Несмотря на блокировку звонков, локальные отключения и растущее давление со стороны регуляторов, «Телеграм» продолжает укреплять позиции как главная digital-экосистема России: 79% компаний усилили здесь присутствие после запрета рекламы в «Инстаграме»*, по итогам 2025 года объем рекламного рынка достигнет 18 млрд рублей. Зарабатывать тут можно по-разному: продавать товары и курсы, разрабатывать приложения и боты, накручивать подписчиков, торговать NFT-подарками и доступом в «закрытый клуб» — продолжать этот список можно практически бесконечно. О том, как мессенджер начал отгрызать кусок у Wildberries, почему запустить приложение здесь дешевле, чем в вебе, и как фрилансеры зарабатывают сотни тысяч на настройке рекламы, — в нашем материале.
Внутри и вокруг «Телеграма» сегодня завязано множество бизнесов. На площадке зарабатывают разными способами: от ведения каналов и продажи инфопродуктов до создания ботов, мини-приложений и услуг по продвижению
«Телеграм» стал главной бизнесовой экосистемой в стране
«Телеграм» за последние годы эволюционировал из мессенджера в многофункциональную платформу для бизнеса. После запрета рекламы в «Инстаграме»* сюда переместились значительные рекламные бюджеты — по оценкам экспертов, до 40–50% от перераспределяемых средств. И интерес, судя по всему, будет продолжать расти, конечно, если «Телеграм» в РФ не заблокируют полностью, ведь тревожные звоночки уже есть: блокировка в Чечне и Дагестане, запрет звонков, ограничение регистрации новых пользователей. Но что видим пока?
Бюджеты растут. По данным исследования ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и Telega.in, каждый третий рекламодатель в 2025-м увеличил расходы на «Телеграм», у 43% рост превысил 20%. Средний прогноз по итогам года — около 18 млрд рублей, в 2026-м рынок может достичь 28 миллиардов. Почти половина компаний намерена направлять до 30% инфлюенс-бюджетов на эту площадку.
Весь русскоязычный мир сидит в «Телеграме». Именно поэтому это важный рынок для Павла Дурова
Интересно, что основной продавец рекламы в «Телеграме» в России — это казанская компания Magnetto.pro. Она выросла из внутреннего digital-агентства группы компаний «Фикс», отпочковавшись от холдинга в 2021 году, первой в стране запустила рекламу в Telegram Ads, обзавелась более 3 тыс. клиентов и к концу 2024-го вышла на самостоятельную выручку в 1,3 млрд рублей. В «Рейтинге Рунета» Magnetto.pro считается лидером таргетированной рекламы.
На площадку приходят серьезные бренды. «За последний год мы видим заметное смещение в сторону крупных брендов и компаний с развитым digital-маркетингом, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в Magnetto.pro. — Если раньше „Телеграм“ оставался скорее площадкой для performance-задач малого и среднего бизнеса — быстрых продаж, лидогенерации, продвижения инфопродуктов, то сегодня все чаще к нам приходят крупные клиенты, у которых „Телеграм“ становится частью комплексной коммуникационной стратегии. Компании начинают воспринимать его не как „дополнительный канал“, а как самостоятельную экосистему, где миллионы людей ежедневно общаются, читают новости, ищут советы, развлекаются. Бренды понимают, что им нужно присутствовать там, где реально находится их аудитория».
Больше всего активизировались блогеры, e-commerce и финтех — сегменты, где важна прямая коммуникация и вовлеченность. Малый и средний бизнес также активно осваивает «Телеграм» благодаря низкому порогу входа, отмечают в агентстве. Бюджеты перетекают туда, где можно быстро получить охват и прямой отклик: в каналы, боты, Mini Apps (мини-приложения) и тематические сообщества «Телеграма»; остальной поток пошел на локальные площадки и в нишевые каналы.
Российская аудитория «Телеграма» — самая качественная. Весь русскоязычный мир сидит в «Телеграме». Именно поэтому второй важный рынок для Павла Дурова — Центральная Азия, куда он в последнее время частенько ездит, отмечают эксперты. «Думаю, что для „Телеграма“ российская аудитория — одна из самых качественных в том смысле, как пользователи используют платформу. При этом она не самая большая в плане пользователей. Надеюсь, их диалог с регуляторами придет к компромиссу и мы не потеряем этот важнейший сервис, — рассуждает основатель казанской IT-компании „Технократия“ Булат Ганиев. — В разных странах есть разный паттерн использования „Телеграма“. Где-то это больше источник независимого мнения и альтернатива СМИ, где-то его используют в серых бизнес-зонах. Платформа, разумеется, не поощряет это и борется с такими пользователями, но это обратная сторона того, что „Телеграм“ действительно секьюрный».
Булат Ганиев: «Телеграм» становится супераппом, как WeChat в Китае, но в мировом масштабе. Это уже давно не просто мессенджер. Внутри одного приложения мощная медиаплатформа, финтех-экосистема и огромное количество Mini Apps»
«Телеграм» — суперапп, монетизировать здесь можно что угодно. «„Телеграм“ становится супераппом, как WeChat в Китае, но в мировом масштабе. Это уже давно не просто мессенджер. Внутри одного приложения мощная медиаплатформа, финтех-экосистема и огромное количество Mini Apps», — отмечает Ганиев.
В Magnetto.pro среди основных трендов в монетизации в 2025 году отмечают Mini Apps и боты, подписки и платный контент, интеграцию с отраслевыми сервисами, виртуальную экономику и NFT-механики в мини-приложениях (геймификация и покупка в приложении). «В сумме монетизация смещается от простой рекламы к мультиформатным экосистемным моделям: реклама + транзакции + подписки + геймификация. Это дает брендам новые пути извлечения дохода и более плотную интеграцию с аудиторией», — отмечают в агентстве.
Внутри и вокруг «Телеграма» сегодня завязано множество бизнесов. На площадке зарабатывают разными способами: от ведения каналов и продажи инфопродуктов до создания ботов, мини-приложений и услуг по продвижению. «БИЗНЕС Online» попытался выстроить контуры большого рынка вокруг мессенджера в 2025 году — от традиционного блогинга до технологических решений. Он настолько широк, что наверняка не все его грани смогли попасть в наш материал, но читатели всегда могут добавить их в комментариях.
«Телеграм» все больше обретает черты медиаплатформы, а не просто мессенджера, внедряя новые функции: от сторис до глобального поиска в публичных каналах
«Телеграм» вместо «Инстаграма»*: прокачка личного и корпоративного бренда
С 1 сентября россиянам запрещено размещать рекламу в «Инстаграме»*. И одной из главных площадок, куда перетекли рекламные бюджеты, стал «Телеграм». Так, 79% компаний усилили присутствие в мессенджере после блокировки зарубежных социальных сетей, говорит исследование Telega.in и АРИР. По данным коммуникационного агентства Didenok Team, в сентябре 2025-го объем рекламы на площадке вырос на 67% по сравнению с прошлым годом.
С каждым годом «Телеграм» все больше обретает черты медиаплатформы, а не просто мессенджера, внедряя новые функции: от сторис до глобального поиска в публичных каналах. Есть и внешние факторы, которые нагоняют из запрещенной сети (а это была самая популярная соцсеть в РФ до начала СВО) новых производителей контента. Можно вспомнить, как после блокировки «Инстаграма»* сюда потихоньку перекочевали чиновники и депутаты. Хотя вести страницы и зарабатывать на «Инстаграме»* продолжали блогеры, но теперь их лишили возможности делать это легально. Не зря в интернетах ходят слухи, что последние взломы аккаунтов звезд в «Инсте»* Ольги Бузовой, Иды Галич, Оксаны Самойловой и других на самом деле хитрый способ заработать — якобы знаменитости сами передают доступ к своим соцсетям мошенникам, ведь все произошло аккурат после запрета рекламы в «Инстаграме»*.
Но и более тривиальные способы заработка на рекламе в «Инстаграме»* все еще существуют, говорят эксперты. «Рекламные бюджеты распределились не полностью. В рамках серых форматов многие пока продолжают покупать рекламу и продавать в запрещенных социальных сетях, — отмечает руководитель отдела рекламы агентства Fragency Ильнур Шарафеев. — Мы полностью исключили данные форматы, и распределение бюджетов происходит на рекламу в „Телеграме“ и во „ВКонтакте“: как таргетированную, так и покупку рекламы в сообществах и у блогеров. Многие стали использовать новые для себя инструменты — из явных наблюдений, активно начинают использовать Telegram Ads. У рекламодателей „Телеграм“ популярен, он был таким и до запретов, сейчас многие блогеры стараются перейти именно на эту площадку. Единственное, отпугивает цена».
Еще более существенная проблема — в «Телеграме» нет системы рекомендаций и алгоритмической ленты. «Достаточно сложно набрать аудиторию, если только не переливать ее из других социальных сетей. В целом реклама там достаточно дорогая», — подтверждает блогер Камилла Хафизова. Зато существующая аудитория может быть максимально релевантной.
«„Инстаграм“* был про развлечения, „Твиттер“ — про поговорить, а „Телеграм“ — это обсуждать вопросы, работу, подписаться на новостные каналы. Поэтому злоупотреблять развлечениями там не нужно. Чтобы пользователь его не замьютил, не убрал звук, желательно публиковать все по делу», — делится основательница SMM-агентства Fragency Регина Фасхеева. Эксперты отмечают, что основная аудитория площадки читающая и думающая, она следит за новостями, изучает образовательные материалы, интересуется технологиями и финансами и использует мессенджер в основном для рабочих контактов.
Возможностей монетизации для блогеров и лидеров мнений в «Телеграме» несколько. Первый — прямая реклама. Еще весной цены подскочили в 1,5–2,5 раза по ряду лайфстайл-тематик, которые традиционно ассоциируются с «Инстаграмом»*, подсчитала платформа Telega.in. Например, средняя фиксированная стоимость размещения поста в каналах с аудиторией от 30 тыс. до 50 тыс. подписчиков в тематике «Спорт» выросла с 4,6 тыс. до 12,3 тыс. рублей, «Знаменитости и образ жизни» — с 2,4 тыс. до 5,8 тыс. рублей. Если в I квартале лидер по доходу в месяц на платформе Telega.in заработал миллион рублей, то в III квартале — 1,5 млн рублей. Интересно, что в топ-10 каналов с самым большим доходом входят только те, которые специализируются на новостях и СМИ.
Дороговизну рекламы в «Телеграме» отмечают и другие эксперты «БИЗНЕС Online». По словам Шарафеева, каждый автор канала сам устанавливает стоимость. «Нет четкого критерия, каждый интуитивно надеется на активность аудитории, на доверие, исходя из этого формирует стоимость. К примеру, у инфлюенсера, который имеет 5 тысяч подписчиков, цена может быть как 20 тысяч, так и 50 тысяч рублей. Четко можно обозначить цену только в Telegram Ads — минимальная стоимость показа — 2 евро», — отмечает руководитель отдела рекламы агентства Fragency.
По данным «БИЗНЕС Online», на одном из республиканских каналов с аудиторией свыше 300 тыс. подписчиков реклама стоит от 55 тыс. до 69 тыс. рублей за пост. Каналы с аудиторией свыше 100 тыс. подписчиков возьмут за пост от 20 тыс. рублей. до 40 тыс. рублей. У каналов с 15–40 тыс. подписчиков разброс цен максимально разный: кто-то берет за рекламный пост 2 тыс. рублей, а кто-то — 10 тыс., 15 тыс. и даже 30 тыс. рублей. Но критически важно смотреть не только на цифры количества подписчиков, но и на их качество (сидят там, условно говоря, школьники и домохозяйки или платежеспособная публика) и степень вовлеченности (насколько аудитория живая, читает посты, ставит реакции).
Еще один путь монетизации — закрытые каналы, продажа инфопродуктов и донаты «звездами». Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что оставлять денежные благодарности авторам в «Телеграме» пока особо не принято. «Культура донатов есть, но она менее развита, чем в других странах. На них мало кто рассчитывает из российских блогеров, с которыми мы работаем», — признает президент союза блогеров Денис Нырков.
«История с донатами сейчас больше развивается в VK — в „Телеграме“ в основном подписки на платные каналы или материалы», — подтверждает Хафизова. Блогеры и эксперты, как правило, помимо одного бесплатного канала, открывают еще один с эксклюзивным контентом за ежемесячное или единоразовое вознаграждение. Там могут выкладывать бонусные посты, вести консультации, размещать курсы и полезные материалы или, например, контент 18+. Один из популярных ботов для автоматизации подписок в «Телеграме» Tribute у себя на сайте пишет, что только через него авторам было выплачено более 4 млрд рублей. Закрытые каналы есть у автора YouTube-канала «Выживалово» — психолога Вероники Степановой, блогера SNAILKICK (Максима Киселева), журналиста Максима Шевченко и т. д.
Многие блогеры используют каналы в «Телеграме» как площадку для продажи собственных информационных продуктов. Так, бывшая ведущая «Ак Барс ТВ» Зухра Уразбахтина ведет свой закрытый клуб в «Телеграме» и продает там курсы о том, как стать экспертом в большом спорте, блогер из Актаныша Альбина Исламова продвигает на площадке свою онлайн-школу по выпечке хлеба, Ильнара Бахтиярыч продает курсы по ведению блога, а Катя Вагимания — секс-курсы.
Третий путь — монетизация от самого «Телеграма» и «Яндекса». В 2024 году «Телеграм» запустил программу монетизации для владельцев каналов. Команда мессенджера пообещала, что авторы контента смогут получить до 50% доходов от рекламы. Правда, сообщалось, что в России и странах СНГ работать она не будет, и до сих пор о никаких изменениях официально не заявлялось. Зато свою рекламную сеть запустил «Яндекс»: там авторы каналов могут получать вознаграждение за рекламные посты. Есть биржевая модель, где автор канала сам формирует цену за 1 тыс. показов, и модель, где стоимость рекламы рассчитывается на основе результатов аукциона.
В отличие от маркетплейсов, продавцы в «Телеграме» не платят никакой комиссии: только фиксированную стоимость использования сервиса
«Телеграм» вместо онлайн-магазина: продажа товаров
Продавать на маркетплейсах малому бизнесу становится все сложнее. Wildberries, Ozon и другие площадки поднимают комиссии за свои услуги, у продавцов постоянно растут затраты на логистику, но главное — непредсказуемость: никогда не знаешь, когда платформа в очередной раз поменяет правила игры и сломает тебе бизнес-план.
Полноценное приложение для онлайн-магазина стоит минимум миллион рублей, а запуск магазина в «Телеграме» с помощью конструкторов обходится всего в несколько тысяч в месяц. Один из таких популярных конструкторов — TGShop — создал выпускник Университета Иннополис и сооснователь маркетплейса KazanExpress Кевин Ханда вместе с Кириллом Струком и Викторией Тихомировой. Внутри мессенджера открывается мини-приложение с витриной интернет-магазина. Через TGShop ежемесячно покупают более 200 тыс. человек, а продавцов на нем уже около 6,5 тысячи. Последний год продукт растет минимум на 10% месяц к месяцу. За год через платформу прошло товаров на миллиард рублей, рассказывает разработчик.
Кевин Ханда: «Есть несколько ресторанов, которые принимают заказы в обход «Яндекс.Еды», чтобы комиссию не платить»
«В последний год мы видим большой поток продавцов с маркетплейсов. До этого в основном приходили нишевые магазины — те, кто изначально выбрал стратегию выстраивания собственного бренда, у которых чек средний чуть-чуть дороже, чем то, что продается на маркетплейсах: сейчас эти площадки превратились в супермассовый экономсегмент», — говорит Ханда. По его словам, в «Телеграме» очень активно продается одежда, причем как для людей, так и для животных, стройматериалы, цветы. «Есть несколько ресторанов, которые тоже подключились и принимают заказы у лояльной аудитории напрямую в обход „Яндекс.Еды“, чтобы комиссию не платить», — отмечает он.
По сравнению с обычными онлайн-магазинами у приложений в «Телеграме» есть суперконкурентное преимущество — каждый, кто его запустил, автоматически становится получателем будущих рекламных рассылок. А в отличие от маркетплейсов, продавцы здесь не платят никакой комиссии: только фиксированную стоимость использования сервиса (5 тыс. рублей в месяц).
Разработкой онлайн-магазинов в «Телеграме» занимается и основатель компании Radist.Online Радик Юсупов. Свой бесплатный конструктор он в тестовом режиме запустил полтора года назад, но поначалу не увидел никакого спроса. Сейчас интерес бизнеса постепенно растет, но не так быстро, как бы хотелось. «Продажи в мессенджерах растут сами по себе: и в „Телеграме“, и в WhatsApp* достаточно легко искать товары. Плюс сейчас бизнес пробует на вкус Max, но пока в нем инструментов немного», — делится он. Основной бизнес Юсупова сейчас сосредоточен на подключении мессенджеров к CRM-системам. Компании используют мессенджеры для теплых рассылок по своей клиентской базе и для переписки с клиентами. Впрочем, по мнению Юсупова, в 99% случаев это все-таки WhatsApp*.
Впрочем, чтобы продавать на площадке, даже необязательно создавать отдельное приложение — можно просто выкладывать товары в виде постов. Так делают, к примеру, татарстанские шоурумы One Store, Must Have, Shadam и др. А вообще через «Телеграм» торгуют самые неожиданные игроки — от разработчиков Standoff 2, продающих мерч, до маркетплейса цветов и подарков «Цветов.ру», хотя, казалось бы, он сам себе площадка.
В «Телеграме» существуют две бизнес-модели: игры, которые стремятся быстро заработать на хайпе, и серьезные бизнес-приложения, которые играют вдолгую, поэтому стремятся максимизировать количество пользователей, а потом уже переходят к монетизации
«Телеграм» вместо сайтов знакомств, таск-менеджеров, криптокошелька и игрушек: что могут боты и мини-приложения
В 2022 году «Телеграм» дал возможность создавать мини-приложения, чтобы пользователи больше времени проводили внутри него. Основная волна их популярности пришлась на время хайпа Hamster Kombat и его последователей. Но то, что начиналось как игрушки, чтобы убить время, превратилось в часть бизнес-экосистемы.
«Когда все наигрались в „тапалки“, бизнес начал понимать, что мобильные приложения из-за санкций очень часто удаляют из App Store, потому создание приложения внутри „Телеграма“ стало оптимальным решением — это дешевле в разработке и работает внутри единой экосистемы», — отмечает основатель казанской компании Axiomica, занимающейся разработкой приложений в «Телеграме», Марат Хамидуллов.
Это еще и гораздо дешевле. «На рынке мобильных приложений под iOS, Android средняя цена разработки — порядка 2,5–3 миллионов рублей. В „Телеграме“ можно сделать все под ключ за миллион, даже дешевле. И за один месяц, а не три», — уточняет Хамидуллов. Для стартапов и компаний, которым важно быстро протестировать идею, это критическое преимущество. А простейшую «тапалку» можно и вовсе собрать за день-два с помощью готовых конструкторов.
Денис Герасименко: «Нанять разработчика для «Телеграма» чуть дороже, потому что это достаточно узкий рынок и специалистов в данной области сейчас пока еще не так много»
Впрочем, здесь мнения расходятся. Создатель таск-менеджера в «Телеграме» UTasks Денис Герасименко считает, что сэкономить не получится, потому что специалистов по приложениям в «Телеграме» маловато. «Если не хотите из своего бюджета платить за то, чтобы ваш разработчик наступал на грабли, потом их героически преодолевал, а вы все это время сидели и ждали, то вы вынуждены искать кого-то опытного. А таких людей пока на рынке не так много», — предупреждает он.
Зато в «Телеграме» на порядок ниже стоимость привлечения пользователей. «Чек, с которым вы можете привлечь пользователей и развить свой бизнес в „Телеграме“, меньше в 3, 4, иногда в 5 раз, — подчеркивает Герасименко. — Это новое пространство со своей спецификой, куда сейчас можно дешево зайти. Туда затаскивают все те же типы приложений, которые уже есть в обычном классическом интернете, — сайты знакомств, менеджеры задач, криптокошельки, игрушки. Все то, что и так уже было сделано, адаптируется под специфику платформы и развивается там же, просто дешевле», — отмечает он.
Клиентский путь тоже выглядит проще. «Запустить приложение внутри „Телеграма“ пользователю проще, чем установить отдельное приложение из магазина, залогиниться, пройти онбординг. Мы находимся в точке, где новые приложения запускаются внутри больших платформ, а не в сторах», — отмечает Ганиев.
Еще один фактор — простота интеграции. Мини-приложения можно без проблем интегрировать с существующими ботами, платежными системами (онлайн-эквайринг), службами доставки, CRM-системами и другими сервисами. Наконец, в «Телеграме» все обновления бесшовные, не надо загружать их дополнительно.
Разработкой приложений и ботов под заказ для бизнеса уже занимается множество компаний. Мини-приложение можно сделать за миллион рублей, а различные боты — за 300–400 тысяч. Впрочем, велик и рынок фрилансеров, ценник которых ограничивается десятками тысяч. «Очень часто стали получать заявки от клиентов, которым что-то разработали за 50−100 тысяч рублей, но ничего не работает и надо все переделывать», — рассказывает Хамидуллов.
Для разработчиков, которые выпускают собственные продукты на рынок, есть монетизация через «звезды» — внутреннюю валюту «Телеграма». Правда, чтобы вывести средства, придется заплатить достаточно большую комиссию, более 40%, отмечает Герасименко. Можно перевести эти деньги в рекламный кабинет Telegram Ads, в этом случае потери составят всего около 5–7%. Таким образом, деньги не выводятся из экосистемы, а реинвестируются обратно в продвижение. Можно получать деньги не в «звездах», если продавать подписки через отдельный веб-сайт. Некоторые боты нарушают правила и торгуют за обычные деньги прямо в «Телеграме», но это рискованно — после жалоб или проверок такие приложения удаляют, поэтому для серьезного бизнеса такое не подходит, поясняет Герасименко.
В целом в «Телеграме» существуют две бизнес-модели: игры, которые стремятся быстро заработать на хайпе, и серьезные бизнес-приложения, которые играют вдолгую, поэтому на первом этапе стремятся максимизировать количество пользователей и придумать фишки, которые им понравятся, а потом уже переходят к монетизации.
Множатся и боты. «Самые популярные подписки и микроплатежи — это боты для обучения, контент-сервисов и аналитики. Есть решения по CPA-модели: боты собирают лиды или заявки и получают оплату за результат. Многие используют комбинированный подход: бесплатный доступ плюс платные функции. Активно развиваются боты для e-commerce и доставок — через них уже оплачивают заказы напрямую в „Телеграме“. То есть бот становится не просто интерфейсом, а каналом продаж и полноценным сервисом», — отмечают в Magnetto.pro.
А еще NFT, достигшие пика своей популярности в 2021 году, в «Телеграме» снова в ходу. «Для меня подарки в „Телеграме“ вызывают приятное чувство ностальгии по эпохе раннего „ВКонтакте“. Сейчас подарки — это отдельный бизнес. Есть рынок тех, кто покупает подарки и перепродает их. Это самобытный криптоактив. „Телеграм“ всегда был крипто-френдли-платформой, поэтому логично, что внутри возникают такие продукты», — говорит Ганиев.
«Телеграм» имеет свои особенности в продвижении каналов — здесь нет системы рекомендаций и таргетированной рекламы, поэтому специалисты, которые умеют привлекать подписчиков и настраивать рекламу в Telegram Ads, востребованы
Налить трафик и накрутить подписчиков: «Телеграм» как поле для эсэмэмщиков
Поскольку в «Телеграме» нет алгоритмической выдачи, специалисты, которые умеют привлекать подписчиков и настраивать рекламу в Telegram Ads (официальная платформа для запуска рекламы внутри мессенджера), крайне востребованы. Ведение каналов, включая создание контент-плана, написание постов, работу с визуалами и аналитику, может стоить от 50 тыс. рублей, а некоторые агентства выставляют ценник и от 350 тысяч. Директор SMM-агентства Fragency Станислав Щепичак отмечает, что средний диапазон на рынке выделить сложно — цена зависит от объема услуг, но у региональных агентств стоимость, скорее всего, будет высчитываться за производство уникального контента, а не за конкретную площадку.
«В среднем 15–20 публикаций агентства могут осметить от 85 тысяч до 140 тысяч рублей в месяц, но опять же все сильно зависит от сложности и объема проекта, — делится он. — За тот же объем фрилансеры могут запросить от 45 тысяч до 80 тысяч рублей, в зависимости от опыта и навыков. Есть те, которые работают с проектами по стоимости агентства».
Вокруг желания привлечь в телеграм-канал подписчиков есть куча сервисов, которые готовы помочь. Во-первых, это всевозможные сайты для накрутки подписчиков — как живых, так и ботов. Этим же промышляют и фрилансеры на различных биржах типа Kwork, которые берут за сотню подписчиков 300–800 рублей. Там же есть и отдельное направление по продаже телеграм-каналов — как дешевых для старта, так и тех, что уже приносят стабильный доход.
Отдельно развивается привлечение трафика через Telegram Ads. Возможность размещать контекстную рекламу в «Телеграме» появилась в конце 2022 года — это те самые короткие объявления внизу в каналах от самой платформы. Порог входа для рекламодателей в евровый кабинет Telegram Ads с расширенным функционалом сейчас стоит 500 евро, получить доступ к нему можно только через реселлеров, рассказывает специалист по трафику Ирина Нумизматка. В «звездный» кабинет можно зайти за 1,5 тыс. рублей (1 тыс. «звезд»). Еще есть кабинет с оплатой в TON, но в этом случае реклама не будет видна пользователям из России.
Новички:
- Фикс: 10–20 тыс. рублей.
- Процент от бюджета: около 10%.
- Заработок: примерно 25 тыс. рублей за проект (до 75 тыс. рублей при трех проектах).
Опытные специалисты (полгода-год работы, 7–10 проектов):
- Фикс: около 25 тыс. рублей.
- Процент от бюджета: 15–20%.
- Средний чек за услуги: 40–60 тыс. рублей за проект.
- Заработок: 200–300 тыс. рублей в месяц (при пяти проектах).
Суперпрофи и агентства:
- Обычно не берут фикс, работают только с процентом.
- Процент от бюджета: около 20% (среднерыночный).
- Работают с бюджетами от 200 тыс. рублей (некоторые агентства — от 500 тыс. рублей).
- Выручка агентств: 500 тыс. рублей – 3 млн рублей в месяц.
Конкуренция среди таргетологов на данной площадке пока небольшая — этому мало где обучают, говорит она, тем временем сюда приходят специалисты с других площадок. Фрилансеры, как правило, берут фиксированную стоимость и 10–20% от бюджета, крупные агентства, которые работают с большими бюджетами, берут только процент — примерно 20%.
Кристина Потупчик: «Это полноценный хороший рынок со своими четкими правилами. Как только начнутся блокировки, это станет территорией больше нелегального пиара. Опять кругом будет негатив и появятся блоки. Я считаю, что это очень опасно для государства»
Как блокировка повлияет на бизнес в «Телеграме»?
«Я бы на месте вражеских шпионов именно так и атаковал — потихоньку разрушал экономику изнутри такими дурацкими законами», — рассуждает один из собеседников «БИЗНЕС Online» о запрете рекламы в «Инстаграме»* и тревожных знаках надвигающейся блокировки «Телеграма». «Думаю, большие шансы, что все будет хуже, чем сейчас», — грустно констатирует еще один источник, близкий к команде мессенджера. «Телеграм» предсказуемо не вошел в белые списки минцифры, звонки в нем так и не разблокированы.
При этом то, что происходит в России с запретами и ограничениями, не уникальное явление, а часть глобального тренда. Весь интернет фрагментируется: Евросоюз защищает свой интернет-рынок, вводя GDPR (общий регламент по защите данных — главный закон Евросоюза о защите персональных данных и конфиденциальности), и даже создает собственный суверенный мессенджер — Matrix. «Европа осознала, что на ее рынке зарабатывают все, кроме нее самой, — у них практически нет собственной IT-индустрии, — замечает Ганиев. — Америка также начинает вести себя протекционистски, вводя тарифы и усложняя офшорные схемы. IT-индустрия перестает быть глобальной — законы отдельных стран и их национальные интересы начинают становиться фактором для технологических гигантов, фрагментируя единое интернет-пространство на национальные сегменты».
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», отмечают, что других площадок для эффективного продвижения пока не появилось. «Такой же альтернативы, сопоставимой с „Телеграмом“, мне кажется, нет. Если куда-то идти, наверное, придется идти в VK. Max еще проигрывает. Мне кажется, что до сих пор ему многие не доверяют», — считает Фасхеева.
«„Телеграм“ — это мессенджер в первую очередь, потом уже социальная сеть. В основе там текстовая информация. Соответственно, надо смотреть те же самые социальные сети, которые больше работают с текстом на сегодняшний момент. Это развивающийся Max. Дальше речь может идти о VK со своими постами. Но я очень слабо верю в блокировку „Телеграма“ как такового», — говорит Нырков.
В своем недавнем интервью известный медиаменеджер и основательница крупнейшей «сетки» в «Телеграме» Кристина Потупчик также отмечает, что рынок из «Телеграма» никуда не исчезнет: «Если, например, бренд мыла, который покупал рекламу, рекламируя себя напрямую, со всеми правилами, со всеми налогами, с указанием, что это реклама, больше так не может делать, он пойдет мочить конкурентов. Будут делать нативные посты и заказывать другому мылу антирекламу — и этот рынок станет еще дороже. Сейчас есть цены, они устаканенные, они не могут скакать резко, то есть это полноценный хороший рынок со своими четкими правилами. Как только начнутся блокировки, это станет территорией больше нелегального пиара. Опять кругом будет негатив и появятся блоки. Я считаю, что это очень опасно для государства».
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.