«Выдайте прибывший груз, черт побери, подводите под реестр недобросовестных поставщиков!» — такими сообщениями заполнены страницы в соцсетях одного из крупнейших грузоперевозчиков в стране — ПЭК. Технический сбой парализовал работу компании еще 19 ноября, приемка груза местами идет по бумажным носителям, местами приостановлена полностью. О причинах сбоя ПЭК не распространяется, но предупреждает, что онлайн-оформление заявок должно восстановиться в течение двух дней, личный кабинет и остальные сервисы починят в течение четырех дней. О том, что произошло и становятся ли «технические сбои» у крупного бизнеса системой, — в материале «БИЗНЕС Online».
С 19 ноября логистическая компания «ПЭК» не выдает и не принимает грузы из-за «технического сбоя». Работа сервисов, включая сайт и мобильное приложение, временно ограничена
«ПЭК, живи!»: что произошло у одного из крупнейших грузоперевозчиков в стране?
Третьи сутки логистическая компания «ПЭК» переживает настоящий армагеддон: с утра 19 ноября компания не выдает и не принимает грузы из-за «технического сбоя» — именно такое сообщение висит на сайте фирмы почти двое суток. В официальном телеграм-канале грузоперевозчика от 19 ноября — единственное сообщение о том, что специалисты компании «уже работают над проблемой».
«Сервисы будут восстановлены в ближайшее время», — уверяли в сообщении. Но чуда не случилось: днем 20 ноября организация выступила с заявлением, что из-за сбоя работа сайта и мобильного приложения «временно ограничена», взаимодействие с клиентами перевели в бумажный формат, а прием и выдачу грузов в ближайшее время смогут возобновить только в ЦФО — к вечеру того же дня.
«Мы не остановили полностью работу, приемка груза идет по бумажным носителям. Сейчас это оптимальное решение. Сегодня, 20 ноября, мы включим приемку и выдачу грузов в Центральном федеральном округе, а следом в течение 3–4 дней эти сервисы раскатятся на всю Россию. Параллельно с этим мы будем поднимать классический стек наших сервисов — трейсинг, возможность онлайн-оплаты, онлайн-заявка и так далее», — обратился к клиентам и партнерам днем 20 ноября заместитель генерального директора ПЭК Андрей Мякин в телеграм-канале компании. Вечером того же дня он сообщил, что ПЭК «продолжает восстанавливать работу».
ПЭК (ООО «Первая экспедиционная компания») — мультисервисный оператор логистических услуг, компания организует грузоперевозки на территории России и за рубежом. В экосистеме организации — сервисы по перевозке грузов, международной проектной логистике, логистике для маркетплейсов, складской логистике и т. д. Фирма основана в 2001 году под названием «Первая экспедиционная компания» Евгением Фирсовым и Вадимом Филатовым. На сегодня в ее орбите — несколько юридических лиц, основным является ООО «ПЭК», зарегистрированное в 2014-м. Согласно данным сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус», доля Фирсова, генерального директора компании, была 70%, Филатова, его заместителя, — 30%.
В 2016 году Фирсов трагически погиб в ДТП при тестировании автомобиля, на сегодня на 64,17% фирма принадлежат супруге основателя Ирине Фирсовой, еще 5,83% — Олегу Фирсову. Генеральным директором организации является Филатов, ему по-прежнему принадлежит 30% доли. На конец 2024-го выручка компании по данному юрлицу составила 36,8 млрд рублей, чистая прибыль — 15,5 млн рублей.
Филиальная сеть ПЭК насчитывает свыше 300 отделений. Ежегодно услугами организации пользуются 4,5 млн клиентов.
Пользователи сервисов компании отреагировали мгновенно. В группе ПЭК в соцсети «ВКонтакте» за пару суток появились сотни сообщений от отправителей и получателей грузов с требованием уточнить судьбу отправлений.
«Какова в итоге судьба отправления? Отказали в переносе даты доставки, но и в назначенную изначально дату, 19.11.2025, груз не привезли, нет никакой информации вообще. Никто не звонил, не связывался, в чате тоже перестали отвечать…» — пишет пользователь Марина Куновски.
И если одним задержка груза приносит разве что досаду и неприятности, другим — вполне конкретные репутационные и финансовые убытки. «На случай атаки есть запасные ресурсы и сервера. Это же безответственность. Я теряю каждый час деньги. Каждый час», — пишет пользователь Галина Марцинкевич.
«Выдайте прибывший груз, черт побери, подводите под реестр недобросовестных поставщиков!» — требует Николай Иваницкий. «ПЭК, живи!» — написала пользователь Анастасия Василькина.
Утро 21 ноября не принесло позитивных новостей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня утром побывал на одном из двух складов ПЭК в Казани по адресу ул. Михаила Миля, 53. Больше дюжины грузовых машин стояли, никаких операций с ними не производилось, а водители либо спали, либо отсутствовали. В офисе фирмы тут же нам объяснили, что не могут «ни принять товар, ни отправить его», т. к. легла внутренняя система. Сроки возобновления работы обозначили как «сегодня-завтра». «Скорее всего, завтра сможете забрать свой товар, но ничего гарантировать не можем», — заявили нам сотрудники. На движение фур, которые находились в пути на момент сбоя, проблемы не повлияют — они доедут, а вот для прибывших или еще не отправившихся в путь — да. Причем откуда взялся сбой — вследствие хакерской атаки или других вещей, сотрудники пояснить затруднились.
Отвечая на запрос «БИЗНЕС Online», в ПЭК отметили, что сейчас увеличение сроков доставки составляет около двух дней, но вместе с тем компания «обеспечивает безопасность данных в штатном режиме»
«Обещают все в «цифру» перевести. А если системный сбой, как в ПЭК, кто ответит за последствия?»
Технический сбой, вероятно, обойдется компании недешево, речь идет как о явных репутационных рисках (которые подкрепляются гневными комментариями пользователей услуг фирмы), так и о финансовых — Мякин уже отмечал в телеграм-канале, что на время технического сбоя организация не начисляет оплату за вынужденное хранение грузов. «Все стороны уж пострадали от этого сбоя. Машины стоят, грузы стоят, издержки из-за простоев растут. И клиенты страдают, они не получают грузы, кто-то попадает на штрафы», — кратко комментируют ситуацию представители отрасли из Казани.
Отвечая на запрос «БИЗНЕС Online», в ПЭК отметили, что сейчас увеличение сроков доставки составляет около двух дней, но вместе с тем компания «обеспечивает безопасность данных в штатном режиме».
«Рассчитываем в течение двух дней восстановить онлайн-оформление заявок на отправление и доставку грузов, после этого возобновить работу личного кабинета и остальных сервисов в течение четырех дней», — прокомментировал эксперт ассоциации «АвтоГрузЭкс», заместитель генерального директора ПЭК.
Подобная ситуация — не первый блэкаут для крупных компаний России: в соцсетях ПЭК пользователи вспоминают, что относительно недавно также «легла» еще одна фирма по доставке грузов — СДЭК. В августе этого года клиенты транспортной компании также не могли зайти на сайт, проверить статус посылок, воспользоваться приложением. Пресс-служба организации тогда пояснила, что технический сбой был связан с техническими работами, которые могли вызвать кратковременную остановку систем до нескольких минут.
А на днях с проблемами столкнулся один из крупнейших в России страховых домов: 12 ноября сервисы ВСК «легли», на следующий день страховщик публично признал, что стал жертвой кибератаки.
В ПЭК уже работают над тем, чтобы подобные ситуации не повторились: Мякин пояснил, что для исключения технических сбоев в дальнейшем в компании уже внедряют новую серверную инфраструктуру с использованием облачных технологий, что позволит вести постоянный онлайн-мониторинг.
«Кроме того, платформа будет децентрализована: разные сервисы смогут работать независимо друг от друга, сбой одного не повлияет на работоспособность остальных», — прокомментировал он.
Руководитель комитета по грузоперевозкам ТПП РТ, директор ООО «Реверс» Сергей Сотников напоминает, что с сентября 2026 года все участники грузоперевозок в РФ обязаны перейти на электронные транспортные накладные, в контексте предстоящих изменений кейсы ПЭК, ВСК выглядят неприятной тенденцией.
«Давайте будем честны: риски есть, гарантий нет. В любой момент можно потерять всю информацию без возможности восстановления. У нас в транспортной отрасли также обещают все в „цифру“ перевести. Никаких товарных накладных, все в электронном виде. А если системный сбой, как в ПЭК, то кто ответит за последствия? Мы же понимаем, что цифровики с себя ответственность снимут. Коснись чего, пропадут „цифровые“ данные, как потом перед налоговой ответ держать?» — спрашивает Сотников. По его словам, необходимо учитывать и просчитывать худшие варианты развития событий, но вопрос в том, кто будет заниматься защитой от подобных инцидентов.
«Нужны госструктуры по борьбе с цифровыми преступлениями. По всем признакам ситуация будет ухудшаться. Поверхностное отношение дорого обходится», — подытожил он.
Технический сбой, вероятно, обойдется компании «ПЭК» недешево
«Никто из нас не защищен от инцидентов и хакерских атак — так устроен современный мир»
Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов отмечает, что пока данных о произошедшем в ПЭК недостаточно для того, чтобы делать выводы, столкнулась ли компания с локальным сбоем или имела место хакерская атака.
«Фактически все современные компании сильно завязаны на IT, на средства автоматизации, компьютерные вещи. А так или иначе это системы, которые, во-первых, могут сбоить, во-вторых, могут некорректно обновляться, где-то настраиваться — банальный человеческий фактор. В-третьих, они уязвимы перед какими-то внешними или внутренними атаками злоумышленников», — рассуждает Ульянов. По его словам, подобная ситуация может произойти с кем угодно, «никто не гарантирует стопроцентную бесперебойную работу своих систем».
«Важно, какие выводы делает компания, какая последующая деятельность. И если она нацелена на то, чтобы исключить подобные вещи в будущем, то это, наверное, правильная и хорошая позиция», — говорит руководитель аналитического центра Zecurion. Универсального рецепта по защите бизнеса от подобных инцидентов нет, но есть базовые вещи (проверка обновлений перед их накатыванием на основную рабочую систему, создание резервных копий, регулярные обновления информационных систем и программного обеспечения, которое используется), и, если их выполнять, «риски немного сокращаются».
«Есть такое понятие, как киберустойчивость, которое предполагает вероятность того, что никто из нас не защищен от инцидентов и хакерских атак... Так устроен современный мир. И вопрос не в том, чтобы сделать все, чтобы этого не случилось, а в том, как из такой ситуации выйти с минимальными потерями, достойно», — рассуждает директор по развитию компании «Руспоинт» Олег Седов. По его словам, к подобным инцидентам нужно готовиться до происшествия, устраивая штабные учения, отрабатывая взаимодействия подразделений.
«Каждый департамент, каждый партнер должен знать, что ему необходимо делать в той или иной ситуации. Реальная ситуация будет абсолютно не той, которую вы отрабатывали на киберучениях, но умение взаимодействовать окажется отработано», — резюмировал он.
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.