В Татарстане не хватает 2,3 тыс. педагогов. Самая большая потребность — в учителях начальных классов, математики, русского языка, физики, химии, иностранных языков, об этом не раз заявляли в региональном минобрнауки. Казус в том, что школа не имеет права просто «забыть» какой-то предмет, иначе не сможет выдать аттестаты. Вот и приходится директорам, что называется, выкручиваться. Беда в том, что из-за этого страдает качество образования. В итоге оценка по предмету у выпускника в любом случае будет, а реальные знания — нет, сетует завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. О том, какие еще весьма неожиданные эффекты может дать дефицит учителей, — в блоге, написанном для «БИЗНЕC Online».
«Бывает, когда берется имеющийся педагог и после некоторого дообучения получается необходимый. Сами понимаете, какое качество образования в результате такого преображения можно достичь»
«Появляются наспех переученные учителя математики, физики, химии и информатики»
«Учителей и преподавателей не хватает», — наверное, это одна из самых часто произносимых фраз, которую сейчас можно услышать из уст различных специалистов, политиков, чиновников и просто заинтересованных граждан. При этом мало кто задумывается над тем, к каким последствиям этот дефицит может привезти. В данной статье я хотел бы рассмотреть возможные последствия нехватки педагогических кадров как в школе, так и в вузах.
Начнем с того, что последствия могут быть очевидными и не очень. К очевидным можно отнести общее снижение уровня образования. Но это тривиально и абсолютно предсказуемо, как-то, что после лета приходит осень, а потом — зима. И таких очевидных выводов, лежащих на поверхности человеческой логики, достаточно много. Давайте пройдемся по некоторым. Как всегда, хочу отметить, что все предположения, представленные в данной статье, являются моими выводами, базирующимися на профессиональном опыте и экспертности.
Вообще в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) как общего, так и профессионального, а также высшего образования любая образовательная организация, обладающая государственной аккредитацией, обязана в полном объеме выполнять учебный план. Следовательно, нельзя просто не вести занятия по какому-либо предмету или дисциплине. Иначе образовательная организация не имеет права выдать аттестат или диплом государственного образца. Иными словами, образовательные организации даже в сложное время должны выкручиваться. Вот и появляются наспех переученные учителя математики, физики, химии и информатики. И полбеды, если, например, учитель математики становится учителем информатики.
К сожалению, бывает намного более сложные варианты, когда берется имеющийся педагог и после некоторого дообучения получается необходимый. При этом об уровне дополнительного образования в образовательной среде (прошу прощение за тавтологию) я писал ранее, в одной из предыдущих статей. Сами понимаете, какое качество образования в результате такого преображения можно достичь. Тут о качестве образования вообще не может идти и речи. Главное, что в результате все необходимые оценки проставлены и аттестат можно выдать.
«Преподавателя теории ракетных двигателей просто неоткуда взять, можно только воспитать»
Нечто аналогичное можно встретить и в вузах. Тут ситуация осложняется тем, что узкопрофильных специалистов не то что в университете, зачастую даже в регионе найти невозможно. Это характерно как для отдельных естественных наук, так и для практически всех инженерных направлений. Особенно это касается уникальных научно-педагогических школ. Например, если специалиста в области теоретической механики или программирования можно найти в казанских университетах, то преподавателя теории ракетных двигателей или конструкции газотурбинных энергетических установок просто неоткуда взять. Единственная возможность — воспитать таких уникальных специалистов.
Есть еще маловероятный вариант — пригласить молодого кандидата или доктора наук из другого города. Но сейчас это практически нереально, поскольку, во-первых, любой ведущий университет, заботящийся о своем будущем, просто не отпустит перспективного специалиста (материальное и карьерное стимулирование всегда работает), а во-вторых, переезд из другого города связан с серьезными финансовыми затратами, которые молодой преподаватель просто не потянет. Рассказы о служебном жилье в вузах я много раз слышал, но слабо представляю себе, чтобы молодая семья переезжала из родных, уже обустроенных мест, в лучшем случае в общежитие для семейных преподавателей.
Понимаю, что нехватка школьных педагогов оставляет наших детей без полноценного общего образования, но в случае со школой учителей при желании можно подготовить, разумеется, предварительно повысив им для мотивации зарплату. С университетами ситуация иная. Высшая школа, по моему мнению, находится в более уязвимом положении, не имея реальной возможности привлечь молодых педагогов-исследователей. Тем более что университетский преподаватель, даже если он после защиты кандидатской диссертации не особо занимается исследовательской работой, все же не простая «говорящая голова» для пересказа учебника. К сожалению, такая ситуация с кадрами в вузах в скором времени может привести к потери еще существующих (пусть даже не очень передовых) научно-педагогических школ.
Формально оценка по дисциплине «физика» есть, но реальных знаний за ней просто нет
Вернемся к общему образованию. Ведь именно на нем лежат весь основной груз и ответственность за формирование будущего нашей страны. Сейчас я бы хотел затронуть один из главных, по моему мнению, вопросов, непосредственно связанных с количеством и качеством педагогического состава в школах. Речь пойдет о равной доступности образования в различных уголках нашей большой страны. Именно на этот с первого взгляда как будто бы отстраненный от темы статьи вопрос оказывает значительное влияние нехватка школьных преподавателей. Давайте разберемся.
В финале школьного обучение находится ОГЭ (после 9-го класса) или ЕГЭ (после 11-го класса). Таким образом, если во время обучения у каких-то гипотетических учеников не было, например, физики или ее вел наспех переученный учитель математики, то получается, что эти ребята просто лишаются возможности сдавать профильный экзамен для поступления на инженерные направления подготовки или специальности. При этом, как я уже писал ранее, формально оценка по дисциплине «физика» все же будет проставлена в аттестате, но, как мы понимаем, реальных знаний за ней просто не будет.
Таких примеров по стране может быть немало, и касаться они будут совершенно различных дисциплин. Тем более минпросвещения РФ совершенно официально признает нехватку значительного числа преподавателей-предметников в российских школах. В результате мы получаем ситуацию, когда усилия по регулированию подготовки в отечественных вузах специалистов с инженерно-техническим профилем приводит совершенно не к тому результату, который ожидается.
Вместо того чтобы увеличить количественно и качественно этот показатель, мы, с большой долей вероятности, получим либо общее снижение баллов при поступлении у будущих инженеров, или, что еще более вероятнее, некоторое количество ребят, которые просто не смогут преодолеть минимальный барьер для поступления. И проблема будет скрываться не в вузах, а в школах, которые просто не имеют возможности обеспечить равные условия по изучению всех обязательных дисциплин, например, где-то в глубинке по сравнению со столичным регионом. В результате мы можем получить некое региональное расслоение: там, где больше финансовых возможностей, дети будут подготовлены в соответствии с ФГОС, ну, а там, где этой возможности нет, останется надеяться только на талант, усидчивость и самостоятельную работу.
Таким образом, ЕГЭ вместо «великого уравнителя» может сыграть обратную роль — «великого разделителя». К сожалению, в рамках целой страны это очень отрицательно скажется на качестве подготовки кадров с высшим образованием.
«Нехватка педагогов начальных классов решается путем разделения детей на смены. В результате очень необычно смотрится школа, в которой есть запас незанятых классов, но она все равно вынуждена перейти на двухсменный режим работы»
«Если в школе дефицит кадров-предметников, единственный выход — вторая смена»
Еще одним, казалось бы, неочевидным результатом нехватки школьных учителей является не просто повышенная нагрузка на отдельно взятых педагогов, а переход целых школ с односменной работы на двухсменную. С первого взгляда может показаться удивительно, но нехватка учителей из проблемы только количественной достаточно быстро перерастает в качественную. Если в школе наблюдается дефицит кадров-предметников, при этом мы понимаем, что преподаватель в одно и то же время может проводить только одно занятие, значит, единственный выход — вторая смена.
Аналогичная ситуация может наблюдаться и в младшей школе, когда нехватка педагогов начальных классов решается путем разделения детей на смены. В результате очень необычно смотрится школа, в которой есть запас незанятых классов, но она все равно вынуждена перейти на двухсменный режим работы.
В этой связи удивительно смотрится инициатива минпросвещения о введении единого расписания для всех школ. Ведь совершенно очевидно, что в больших школах проблема наличия, например, оного предметника-физика или химика, наоборот, решается путем разделения во времени занятий по соответствующей профильной дисциплине. Конечно, может быть, я чего-то не понимаю, но складывается такое ощущение, что органы, отвечающие за реализацию госполитики в области общего образования, с одной стороны, признают нехватку учителей, а с другой — вольно или невольно усугубляют ситуацию, создавая дополнительные регуляторные барьеры. К сожалению, в такой ситуации единые правила, подходы, например в виде общего расписания, не только не облегчают жизнь школам, а, наоборот, способствует росту нерешенных проблем. При этом изначально было понятно, что школы не обладают достаточным количеством преподавателей для реализации такого подхода.
«Уменьшение количества школьных педагогов и вузовских преподавателей неминуемо приведет к снижению их качества»
В заключение статьи. Несмотря на то что проблема с некоторой перегруженностью школ за счет снижения количества обучающихся детей скоро уйдет на задний план, ситуация с нехваткой учителей не станет менее острой. Дело в том, что, как я уже не раз писал, любая проблема в какой-то момент переходит из количественной в качественную. Так работают диалектические законы, победить которые еще никому не удавалось.
Что же это значит для нашей образовательной системы (общее и высшее образование)? Уменьшение количества школьных педагогов и вузовских преподавателей неминуемо приведет к снижению их качества. Дело в том, что, как и в любой социальной или даже технической системе, для поддержания качества важна выборка. Если вам нужно, например, 10 хороших инженеров-конструкторов, инженеров-исследователей или преподавателей физики, необходимо готовить не 10, а 60–70 специалистов. Тогда есть шанс получить искомую десятку. Иными словами, необходимо создать воронку на входе. Теперь представьте: когда у нас уменьшится количество детей школьного возраста, есть большая вероятность того, что никто не позаботится о том, чтобы формировать эти пресловутые воронки из дополнительных студентов педагогических или иных профильных вузов. Следовательно, в результате мы рискуем получить еще большее снижение как количества, так и качества преподавательского состава.
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.