«В былые дни, когда в столицу Татарстана была возможность привезти любую звезду, можно было заработать до 1 миллиона рублей за концерт», — вспоминают казанские промоутеры времена, когда в Казань приезжали мировые музыканты. Сейчас, когда под давлением геополитики рынок ужался до границ России, «на охоту» за большими деньгами вышли отечественные артисты, и они получают эти деньги. Ценник взлетел, налоги подняли, траты на техрайдер выросли, но карманы зрителя глубже не стали. О том, из чего формируется стоимость билета, кто сегодня делает концертную погоду в Казани и сколько заплатили Элтону Джону, — в обзоре концертной индустрии столицы РТ от «БИЗНЕС Online».
В нынешнем виде индустрия организации концертов появилась вместе с рыночной экономикой в начале 1990-х
Кто впервые привез в Казань Стинга, Агутина и кто разорился на Элтоне Джоне
Ноябрь 2025 года выдался особенно богатым в Казани на концерты больших российских звезд. Причем на любой вкус. Кто-то решил потанцевать под Анну Асти и Мари Краймбрери, публика постарше раскошелилась на Стаса Михайлова и Елену Ваенгу, а поклонники русского рока могут поностальгировать о золотых временах жанра вместе с Lumen и Найком Борзовым.
Между тем кто-то ведет отсчет зарождения концертной индустрии в Казани еще с 1970-х, когда Татгосфилармонией руководил легендарный Марат Тазетдинов, благодаря которому сюда приезжали Владимир Высоцкий и молодая Алла Пугачева. Кстати, Тазетдинов сыграл и свою роль в жизни такого известного коллектива, как «Земляне», о чем как-то в разговоре с нашей газетой вспоминал основатель группы, продюсер Владимир Киселев. «Дело в том, что на заре нашей юности, в 80-е годы, мы работали от Татарской государственной филармонии, — рассказывал Киселев. — В то время ее директором был очень прогрессивный человек (Тазетдинов — прим. ред.). Он-то и пригласил нас поработать. И что тогда было абсолютно удивительно, выполнял условия, которые я поставил. Это финансовая самостоятельность и творческая независимость. Уникальная для того времени ситуация. Например, в Ленинграде мы должны были сдавать программу, а в Казани этого не требовали. Это воспринималось как нонсенс. Казань показала себя очень свободолюбивой».
И все же в нынешнем виде индустрия организации концертов появилась вместе с рыночной экономикой в начале 1990-х. Родоначальником ее называют Фарита Мухамедьярова, возглавляющего и по сей день гастрольно-концертное агентство «Сабантуй», которое он открыл в 1991-м. В то время у него была своя студия пантомимы в «УНИКСе», где директорствовал Александр Щербаков, который без проблем и с «щадящей арендой» предоставлял площадку под концерты. Там же Мухамедьяров познакомился с администратором площадки Еленой Бухминой, которую пригласил на работу.
Первым артистом, которого привез Magic Holiday Company, был «молодой босоногий мальчик» Леонид Агутин, которого тогда никто не знал. Сейчас Агутин — частый гость в Казани
Так они открыли первое в Казани агентство по организации концертов Magic Holiday Company. Первым артистом, которого привезли, вспоминает в разговоре с «БИЗНЕС Online» Бухмина, был «молодой босоногий мальчик» Леонид Агутин, которого тогда никто не знал. «Мы его открыли для Казани. Открыли Валерия Сюткина, к нему потом наш казанский парень пошел работать барабанщиком, — поделилась Елена Игоревна. — Я была верной помощницей Фарита. Конечно, мы советовались, кого приглашать, но решение было за ним, потому что он общался с московскими артистами».
Спустя какое-то время Мухамедьяров и Бухмина разошлись, оставшись друзьями. Бухмина сама начала привозить артистов. «Моим первым самостоятельным концертом было выступление Кая Метова, он выступил во Дворце спорта, собрал аншлаг. Потом оперный театр предоставил мне площадку, мы очень подружились с его руководством, которое открыло двери для меня, помогало. Здесь выступали София Ротару, Геннадий Хазанов, Тамара Гвердцители, прошли гастроли Театра сатиры», — рассказывает Бухмина.
Кроме того, Бухмину называют одной из тех, кто показал казанскому зрителю джазовых музыкантов и певцов, которых она привозила в том числе вместе с ветераном казанского джазового движения Игорем Зисером. Сюда приезжал и уже работавший в Казани Олег Лундстрем, а также, например, Валентина Пономарева, которая пела не только романсы, но и джаз. Любопытный факт: до концерта Пономоревой в столице РТ местная публика не знала, что именно она поет знаменитую песню «А напоследок я скажу» из фильма «Жестокий романс», а не исполнительница главной роли Лариса Гузеева.
В 2011 году «Татконцерт» впервые привез в Казань Стинга
В нулевые появляются новые имена промоутеров: Леонид Барышев — основатель «АРТ-Отдела» и Андрей Шумарин — директор компании «Татконцерт», основанной в 2006 году. Именно он впервые привез в Казань Стинга в 2011-м, организовал концерт Элтона Джона, гонорар которого был $1 млн, о чем Шумарин рассказывал в интервью нашему изданию.
Гонорар Элтона Джона составил $1 миллион
Но концерт легендарного музыканта не окупился. Он же привозил к нам Scooter, Джо Кокера и крупных российских артистов вроде группы «Ленинград». Сейчас Шумарин занимается новогодними ледовыми шоу и заказными мероприятиями.
Концерт рэпкор-группы Limp Bizkit в Казани прошел в «Баскет-холле» в ноябре 2015 года
Конечно, нельзя не вспомнить нынешнего полпреда РТ в Казахстане Дениса Валеева. Валеев занимал разные должности в банках, даже был замминистра промышленности РТ, но запомнился прежде всего как человек, привозивший в столицу РТ зарубежных звезд, в том числе рокеров Limp Bizkit, The Offspring, 30 Seconds to Mars, устроил второй приезд Стинга, открыл для Казани певца Дельфина (Андрей Лысиков), который выступал еще в «Маяковском. Желтой кофте», и многих других. Говорят, Валеев — настоящая кладезь по части баек о приключениях звезд в столице РТ, которые он, наверное, когда-нибудь расскажет, уйдя с официальных должностей.
Лидер группы 30 Seconds to Mars Джаред Лето собрал в «Татнефть Арене» аншлаг на 9 тыс. зрителей
А вот со звездами мировой электронной музыки Казань в 2010-е знакомили свои промоутеры. Среди них Антон Бакунин (он же диджей Ozz) вместе со своей командой Metro music. «Самый крупный» их «привоз», как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» сам Бакунин, — голландская мегазвезда танцевальной музыки диджей Tiësto, выступавший в «Татнефть Арене» в 2010 году, немецкий диджей АТВ, Global Deejays и др.
Голландская мегазвезда танцевальной музыки диджей Tiësto выступал в «Татнефть Арене» в 2010 году
«Со всеми, кого мы привозили, удавалось пообщаться, рассказать про нашу культуру, возили их на экскурсию, — вспоминает Бакунин. — Например, Tiësto после выступления в столице РТ сразу написал у себя в соцсетях, что Казань amazing — потрясающая)». 10 лет назад Бакунин сменил деятельность.
Scorpions были в Казани 4 раза
Кроме Tiësto, в Казани «диджеили» другие звезды электронной музыки: Пол Ван Дайк выступал в «Татнефть Арене» в 2010-м, Армин ван Бюрен в 2012-м сыграл диджей-сет в поселке Мирный, а кто-то наверняка помнит концерты Ферри Корстена, Dash Berlin — их привозил промоутер Анвар Халитов. Он также известен участием в организации концертов шведской группы Roxette, немецкой рок-группы Scorpions и т. д.
Привезти тогда электронных музыкантов стоило десятки тысяч долларов, но, отмечают спикеры, деньги давали спонсоры. «Что касается европейских диджеев, у каждого клуба раньше были свои арт-директора, которые занимались их привозом. С учетом спонсорской поддержки от алкогольных и табачных компаний привозить диджеев было проще. Компании спокойно платили. А вот поп-исполнители, их концерты, — там уже работала „касса“», — вспоминает Бакунин.
Занималась организацией концертов в Казани и экс-директор Национального музея РТ Алиса Вяткина, несколько недель назад покинувшая свой пост. Сначала она работала арт-директором в клубе «Маяковский. Желтая кофта», после чего ее пригласила в «Ривьеру» тогдашняя владелица Елена Войтко. Но проработала Вяткина там недолго, якобы потому, что концерты, которые она организовывала, были убыточными. После этого Вяткина уехала в Москву, где продолжила заниматься концертно-организационной деятельностью. Однако меломаны и по сей день ей благодарны за прекрасные концерты в «Желтой кофте» вроде редкого приезда в Казань группы «АукцЫон», выступления на пике популярности Billy’s band или знакомства с потрясающими белорусами из «Серебряной свадьбы».
Самым «адекватным» для Казани средним ценником был бы 2–5 тыс. рублей, признаются сами участники рынка, но сейчас он составляет от 3 тыс. до 10 тысяч
На концертах в «Татнефть Арене» задействованы 300 человек
Но вернемся в день сегодняшний. В условиях, когда западные артисты не приезжают в Россию, отмечают казанские промоутеры, вполне нормально, что концертный календарь заполняется отечественными исполнителями. И все бы ничего, но ценник на билеты растет с геометрической прогрессией.
Еще этой весной средняя цена билета на концерт топового артиста в столице Татарстана, по подсчетам игроков рынка, составляла 7,5–8 тыс. рублей, год назад — 5 тыс., а сегодня она уже может достигать 10 тысяч! Хотя порой, задирая ценник, на фоне плохих продаж начинаются всевозможные истории с промокодами на скидку. Например, на вчерашний концерт LAB с Антоном Беляевым в «Татнефть Арене» в последние дни билет можно было купить со скидкой в 70%.
Самым «адекватным» для Казани средним ценником был бы 2–5 тыс. рублей, признаются сами участники рынка, но сейчас он составляет от 3 тыс. до 10 тысяч. Из чего формируется стоимость билета? Из «затратки», которая в него вшита. Это реклама, транспорт (логистика), аренда зала, гонорар артиста, налог, агентская комиссия билетного оператора и, собственно, заработок самого промоутера. Затраты на все это многократно выросли, констатируют собеседники «БИЗНЕС Online».
«Чтобы провести в «Татнефть Арене» мероприятие, задействованы около 300 человек, отвечающих за безопасность, транспортировку грузов, проверку билетов, плюс есть команда организаторов»
«Арифметика простая, — говорит руководитель казанской компании по организации концертов ShowMakers group Владимир Шавгулидзе. — Возьмем, к примеру, концерт в „Татнефть Арене“. Чтобы провести там мероприятие, задействованы около 300 человек, отвечающих за безопасность, транспортировку грузов, проверку билетов, плюс есть команда организаторов. Если взглянуть на тенденцию последних лет, значительно выросли налоги. Те, кто раньше работал по УСН, сейчас вынуждены стать эндээсниками. Как крупная компания, мы обязаны сотрудничать только с проверенными подрядчиками, платящими НДС, что автоматически увеличивает наши расходы. Конечно, цены на билеты выросли в 1,5–2 раза».
Разберем, сколько промоутеры закладывают в стоимость билета с каждого пункта расходов на один концерт.
Из чего складывается цена билета
Гонорар артиста — самая дорогая составляющая билета — 35–40% от его стоимости. К примеру, «концертная зарплата» Асти, Михайлова, Ваенги и «Любэ» стартует от 7–8 млн рублей. Гонорар артистов не снижается, более того, их команды — музыканты, менеджеры, логисты, службы безопасности — также подняли цены, и, чтобы обеспечить рентабельность, приходится повышать цену билета. К сожалению, платежеспособность аудитории растет не так быстро, подчеркивают наши эксперты, поэтому промоутеры вынуждены работать с артистами, чьи выступления окупаемы — выбирать тех, кто сможет собрать зал.
«Мы тоже адаптировались: теперь сотрудничаем только с крупными проектами или сами их продюсируем. Но рынок очень непредсказуемый, хотя в то же время динамичный и интересный — за этим хочется наблюдать. Если бы три года назад меня спросили, стоит ли привозить „Золотое кольцо“, то я, как и большинство моих коллег, отказался бы. Но тренды в TikTok сделали популярной Надежду Кадышеву, и сейчас она собирает ледовые арены по всей стране», — привел пример основатель ShowMakers group. Кстати, после роста популярности Надежды Кадышевой и аншлаговых концертов гонорар русской народной «звезды TikTok» стартует от 5 (а где-то пишут, что и от 11) млн рублей, окончательная сумма зависит от размера площадки.
Аренда площадки — 5–10%. Это вторая по объему затрат составляющая билета. Как уже рассказывала наша газета в статье о казанских концертных площадках, ценник за аренду в столице РТ «оборзевший». Например, открывшаяся 1 ноября после ремонта «Пирамида» повысила для «концертников» аренду почти в 2 раза. Один день главного зала стоит 450 тыс. рублей плюс 100 тыс. за экран на сцене («А без него сегодня ни один артист не выступает», — говорит один из наших собеседников).
Есть залы дороже: «Казань Экспо» (3 тыс. мест) и театр им. Камала (700 мест) просят по 750 тыс. рублей. Если арендовать всю 7-тысячную «Татнефть Арену», это обойдется в 1,2 млн рублей, если половину — в 600 тысяч. Залы в оперном театре им. Джалиля и Тинчуринском театре по новому адресу (ул. Татарстан, 1) стоят по 500 тысяч. Активно осваивающий концертно-развлекательное направление IT-парк им. Рамеева, где недавно прошел большой сольник стендап-комика Артура Шамгунова, концерт Ирины Дубцовой и др., можно арендовать примерно за 180 тыс. рублей, точнее, зал «цифрового храма» на 600 мест. ДК, КЦ в Казани стоят плюс-минус 200 тыс. рублей за один день аренды.
Реклама. На рекламу («наружку» и в интернете) закладывают 15−20% бюджета, озвучил цифры Андрей Бажура — основатель концертного агентства «Бажура», бывший концертный директор Элвина Грея. В деньгах расклад примерно такой: если концерт на небольшой площадке, на рекламу тратится 400–500 тыс. рублей, а если, например, нужно собрать всю «Татнефть Арену», придется выложить 1–1,5 млн рублей. «Реклама подорожала примерно на 30 процентов. При этом нет универсального решения: некоторые артисты выкладывают афишу у себя в соцсетях и сразу же распродают все билеты — не тратишь на рекламу ни рубля. В то время как у других исполнителей „стреляешь“ буквально из всех орудий, а продаж нет», — сетует коллега Шавгулидзе.
Бытовой райдер артиста — 5–10%. Перелеты, бизнес-залы в аэропорту, перевозка звездного гостя от точки до точки — это тоже заложено в стоимость билета. Расходы на это взлетели на 30%, единодушны казанские промоутеры. Логистика внутри города подорожала примерно в 2 раза: цена на бензин выросла, как и зарплата водителя, себестоимость автомобиля, включающая техническое обслуживание, таможенные расходы, лизинговые платежи. Например, раньше сутки аренды Mercedes стоили 25 тыс. рублей, сейчас — 45–50 тысяч. «Если говорить про трансфер артиста, билеты на самолет, мы укладываемся где-то в 70–100 тысяч рублей внутри города. Если успеваем заранее купить билет, выходит чуть дешевле», — говорит Бажура.
Увы, экономии не будет, даже если пересадить артиста из самолета в поезд. Стоимость железнодорожных билетов, а именно казанское направление на фирменном поезде, выросла на 80%, констатирует один из игроков рынка, подчеркивая, что и в этом случае сумма, чтобы доставить артиста в Казань из пункта А, будет «космическая».
Обслуживание технического оборудования, он же техрайдер — 10–15%. Почти все оборудование и запчасти ввозятся из-за рубежа. Сложности с доставкой заставляют продакшен-менеджеров артиста увеличивать сметы и закладывать эти издержки в стоимость проектов. Среднее удорожание на 50%. «В условиях роста затрат на организацию и маркетинг себестоимость мероприятия за последние два года выросла примерно в 1,7 раза. Например, бюджет на сборку сцены раньше составлял около 300 тысяч рублей, сейчас эта сумма удвоилась — 600–700 тысяч рублей», — озвучил цифры Шавгулидзе.
Комиссия билетных агрегаторов. «Кассир.ру», «Афиша.ру», «Яндекс.Билеты» и прочие онлайн-сервисы по покупке билетов берут от 5 до 15% с каждого проданного билета. Если промоутер работает с кем-то из перечисленных платформ давно, то у него, как правило, свои эксклюзивные условия и договоренности с «билетниками» и процент у них наименьший — 5%. Кстати, некоторые билетные агрегаторы сверху выставляют покупателю (обычным людям) свою допкомиссию (сервисный сбор) — 5–10%, если покупать билет онлайн. Если не хочется переплачивать, придется идти в кассу концертной площадки, где билеты продаются без этого процента. «Мы раньше билетные книжки расписывали вручную, а потом распространители это все распространяли, — вспоминает основатель продюсерского центра „АРТ-Отдел“ Барышев. — Сейчас все в интернете».
Кроме уже упомянутых билетных агрегаторов, также есть автоматизированные платформы для организаторов мероприятий и распространителей билетов — Ticketscloud, Intickets и т. д. Такими платформами любят пользоваться артисты, которые продают билеты через свой сайт. Процент для покупателей там меньше всего — около 4%.
НДС — 6–15%. С 2025 года в рамках налоговой реформы у крупных артистов и рекламных компаний появился НДС. Раньше на тысячный зал промоутеры в среднем тратили около 800 тыс. за технический райдер, сейчас эта цифра — примерно 1,2–1,3 млн рублей. Если речь о трехтысячном зале, раньше было 2 млн рублей, теперь — 2,5–3 миллиона. Если мы говорим о цифрах, допустим, на какую-нибудь ледовую арену, ранее технический райдер стоил 3,5 млн, сегодня — 5,5 миллиона.
Не самые известные артисты, обычно молодые, готовы и 50% отдать, лишь бы концерт состоялся
Сколько же зарабатывают сами организаторы?
Что остается на руки промоутеру? В былые дни, вспоминают некоторые из собеседников, когда в столицу Татарстана была возможность привезти любую звезду, можно было заработать до 1 млн рублей за концерт. Сколько зарабатывают казанские промоутеры сейчас, наши собеседники озвучивать не стали, объясняя это тем, что суммы очень разнятся. Заработать можно как 30 тыс., так и 300–500 тыс. рублей. А можно и ничего не заработать, уйдя в минус. Такое случалось, признаются собеседники, не раз.
Но это примерно 5–20% от общего дохода. Например, не самые известные артисты, обычно молодые, готовы и 50% отдать, лишь бы концерт состоялся. А вот топовый артист на стадионе с билетным валом в 200 млн рублей, платить более 10 млн рублей точно не будет, максимум 5% от общего дохода. Бывает, что предлагают 5% от прибыли, но на такие условия профи не соглашаются — нерентабельно.
«В некоторых случаях, проводя концерты топовых звезд, организатор вообще не зарабатывает ничего, — объясняет Бажура. — Здесь разговор больше не про коммерческую прибыль, а про репутационную. Тем самым можно поднять свой статус как промоутера. Условно, когда я провожу концерт большой звезды, другие артисты потом сами подтягиваются, сами начинают мне звонить, писать, предлагать лучшие условия для работы».
Лица индустрии
Тех, кто сегодня в Казани организовывает концерты и привозит артистов, немного. Как говорят сами промоутеры, здесь «живая неагрессивная конкуренция». Более того, существует «молчаливая договоренность», что, если промоутер работает с каким-то артистом много лет, другие к нему уже не лезут. Например, Филипп Киркоров много лет был «клиентом» Мухамедьярова, поэтому, даже если к нему обратится другой местный промоутер, скорее всего, ему откажут. Сейчас «Сабантуй» администрирует Григория Лепса, соответственно, он только их артист. Например, рэп-тусовка больше закреплена за Шавгулидзе, «непопсовых» героев привозит Барышев. Итак, кто сейчас представляет казанский рынок промоушена?
Фарит Мухамедьяров, гастрольно-концертное агентство «Сабантуй»
В последние годы, отмечают спикеры, Мухамедьяров пропал из виду, хотя «Сабантуй» по-прежнему проводит концерты и мероприятия, а он остается единоличным владельцем компании. Фарит Асфантович — родоначальник концертной культуры в Казани. Началось все с организации танцевальных и клоунских фестивалей, а после он переключился на выступления артистов. Сначала у него была компания Magic Holiday Company, затем праздничное агентство «Досуг», а в 1991-м появился «Сабантуй». Постепенно компания выросла с одного концерта в два месяца до регулярных гастролей известных звезд. Мухамедьяров первым привез в город таких артистов, как Сергей Пенкин, Кристина Орбакайте, Валерия, Анжелика Варум, Агутин, Валерий Меладзе, Киркоров и др. Среди мировых звезд в его послужном списке французская певица Патрисия Каас, итальянец Робертино Лоретти, испанская звезда Хулио Иглесиас, группы Scorpions (на организацию потратили более 20 млн рублей) и Roxettе.
Леонид Барышев, продюсерский центр «АРТ-Отдел»
Полный тезка елабужского майонезного короля, гендиректора АО «Эссен Продакшн АГ», начал концертную деятельность с должности администратора в «Пирамиде». В 2002-м он открывает продюсерский центр «АРТ-Отдел», и благодаря ему казанцы знакомятся с другим, «непопсовым», уровнем исполнителей. Это немецкий коллектив Gregorian, британская трип-хоп-группа Morcheeba, популярный электронный дуэт Infected Mushroom (привезти их в наш город в 2019 году стоило $20 тыс.), Пласидо Доминго (тот самый концерт с Аидой Гарифуллиной), Лара Фабиан и др.
Концертами Доминго и Фабиан, признается сам Барышев, он гордится больше всего. «Для Лары Фабиан мы тащили рояль, который весил 500 килограммов, выносили его на сцену, переносили с одного места на другое. Она играла только на нем», — вспоминал спикер. Кстати, Барышев мечтал привести в Казань сэра Пола Маккартни, но политическая обстановка вряд ли позволит сделать это в ближайшее время.
Владимир Шавгулидзе, основатель ShowMakers group
Шавгулидзе основал продюсерский центр ShowMakers group в 2007 году. Первый концерт провел в казанском клубе Doctor, а сейчас команда сотрудничает с топовыми артистами, которые собирают целые стадионы. Скриптонит, Макс Корж, Slava Marlow, Jony, HammAli & Navai, Zivert — лишь малая часть тех, кого Шавгулидзе привозил в Казань. Всего ShowMakers group организовала более 300 мероприятий. Сейчас команда «выращивает» собственных звезд — они создали музыкальный лейбл PLAY Music.
В 2024 году состоялся первый в истории Казани полноценный стадионный концерт в «Ак Барс Арене», где выступил Баста (Василий Вакуленко). Для организации шоу такого масштаба задействовали более 2,5 тыс. специалистов из разных сфер. С артистом команда работает с 2009 года и прошла длинный путь от маленьких площадок до толпы в 23 тыс. человек.
«Наш бизнес тем и ужасен, что мы зависим буквально от всех факторов. Но это был мой осознанный выбор. Я музыкант и обладаю необходимыми компетенциями для успешной работы в этой индустрии, — делится Шавгулидзе. — На заре карьеры у меня был клуб, куда я начинал привозить артистов. Первым концертом было выступление рэп-группы „Район моей мечты“ в 2007 году. Правда, я сильно прогорел, попал на большие деньги. Это был опыт, полный взлетов и падений, с забавными моментами и уроками. Не вижу никаких препятствий для дальнейшего развития в этом направлении».
Андрей Бажура, концертное агентство «Бажура»
Андрей Бажура
Молодое лицо индустрии Бажура начал свою деятельность в 2016 году, когда работал концертным директором Грея (Радик Юльякшин). Затем открыл свое концертное агентство «Бажура». Привозил Сергея Лазарева, администрирует Асти, а в рамках совместной работы с Radio Record начал привозить и других артистов. Он работает с сетевыми молодежными исполнителями, т. е. с теми, кто вырос в артиста из блогеров. К примеру, его подопечные — это рэпер из Уфы Тимур Честный (Тимур Гатиятуллин), Jakone и A.V.G. Также Бажура проводит вечеринки в стиле 1980–1990-х, куда привозит звезд того периода — Татьяну Овсиенко, группу «Комбинация» и т. д. «Мы с коллегами друг другу не мешаем, никто никому палки в колеса не вставляет. В этой индустрии все очень дружно существует. Поэтому работы хватает на всех, по-моему, все хорошо», — считает собеседник газеты.
Ильдар Фаттахов, сооснователь клуба StandUp Club Kazan
Ильдар Фаттахов, как и полагается бывшему кавээнщику и сооснователю стендап-клуба в Казани, закрывает юмористическую событийную нишу. Сейчас он организовывает в своем StandUp Club Kazan концерты известных (Фил Воронин, Виктор Комаров, Камиль Зулфугаров и т. д.) и пока не слишком стендап-комиков, а также и импровизаторов из мира юмора. Бэкгрануд у Фаттахова более чем серьезный. В прошлом он привозил в столицу РТ полный состав «Прожектор Перис Хилтон» с Иваном Ургантом, Гариком Мартиросяном, Александром Цекало и Сергеем Светлаковым, «Уральских пельменей», спектакли Евгения Гришковца и т. д.
Ольга Скепнер, певица, основатель и директор продюсерского центра Art Of Jazz Company
Среди организаторов называют и основательницу фестиваля «Джаз в усадьбе Сандецкого» или «Джаз в Кремле» Ольгу Скепнер, подхватившую «джазовое знамя» после промоутера Бухминой, вышедшей 8 лет назад на пенсию. Скепнер привозила и привозит знаменитых джазовых музыкантов: Этери Бериашвили, Мариам Мерабову, Левана Ломидзе. За почти 20 лет фестиваля в столице Татарстана выступили действительно признанные мастера мировой импровизационной музыки почти со всего мира, соул-фанк-певцы, пианисты, саксофонисты, композиторы. Пусть их имена знакомы в основном поклонникам жанра, все же, подчеркивают спикеры, она ведет качественную музыкально-просветительскую работу.
К помощи локального промоутера надо прибегать в том случае, если представитель артиста не знаете специфики рынка конкретного региона. Какая площадка подойдет артисту, какую рекламу лучше дать и т. д., плюс у местного организатора есть скидки на отели, транспорт и прочую «внутреннюю историю»
«Некоторые концертные директора считают себя «хозяевами положения»
Как цены не стоят на месте, так и тренды. Одна из таких фишек индустрии, хоть и не новых, — администрирование. Это когда менеджер или директор артиста сам организовывает выступление своего подопечного, при этом задействует локального организатора концерта. Грубо говоря, если условный Баста хочет выступить в Самаре, Иваново или родном Ростове, за помощью с организацией сольника в этих городах его менеджер обращается к местному промоутеру. В таком случае промоутер не рискует своими деньгами, все расходы оплачивает представитель артиста.
Что входит в администрирование? Это помощь с поиском площадки, бронирование гостиницы, аренда трансфера, реклама, технические задачи, взаимодействие с полицией и МЧС, если концерт большой. За свои услуги локальный промоутер получает агентскую комиссию или агентское вознаграждение — минимум 5%, максимум 15% от вала. Вал — это вся возможная выручка за проданные билеты до вычета налогов. Менеджеры поскупее могу предложить 5% от прибыли, но на это «концертники» не соглашаются.
Как объяснили собеседники газеты, к помощи локального промоутера надо прибегать в том случае, если представитель артиста не знаете специфики рынка конкретного региона. Какая площадка подойдет артисту, какую рекламу лучше дать и т. д., плюс у местного организатора есть скидки на отели, транспорт и прочую «внутреннюю историю». Например, 27 ноября в столице РТ должен пройти концерт легенды российского шансона Михаила Шуфутинского, но билеты продаются плохо. Все потому, подчеркивают спикеры, что его агенты плохо изучили, как работать с казанской публикой.
А вот новый тренд — это как раз когда концертные директора полностью сами организовывают выступления своего артиста. От договоренностей с площадкой до рекламы и пр., они не ждут, когда их артиста «купят». Чаще так делают представители стендап-комиков, поскольку заморочек мало: ты везешь одного человека, а из реквизита нужен микрофон и стул. Но промоутеры считают это не совсем рабочей схемой, т. к., не зная специфики рынка, можно прогореть.
«Очень важен партнер в регионе, где проходит мероприятие. Если его нет, концертному директору хана. Я считаю, что хороший менеджер всегда сможет найти компанию промоутеров и договориться о понятной финансовой модели. Гарантия — это фиксированный гонорар, за который артист полностью получает свою долю. Сейчас часто слышишь: „Дайте нам гонорар, а заработаете больше — процент нам, пожалуйста“», — рассказал один из участников рынка.
Еще один тренд — совместное администрирование с другим промоутером (из другого региона). Т. е. работа в связке. Например, концертами Лазарева занимается промоутерская компания из Рязани, они также могут обратиться к своим коллегам из конкретного города, где выступает певец, чтобы те помогли с организацией. За такое администрирование выручку промоутеры делят пополам.
Но есть и негативные тенденции, отметил один из экспертов, когда концертные директора считают себя «хозяевами положения». «Бывает, что у молодого артиста требования такие, будто он уже получил „Грэмми“, а это далеко не так, — отметил собеседник газеты. — Практика показывает, что рынок шоу-бизнеса очень волатильный: сегодня ты в тренде, а завтра проклянут за одно неосторожное слово! Поэтому важно держать себя в рамках и избегать высокомерия, иначе легко обжечься».
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.