«КПРФ и Республика Татарстан — это две ключевые силы, которые четко и системно выступали против муниципальной реформы… В итоге приняли не самый лучший вариант, как мы предлагали, тем не менее мы отстояли права регионов, сегодня у субъектов РФ есть возможность сохранить полноценное многоуровневое местное самоуправление, включая выборность власти на уровне поселений», — говорит депутат Госдумы от Татарстана Артем Прокофьев — гость интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Единственный думец, представляющий республику, но не входящий во фракцию «Единая Россия», рассказал о своем первом опыте работы в федеральном парламенте, перспективах коммунистов в РФ и РТ, а также личных планах на выборах-2026.
Артем Прокофьев: «В 2024 году нами было внесено свыше 200 законопроектов, и 115 из них были приняты. Понятно, что часть из них носит межфракционный характер, но тем не менее»
«Когда экономический рост колеблется на уровне математической погрешности — это большая проблема!»
— Артем Вячеславович, начался последний год работы Госдумы VIII созыва, вы впервые были ее депутатом. Как оцениваете продуктивность парламента: ожидания и реальность?
— Во-первых, надо отметить, что на Думу VIII созыва выпал непростой период: и пандемия, и начало специальной военной операции, и, по сути, экономическая война Запада против нашей страны. Во-вторых, это первая Дума, которая реализовывала свои полномочия по измененной Конституции. Это был серьезный опыт, и Дума, я считаю, со своей ролью справилась. Также надо отметить, что Государственная Дума в полной мере начала реализовывать контрольные полномочия. Это не менее важная составляющая работы, чем принятие законов. На правительственный час теперь приглашается не отдельный министр по какому-то вопросу, но и курирующий вице-премьер, и все ведомства, которые в той или иной мере имеют отношение к решению проблемы. Это важно, чтобы не было перекидывания проблемы от ведомства к ведомству. И комитет Госдумы по контролю под председательством Олега Морозова совершенно по-другому построил работу. Все это позволяет буквально корректировать политику правительства во многих вопросах и добиваться решений, которых ждут от нас избиратели.
— Насколько продуктивно работала фракция КПРФ в нынешнем составе Госдумы?
— Нашей фракцией за год было внесено порядка 200 законов. Понятно, что только часть из них была принята.
— А какая часть была принята?
— В 2024 году нами было внесено свыше 200 законопроектов, и 115 из них были приняты. Понятно, что часть из них носит межфракционный характер, но тем не менее. Мы ведем большую работу, чтобы убедить наших коллег поддержать наши инициативы и внести соответствующие корректировки в обсуждаемые проекты законов.
Артем Вячеславович Прокофьев родился 31 декабря 1983 года в Казани. Окончил с отличием КГУ по специальности «политология» (2006), аспирантуру КГУ (2009). Кандидат политических наук (2009 год, диссертация на тему «Трансформации политических режимов Грузии, Киргизии и Украины (сравнительное исследование)», автор более 20 научных публикаций, в том числе двух монографий.
2006–2013 — член российской ассоциации политической науки (РАПН).
2006–2007 — организационная и информационно-аналитическая работа в штабах КПРФ на региональных выборах — Пермский край (2006), Санкт-Петербург (2007).
2007–2010 — заведующий сектором политических технологий отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний. Работа на федеральных и региональных выборах: выборы Госдумы ФС РФ 2007 года; выборы президента РФ в 2008-м; единые дни голосования в 2008–2010 годах.
2008–2013 — кандидат в члены центрального комитета КПРФ.
2009–2021 — депутат Госсовета РТ VI, V, VI созывов; член комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам; 2019–2021 — заместитель председателя комитета по социальной политике.
2011–2014 — заместитель заведующего отделом ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний.
С 2013 года — член центрального комитета КПРФ, член комиссии по международным вопросам.
С сентября 2021-го — депутат Государственной Думы ФС РФ VIII созыва, член комитета ГД по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
Мы, например, из 16 министров не поддержали бо́льшую часть — 12 кандидатур, в первую очередь выступив против финансово-экономического блока. У нас были десятилетия, чтобы увидеть, что они не могут обеспечить нужный темп развития экономики. Когда экономический рост колеблется на уровне математической погрешности — это большая проблема! Исключение составили два последних года, но им буквально навязали другой подход — нашу промышленность загрузили заказами, когда произошла вынужденная переориентация на внутреннее развитие, на импортозамещение. Тогда мы увидели рост в 4 процента. А сейчас опять все это сворачивается. КПРФ принципиально выступает против таких руководителей, наша фракция голосует против этих подходов.
— «Бюджет РФ на 2026–2028 годы принят в первом чтении с поправками. В частности, ненефтегазовые доходы планируются на 2,28 триллиона рублей меньше прогнозировавшегося объема из-за замедления темпов роста экономики. А почему произошло замедление темпов?! Как говорится, кто виноват и что делать? Что по этому поводу думают и предлагают депутаты вообще и фракция КПРФ в частности?» (Иванов С.Н.)
— Мы этот проект бюджета не поддержали, потому что предлагаемая финансово-экономическая политика является большой проблемой, в том числе с точки зрения национальной безопасности. Мы предлагаем альтернативу этим предложениям, которые считаем пагубными для нашей экономики и общества, несущими социальную несправедливость. КПРФ представила «Программу Победы» и, что важно, альтернативные предложения по бюджету — это «бюджет развития» вместо «бюджета сокращений» от правительства.
— Единороссы часто обвиняют другие партии в популизме, дескать, обещаете народу несбыточное, чтобы заработать себе дополнительные очки.
— Давайте смотреть по результатам, а они постоянны и наглядны. Например, возвращение индексации пенсии работающим пенсионерам. Фракция КПРФ вносила этот законопроект неоднократно, но нам прямо на заседании Госдумы говорили: «Вы популисты, это невозможно!» Но у нас сильнейшая аргументация, что это не только несправедливо, но и пагубно для экономики, бюджета страны. Когда у нас дефицит кадров, людей, по сути, выталкивают с рынка труда. Наш законопроект они отклоняют, говорят, что мы популисты. А когда президент Российской Федерации сказал, что это несправедливо, надо исправить, — позиция парламента меняется! И принимается, по сути, наше предложение — возвращают индексацию пенсий работающим пенсионерам.
Другой пример — система налогообложения. Мы постоянно ставили вопрос, что должна быть прогрессивная шкала. Не должны, условно, учительница и олигарх уплачивать одинаковый процент от своих доходов. И такого нет ни в одной развитой экономике мира. Нам же говорили, что налоговая система не сможет это администрировать. Хотя в то же время постоянно говорят, что у нас самая современная налоговая система с точки зрения администрирования. И наши инициативы отклонялись, нас обвиняли в популизме.
Но благодаря нашей последовательности, системной работе многим стала понятна справедливость нашей позиции. И президент поддержал! Сегодня мы увидели первые шаги в сторону прогрессивной шкалы налогообложения. Да, конечно, у нас была другая концепция. Мы считаем, что люди с доходами ниже прожиточного минимума не должны уплачивать даже 13 процентов налога. Что касается среднего класса, то его не надо было трогать, до 5 миллионов рублей должна была остаться ставка 13 процентов. А с дохода свыше 50 миллионов рублей должна быть среднемировая ставка, а она составляет 47 процентов. И это закрыло бы все вопросы по бюджету без поднятия налогов для большинства.
— Кстати, вот что думают о налогах наши читатели: «Налоги опять поднимают. Это же рост цен! Может, хватит?!» (Эльмир); «Хватит душить налогами! Олигархи стали еще богаче, а налоги поднимают нам» (Екатерина Александрова); «Насколько реально повышение НДС с 20 до 22 процентов? Как говорят экономисты, это затронет 2/3 потребительской корзины. Что по этому вопросу думают коммунисты и как планируют действовать?» (Аркадий Королев)
— НДС — это налог, который как раз охлаждает экономику. Первая проблема заключается в том, что НДС будет дополнительно тормозить экономику; вторая — это рост цен. Центробанк задрал ключевую ставку, чтобы контролировать рост цен. Но если вы одновременно повышаете НДС, то будет рост цен буквально на все. Это же очевидно! Это не те решения, которые нужны сегодня нашей экономике, исходя из ее показателей.
Предложение КПРФ есть, и оно не просто лучше, но еще и справедливее. Мы же не говорим: сделайте что-то невозможное! Мы взяли ведущие экономики мира и выявили, какой в среднем уровень налогообложения сверхдоходов у них. Ну сделайте так же!
Сегодня стоит вопрос буквально выживания нашей страны, но одновременно у банков за несколько лет в 15 раз увеличилась прибыль. Это же не укладывается в голове! Как такое может быть?! Поэтому мы и говорим, что от защиты сверхбогатых, банков, финансового сектора нужно развернуться к нашим людям, промышленности.
Но пока финансово-экономический блок правительства мы не можем убедить в этом, потому голосуем против. Мы считаем, это справедливо, когда сверхдоходы облагаются более высоким налогом. А не так, когда повышают НДС, когда пытаются лимит на малый бизнес урезать, чтобы они фактически перешли в совершенно другой налоговый режим, где им по максимуму выкручивают руки. Финансово-экономический блок правительства, по нашему мнению, ориентируется на рекомендации Всемирного банка, МВФ. Но в странах, которые породили эти структуры, сверхдоход облагается по огромной ставке! Этот вопрос мы постоянно ставим, потому что суверенитет в том числе проявляется в финансово-экономической политике, и мы будем этого добиваться.
Мы не популисты. Мы ставим те вопросы, которые ставит общество, избиратели. И последовательно над ними работаем, даже когда нам говорят, что это невозможно. Мы все равно этого добьемся рано или поздно!
«Что касается изменения налогового законодательства, во многих случаях нам удается скорректировать политику по сравнению с первоначальными замыслами правительства с перегибами»
«Что касается отношений с коллегами от Татарстана, то здесь не нужны особые договоренности»
— «Вы единственный неединоросс от Татарстана, как работается в такой команде?» (Наталья) Советуетесь ли вы по каким-либо вопросам с руководителем татарстанской группы в Госдуме Айратом Фарраховым?
— Для депутатского корпуса, представляющего республику, отстаивание интересов Татарстана — это важнейшая задача. Мы работаем очень слаженно: 15 депутатов и 2 сенатора. Раис Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов задал вектор вот такого сотрудничества, его решением были образованы рабочие группы по разным вопросам. Я отвечаю за национальный проект по туризму. Кроме того, с этого года появились национальные проекты технологического лидерства, и у меня там есть свой блок вопросов. Мы ведем эту работу вместе с минпромторгом Татарстана и России. Считаю, что такая слаженная работа депутатов показательна для других регионов, такого нет ни у кого.
— Что перевешивает при голосовании по чувствительным для республики вопросам — партийная дисциплина или региональный интерес? Вас просят выступить или проголосовать в интересах РТ, когда неудобно это сделать депутатам-единороссам?
— КПРФ последовательно выступает в поддержку регионов и местного самоуправления. Это касается и полномочий, и справедливого распределения бюджетных доходов. Что касается отношений с коллегами от Татарстана, то здесь не нужны даже особые договоренности: у нас весьма открытое общение, мы и так все понимаем, если пытаются ущемить интересы Республики Татарстан. И в этом смысле я, конечно, имея широкие возможности, всегда открыто эти вопросы поднимаю.
— «Какими направлениями, темами, проектами вы занимаетесь как депутат Госдумы, которые помогут развивать Татарстан?» (Зарина). Что у вас в портфеле «полезностей» для Татарстана по итогу вашей работы в Госдуме?
— О работе по нацпроектам в рамках указа раиса Татарстана я уже сказал. Что касается законопроектов, то последний пример — это муниципальная реформа. Пытались уничтожить, по сути, самую близкую к людям представительную власть, оставить их в вакууме. Фракция КПРФ активно вела работу по этому вопросу. Геннадий Андреевич Зюганов поднимал этот вопрос и в публичной плоскости, и на встрече с президентом страны. КПРФ и Республика Татарстан — это две ключевые силы, которые четко и системно выступали против муниципальной реформы. И мы готовили соответствующие документы. В итоге приняли не самый лучший вариант, как мы предлагали, тем не менее мы отстояли права регионов, сегодня у субъектов РФ есть возможность сохранить полноценное многоуровневое местное самоуправление, включая выборность власти на уровне поселений.
Что касается изменения налогового законодательства, во многих случаях нам удается скорректировать политику по сравнению с первоначальными замыслами правительства с перегибами. И даже сейчас мы на острие борьбы, чтобы защитить наших граждан, малые предприятия и предпринимателей от худшего сценария. Да, не все свои предложения нам удается реализовать, но многого удается добиться настойчивостью.
Так, из результатов — возвращение индексации пенсий работающих пенсионеров, первый шаг к реализации справедливой прогрессивной шкалы налогообложения, наведение порядка в сфере миграции. За последнее время был принят 21 законопроект, меняющий работу в сфере миграционной политики. Из этого 21 — 17 были инициированы депутатами, в том числе мной. Со следующего года вводятся изменения в системе поддержки семей с детьми. Это позиция нашей партии, которую мы системно отстаивали, и руководство страны начинает ее реализовывать.
Даже из той программы, с которой КПРФ шла на выборы, мы уже несколько пунктов смогли реализовать, хотя нас всего 57 человек из 450 депутатов. Но, конечно, главную оценку депутатам и результатам их работы дают избиратели.
«Вопрос пенсионного возраста — это не только вопрос выплаты пенсий. Во-первых, это не какая-то подачка со стороны государства, а действительно заслуженные деньги людей»
«У нас есть такие показатели по пенсии? Нет! Фактически произошел обман»
— «Вернули индексацию пенсий работающим пенсионерам, а когда вернут пенсионный возраст? Что партия делает для этого?» (Андрей Викторович)
— Что касается пенсионного возраста, это вопрос сложный, многослойный. Но мы уже смогли несколько пунктов из нашей программы реализовать, поэтому я не сомневаюсь, что и к этому вопросу подойдем. Мы убедим это большинство, которое сегодня боится проголосовать против наших инициатив, чтобы вернуть прежние показатели возраста — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Вопрос пенсионного возраста — это не только вопрос выплаты пенсий. Во-первых, это не какая-то подачка со стороны государства, а действительно заслуженные деньги людей.
Во-вторых, с точки зрения решения демографической проблемы нам нужно, чтобы бабушки и дедушки имели возможность помогать молодым семьям с присмотром за детьми. В-третьих, это вопрос справедливости, когда люди работали и ожидали одного, а их потом обманули. В-четвертых, продолжительность жизни растет столь медленно, что не может быть причиной изменять пенсионный возраст. В этом одном вопросе зарыто решение многих проблем, не только вопрос социальной выплаты или рынка труда, но и стратегический вопрос для нашей страны — вопрос демографии. Поэтому наша партия последовательно этот вопрос поднимает.
Кстати, нашей фракцией законопроект о возвращении пенсионного возраста был поставлен в декабре 2021 года, сразу после выборов в Государственную Думу. И мы никогда не откладывали его куда-то в сторону. Я убежден, что и в этом вопросе мы увидим совершенно другие подходы в будущем и справедливость будет восстановлена.
Сегодня это стратегически плохое решение выглядит и прямым обманом. Где обещанный размер пенсии? Вспомните, обещали, что с повышением пенсионного возраста появится возможность повысить размер пенсии. Согласно международным нормам, пенсия должна быть не менее 40 процентов от средней зарплаты по стране. У нас сегодня средняя пенсия должна быть не менее 43 тысяч рублей. У нас есть такие показатели по пенсии? Нет! Фактически произошел обман. Все это говорит о том, что эту политику надо корректировать, и мы этого будем добиваться.
— «По поводу самозанятых что за информационный вброс был? Отменят или нет? Почему вообще возник этот вопрос? Каких изменений ждать самозанятым?» (Лидия)
— Это прозвучало в Совете Федерации. Мы отреагировали немедленно, потому что сразу нам стали писать люди. Это касается 14 миллионов наших граждан! Власть эту систему пропагандировала, обязалась, что она будет работать, обозначила сроки, и вдруг говорят: пересмотрим… Такого не должно быть, это подрывает доверие не только к налоговой системе, но и к государству.
— Почему вдруг решили отказаться от системы самозанятых? Что не так пошло?
— Видимо, считают, что с этих граждан можно собрать по обычной налоговой системе больше денег.
— Но могут вообще с них ничего теперь не собрать — они опять в тень уйдут!
— Мотивируют тем, что компании переводят своих работников в статус самозанятых и так уходят от налогов. Но это вопрос к работодателям и налоговой службе! Если какой-то работодатель пытается людей вынудить из трудовых отношений перейти в самозанятые, то ищите таких и наказывайте, это ваша работа, но настоящих самозанятых не трогайте. Поэтому в тот же день, как появилась такая информация, мы с товарищами по фракции отправили запрос в минэкономразвития с нашей аргументацией и позицией.
«У нас сегодня дефицит кадров в здравоохранении, поэтому даже наши граждане не могут попасть на прием быстро — запись к специалисту с большим ожиданием»
«В своей стране наш гражданин зачастую оказывается в более уязвимом положении, чем приезжий»
— Миграционная политика волнует наших читателей: «Когда Дума что-то сделает для того, чтобы навести порядок с мигрантами?» (Валерия); «Почему государство раздает паспорта представителям СНГ, которые не могут/не хотят интегрироваться в нашу культуру? Как вы считаете, образование в школах и детсадах, а также лечение в больницах для мигрантов должны быть бесплатными? Почему мы за свой счет их бесплатно оздоравливаем и обучаем?» (Марсель)
— Я активно этой работой занимаюсь вместе с моими коллегами. Как я уже сказал, принят 21 закон в данной сфере с 2024 года, но самое главное — меняется восприятие к этому вопросу на самом верху.
Вышел указ президента РФ по утверждению Концепции государственной миграционной политики до 2030 года, а еще ранее было выступление президента на коллегии МВД, где этой проблематике дали четкие оценки. И сегодня почти в каждом вопросе появляется регулирование: основание для нахождения в России, переезд сюда родственников, вопрос нагрузки на системы образования и здравоохранения, вопрос безопасности наших граждан, основания для приобретения и лишения российского гражданства. Все это для того, чтобы действительно нормализовать ситуацию. А пока получается, что в своей стране наш гражданин зачастую оказывается в более уязвимом положении, чем приезжий.
— А обучать и лечить мигрантов бесплатно мы должны или нет?
— У нас сегодня дефицит кадров в здравоохранении, поэтому даже наши граждане не могут попасть на прием быстро — запись к специалисту с большим ожиданием. Кроме того, государство повысило пенсионный возраст, мотивируя тем, что бюджет перегружен. Поэтому граждане и поднимают вопрос о предоставлении бесплатных социальных услуг мигрантам. Здесь вопрос справедливости! Есть же мировая практика покупки медицинских страховок для приезжих — это отчасти позволило бы решить вопрос дефицита финансирования и перегрузки. Поэтому я рад, что у нас появилась Концепция государственной миграционной политики, внимание к проблеме и разным ее аспектам есть на всех уровнях и наша страна движется к решению накопившихся вопросов.
— Есть несколько вопросов читателей, касающихся автомобилей: «Неужели вы не видите в Думе, что утилизационный сбор не работает? LADA не продаются лучше, они просто стали недоступнее» (Михаил); «Недавно обсуждался закон про такси, что для работы в такси будут допущены локализованные автомобили. Приоритеты государства для нас понятны, но почему госчиновников так и не удалось пересадить на LADA Aura?» (Ильяс)
— Мы этот вопрос в острой форме поставили на встрече фракции КПРФ с минпромторгом в Госдуме и на пленарном заседании. В начале октября мы внесли протокольные поручения по регулированию сферы такси и по утилизационному сбору в целом.
Смысл этих нововведений понятен — защита внутреннего автопроизводителя. Но вот в рекомендованном перечне автомобилей для такси только пять моделей дешевле 1,5 миллиона рублей. Причем есть и внедорожники, и электромобили, которые не подходят для работы в сфере такси. То же самое с утилизационным сбором. Пока у нас нет полноценной обеспеченности рынка автопроизводителем отечественным продуктом, нет достаточной линейки машин, нельзя вводить запретительные де-факто нормы. Поэтому граждане так остро реагируют, для них АвтоВАЗ стал символом какого-то побора: что-то всегда повышают, чтобы АвтоВАЗ спасти. Но так не должно же быть!
Вот поэтому должна быть политика, просчитанная с точки зрения развития нашей промышленности. Но она не должна заключаться только в том, что мы повышаем налоги, поборы, сборы. В начале октября мы от фракции КПРФ направили запрос в правительство по этой ситуации. И вот во время правительственного часа в Госдуме уже прозвучало, что по утилизационному сбору рассматривается вопрос переноса. Мы всегда реагируем на то, с чем к нам обращаются избиратели.
«Сегодня идет борьба за то, чтобы туристы посещали прежде всего свою страну, и Россия в этом плане не исключение»
«Мы видим большую работу по расшивке «узких мест»
— Вы в Госдуме являетесь членом комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры. На ваш взгляд, как у нас в целом обстоят дела с развитием внутреннего туризма в России, чего не хватает?
— В прошлом году было совершено 92 миллиона внутренних туристических поездок в стране, и это плюс 18 процентов к 2023-му. Причем это рекордный показатель, даже если сравнивать с допандемийным периодом. Это действительно очень серьезное движение вперед.
— Но благодаря чему рост в 18 процентов — тому, что Европа практически недоступна для туристов, или действительно внутренний туризм изменился качественно?
— Во всем мире произошла переориентация на развитие внутреннего и въездного туризма, страны стали совершенно по-другому относиться к этой отрасли. Раньше были страны, которые специализировались на данном направлении, а остальные относились к туризму как к какой-то побочной составляющей. А сегодня идет борьба за то, чтобы туристы посещали прежде всего свою страну, и Россия в этом плане не исключение.
У нас огромные возможности, разные климатические зоны, разнообразный ландшафт, разные виды культур. И у нас большие шаги в этой отрасли сделаны вперед — с точки зрения сервиса, вложения в туристическую инфраструктуру, в места размещения, различные виды развлекательных составляющих. За эти годы наша страна проделала очень большую работу.
Конечно, это и инициатива предпринимателей, но именно в сфере туризма государство выступает не просто как регулятор, это скорее такая партнерская политика. Когда надо было поощрить внутренний туризм, был введен кешбэк. Когда стало понятно, что есть дефицит мест размещения, государство стало вкладывать деньги в создание отелей, глэмпингов, круглогодичных курортов. Это огромная работа и с законодательством, чтобы поощрить капитал вкладывать в туризм, это обнуление НДС для новых и реконструированных отелей, льготные кредиты и так далее. Государство смотрит, как сделать, чтобы данная отрасль справлялась с теми вызовами, которые есть. И это приносит результаты, показатели это подтверждают.
— В Татарстане нет моря, вулканов, особых ландшафтных достопримечательностей. Понятно, что есть прекрасное культурное наследие, но все это на один раз чаще всего. Что надо сделать, чтобы туристам хотелось к нам приезжать и второй, и третий раз?
— Татарстан, Казань входят в пятерку лидеров страны по развитию туристического направления, по туристическому потоку. Но самое важное, сегодня растет конкуренция в этой сфере. Татарстан — положительный пример того, как максимально все было сделано региональными и муниципальными властями, чтобы поддержать туристическую сферу в республике.
Мы видим большую работу по расшивке «узких мест». Это, с одной стороны, создание новых точек притяжения, чтобы люди имели желание приехать не один раз и на более продолжительное время. У нас много интересных мест, но самое главное, что сегодня есть интерес со стороны муниципалитетов — все пытаются тоже в эту работу включиться. Я оцениваю положительно то, что, несмотря на лидерские позиции, на которые республика вышла уже достаточно давно, она сохраняет их и продолжает развитие. Еще одно «узкое горлышко» — это количество мест размещения, но и там большая работа идет и будет продолжена, вопрос будет решен.
— Один из главных вопросов на повестке — законопроект по регулированию рынка туристических агрегаторов. Можно ли это назвать первой попыткой регулировать рынок посуточной сдачи квартир?
— Что касается регулирования агрегаторов, этот законопроект внесен мною с коллегами по комитету в конце сентября. Это первый шаг к регулированию работы агрегаторов. Там на самом деле много проблем, и мы пока не говорим про квартиры. Здесь вопрос того, что сегодня эти платформы через себя пропускают огромное количество трафика с точки зрения размещения. У нас же сегодня есть регулирование через закон о защите прав потребителей, где просто общее обозначение, что такое агрегатор, но это никак не решает проблему взаимоотношений между клиентом, агрегатором, туроператором, турагентом и местами размещения. Поэтому здесь надо регулировать, и мы первый шаг для этого сделали. Мы хотим избежать того, чтобы агрегаторы вообще подменили собой других участников этого рынка, и, конечно, защитить самих туристов. Вот для этого нужен данный законопроект.
— А квартиры?
— Квартиры — это отдельная история. С одной стороны, масштаб растет сумасшедшими темпами. По Казани мне экспертную оценку дали, что с 2018 года выросло количество предложений посуточной аренды в 42 раза. Представляете, какой рост? Причем внутри есть разные уровни: кто-то сдает несколько десятков квартир, кто-то — одну. После общения с представителями минэкономразвития могу сказать, что они вообще пока не готовы приступить к регулированию этой сферы. Вопрос сложный, но тем не менее он не снимается с повестки дня просто в силу даже своего масштаба. Но важно понимать, что они не работают вне налоговой системы. Те, кто ничего не платит, — это нарушители. Просто у людей часто представление, что раз кто-то сдает посуточно, то он вообще нелегал. Какое-то регулирование будет, но это не вопрос завтрашнего дня.
— У вас есть представление, как решить этот вопрос?
— Нет, я сейчас вам рецепт не выдам. Это действительно сложный вопрос. Но я точно могу сказать, что мы категорически были против того решения, которое по гостевым домам давали. Я не против самих гостевых домов, но против размещения их на землях ИЖС и садовых товариществ. Получается, мы создали червоточины в Земельном, Градостроительном, Гражданском, Жилищном кодексах. Просто создали огромное исключение во всех этих кодексах, и это подрывает вообще целостность нашей правовой системы.
Я не понимаю, как это может и должно работать, чем закончится. И самое главное, люди, которые проживают рядом с гостевыми домами, по факту вообще никак не защищены. Вопрос не только в возможном шуме, но и в нагрузке инженерных сетей. Конечно, к регулированию надо подходить очень осторожно и с аргументами. Ведь в Государственной Думе есть большая группа лоббистов — тех, кто вообще хочет запретить посуточную аренду в многоквартирных домах.
«Я никогда не буду ругать муниципалитеты за то, что они ввели туристический налог. Они вынуждены это делать, находясь в таком уязвимом финансовом положении»
«Важно, чтобы проект «Казань марина» оставался за нашей республикой»
— «С 1 января 2025 года в России введен туристический налог. Насколько я знаю, вы выступали против его введения, считая, что он не учитывает интересы ни бизнеса, ни самих туристов. Ваша позиция изменилась после года действия закона или, наоборот, ваши опасения оправдались?» (Ирина)
— Здесь надо несколько уровней определить: федеральный, региональный и муниципальный. Что касается федерального уровня, наша партия категорически против такого решения, потому что мы ставим высокие задачи по развитию туристического рынка. Мы снижаем налоговую нагрузку на места размещения для новых и реконструированных отелей, вводим льготу по НДС для туроператоров, через 141-е постановление даем льготное кредитование на создание новых отелей и санаториев, гранты на строительство глэмпингов. Много что делается для того, чтобы поощрить развитие этой сферы.
И одновременно хотим начать собирать с нее деньги. Причем это незначительные деньги относительно даже масштаба данной отрасли и тех доходов, которые она уже приносит и в бюджет, и в экономику. Почему-то этот законопроект прошел через комитет по бюджету в обход профильного комитета по туризму.
Что касается регионального и муниципального уровней, то муниципалитеты находятся в очень уязвимом положении, у них постоянно нет средств на содержание инфраструктуры. Им постоянно говорят: ищите источники доходов. И когда у них появляется возможность ввести туристический налог, конечно, они вынуждены его вводить. Поэтому я никогда не буду ругать муниципалитеты за то, что они ввели туристический налог. Они вынуждены это делать, находясь в таком уязвимом финансовом положении. Сегодня стоит проблема, как данный налог администрировать. Эту проблему мы знаем, нам ее отрасль обозначила. Чтобы ее решить, ведем работу с правительством РФ, министерством финансов.
— Минэкономразвития РФ продолжает раздавать субсидии на создание некапитальных средств размещения. На создание глэмпингов в 2025–2027 годах выделили 15 миллиардов рублей. При этом летом Счетная палата усомнилась в результатах программы по строительству глэмпингов. Нужна ли масштабная поддержка таких проектов и надо ли нам такое большое количество глэмпингов?
— Такие результаты происходят во многом благодаря той роли, которую в данном случае сыграло государство через гранты. Благодаря этой поддержке была создана целая индустрия, сегодня предприятия выпускают разные типы строительных комплектов для глэмпингов. И есть объекты, например на Горном Алтае, где уже 100 домиков, причем по грантам построено считаное количество, а остальное — за счет собственных инвестиций предпринимателей. И достаточно хороший спрос на них сохраняется. Татарстан — один из лидеров по привлечению федеральных средств по этому направлению, которое в нашем случае больше заточено на то, чтобы сохранить туристов внутри региона.
— В курсе ли вы плана строительства курорта «Казань марина»: что сделано на данный момент, что должно быть сделано до конца года? В феврале госкорпорация «Туризм.РФ» сообщала, что для четырех из 9 лотов «Казань марины» инвесторы еще не найдены. В чем сложности поиска инвесторов?
— Здесь главную роль играет корпорация «Туризм.РФ», и с ней наш комитет достаточно плотно работает. В проекте федерального бюджета предусмотрены ресурсы на обеспечивающую инфраструктуру для проекта «Казань марина» на 2027–2028 годы, и мы видим, что движение вперед есть. Важно, чтобы за нашей республикой оставался данный проект. Это тоже мой вопрос, мы его держим на контроле по просьбе наших коллег. Безусловно, нужны такие крупные проекты, которые подтолкнут и другие составляющие туристической индустрии, и один из таких проектов, конечно, — это «Казань марина».
— Какие еще изменения в законодательстве готовятся для сферы туризма?
— Важно, мне кажется, регулирование самого понятия, что есть туристический продукт. Мы же делаем упор на развитии внутреннего туризма, а например, транспортную составляющую граждане сами обеспечивают — сами покупают билеты либо на своей машине доезжают. Поэтому нужно уточнение, что турпродукт может быть без транспортной составляющей, но включать в себя другой комплект услуг. Еще одно направление в отрасли — база для инклюзивного туризма. Эти вопросы в работе сегодня.
«Наша партия — исключение в хорошем смысле на фоне того, что произошло у других партий во взаимоотношениях с зарубежными коллегами»
«Каждые выборы говорили, что скоро никто за КПРФ не будет голосовать»
— «По последним социологическим данным, КПРФ начала уступать свое 2-е место ЛДПР. Например, по данным опроса ВЦИОМ, 10 процентов респондентов ответили, что проголосовали бы за КПРФ, если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье, а 11,8 процента опрошенных выбрали бы ЛДПР. На ваш взгляд, почему КПРФ в последний год сдает позиции? Что планирует делать партия, чтобы вернуть электоральную поддержку?» (Елена)
— Я не помню ни одной федеральной избирательной кампании, когда бы нам не говорили, что КПРФ теряет 2-е место! Я в свое время работал в федеральном штабе КПРФ по выборам, даже возглавлял сектор политических технологий в центральном комитете КПРФ. И каждые выборы говорили, что наш избиратель стареет и уходит, что скоро никто за КПРФ не будет голосовать. Но вы же видите, что самые устойчивые результаты на выборах имеет наша партия. Что касается последней избирательной кампании в сентябре 2025 года, КПРФ получила после «Единой России» наибольшее количество мандатов — порядка 17 процентов. У ЛДПР не было и 10 процентов, они даже 3-е место не заняли по количеству полученных мандатов. Мы получили на 70 процентов больше мандатов, чем ЛДПР, в единый день голосования в сентябре этого года. Вот вам ответ!
— «Вы довольны итогами местных выборов в Татарстане в этом году?» (Виктория)
— У нас была весьма яркая избирательная кампания, хорошая команда, мы получили 342 мандата и расширили свое представительство на муниципальном уровне. В целом в республике мы заняли твердое 2-е место и по общему количеству мандатов, и по выборам в крупнейших городах. Единственное, в Челнах у нас не самый лучший результат.
— «До периода санкций коммунисты активно занимались развитием отношений с левыми по всему миру. Сейчас это получается? И каково отношение рабочих партий к происходящему?» (Тимур)
— Наша партия — исключение в хорошем смысле на фоне того, что произошло у других партий во взаимоотношениях с зарубежными коллегами. Наша делегация недавно вернулась из Китая, у нас есть соглашение с Компартией КНР, и мы активно ведем работу. Наш представитель был в Бразилии на съезде Компартии. И вот только что из КНДР вернулись наши товарищи. Активнейшая работа ведется на системной основе.
А что произошло у других партий? Например, «Единая Россия» выстраивала взаимоотношения, им улыбались, но, как только возник конфликт, вводят санкции в отношении нашей страны и политического руководства. А вот наши взаимоотношения с коммунистическими и рабочими партиями по миру принесли результаты, потому что это те силы, которые ответственно и объективно подходят к восприятию происходящего в мире. И они понимают, почему Россия вынуждена защищать свои интересы.
У нас весной этого года прошел второй Международный антифашистский форум, на котором была представлена 91 страна, приехали представители 162 партий, включая партии стран Запада. Ни одна политическая партия России не может собрать такого количества зарубежных представителей. Наверное, это тот момент истины, который показывает, чьи взаимоотношения по-настоящему чего-то стоят. Я тоже в свое время в рамках работы международной комиссии ЦК КПРФ для развития связей с рабочими партиями выезжал неоднократно в Ливан, Эквадор, ЮАР и другие страны.
— «Ваша профессиональная карьера практически сразу началась с депутатского корпуса и партийной аппаратной деятельности. Чувствуете ли вы раскрытие своего потенциала? Возможно, есть ощущение у вас, что необходимо поработать в исполнительной власти или даже лучше „на земле“, в муниципальной?» (Роман)
— Вопрос, мне кажется, с двойным или даже тройным дном… У нас в обществе сложилось такое представление о законодательной власти как, знаете, о некоей синекуре, где можно беззаботно пребывать. Но в реальности это не так! Сегодня совершенно другая ситуация — она требует и высокой подготовки, и активной работы. На уровне законодательной власти очень многие вопросы решаются, и это не только разработка и принятие законов, но и контрольные полномочия, которые сегодня есть у парламента. Это требует знаний и опыта, позволяет решать многие проблемы избирателей. Я кандидат политических наук, юрист с большим опытом работы в парламенте нашей республики, и именно это позволяет эффективно вести работу и на федеральном уровне.
В регионах мы проводим прием избирателей, отрабатываем обращения и посещаем объекты, ведем работу в рамках рабочих групп. Именно к депутатам поступает большой массив информации с мест, депутаты первыми видят и знакомятся с проблемами «на земле». Упор на это делает сегодня и руководство Госдумы, и председатель Вячеслав Викторович Володин, который требует от исполнительных органов власти максимально учитывать информацию с мест от депутатов и того, чтобы исполнительная власть корректировала свои подходы там, где она не в полной мере видит картину.
— «Как сильно трансформировались ваши политические взгляды с начала политической карьеры?» (Линар) Утвердились ли вы в коммунистических идеях или, может быть, расширились ваши познания и вы уже придерживаетесь других взглядов?
— Я укрепился в своих взглядах, видя результативность проводимой нами работы. Мне тысячу раз задавали вопрос, как я оказался в КПРФ. Понимаете, когда нам удается решить тот или иной вопрос граждан, когда говорят нам спасибо, я отвечаю, что это наша работа, а КПРФ нацелена именно на решение проблем наших граждан, на отстаивание справедливости. Коммунисты отстаивают те принципы, которых действительно внутренне придерживаются. И в этом наша сила! У КПРФ только 57 депутатов в Государственной Думе, а мы можем корректировать политику! Мы действительно отстаиваем то, с чем пришли в партию, с чем шли на выборы. И это отличает нас от многих других политических сил.
— В сентябре следующего года — выборы в Госдуму. Вы планируете остаться депутатом на второй срок? Есть ли у Татарстана перспектива сохранить это место за собой? Если вас изберут, в каком комитете хотели бы работать?
— Решение на выборах принимают наши избиратели. Какой будет результат — это решать им и только им. А что касается выдвижения, в нашей партии этот процесс многоступенчатый: начиная с первичек, потом региональная конференция, после съезд нашей партии, где принимается решение о выдвижении. Если меня выдвинут, я, конечно, готов реализовывать установки, которые ставят перед нами наши избиратели и партия. Что касается комитета, то сейчас это обсуждать неуместно, но в целом для депутата здесь важна позиция фракции и Татарстана, чтобы эффективно выстроить работу.
— «Не кажется ли вам, что в Госдуме слишком много депутатов? Больно дорого вы народу обходитесь». (Денис)
— В нашей стране 145 миллионов населения, свыше 110 миллионов избирателей, которых представляют 450 депутатов. То есть один депутат представляет около 250 тысяч избирателей. Парламент же не только принимает законы, он еще и представительную функцию выполняет. То есть он должен отображать наше общество — разные демографические страты, разные регионы. У нас большая страна, и в этом смысле невозможно, наверное, обеспечить отражение разных интересов и разных регионов, если будет маленький законодательный орган. Даже если сравнивать с другими странами, у нас весьма компактный парламент. Кроме того, наверное, Госдума — это единственный государственный орган в нашей стране, который регулярно возвращает в бюджет средства, выделяемые на его функционирование, за счет экономии.
— Артем Вячеславович, спасибо за познавательный разговор. Успехов вам!
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.