«Банки в конкурентной борьбе научились выдавать кредиты гражданам за считаные минуты. Начали звонить мошенники и говорить: «Возьми кредит, переведи нам». Я сам сталкивался с ситуацией, когда мне говорили: «Вы так быстро кредиты выдаете, из-за этого у нас проблемы». Люди не успевают осознать это, продумать и попадают под влияние», — рассказывает о нюансах внедрения ИИ глава ВТБ Андрей Костин. На форуме по цифровизации IT-гиганты рассуждали, как нейросети могут помочь повысить производительность труда и сэкономить деньги, а власти рассказывали, где еще умный помощник может улучшить качество услуг. Подробнее о том, есть ли пределы у внедрения технологии в бизнес-процессы и в чем же, по мнению Костина, ИИ не заменит человека, — в нашем материале.
Сейчас искусственный интеллект используется в органах госвласти для прогнозирования в национальных проектах и государственных программах. С точностью до 96% система предсказывает, какие мероприятия вообще не будут выполнены
Григоренко: «Меня очень пугает, когда говорят «Давайте оцифруем»
Дискуссия о будущем искусственного интеллекта на форуме «Цифровые решения» началась с неожиданного блиц-опроса: «Что вам помогло внедрить ИИ?». «Ограничения» — сказал управляющий партнер Avito Иван Гуз. «Сумасшедшие люди!» — с улыбкой выпалил вице-премьер РФ Дмитрий Григоренко. «Сам Григоренко», — под всеобщий смех заявил глава ВТБ Андрей Костин. Губернатора Московской области Андрея Воробьева к внедрению ИИ подстегнуло желание эффективно управлять Московской областью, а гендиректора «Вымпелкома» Сергея Анохина — работа с данными.
И если необходимость систематизировать огромные гигабайты информации и управлять сложными процессами в качестве причин понятны, то как ограничения могли поспособствовать развитию искусственного интеллекта? По словам Гуза, когда в день на площадке выкладываются десятки миллионов объявлений, доверить модерацию только людям невозможно.
Прежде чем внедрять искусственный интеллект, необходимо ответить на вопрос: зачем? «Меня очень пугает, когда говорят: „Давайте оцифруем!“ Пока нет ответа на вопрос „Зачем?“, я не вижу смысла этого делать по куче причин. И прежде всего потому, что мы никогда не сделаем хорошо, не понимая, зачем мы это делаем», — объяснил свою позицию Григоренко.
Сейчас искусственный интеллект используется в органах госвласти для прогнозирования в национальных проектах и государственных программах. С точностью до 96% система предсказывает, какие мероприятия вообще не будут выполнены. «Мы жили в парадигме: ты запланировал, должен сделать, потом по факту что-то не получается и ты пытаешься сделать то, что получилось. Сейчас же модель работы сильно перестроена. Искусственный интеллект используется в нацпроектах и госпрограммах, он прогнозирует, что ты с точностью 96 процентов не сделаешь». По словам вице-премьера, это позволяет лучше и качественно спланировать. «Это как эсэмэски пропущенные, понимаете? Все же заточены на то, чтобы не было пропущенных».
«У нас в регионе огромное количество услуг — 543 вместе с федеральными. Это выписки из домовых книг, водительские удостоверения, охотничьи билеты, справки и так далее. И кто их читает? Раньше этой работой скрупулезно и терпеливо занимались порядка 2 тысяч человек. Мы сегодня все это передали искусственному интеллекту. <...> Думаю, что в следующем году мы также будем расти по экспоненте», — поделился успехами Воробьев, заявив, что до конца года в регионе начнут работать еще 53 инструмента на базе нейросетей. А в следующем году планируется активно внедрить ИИ в строительство.
ИИ сэкономил ВТБ порядка 15 млрд рублей, а в ближайшие два года эта сумма может вырасти до 50 млрд рублей, озвучил цифры Костин
«Пределы цифровизации или искусственного интеллекта, который способен за считаные секунды решать вопросы, есть»
ИИ сэкономил ВТБ порядка 15 млрд рублей, а в ближайшие два года эта сумма может вырасти до 50 млрд рублей, озвучил цифры Костин, подчеркивая, что на первоначальном этапе внедрение нейросети носит большие затраты. Развивать соответствующее направление в банке стали еще в 2019 году, сейчас в данной структуре работают 700 человек.
Нейросети помогают анализировать склонности и потребности клиентов и формирование их портфелей финансовых активов, находить эффективные локации для офисов и банкоматов. ИИ сократил время проведения независимой оценки недвижимости с трех дней до 30 секунд, а время ответа клиентского менеджера ускорилось до 7 секунд.
Но есть и нюансы. «Мы говорим о том, что ИИ позволяет быстро решать задачи, которые в противном случае занимают много времени. Но в одной сфере мы столкнулись с определенными противоречиями между быстротой возможности решения и, наверное, с особенностями человека, его мозга и сознания. Банки в конкурентной борьбе научились выдавать кредиты гражданам за считаные минуты. Начали звонить мошенники и говорить: „Возьми кредит, переведи нам“. Я сам сталкивался с ситуацией, когда мне говорили: „Вы так быстро кредиты выдаете, из-за этого у нас проблемы“. Люди не успевают осознать это, продумать и попадают под влияние. В связи с этим ЦБ стал вводить процедуру охлаждения: мы стали создавать препятствие для скорости принятия решений банками в этой сфере, потому что человек не в состоянии [принять решение так быстро]! Ему нужно время, чтобы оценить, нужен кредит или нет. Пределы цифровизации или искусственного интеллекта, который способен за считаные секунды решать вопросы, есть», — предупредил Костин.
Анохин назвал два вектора использования ИИ в компаниях. Первый — в качестве ассистентов и помощников, замыкающих на себе рутинные процессы.
«Я называю это „экзоинтеллектом“ — по аналогии с экзоскелетом: когда надеваешь устройство и можешь поднять вес в несколько раз больше, чем позволяют твои физические возможности. То же самое и с интеллектом: если человек не передает мышление искусственному интеллекту, а взаимодействует совместного с ним, он получает доступ к большему объему данных, знаний, насмотренности. В результате — совершенно другой уровень решений и результатов», — метафорически отметил Анохин, возглавляющий «Билайн». В результате, по его словам, можно поднять качество своего продукта в 2–3 раза.
Но главное — ИИ позволяет решить проблему дефицита рабочих рук и повышения производительности труда, чтобы той же командой делать больше. По оценкам Анохина, неудовлетворенный спрос на персонал сейчас составляет порядка 5 трлн рублей, из которых около 2 трлн — это сегмент, где не требуется физический труд и задачи можно решать средствами цифровизации и ИИ-агентов без робототехники. Так, в самой компании 70% потенциальных инцидентов теперь разрешаются еще до того, как становятся заметны клиентам: ИИ-агенты отслеживают рост нагрузки и ухудшение сигнала и автоматически производят нужные настройки. Искусственный интеллект анализирует огромные массивы данных — от нагрузки на сеть до демографии, миграции населения, бизнес-активности — и помогает принимать решения.
«Формирование команды и общение с женой — [за это будет отвечать] только естественный интеллект», — сказал Анохин
«Мы проживаем все стадии — от непризнания до восхищения»
Государство и бизнес должны внедрять нейросети, отталкиваясь от результата, который они хотят получить. «Это болезненный процесс, потому что искусственный интеллект — такая зараза, он как вирус! Если он появляется в какой-то организации, неважно, это государственная или частная, он тут же начинает распространяться, потому что все хорошее, что появляется после его внедрения, становится сразу видно всем. Поэтому важно понимать, что если мы его внедряем, то на начальном этапе мы должны научиться считать: сколько мы экономим в рублях, в людях, в издержках и так далее», — сказал Григоренко.
Вице-премьер убежден, что от распространения и укоренения ИИ в повседневной жизни выиграют все: бизнес лучше работает, больше зарабатывает и больше платит налогов государству, а клиент получает хороший сервис и «остается в плюсе». «Мы сейчас находимся в моменте, когда мы проживаем все стадии — от непризнания до восхищения искусственным интеллектом. Это то самое будущее, о котором мы или вы мечтали и которое пришло в наши дома!» — заключил спикер.
В конце дискуссии модератор поинтересовалась у выступающих, что они никогда бы не доверили ИИ. Так, управляющий партнер Avito не готов давать нейросети возможность принимать стратегические решения. «Наряжать елку с детьми!» — нашелся с ответом Костин. «Формирование команды и общение с женой — [за это будет отвечать] только естественный интеллект», — сказал Анохин.
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.