10 млн рублей собственных средств потратил на реализацию проекта музея крещеных татар Нагорной стороны РТ, расположенный в селе Хозесаново Кайбицкого района Татарстана, Вячеслав Данилов. Некогда второй секретарь Апастовского райкома КПСС ТАССР и заместитель гендиректора «Тасмы» говорит, что хотел показать — татары единый народ, несмотря на разность вероисповедания. Сейчас Данилов в силу возраста хочет передать свой частный музей государству, но есть и финансовые, и идеологические разногласия. На экскурсии в музее побывали корреспонденты «БИЗНЕС Online».
88-летний бывший второй секретарь Апастовского райкома КПСС Татарской АССР Вячеслав Данилов, выйдя на пенсию, стал краеведом
Неотъемлемая часть татарского народа
Прежде чем познакомить с музеем татар кряшен Нагорной стороны, его основатель Вячеслав Данилов повел на могилу основателя села Хуҗа Хәсән (Хозесаново) Ходжу Хасана. Его до сих пор почитают как святого, сюда регулярно приезжают жители окрестных сел, возносят дуа, а само захоронение находится на месте мусульманского кладбища.
Название аула Хуҗа Хәсән, «благодаря» русским писарям, трансформировалось со временем в Хозесаново. История населенного пункта насчитывает более чем шесть веков, к такому выводу пришел 88-летний бывший второй секретарь Апастовского райкома КПСС Татарской АССР, выйдя на пенсию и став краеведом. Согласно одной из версий, после того, как в 1392 году Тамерлан разгромил столицу Волжской Булгарии и уничтожал деревни, которые попадались ему на пути вместе с их жителями, выжившие вынуждены были бежать в так называемую Нагорную сторону Татарстана. Наш герой подтвердил это, проведя ДНК исследования.
Могила основателя села Хуҗа Хәсән (Хозесаново) Ходжу Хасана. Его до сих пор почитают как святого, сюда регулярно приезжают жители окрестных сел, возносят дуа, а само захоронение находится на месте мусульманского кладбища
«Люди здесь относятся к гаплогруппе R1a1, а это основная гаплогруппа татар, которая идет от древних булгар, они ближайшие совпаденцы для друг друга. Их общий предок жил порядка 400-600 лет назад, а удаленный — около 600-800 лет назад. Они переселенцы из Большая Цильна и Старая Задорновка в современном Дрожжановском районе», — говорит Данилов. А что касается его малой родины Хозесаново, то, по словам Данилова, его и еще два села заложили в конце XIV века бежавшие с тех мест три брата — Хасан, Малик и Кырганбаш — основывают на территории современном Кайбицкого района три аула — Хозесаново, Молькеево и Старый Курбаш. Судя по всему, братья имеют благородное происхождение, ведь титул ходжа относился к уважаемым, заслуженным, достигшим почтенного возраста сановникам и ученым.
Данилов Вячеслав Власович родился 30 октября 1937 года в селе Хозесаново Кайбицкого района. В 1953–1957 годах учился в сельскохозяйственном техникуме в Тетюшах. После армии окончил Казанский финансовый институт. 22 года проработал в Апастовском районе (нынешний Кайбицкий район в этот период входил в состав Апастовского района РТ).
С 1975 года был председателем Апастовского районного комитета народного контроля. С 1976 по 1985 гг. — второй секретарь Апастовского райкома КПСС.
С 1985 года занимает различные должности в Казани: зампредседателя объединения «Татсельхозхимия», директор информационного центра Госагропрома, заместитель гендиректора объединения «Тасма», представитель минземимущества РТ в Москве.
Заслуженный экономист ТАССР, полковник в запасе. Выпускник Высших офицерских курсов им. Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова.
В свою очередь сыновья ходжи Хасана — Күгеш, Айдар и Ислам — закладывают в современном Зеленодольском районе села Кугушево, Айдарово и Татарское Исламово. Впоследствии, когда началось насильственное крещение татар, часть людей переселялась туда, они же закладывали новые деревни, входящие сейчас в состав Апастовского и Буинского районов РТ, Батыревского и Яльчиковского районов Чувашии.
Основной идеологический посыл Данилова в том, что они являются потомками татар-мусульман, которых крестили. Между тем, некоторые группы кряшен придерживаются теории более раннего принятия православия еще в булгарские времена, причем даже задолго до официального крещения Руси в 988 году.
Вячеслав Власович категорически не приемлет даже название «кряшен», говорит, что нужно называть представителей данного татарского субэтноса «крещеные татары», «татары кряшены» и «православные татары». В силу того, что они являются неотъемлемой частью татарского народа, насильственно крещеного в XVIII веке. По словам краеведа, во времена Ивана Грозного крещению подвергались лишь жители тех населенных пунктов, которые попадались на пути войска московского царя, а их деревня в то время оставалась в стороне от кровавого маршрута.
Музей расположен в двухэтажном здании с цокольным помещением. На его фасаде красуется надпись «Построен Даниловыми — Эмилем Вячеславовичем и Вячеславом Власовичем 2019 г.»
«Перегибы на местах» в XVIII веке
Сам музей расположен возле Хозесановской школы, это довольно солидное двухэтажное здание с цокольным помещением. На его фасаде красуется надпись «Построен Даниловыми — Эмилем Вячеславовичем и Вячеславом Власовичем 2019 г.» — при возведении объекта были вложены деньги нашего героя и его сына. Данилов-старший пожертвовал свои, что называется, «гробовые» деньги, инвестиции в учреждение культуры составили более 10 млн рублей.
На первом этаже размещены портреты известных земляков — крещеных татар. Тут и Герои Советского Союза и Социалистического труда, и люди, добившиеся успеха в различных отраслях — врачи, председатели колхозов, спортсмены, представители творческой интеллигенции. Из самых узнаваемых лиц, пожалуй, заслуженная артистка РФ, директор филармонического джаз-оркестра РТ Лидия Ахметова. Она родилась в деревне Янсуринское, что примерно в 5-6 км от Хозесаново. Из самых высокопоставленных — министр монтажных и специальных строительных работ Узбекской ССР с 1965 по 1978 годы Гази Сабиров. Его мусульманская фамилия и имя не должны никого смущать. Дело в том, что у Сабирова и Данилова общие предки: после начала крещения часть жителей села бежала в места, где можно было соблюдать веру отцов — ислам. Родился он в селе Чутеево Кайбицкого района.
Под портретами можно видеть выписки из архивов, в которых краеведу пришлось хорошенько покопаться. Все потому что, он помнил слова своего отца, Власа-ага, которые тот произносил на смертном одре: «Улым, помни о том, откуда мы произошли. Как нам завещали наши предки, мы — татары. Нас крестили насильно. Самым первым нашим дедом был Муса бабай, его, насильно крестив, назвали Моисеем». Отец аксакала рассказывал, что даже в его молодые годы старики резали скотину со словами «бисмилля Аллаху акбар» и таких примеров множество.
Под портретами можно видеть выписки из архивов, в которых краеведу пришлось хорошенько покопаться
Работа на ответственных должностях не давала Данилову возможности углубленно изучать данный вопрос и, лишь выйдя на пенсию, завещание отца удалось воплотить в жизнь. Сначала наш герой покопался в архивах. В казанском хранилище исторических документов обнаружились лишь бумаги от переписи 1811 года. Посоветовали поехать в Чебоксары, так как кряшенские деревни, располагавшиеся по правую сторону от реки Кубня, входили в Цивильский уезд (Казанская губерния, Цивильский уезд, Хозесановская волость). Любопытно, в обнаруженных в столице Чувашии документах его односельчане были записаны как чуваши. Это при том, что даже сейчас в деревне людей, говорящих по-чувашски, практически нет. Почему же так происходило? Ответ удалось найти в Российском архиве древних актов в Москве.
«Массовое крещение началось по указу Петра I. Но сначала татар-мусульман не крестили, а только язычников, в нашей местности это были чуваши. Чиновники считали их безбожниками, а мусульман верующими и поначалу их не трогали. Но потом чуваши стали переходить в ислам, чтобы избежать крещения, что не нравилось особо ретивым исполнителям, — говорит Данилов. — Чтобы избежать массового исхода чуваш в ислам, чиновники, в нарушение указания вышестоящих органов, стали насильственно крестить и татар. А чтобы застраховать себя от гнева начальства, указывали в документах новокрещенных татар как чуваши. То есть, на местах, что и сегодня наблюдается, были массовые перегибы».
Довольно обширно представлены предметы дворового, столярного, мануфактурно-ткацкого, вязального, маслобойного, хлебопекарного и кулинарного производства, другие разнообразные предметы быта. По описям всего 350 экземпляров
«Надо гордиться своим прошлым, ролью крещеных татар»
Результат работы в архивах не оставил ни капли сомнения в том, что местные крещеные татары плоть от плоти являются частью одного большого народа. Свои исследования он считает важными для объединения татар, особенно во время переписи населения, когда через влияние на различные субэтносы внешние силы пытаются разобщить нацию.
«Изучая опыт прошлого, его промахи и ошибки, я хотел показать, что мы все единокровные, но разными стали только потому, что мы были не едины. Да, у нас общая родина и мы гордимся, что Россия — это государство, созданное в том числе нашими предками. Надо гордиться своим прошлым, ролью крещеных татар, — говорит Данилов. — Насильственное крещение было для единой нации историческим провалом. Результатом чего является отсутствие единства нашего народа, а ведь каждый должен стремиться к единству нации, в единстве наша сила. Чтобы молодежь знала историю и нужны музеи, где отражается правдивое прошлое, поэтому я создал его».
Но в музее общей площадью 214 кв. м. не только отражена неблаговидная политика насильственного крещения, проводившаяся в царские времена.
Детище Данилова несет и миссию патриотического воспитания молодежи. На втором этаже расположены списки местных жителей, участников Великой Отечественной войны, в их числе и его родной сестры Ольги Даниловой, в честь которой названа одна из улиц села, а так же имена участников Афганской и Чеченских войн, а также СВО. А еще довольно обширно представлены предметы дворового, столярного, мануфактурно-ткацкого, вязального, маслобойного, хлебопекарного и кулинарного производства, другие разнообразные предметы быта. По описям всего 350 экземпляров. Имеется даже конференц-зал, где можно проводить научные конференции и встречи. По мнению краеведа, в дальнейшем музей может стать одним из объектов культурного туризма.
«Я лучше сожгу! Уничтожу все свои экспонаты, но передавать в центр имени Емельянова не буду. У нас с ними идеологические разногласия — они не хотят принимать исторические факты насильственного крещения татар», — категоричен Вячеслав Власович
«У нас с ними идеологические разногласия»
К сожалению, в силу возраста и здоровья (он инвалид II группы) Вячеславу Власовичу сейчас все труднее и труднее содержать музей. Обострились старые болячки, сердце пошаливает, да и с финансами возникли проблемы. Только за отопление приходится платить минимум 6 тыс. рублей в месяц. Поэтому в свое время он решил передать свое детище государству. Когда только строился объект, тогдашний министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин поддержал идею и заверил, что новое учреждение культуры непременно будет поставлено на госучет. Но в 2018 году его на посту сменила Ирада Аюпова, а Данилову предложили сделать объект частью Кайбицкого краеведческого музея, что его не устраивает. «Если закроется учреждение в райцентре, то прекратит существование и мой музей», — опасается он.
Поэтому мечта 88-летнего краеведа — увидеть свой музей филиалом Нацмузея РТ. Но многочисленные переговоры с различными официальными лицами и организациями пока н к чему не привели. Специальная комиссия из Казани сделала вывод, что экспонаты не представляют исторической ценности, да и вообще у Татарстана надобности в дополнительных музеях нет на ближайшее время. «Согласно данным нормативным актам, формирование сверхнормативных учреждений культуры за счет бюджетных средств не предусмотрено. На сегодняшний день уровень обеспеченности музейными учреждениями в Республике Татарстан соответствует установленным нормативам (100%)», — говорится в письме за подписью замминистра культуры РТ Дамира Натфуллина.
Все свои перипетии, переписки, факты общения с сильными мира Данилов включил в книги, посвященные истории родного села
Кроме того, в письме указано, что в Кайбицком районе и так имеется два музея — упомянутый выше краеведческий, а так же имени певицы Галии Кайбицкой. Данилову же предлагается передать свои экспонаты в культурный центр имени Я. Е. Емельянова при общественной организации кряшен РТ, что для энтузиаста тоже неприемлемо.
«Я лучше сожгу! Уничтожу все свои экспонаты, но передавать в центр имени Емельянова не буду. У нас с ними идеологические разногласия — они не хотят принимать исторические факты насильственного крещения татар», — категоричен Вячеслав Власович.
Кроме того, сначала он хотел передать свое учреждение Нацмузею РТ на безвозмездной основе, но потом, опасаясь, что здание в дальнейшем могут продать, решил, что ему положена денежная компенсация за свои труды. Оценку должно провести минземимущество республики. Все свои перипетии, переписки, факты общения с сильными мира он включил в три книги, посвященные истории родного села.
А пока, к сожалению, значительную часть времени здание находится под замком. Когда появляются желающие осмотреть музей, Вячеслав Власович сам лично приезжает из Казани, чтобы провести экскурсию.
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.