«При сохранении текущих трендов глобальный спрос на нефть может достичь около 113 миллионов баррелей в день к 2050 году, что на 13 процентов выше уровня 2024-го» «При сохранении текущих трендов глобальный спрос на нефть может достичь около 113 миллионов баррелей в день к 2050 году, что на 13 процентов выше уровня 2024-го» Фото:  © Zamir Usmanov / Global Look Press/ www.globallookpress.com

Конец нефтяной эры: отложить нельзя приблизить

Случилось странное и внезапное. Международное энергетическое агентство (МЭА) пересмотрело свои прогнозы и теперь ожидает более продолжительный рост спроса на нефть, чем предсказывалось ранее. В новом ежегодном отчете World Energy Outlook 2025 МЭА указывает, что мировое потребление нефти в ближайшие годы не прекратит рост, как думали раньше, а будет увеличиваться как минимум до 2030-го. Лишь при условии реализации всех объявленных (около)климатических мер спрос может стабилизироваться к концу нынешнего десятилетия, да и то необязательно. В ином же случае, по консервативному сценарию МЭА, потребление нефти продолжит расти вплоть до 2050 года. Это, прямо скажем, весьма резкий поворот относительно привычной риторики предыдущих лет, когда МЭА и многие аналитики прочили миру скорый «пик нефти» и последующий быстрый закат эпохи ископаемого топлива. Но концепция, похоже, изменилась.

Теперь, по свежим оценкам МЭА, при сохранении текущих трендов глобальный спрос на нефть может достичь около 113 млн баррелей в день к 2050 году, что на 13% выше уровня 2024-го. Ранее на протяжении последних пяти лет МЭА, напротив, предсказывало скорое достижение максимума спроса на углеводороды — сначала «пик нефти», а затем и «пик газа». Предполагалось, что это вот-вот позволит развитым странам снизить зависимость от нефтяных автократий (России, Ирана, Венесуэлы, Саудовской Аравии и др.), но события последнего года заставили пересмотреть эти ожидания.

Так, западные страны ввели жесткие санкции против российской нефти и газа на фоне украинского конфликта, но одновременно смягчили некоторые собственные планы по отказу от ископаемого топлива ради обеспечения энергобезопасности. В то же время в США к власти вернулась администрация, ориентированная на традиционную энергетику, что привело к сворачиванию ряда «зеленых» инициатив и, самое главное, больших субсидий на ВИЭ и электромобили — иными словами, американцы начали считать деньги. При этом МЭА отмечает, что мировое потребление энергии продолжает расти (плюс 60% с 2000 года) за счет развивающихся экономик, прежде всего Азии (не только Китая, который сейчас заставлен солнечными батареями и ветряками), тогда как спрос в развитых странах уже достиг плато и не превысит уровней 2007-го по меньшей мере до 2035 года. В результате в обновленных сценариях МЭА рост спроса на нефть не остановится в ближайшие год-два, как ожидалось ранее, а продолжится примерно до 2030-го, ну а пик потребления газа теперь ожидается не ранее конца 2030-х, что по нынешнему резвому времени выглядит как «примерно никогда».

Бескарбоновое будущее откладывается?

Примечательно, что впервые МЭА включило в свой доклад более пессимистичный сценарий, при котором человечество затягивает энергопереход. В этом варианте после 2030 года нефть продолжит пользоваться спросом за счет отраслей, сложнее всего поддающихся декарбонизации (авиация, нефтехимия и пр.) и глобальный спрос достигнет пика ~113 млн б/с лишь к середине века.

Ранее такие медленные сценарии даже не рассматривались МЭА — считалось, что человечество двинет к бескарбоновому будущему семимильными шагами. Теперь же МЭА демонстрирует более осторожный подход, фактически признавая, что быстрый отказ от нефти маловероятен без кардинального ужесточения политики, причем в планетарном масштабе, а с этим возникли сложности.

Идея о том, что спрос на нефть вот-вот достигнет максимума и начнет снижаться, неоднократно высказывалась в последние годы. Эти прогнозы основывались на стремительном росте возобновляемой энергетики и электромобилей: ожидалось, что их масштабное внедрение вытеснит нефть из электроэнергетики и транспорта. Например, по основному сценарию прошлогоднего отчета МЭА, быстрое распространение электромобилей должно было ограничить рост спроса и привести к его снижению после 2030 года. Предполагалось, что количество электромобилей в мире вырастет с ~60 млн единиц сегодня до 840 млн к 2035-му, а их доля в продажах новых автомобилей достигнет 50%. Такой сдвиг от ДВС к электротяге вместе с наращиванием солнечной и ветровой генерации рассматривался как ключевой фактор скорого «конца нефти».

Запрет продаж машин с ДВС в Великобритании смещен на 2035 год

Но реальные тенденции оказались сложнее. После провала спроса в 2020 году мировой рынок нефти довольно быстро восстановился. При этом быстрое увеличение мощностей солнечной и ветровой энергетики покрывает в основном новый прирост потребления электроэнергии, не вытесняя сразу существующие нефтяные и газовые сегменты. МЭА фиксирует, что в любом из рассмотренных сценариев возобновляемые источники будут расти быстрее всех прочих, но это не гарантирует немедленного падения спроса на нефть.

Конечно же, быстрый отказ от нефти во многом связывался с политическими решениями, направленными на электрификацию транспорта. В последние годы многие страны объявляли о планах запретить продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей в течение 2030-х.

Например, Великобритания еще несколько лет назад наметила прекратить продажу машин с ДВС к 2030 году, а Евросоюз утвердил цель к 2035-му все новые авто перевести на нулевые выбросы. Однако теперь эти планы сталкиваются с пересмотром. В сентябре 2023-го премьер-министр Британии Риши Сунак заявил об отсрочке запрета на продажи новых бензиновых и дизельных машин: дедлайн смещен с 2030 года на 2035-й.

Одновременно в самой Европе возникли оговорки к полному отказу от ДВС: по настоянию Германии в правила ЕС добавлено исключение для автомобилей на синтетическом топливе (e-fuel), которое позволит и после 2035 года продавать машины с двигателями внутреннего сгорания, работающие на углеродно-нейтральных видах топлива. Политика декарбонизации транспорта, прежде казавшаяся неизбежной, теперь адаптируется под экономические реалии и настроения общества. По-простому, сокращение субсидий очень быстро превращает «зеленую» энергетику и электромашинки в нишевые явления.

Что сулит продление «нефтяного изобилия»?

Пересмотр прогнозов МЭА был встречен с воодушевлением в странах – экспортерах нефти. ОПЕК прямо заявила, что новый сценарий подтверждает правоту ее позиции. «Мы надеемся, что обновленный прогноз МЭА означает возвращение к трезвому анализу реалий энергетики и знаменует собой конец заблуждений насчет „пика нефти“», — говорится в официальном обращении ОПЕК. Вероятно, в разработку месторождений вновь потекут средства, а западным странам придется и дальше поддерживать отношения с ближневосточными шейхами и другими поставщиками углеводородов.

Для потребителей же откладывание пика нефти имеет двоякие последствия. С одной стороны, изобилие предложения на мировом рынке сулит относительную доступность энергоресурсов. МЭА указывает, что проектов по добыче нефти и особенно сжиженного газа сейчас достаточно, чтобы в ближайшие годы обеспечивать избыточное предложение. Это может означать более низкие цены на бензин и газ для населения и промышленности. Отдельно отметим, что в Европе такие новости воспринимаются с осторожным оптимизмом: дешевое сырье способно облегчить задачу по отказу от российских нефти и газа к концу десятилетия, снизив давление на экономику.

С другой стороны, продление «нефтяного изобилия» дает надежду самим экспортерам, прежде всего России, Саудовской Аравии, а также нефтегазовому сектору США. Новый прогноз фактически гарантирует, что их основной товар — нефть — останется востребованным в обозримом будущем. Для России, чья экономика зависит от нефтегазовых доходов, это сигнал о сохранении рынков сбыта «в планетарном целом», несмотря на геополитическое напряжение. Более того, если мировые цены на нефть не рухнут, а будут умеренно низкими благодаря конкуренции, страны-импортеры продолжат покупать, долгосрочно поддерживая спрос. Впрочем, низкие цены, очевидно, превращаются в низкие доходы бюджетов, но тут уж ничего не поделаешь.

Что можно ожидать в итоге? Я все же склонен считать, что на пик потребления нефти мир выйдет в начале 30-х годов, может, даже в 2030-м, но резкого (или даже плавного) спада за ним не будет, а будет плато длиной лет 10. А вот что дальше — вопрос открытый. В конце концов, до сих пор нормальный рыночный спрос находит каменный уголь, несмотря на полтора века активного использования и высочайшие экологические издержки, прямо влияющие на здоровье людей.