющий.
Как озвучил в суде следователь 4-го, экономического отдела по расследованию особо важных дел Алмаз Шакиров, возбуждено дело было еще 6 ноября
В чем подозревают владельца дорожной империи
До вчерашнего дня фабула уголовного дела официально не раскрывалась — источники «БИЗНЕС Online» лишь рассказывали, что уголовное преследование связано со стройкой участка М12 и выдачей банковских гарантий на 2,5 млрд рублей. Как озвучил в суде следователь 4-го, экономического отдела по расследованию особо важных дел Алмаз Шакиров, возбуждено дело было еще 6 ноября. Изначально — в отношении «неустановленных лиц» по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество») и ч. 4 ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата», два эпизода).
Первое преступление, по версии следствия, охватывает период с апреля 2023 года по июль 2025-го. Тогда, как считает СКР, «Волгадорстрой» (ВДС) выполнял работы по договору с СК «Автодор» — строил участок трассы М12 Дюртюли – Ачит. В итоге «лица из числа руководства ООО „Волгадорстрой“» перечислили аванс в ООО «СК „ИнвестКапитал“» за якобы выполненные работы. А затем деньги были похищены. Ущерб, по версии СКР, — не менее 2 млрд 425 млн рублей.
Второй и третий эпизоды преступлений были совершены в июне – октябре 2023 года, считает следствие. Опять же «неустановленные лица» из числа руководителей ВДС в рамках все того же договора по стройке трассы похитили 6,6 млн рублей (причем двумя траншами — сначала 3,6 млн, затем 2,99 млн рублей). Эти деньги были перечислены на счета ООО «Мосты и водоотводные сооружения», которое также принадлежит Миннуллину. При этом следователь подчеркнул, что деньги на стройку трассы выделялись из фонда национального благосостояния.
Спустя четыре дня после возбуждения дела как минимум одно из «неустановленных лиц» следствию установить удалось. «Миннуллин был задержан, <…> допрошен в качестве подозреваемого, свою причастность к совершению преступления не признал», — рассказал следователь. Тем не менее следствие в его виновности уверено (хотя, впрочем, обвинения ему пока не предъявлены, он находится в статусе подозреваемого): по словам Шакирова, вину Миннуллина подтверждают показания свидетелей. В их числе бывший директор ВДС Игорь Гранфельд, руководитель «Мостов и водоотводных сооружений» Артур Ахметшин, работники Ак Барс Банка Ахмадуллин и Закирова, а также бывший руководитель субподрядчика ООО «БСЛ Инжиниринг» Сергей Салихов, который сейчас сам находится под уголовным преследованием.
Следователь попросил отправить Миннуллина под арест. И аргументировал: он может скрыться, уничтожить доказательства по делу, документацию фирм, повлиять на свидетелей из числа бывших подчиненных. Кроме того, «не установлены иные лица, причастные к совершению преступления», указал следователь Шакиров. Был у него и еще один довод. «В ходе следствия установлено, что Миннуллин обладает информацией и познаниями, как пересечь границу Российской Федерации, не проходя пограничного контроля», — загадочно заявил следователь. Более того, 10 ноября Миннуллина доставили «для проведения оперативных мероприятий» (т. е. на допрос) в УФСБ по РТ прямиком из аэропорта. «Имеются основания полагать, что, находясь на свободе, Миннуллин может скрыться от следствия и суда», — констатировал следователь. Представитель прокуратуры Михаил Житлов ходатайство следствия поддержал.
Адвокат Юрий Некрасов подчеркнул, что Миннуллин дает подробные показания по уголовному делу
Защита: работы выполнены, свидетель оговаривает
Адвокат Юрий Некрасов подчеркнул, что Миннуллин дает подробные показания по уголовному делу. И у него другая версия произошедшего. По его словам, СК «ИнвестКапитал» была привлечена «Волгадорстроем» как субподрядчик, для того чтобы выполнить особо сложные работы по возведению мостов. «Компания получила достаточно серьезный аванс, и в ходе выполнения работ этот аванс данной компанией был полностью отработан», — заявил защитник. Он отметил, что строительный контроль осуществляла фирма, которая была привлечена заказчиком, — СК «Автодор», которая «подтвердила факт выполнения работ». Следствие же, по словам Некрасова, «не обладает всей информацией». «Сведений о том, что данный аванс не был отработан, да и вообще о том, в каком размере был перечислен, в каком объеме он был сдан, кроме как постановлением следователя, данные доводы ничем не подтверждаются», — заявил Некрасов.
В основе эпизода — показания работников Ак Барс Банка, которые, по словам Некрасова, лишь «полагают», что преступление имело место. Так, по их словам, из-за расторжения контракта между «Автодором» и ВДС у первого появилось право на возврат неотработанной части аванса — как раз этих 2,4 млрд рублей. И что банк, будучи поручителем по договору банковской гарантии, исполнил свои гарантии перед СК «Автодор» и в дальнейшем заявился в реестр кредиторов в деле о банкротстве ВДС. «Здесь имеет место гражданско-правовой спор, который, как полагают работники банка, мог возникнуть в результате преступления, при этом они не приводят каких-то доводов», — сказал защитник.
По данным сервиса «Контур.Фокус», Айрат Абдуллович Миннуллин начинал предпринимательскую деятельность еще в начале 2000-х годов, с того времени он отметился в качестве владельца и руководителя в 11 компаниях. Также он зарегистрирован как ИП.
Миннуллин — владелец группы из двух идентичных по названию организаций — «Волгадорстрой». Первая (ВДС-1) была создана в 2008 году, вторая (ВДС-2) — в 2013-м. Обе фирмы переживают крах: первую в середине сентября этого года признали банкротом, в отношении второй Арбитражный суд ввел наблюдение.
ВДС-1 за 15 лет выиграл госконтракты на 37,5 млрд рублей. Фирма была постоянным участником рейтингов «БИЗНЕС Online»: например, по итогам 2023-го вошла в топ-30 крупнейших предприятий РТ с выручкой в 27,7 млрд рублей, опередив «Аммоний», «Данафлекс», ТАИФ-НК АЗС и «Джи-Групп». А в 2022-м фирма была в топ-10 королей госзаказа по сумме бюджетных подрядов, опередив «Татавтодор», «Таттехмедфарм» и «Татлизинг».
Среди крупнейших контрактов «Волгадорстроя», помимо стройки участка М12, — строительство Большого казанского кольца (БКК) в 2020 году, а также стройка трассы в обход Нижнекамска и Набережных Челнов совместно с другими подрядчиками, которую открыли с помпой в 2024-м. ВДС обслуживает дороги республики в зимнее время, а еще отвечает за работу переправы Казань – Верхний Услон.
Помимо двух «Волгадорстроев», предпринимателю официально принадлежат «Волгадорстрой-Эксплуатация», «Мосты и водоотводные сооружения», ООО «Автовокзал „Восточный“» (в сентябре этого года в отношении юрлица открыто дело о банкротстве), ООО «Гелон», ООО «Азимут», на балансе которых, согласно сервису «Контур.Фокус», порядка 27 млрд рублей.
Что касается второго эпизода и перечисления 6,6 млн рублей из одной компании Миннуллина в другую, то такой факт действительно был, указал адвокат. «Они были перечислены за выполненные работы, которые также эта компания выполняла на указанном участке», — объяснил он.
«Полагаем, что доводы о том, что совершено какое-либо хищение, на данный момент точно являются необоснованными, не подтвержденными какими-то элементарными доказательствами», — сказал Некрасов.
По мнению защиты, показания Гранфельда и Ахметшина не подтверждают вину Миннуллина, а наоборот, сходятся с его позицией. «Никто из них не сообщил, что в ходе производства работ совершались какие-либо хищения и нарушения», — сказал адвокат. Ахметшин заявил, что работники привлекались, работы выполнялись, а значит, основания для оплаты 6,6 млн рублей были.
А вот к показаниям Салихова у защиты есть вопросы. Некрасов напомнил, что Салихова привлекают к уголовной ответственности (дело в Кировском суде Казани) за махинации на 1,4 млрд рублей при стройке М12 — фирма была субподрядчиком у ВДС. По одному из 7 эпизодов дела Салихова ВДС признан потерпевшим — дело было возбуждено по заявлению Миннуллина, который дал «изобличающие» Салихова показания. «Полагаем, что Салихов преследует цель избежать уголовной ответственности по своему уголовному делу, — сказал адвокат. — Считаем, что он оговаривает Айрата Абдулловича». Более того, указал защитник, показания Салихова вообще не имеют отношения к контракту по стройке участка Дюртюли – Ачит, который строится с 2023-го: с того года Салихов находился под «домашкой», отношения к этим работам не имел, а следователям рассказывает информацию по стройке совсем другого участка.
Как минимум в течение этого года Миннуллин не раз покидал страну — летал в Шанхай, Стамбул и т. д., но каждый раз возвращался. 20 октября этого года ему запретили выезд за границу
Хотел скрыться или уезжал лечиться?
Адвокат отметил, что Миннуллин в течение нескольких лет плотно взаимодействовал со следствием, в том числе во время проверок по «многочисленным» заявлениям того же Салихова, который, будучи под домашним арестом, строчил жалобы. «Айрат Абдуллович всегда добровольно являлся, подробно пояснял по этим обстоятельствам, как нам известно, по данному факту никакие уголовные дела ни разу не были возбуждены», — сказал Некрасов, отмечая, к слову, что дело Салихова расследует тот же следователь Шакиров, который ныне ведет дело Миннуллина.
Как минимум в течение этого года Миннуллин не раз покидал страну — летал в Шанхай, Стамбул и т. д., но каждый раз возвращался. 20 октября этого года ему запретили выезд за границу из-за того, что привлекли к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве ВДС, напомнил Некрасов. И да, действительно, 10 ноября его задержали в аэропорту. Но покидать Россию он не собирался — это была запланированная поездка.
«После госпитализации, которая закончилась 30 октября, еще 26 октября, во время нахождения на лечении в стационаре, его супруга приобрела билеты в Ялту с целью реабилитации сроком на 6 дней», — заявил адвокат. Он принес в суд билеты — 10 ноября туда, 16 ноября — обратно, с проживанием в пятизвездочном отеле Palmira Palace Resort & SPA. Загранпаспорта у него с собой не было — документ изъяли уже позже при обыске у него дома.
«Понимая эти ограничения, Айрат Абдуллович не имел намерения уезжать», — заверил адвокат. Доводы свидетеля Салихова о том, что Миннуллин якобы знает, как «переплыть море и скрыться», он попросил не принимать во внимание вообще. «Салихов мог об этом и не сообщать, мы и так все знаем, что можно [переплыть]. На море тоже есть морская граница, которая охраняется так же, как и сухопутная, — объяснял адвокат. — Казань не имеет границы с морем, на море он не сможет уехать и, как говорит Салихов, переплыть его тоже не сможет…»
«Никаких действий, направленных на нецелевое расходование либо злоупотребление, при производстве работ ни мною, ни другими работниками компании не совершалось», — сказал Миннуллин
«Я никуда не собирался убегать, ничего не похищал абсолютно!»
Миннуллин выступил по заранее заготовленной бумаге. «Я не планировал и не планирую скрываться от правоохранительных и судебных органов», — сказал он, добавляя, что в Ялту действительно хотел улететь всего на 6 дней полечиться. По словам Миннуллина, его здоровье сильно пошатнула ситуация с банкротством компании.
«Никаких действий, направленных на нецелевое расходование либо злоупотребление, при производстве работ ни мною, ни другими работниками компании не совершалось, — сказал Миннуллин. — Задолженность перед конкретным заказчиком на конкретном объекте возникла из-за стремительно изменившихся условий, в которых оказалась компания! Другие кредиторы по предыдущим объектам строительства подали на банкротство, и компания не смогла просто физически продолжить работу на данном этапе из-за расторжения контрактов. Хотя все возможности для завершения работ в тот момент имелись: был коллектив, техника, закуплены и приготовлены необходимые материалы».
Он попросил не заключать его под стражу, а отправить хотя бы под домашний арест — со следствием он сотрудничать готов.
Пока судья был в совещательной комнате, в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Миннуллин не смог сказать, что стоит за его уголовным преследованием. Но заверил, что с делом гендиректора ООО «СК „Автодор“» Рамиля Шайдуллина оно не связано. «Это никакого отношения не имеет [к моему делу], — сказал он. — Меня вообще задержали не по существу, неправильно, я никуда не собирался убегать, ничего не похищал абсолютно!»
По мнению Миннуллина, все подозрения, которые есть у следствия к нему, основаны лишь на показаниях субподрядчика — Салихова. «Я считаю, что он просто нас оклеветал и продолжает это делать, — сказал Миннуллин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Я считаю, что его нужно проверить на болезнь, есть такая болезнь — шизофрения. Мне кажется, у него первая стадия этой болезни уже началась. Придумывать какие-то сценарии, что можно через море уплыть куда-то за границу и воспользоваться этим… Это бред какой-то!»
Суд все же ходатайство следствия удовлетворил и постановил отправить Миннуллина под стражу до 6 января.
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.