Камерный театр «Сдвиг» открыл юбилейный 10-й сезон Камерный театр «Сдвиг» открыл юбилейный 10-й сезон

«Все у нас было спонтанно: костюмы из дома, мебель… та, что есть»

Маленький театр на чердаке, организованный группой энтузиастов, вырос до камерного театра «Сдвиг» и отмечает 10-й творческий сезон. В честь юбилейной даты коллектив подготовил специальную программу «Я служу в театре», собрав на минувшей неделе близких друзей, соратников и преданных зрителей. Для них актеры сыграли фрагменты всех знаковых репертуарных спектаклей: «Сережа очень тупой», «А не съесть ли нам кого-нибудь?..», «Сердце Луиджи», «Скамейка», «Развод по-французски», «Самозванец», «Маленький спектакль на лоне природы», «Рядовые», «Шестое чувство» и «Арт».

Еще в 1994 году СТЭМ «Сдвиг по фазе» Казанского государственного энергетического университета, зародившийся в недрах фестиваля «Студенческая весна», возглавили актеры Казанского русского драмтеатра им. Качалова Михаил и Елена Галицкие. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» они признались, что не предполагали, что студенческий междусобойчик вырастет до полноценного театра.

Актеры Казанского русского драмтеатра им. Качалова Михаил и Елена Галицкие Актеры Казанского русского драмтеатра им. Качалова Михаил и Елена Галицкие

«Нас пригласили, потому что был форс-мажор в энергоуниверситете — оставалось две недели до „Студенческой весны“, а программа была не готова. Ребята пригласили помочь, и мы поставили [им выступление]. И они заняли 1-е место, — вспоминает Михаил Олегович. — Нам предложили остаться. Видим, ребята способные, талантливые есть. Потом уже из студенческого юмора решили попробовать перейти на более серьезный материал и стали ставить музыкальные спектакли для „Студенческой весны“. То есть мы были зачинателями этого движения. И тогда вдруг возникла идея создать театр».

Генпродюсер и худрук театра Михаил Волконадский Генпродюсер и худрук театра Михаил Волконадский

На вопрос, кому все-таки первой пришла идея, Галицкий называет супругу, а Елена Игоревна поправляет и говорит: «Обоим». Кроме того, на тот момент они еще преподавали в Казанском институте культуры, откуда и пришла часть актеров, в том числе нынешний генпродюсер и худрук театра Михаил Волконадский.

«Раньше же были народные театры, вот и мы решили что-то такого типа [организовать]. Все у нас было спонтанно: костюмы из дома, мебель… та, что есть. Как-то так выкручивались. А когда подключился Михаил Волконадский, стало получше, потому что он активно взялся за дело. С молодежью интересно заниматься, открывать с ними новые грани», — рассказывает Галицкая.

Александр Фельдман Александр Фельдман

«Сдвиг» был одним из первых, кто сумел изменить концепцию театра»

Команда под одной крышей собралась не сразу. Сначала помешал кризис 2008 года, затем Волконадский и Александр Фельдман, который до недавних времен являлся худруком и режиссером театра, были заняты на таких масштабных событиях, как Универсиада-2013.

«Шесть лет большой стройки и гонки Универсиады физически не давали возможности заняться полноценным театральным искусством. Как только прошли соревнования, в 2014 году мы вышли к театру Камала (ныне — театр им. Тинчуринаприм. ред.) и организовали первый фестиваль уличного перформанса „Культурный сдвиг“. Его мы делали три года подряд, — рассказывает Волконадский. — Потом, когда ребята подсобрались, более-менее и молодежь созрела, я увидел, что есть потенциал и надо попробовать».

Первую собственную сцену, тот самый чердак бывших конюшен на улице Бурхана Шахиди, коллектив обрел в 2017 году. Через пару лет они переехали в пустовавшее здание на ул. Лобачевского, 11/27, принадлежавшее сестре писателя Сергея Аксакова и теще химика Александра Бутлерова Софье Аксаковой. Зрительный зал с 45–50 мест вырос до 80.

«Я думаю, „Сдвиг“ обрел свое лицо. Я желаю успехов им», — отмечает замруководителя исполкома Казани Азат Абзалов «Я думаю, «Сдвиг» обрел свое лицо. Я желаю успехов им», — отмечает замруководителя исполкома Казани Азат Абзалов

«В классическом понимании театр всегда ассоциировался с большой сценой. Само название „Сдвиг“ концептуально красиво вписывается в эту историю — они были одними из первых, кто сумел изменить эту концепцию. Это касалось как репертуарной политики, так и подходов к зрительному восприятию спектакля. Они начинали на чердаке, экспериментировали, а затем театр обосновался на нынешней площадке. Этот разлом в представлениях о театре повлек за собой целую плеяду новых театральных институций — появился „Угол“, театр „Акт“ и другие. Я думаю, „Сдвиг“ обрел свое лицо. Я желаю успехов им», — отмечает замруководителя исполкома Казани Азат Абзалов, который с 2016-го по сентябрь текущего года был начальником управления культуры города.

Собеседник «БИЗНЕС Online» добавил, что «Сдвиг», несмотря на внешние изменения, остался верным себе — есть четкая репертуарная политика, хотя многие частные театры иногда грешат тем, что экспериментируют без конкретной системы. Абзалов также подчеркивает, что театр поддерживает и раскрывает начинающих актеров. В частности, в 2017 году это вылилось в открытие творческой резиденции «Артхаб» народного артиста России Константина Хабенского. Проект просуществовал три года. За это время успели снять фильм «Пувырга», занявший несколько призовых мест на российских и международных фестивалях, два сериала, был поставлен спектакль «На крыше леса» Марселя Касимова. Сейчас «Артхаб» прописался в Москве как лабораторная площадка МХТ им. Чехова, который возглавляет Хабенский.

Абзалов также подчеркивает, что театр поддерживает и раскрывает начинающих актеров Абзалов также подчеркивает, что театр поддерживает и раскрывает начинающих актеров

У Хабенского и «Сдвига» сохраняются теплые отношения. Поддержать 10-й юбилейный сезон из столицы прилетела замдиректора МХТ им. Чехова Ляйсан Мишарина, которая работала исполнительным директором казанского «Артхаба».

«Нас было четыре человека (Михаил Волконадский, Александр Фельдман, Анна Фельдман и я), и у нас была идея создать арт-резиденцию — „Артхаб“. С Константином Юрьевичем я на тот момент достаточно длительное время работала, и ребята его очень хорошо знали, потому что в 2014 году работали над выпуском спектакля „Поколение Маугли“. Сейчас спектакль находится в репертуаре МХТ имени Чехова. Наша идея Константину Юрьевичу очень понравилась, потому что это история некоей лаборатории, в которой можно было бы созидать. Он нас поддержал, и одним из резидентов стал „Сдвиг“, одним из первых и основных, — рассказала Мишарина. — Мы с ребятами видимся, и, когда они приезжают в Москву, всегда приходят в театр».

Со слов Галицкого, «Сдвиг» не нужно сравнивать с большими академическими театрами Казани — нет задачи с ними конкурировать Со слов Галицкого, «Сдвиг» не нужно сравнивать с большими академическими театрами Казани — нет задачи с ними конкурировать

Вербатим по Пушкину, спектакль-стендап и главная задача театра

На новый сезон у театра большие планы. После переезда Фельдмана за границу долгое время обязанности худрука были распределены между несколькими людьми. С апреля эту работу полностью замкнул на себе Волконадский. «Когда уже 10-й сезон, невозможно без художественного руководителя. Поэтому я высвободил всевозможные даты и графики, потому что пришло время, я считаю, нашему театру перейти на новый уровень — из самодеятельного превращаться в профессиональный большой коллектив. Возможно, даже [нужен] новый зал, потому что, думаю, мы доросли до зала в пределах 200 человек», — комментирует он.

Что касается премьер, то первая ожидается в начале января — Галицкие поставят трагифарс «Вакансия для старого клоуна» по пьесе Матея Вишнека. 31 января, в день рождения театра, Михаил Александрович поставит спектакль-вербатим «Опять метель» по мотивам повести Александра Пушкина «Метель». Динара Сайфутдинова в конце марта – начале апреля представит «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова. Также планируется музыкально-поэтический проект «Театр „Сдвиг“ собирает друзей» с худруком и солистом ВИА «Волга-Волга» Антоном Салакаевым, концерт, посвященный поэзии и музыке друзей театра (актеры, режиссеры, композиторы и т. д.), стендап-спектакль с одним из основателей и идеологов движения стендапа в России Антоном Борисовым, пластическая постановка «Помним. Любим. Живем» с шоу-балетом Crystal, театром танца «Дорога из города» и камерным театром «Пантера». Для юных зрителей ко Дню защиты детей коллектив подготовит спектакль «Буратино».

«Самая главная задача — в мае пройдут большие гастроли МХТ имени Чехова. Пока в планах [привезти] спектакль „Ханума“, „Старший сын“ и „Русалочка“. А мы, если все будет хорошо, может быть, с гастролями поедем на площадку Никиты Сергеевича Михалкова в мастерскую „12“», — поделился планами Волконадский.

Со слов Галицкого, «Сдвиг» не нужно сравнивать с большими академическими театрами Казани — нет задачи с ними конкурировать. Да, у маленького частного театра всегда будут трудности с финансированием. Первые три года, например, труппа работала бесплатно. Однако не все можно измерить деньгами, считает он.

«Ребята без театрального образования создали театр, они этим живут. У них семьи и дети появились, наши бывшие ученики имеют своих учеников. Нам это доставляет удовольствие, — рассказывает народный артист РТ. — Мы не ставим вопрос кого-то чем-то удивить. Мы берем тот материал, который волнует молодых ребят. И не стараемся, как некоторые театры в республике, только на комедию [работать], у нас разные жанры. Поэтому не стараемся быть на кого-то похожими и составлять им конкуренцию. Это и нереально. Скажем так, в Камаловском театре вон какое здание и несколько сцен. А у нас возможность — 100 зрителей, но это наш зритель. Наша задача, знаете, в чем состоит? Учить людей смеяться и плакать. Смеяться — это радоваться за ближнего. Плакать — это сопереживать. Потому что многие эту способность утратили в нынешнее время».