Нурислам Шарифулин — руководитель проекта P.Lоve Нурислам Шарифулин руководитель проекта P.Lоve
— Сейчас многие сокращают штат неэффективных сотрудников, раздутый в жирные периоды развития нашей индустрии. Все пытаются сократить издержки, расходы, оставить только работающие эффективные предприятия. Искусственный интеллект действительно помогает — он всю эту рутину может забрать на себя. И уровень автоматизации на предприятиях растет. Мы как раз, с одной стороны, сокращаем сотрудников, а с другой — набираем. У нас в штате уже есть собственное IT-подразделение, которое активно внедряет все эти современные решения — автоматизирует учет, анализ, то есть юридические, экономические, бухгалтерские вопросы. Все, что связано с рутинизацией процессов, мы сейчас стараемся автоматизировать.

Мы для себя вывели такую штуку, как формула эффективности. И если мы раньше ставили задачу сотрудникам на выполнение, то сейчас мы говорим об эффективном выполнении. Мы стали анализировать вводные данные: сколько ресурсов он затратил для достижения той или иной задачи. То есть мы в процессе пытаемся усилить, улучшить эффективность, оптимизировать расходы. Мы пытаемся избавиться от всех бизнес-процессов, которые дублируются. Мы избавляемся от всего, что можно отдать на аутсорсинг. Например, мы пришли к выводу, что можем отдать на аутсорсинг бухгалтерию, сисадмина. Есть компании, которые предоставляют аутсорсинговые услуги в этой части. Люди заболевают, их кто-то должен менять, штат так или иначе потихонечку раздувается. А здесь у тебя компания, которая оказывает услуги тебе и еще другим компаниям, и у них всегда есть штат, сотрудники и другой объем работы.
Тагир Сунгатуллин — генеральный директор «РБР 16» Тагир Сунгатуллин генеральный директор РБР 16
— Мы скорее сжимаемся, чем расширяемся. И нет, не за счет неэффективных сотрудников. Это происходит естественным путем. На сегодняшний день некоторые люди меняют место работы, а на их место мы никого не принимаем. Мы не проводим сокращения. А что касается второго вопроса… Сейчас я не вижу резервов [экономии] для организаций нашего профиля. Нам нужна работа, а не сокращение издержек.
Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы» Марат Бикмуллин председатель совета директоров ООО «Информационные системы»
— Мы расширяем [штат], и это необходимость. А возможность уже определяет, есть ли в наличии такие специалисты или нет. Компании же избавляются от малоэффективных специалистов, они никому не нужны. А эффективные нужны, но их, как всегда, нет. Это во все времена так было. Вроде полно людей, которые ищут работу, а они по большей части не особо нужны, потому что всем требуются продуктивные, работящие. За таких людей компания цепляется руками и ногами. Чтобы они на рынке труда появились — это очень редкий случай. И долго такой человек не бывает без работы. Он еще работает, а у него уже 10 предложений есть, где ему трудиться. Он даже и на HeadHunter не появится.

Оптимизация расходов осуществляется повышением производительности труда. Сотрудник должен приносить больше валовой выручки. Валовая выручка компании, деленная на количество сотрудников, — это показатель со времен натурального хозяйства, 50 тысяч лет назад. Главный показатель для любого бизнеса — повышение производительности труда. В России она, к сожалению, уступает в несколько раз той, которая есть в передовых странах. У нас большой резерв, есть куда развиваться.

Культура, законодательство, Трудовой кодекс у нас такой социальный. Работник всегда прав. Это затрудняет конкуренцию на рынке труда. Если с Америкой сравнивать, то там сотрудник [в случае увольнения] уже завтра не сможет прийти на работу. Его ключ уже не работает, нет доступа к рабочему месту. У нас, к сожалению, такое невозможно, потому что есть ограничения. Тем не менее все хотят работать в Америке, туда всеми правдами и неправдами мексиканцы, африканцы стремятся переехать, потому что там им лучше работается. Притом что вроде как более жесткое законодательство, и оно в пользу работодателя. Тем не менее те, кто хочет зарабатывать деньги, стремятся туда. Поэтому вот этот социальный уклон, он, казалось бы, на первый взгляд за работника. А в итоге получается, что против работника, потому что тот меньше зарабатывает.
Толга Акынджи — гендиректор компаний «Тис», «Мекра Рус» и «Экспедишин» Толга Акынджи гендиректор компаний «Тис», «Мекра Рус» и «Экспедишин»
— Мы сокращаем штат, потому что автопром стоит на месте. В начале года у нас работали 600 человек, а на сегодняшний день — 300. Если так все продолжится, то мы будем вынуждены закрыть предприятие, другого выбора-то у нас не остается. Ситуация печальная, несмотря на то что там какие-то Германы Грефы докладывают и себя пиарят, истинная картинка чуть-чуть по-другому выглядит.
Радик Абдрахманов — соучредитель национально-туристического комплекса «Туган Авылым» Радик Абдрахманов соучредитель национально-туристического комплекса «Туган Авылым»
— Было очевидно, что с приходом искусственного интеллекта многие сотрудники будут терять работу, некоторые сферы вообще сократятся. Но в нашей сфере без живых людей, сервиса, обслуживания невозможно. Искусственный интеллект не сможет вкусно приготовить наши татарские эчпочмаки. Мы штат сотрудников не сокращаем, а, наоборот, ищем качественных сотрудников. Мы его даже расширяем в сезон, примерно в мае. А в сентябре, октябре, ноябре немножко сокращаем. Потом опять расширяем. Но мы постоянно в поиске хороших, качественных специалистов, хороших поваров, официантов, менеджеров. То есть мы не сокращаем штат в целом, мы его, наоборот, усиливаем, расширяем. Потому что мы создаем новые локации, строим новые точки притяжения, новые объекты, запускаем новые программы, квесты, локации, рестораны.

Но мы очень внимательно следим за развитием искусственного интеллекта, допустим в медиасфере и сфере создания анимации, сфере каких-то IT-решений. Пока в нашей сфере искусственный интеллект много сделать не может. И создавать с ним, к примеру, хорошую, качественную анимацию стоит не дешевле, чем традиционными способами, а качество пока получается такое, что люди все равно чувствуют присутствие ИИ.

Резервы экономии? Мы находим возможности где-то что-то оптимизировать. Конечно, усиливаем маркетинг, чтобы привлечь дополнительных гостей, создать новые направления для привлечения. Мы как предприниматели находим возможности в те или иные времена, когда возникают какие-то сложности в экономике, спросе. В то же время, например, приходит команда и предлагает оптимизировать расходы, допустим, на украшения к Новому году. У нас на это уходят большие деньги. У нас ведь большая территория, надо, чтобы гостям было комфортно, интересно, весело. Входные зоны надо оформить, фотозону, территорию, деревья украсить, елки поставить. Это очень серьезные затраты. Но я все равно говорю, что нужно делать красиво, надо находить возможности, чтобы гостям было приятно. Мы, может быть, там прибыль не зарабатываем, но где-то на оформление все-таки стараемся денег не жалеть, чтобы гостям подарить теплые, хорошие эмоции. Они приезжают в наш город, приходят к нам в комплекс, надо, чтобы им было комфортно. Потом, других расходов много, например покупка посуды. Мы большой зал должны были сделать, там новый интерьер. Но не уложились, в этом году не получилось [открыть]. Мы точно не экономим на сотрудниках, всем вовремя выплачиваем зарплаты, премии, потому что от команды зависит успех работы каждого заведения.
Рамиль Измайлов — директор ООО «ПК «Пружинный проект» Рамиль Измайлов директор ООО «ПК «Пружинный проект»
— Конечно, мы не расширяем штат. Сейчас практически все компании его сокращают. Я сейчас нахожусь на выставке в Краснодаре, могу вам сказать, что, у кого ни спроси, у всех падение спроса. У кого-то на 20–30 процентов, у кого-то на 50. Но в принципе считаю, что сокращение сотрудников — это нормально. Потому что кого обычно сокращают? Самых неэффективных! Кто хочет ничего не делать и получать деньги. Например, когда нам нужно определить, кто у нас неэффективный, мы используем такой инструмент, который называется «матрица компетенции». Она бывает маленькая, бывает расширенная. Мы сами решаем, какие пункты или параметры в нее добавлять. И исходя из этой матрицы понимаешь, кого нужно уволить, а кого — оставить. Чаще всего во всех компаниях увольняют людей низкопроизводительных, нелояльных, которые любят поругать всех. Поэтому нелояльных, низкопроизводительных, низкообучаемых и низкоквалифицированных мы сокращаем. Но есть нюанс — если работник низкоквалифицированный, но лояльный и обучаемый, то он всегда остается.

Увольняют тех, у кого нет понимания, что такое корпоративная культура. Если он постоянно нарушает какие-то правила, не их хочет признавать. Вообще, на мой взгляд, матрица компетенций для этого самый лучший инструмент. Бывают ситуации, когда люди хотят получать деньги, но работать не хотят. Или хотят большого уважения к себе, но брать ответственность за компанию и за людей не хотят.

Другая сторона заключается в том, что мы не формируем спрос на рынке [кадров]. Поэтому компания хочешь не хочешь вынуждена работать в соответствии с текущей ситуацией. А Трудовой кодекс, который всячески защищает людей, которых сокращают, я полагаю, крайне устарел. Есть сотрудники, которых я считаю мошенниками. Они за один-два-три дня могут наговорить кучу всего [но в итоге нормально не работать]. Была такая ситуация, нам не хватало немножко людей. А сейчас они не хотят увольняться. Почему? Потому что они говорят: «А заплати мне три оклада». И еще есть юристы, которые с удовольствием таких работников защищают и огромные деньги вытягивают с компаний. Но хороших сотрудников компания никогда не сокращает. Это невыгодно, потому что эти люди — это и есть компания. Как еще экономим? Я считаю, самое лучшее, что мы должны сейчас сделать (всем производственникам мой искренний совет), — прекращать концентрироваться на производстве, поскольку сейчас производства столько не нужно, а сконцентрироваться на продажах. Чтобы своя компания мощно продавала — это первое. А второе — компаниям нужно самим себя снабжать, пересмотреть поставщиков и убрать всех посредников. Нужно самим искать, в этом нет ничего сложного. Например, сейчас мы покупаем напрямую у крупных заводов. Когда к ним напрямую идешь, как минимум процентов на 20 можно покупать дешевле. А при условии, если мы ежемесячно покупаем металла, допустим, на 15−20 миллионов, то получается существенная экономия.
Андрей Беляков — основатель и руководитель ГК «Бриз» Андрей Беляков основатель и руководитель ГК «Бриз»
— У нас как в математике — константа. Нет ничего лучше стабильности. Как был коллектив, так и остался — ни сокращений, ни увеличений штата пока что. Я в такой ситуации говорю: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Да, есть сложности определенного рода — не без этого. Но если вчера тебе был нужен человек, а сегодня его выбросить на улицу — это просто неправильно и непорядочно. Мы изыскиваем резервы, когда с такой ситуацией сталкиваемся. Конечно, кадры можно взять и уволить. Нет человека — нет проблем. Но мы находим ему иной, скажем, вид занятия. Условно, сегодня машина не задействована в рейсах, но есть, допустим, хозяйственные работы. Пока человек занимается этими работами, и задачи выполняются, которые в любом случае надо выполнить, и человек стабильно получает зарплату, и сохранили кадры. Три вопроса в одном решены.
Фарид Сафин — владелец мебельных магазинов и торговых комплексов «Ваш быт» Фарид Сафин владелец мебельных магазинов и торговых комплексов «Ваш быт»
— Если лично о моей компании говорить, то мы не сокращаем штат. Мы продолжаем работу в том режиме, в каком мы и работали. Независимо от того, что там кому-то говорит искусственный интеллект. А вообще, наверное, каждое предприятие должно само учитывать свои особенности работы: какие у них планы, какие программы, какие заказы. Тут много факторов. Сокращение штата — это экономия, если достаточное или избыточное количество работников. Но на многих предприятиях на сегодняшний день катастрофически не хватает кадров. Поэтому надо, наверное, исходить из той ситуации, которая складывается в каждой отдельной отрасли, на каждом отдельном предприятии. Мы пока никого не сокращаем. У нас, наоборот, открыты вакансии продавцов-менеджеров нашей сети магазинов. Поэтому если в Сбере будут сокращать людей, мы с удовольствием возьмем их менеджеров к себе на работу. Обучим их, проведем необходимые консультации.
Равиля Шайдуллина — генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо») Равиля Шайдуллина генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо»)
— В моей системе работать некому. Те, кто приходит после учебы, даже нож не могут держать в руках. У меня есть две точки для расширения, но изменение налоговой системы для меня весьма трагично. Поэтому я в «Кукане» или концепцию поменяю, или вообще закрою. В настоящее время те, кто приходит в общепит, о системе вообще ничего не знают. Я в этой системе уже 62 года работаю, делаю все по старинке, с калькуляцией. А молодые специалисты, которые приходят сюда, даже не знают, какие части есть у мяса. Они ничего абсолютно не знают — ни о СанПиН, ни по общественному питанию, хотя проучились два года, а то и еще больше. Мы их заново учим нож держать. У них и учителей толковых нет — неучи объясняют неучам. Я сама, например, наизусть помню все то, что мы учили 6 десятков лет назад. Искусственный интеллект вряд ли в нашу систему придет, разве что в бухгалтерию.

Говорят, что для экономии нужно использовать более дешевые продукты. Но откуда им взяться? Сейчас все растет — «коммуналка», бензин. И продукты будут все дороже и дороже. Я высчитала свой НДС, и оказалось, что за один месяц буду платить на 1,5 миллиона рублей больше, значит, плюс 18 миллионов в год. И как я дополнительные расходы должна покрывать? Естественно, буду вынуждена переложить все на плечи потребителя. Поэтому я считаю, что введение новых налогов означает ликвидацию системы общепита. На следующей неделе у нас пройдет совещание по «Кукану». Подождем до Нового года, посмотрим, каким будет налогообложение, и будем решать. Я себя считаю опытным, сильным игроком системы общепита, у нас хорошая команда, да и то мы стоим перед вопросом закрытия одной точки.
Марат Галлямов — директор агентства недвижимости «Этажи-Казань» Марат Галлямов директор агентства недвижимости «Этажи-Казань»
— Мы штат не сокращаем, потому что нет неэффективных сотрудников — с ними не умеют работать. На самом деле вопрос о сокращении или несокращении сотрудников стоит всегда. И прежде чем сокращать неэффективных сотрудников, конечно, нужно с ними хорошенько поработать. Только если из этого ничего не получается, тогда увольнять. Но тут много факторов. В нашей отрасли достаточно стабильный состав, но опять же, смотря о каких сотрудниках говорим. Сейчас идет оптимизация, как правило, сотрудников бэк-офиса, то есть административно-управленческого персонала. Их мы оптимизировали за этот год. А вот, например, специалистов по продажам мы, наоборот, приглашаем и набираем. Сотрудники, которые заняты в реальных продажах, всегда на вес золота. Но ИИ пока никого не заменил. Пока мы его внедряем очень аккуратно, но активно. В целом заменяют сотрудников системы автоматизации, специальные программы. Например, штат бухгалтерии был сокращен в 2 раза ввиду оптимизации. Потому что сейчас есть некоторые профессии, которые уже вымирают, важность которых уменьшается. Оптимизация административно-управленческого персонала идет за счет системы CRM, за счет наших внутренних систем.
Зуфар Гаязов — гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс», президент АРИО Казани и РТ Зуфар Гаязов гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс», президент АРИО Казани и РТ
— Мы каждый год изучаем работу нашего предприятия и стараемся на следующий год максимально сокращать долю ручного труда. Поэтому смотрим самое современное оборудование, которое дает больше производительности, самое эффективное, стараемся его внедрять на производстве. То есть на тех участках, где, допустим, работали четыре человека, хотим, чтобы работали три. Что касается искусственного интеллекта, мне об этом говорить рано. Да и нашу отрасль это пока не затрагивает. Наша главная задача — работать на качество и сервис. Мы готовимся к тому, что, как говорил наш уважаемый мэр Ильсур Раисович Метшин, в 2030 году в Казани будет 10 миллионов туристов. Мы с оптимизмом смотрим в этот день. Каждый год внедряем что-то новое, передовое, более эффективное, для того чтобы обслужить как можно больше гостей. И эффективно, и качественно их обслужить!