Около 330 неравнодушных жителей и волонтеров трудятся в тылу — плетут маскировочные сети, шьют костюмы, дождевики, плащи, толстовки, одеяла, готовят сухие пайки и многое другое Около 330 неравнодушных жителей и волонтеров трудятся в тылу — плетут маскировочные сети, шьют костюмы, дождевики, плащи, толстовки, одеяла, готовят сухие пайки и многое другое Фото: «БИЗНЕС Online»

О благотворительном фонде «Помощь своим»

Марина Порфирьева создала свой волонтерский отряд в Столбище вместе с Зинаидой Ивановой, матерью мобилизованного бойца, председателем совета матерей мобилизованных и учителем в школе. Отряд создавали осенью 2022-го — как раз в разгар мобилизации.

Марина вспоминает: изначально отправляла деньги на фронт, но желание помочь физически оказалось сильнее, и она поняла, чем можно помочь бойцам, после поездки в Кировский район, где местный благотворительный фонд шил меховые стельки и носилки на территории церкви.

Обратившись в церковь Казанских святых Гурия, Германа и Варсонофия, Марина смогла создать первую волонтерскую точку «Помощь своим» при поддержке отца Федора. Именно там к зиме стали плести первые маскировочные сети: «Мы начали плести из тюля, занавесок. Весь поселок приносил их нам мешками. Изначально запрос был на белый тюль, но приносили все, что есть, — и зеленые, и красные занавески. Эта сеть, конечно, очень тяжелая получилась. Потом наловчились уже, поняли, как правильно работать».

Параллельно плели сети не только в Столбище, но и в Лаишево и Нармонке. Сыграло сарафанное радио, утверждает Порфирьева, и к августу 2023 года небольшой волонтерский отряд при поддержке администрации Лаишевского района превратился в благотворительный фонд «Помощь своим», имеющий 17 точек и пунктов плетения в 12 населенных пунктах района.

В 2024 году фонд подавал заявку на грант и выиграл 1 млн рублей. На эти деньги оборудовали помещение для пошива и раскройки одеял, провели проводку, закупили швейное оборудование: пять швейных машин, три профессиональных оверлока В 2024 году фонд подавал заявку на грант и выиграл 1 млн рублей. На эти деньги оборудовали помещение для пошива и раскройки одеял, провели проводку, закупили швейное оборудование: пять швейных машин, три профессиональных оверлока Фото: «БИЗНЕС Online»

С 2022 года запросы на отправки увеличились не только в количестве, но и в разнообразии необходимых вещей: теперь около 330 неравнодушных жителей и волонтеров трудятся в тылу — плетут маскировочные сети, шьют костюмы, дождевики, плащи, толстовки, одеяла, готовят сухие пайки и многое другое. Главный центр находится в поселке Столбище, однако теперь по документам — в местном Доме культуры, где добровольцы организовали склад, место для плетения и раскройки.

В 2024 году фонд подавал заявку на грант и выиграл 1 млн рублей. На эти деньги оборудовали помещение для пошива и раскройки одеял, провели проводку, закупили швейное оборудование: пять швейных машин, три профессиональных оверлока.

С 2023 года благотворительный фонд еще и закупает дорогостоящую технику: от дронов и Starlink до машин и колес, а финансированием занимаются благотворители и неравнодушные люди, которые узнают о сборах из телеграм-канала фонда.

Часть доставки берет на себя глава района Ильдус Зарипов, который лично отправляется в гуманитарные миссии почти каждый месяц, — именно поэтому основной объем материалов дожидается его поездки, огромные отправки фурами организуются раз в месяц. Однако не отказывают и другим волонтерским отрядам, которые не имеют возможности шить и плести, фонд передает вещи для заявок и им. Только на глазах корреспондента «БИЗНЕС Online» Порфирьева передала более 50 маскировочных сетей по индивидуальным заявкам (сестре одного из бойцов, она узнала об их необходимости из письма от брата, и директору Лаишевского детского дома, которая периодически отправляет гуманитарную помощь своим бывшим воспитанникам).

«Вас там ждут!»: как Лаишево помогает своим на СВО

Однако на данный момент остро встает вопрос финансирования — «руки есть, а материалов не хватает». Поэтому зачастую фонд долго дожидается расходников, негодуют швеи: «Нам надоело дома сидеть, когда ткань-то придет? Уже вошло в привычку — постоянно что-то делать».

В местном Доме культуры в холле плетут маскировочные сети на специальной стойке, а на складе кроят антитепловизионные одеяла. Подготовительная работа проводится дома В местном Доме культуры в холле плетут маскировочные сети на специальной стойке, а на складе кроят антитепловизионные одеяла. Подготовительная работа проводится дома Фото: «БИЗНЕС Online»

Кто за всем этим стоит и как устроено производство

Главные мастерицы фонда — швеи на пенсии, кто-то работает из дома, кто-то приходит в самоорганизованный цех. Тем не менее всех их связывает одна цель — безоговорочно помочь бойцам. На производстве собраны целые команды, пенсионерки трудятся посменно с утра до вечера, плетут сети, шьют одеяла и уже не представляют свое свободное время без этой работы. «Мы, оказывается, вот так привыкли — дома сидим, и даже не хочется домашние дела делать, а в голове: мы столько дней пропустили, жалко, — когда без работы сидим. Нас спрашивают, куда мы торопимся. А как мы торопимся? Надо делать — значит, надо», — говорят пенсионерки.

В местном Доме культуры в холле плетут маскировочные сети на специальной стойке, а на складе кроят антитепловизионные одеяла. Подготовительная работа проводится дома.

Так, например, ленты для маскировочных сетей разрезают на заводе на диски и отправляют по домам, где местные мастерицы уже самостоятельно подготавливают их для плетения. Некоторые «резальщицы» с мужьями сами изготовили специальные столы для нарезки лент, производство налажено. Далее нарезанные ленты отправляются в ДК, где в день пенсионерки сплетают около 3–4 сетей. «В одном из поселений плели по 7 масксетей в день. Я им говорю: „Вы сбавьте обороты немножко. У меня ткани на вас столько нет“», — смеется Порфирьева.

На производстве собраны целые команды, пенсионерки трудятся посменно с утра до вечера, плетут сети, шьют одеяла и уже не представляют свое свободное время без этой работы На производстве собраны целые команды, пенсионерки трудятся посменно с утра до вечера, плетут сети, шьют одеяла и уже не представляют свое свободное время без этой работы Фото: «БИЗНЕС Online»

Желание помогать, по словам пенсионерок, возникло с самого начала, с 2022 года. Здесь они нашли себе друзей — вместе отмечают праздники, дни рождения, делятся советами, параллельно плетя. В Столбище сети хранятся на складе у храма, т. к. перед отправкой батюшка освящает их.

Производство по шитью антитепловизионных одеял также отлажено. Под руководством фонда существует пять точек для кройки: в Столбище, Лаишево, Нармонке, Рождествено и Казани. Например, в поселке Столбище место для кройки организовано в Доме культуры, где провели освещение, отопление и закупили нужные инструменты для работы — нужно скрепить пять слоев материала между собой. Туда команда пенсионерок приходит также посменно, работая с утра до вечера по собственной инициативе.

Далее материалы отправляют по домам, корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил одну из таких квартир. Там проживают Римма с мамой — в день они дошивают по пять антитепловизионных одеял. Маме Риммы в этом году исполнилось 73 года, однако она весь день сидит за швейной машинкой.

За три года работы команда успела сплести около 12 тыс. маскировочных сетей, т. е. более 75 км суммарно За три года работы команда успела сплести около 12 тыс. маскировочных сетей, т. е. более 75 км суммарно Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я с вечера подготавливаю маме одеяла, она встает и с самого утра начинает прошивать. Потом я прикрепляю ручки, и мы отправляем их на склад. Внутрь заворачиваем носки, лекарства — все, что есть, только еду не кладем — из-за мышей. А так вот с утра до вечера дома работаем, удобнее, конечно, не нужно тратить время на дорогу», — рассказывает швея.

За два дня семья дошивает и подготавливает к отправке более 12 одеял. По словам Риммы, они работают усиленно, потому что женщина ложится на операцию и после нее несколько месяцев не сможет работать. Такие примеры не редкость. Большинство волонтеров заранее предупреждают о своем отсутствии и перевыполняют «план», чтобы «работа не стояла».

«Перед отпуском поработали на славу», — рассказывают мастерицы.

За три года работы команда успела сплести около 12 тыс. маскировочных сетей, т. е. более 75 км суммарно. Для сравнения: расстояние от Казани до Рыбной Слободы — 74 километра. Пенсионерки вместе празднуют юбилейные сети, делятся отчетностью в группе, так, практически каждый центр плетения сетей в поселениях отметил юбилейную, 1,5-тысячную сеть.

«Бойцы благодарят бабушек, — рассказывает Порфирьева. — Один написал, что его бабуля с утра встает и даже не думает о том, что у нее что-то болит: вскакивает и идет плести, шить. Они себя нужными чувствуют здесь».

Другое масштабное направление деятельности фонда «Помощь своим» — изготовление сухой домашней еды и реторт-пакетов Другое масштабное направление деятельности фонда «Помощь своим» — изготовление сухой домашней еды и реторт-пакетов Фото: «БИЗНЕС Online»

«У меня иногда паника начинается, если какого-то продукта не осталось»

Другое масштабное направление деятельности фонда «Помощь своим» — изготовление сухой домашней еды и реторт-пакетов. Этим фонд стал заниматься чуть позже. Данным направлением уже руководит Иванова, которая организовала в своей школе целый фасовочный центр.

По словам Марины, идея о производстве подобной еды возникла во время плетения сетей. Девушки думали, чем еще можно помочь, как справиться с мышами, которые подъедают продукты, и кто-то вспомнил о сухой еде. При этом же разговоре присутствовала и 20-летняя Елизавета, которая сейчас оканчивает университет по профессии «технолог пищевых производств». Загоревшись этой идеей, Лиза начала искать рецепты подобных пайков, высчитывать пропорции и спустя несколько проб и ошибок нашла идеальный рецепт для многих блюд домашней кухни. «Кто еще будет этим заниматься, если не мы? Многие боятся брать на себя такую ответственность. А я как-то решила рискнуть…» — говорит выпускница Зинаиды Павловны.

Сейчас волонтеры сушат супы (гречневые, пшенные, лапша, борщи) и вторые блюда (гречка с мясом, плов, перловка с мясом, даже голубцы) — стараются разнообразить рацион.

Сухая еда фасуется по порционным пакетам, которые можно легко уместить в карман, в комплекте идет небольшое письмо и маленький соус (кетчуп или майонез). По словам девушек, такие «обеды» помогают разведчикам, у которых нет доступа к горячей еде, если нет воды, они едят их сухими.

Еда действительно домашняя, натуральная. Для того чтобы сделать один маленький пакетик весом 20 г, нужно пройти несколько «точек» готовки Еда действительно домашняя, натуральная. Для того чтобы сделать один маленький пакетик весом 20 г, нужно пройти несколько «точек» готовки Фото: «БИЗНЕС Online»

Еда действительно домашняя, натуральная. Для того чтобы сделать один маленький пакетик весом 20 г, нужно пройти несколько «точек» готовки.

Так, сначала собирают продукты — фонд сотрудничает с овощными предприятиями поселений, которые мешками присылают овощи и мясо. Участвуют и неравнодушные люди — кто-то закупает продукты, кто-то несет со своего огорода. Овощи попадают в руки «чистильщикам» — женщины очищают, нарезают, обрабатывают продукты.

Подготовленные овощи попадают к «сушильщицам», которые закупили комбайны и большие аппараты для сушки продуктов. Там они отдельно сушат овощи килограммами. Это самая долгая работа, аппарат для сушки работает целыми днями, и спустя 10–15 часов получается около 200 г высушенного продукта.

Сухая еда фасуется по порционным пакетам, которые можно легко уместить в карман, в комплекте идет небольшое письмо и маленький соус (кетчуп или майонез) Сухая еда фасуется по порционным пакетам, которые можно легко уместить в карман, в комплекте идет небольшое письмо и маленький соус (кетчуп или майонез) Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако очень многие сталкиваются с проблемами — в домах постоянный запах, шум от аппарата и большие счета за электроэнергию. Но на данный момент фонд активно пытается найти помещение с кухней, чтобы этих проблем избежать. Несмотря на все, женщины не собираются останавливаться, работая по 8–10 часов в день. «Но ничего, мы все вытерпим, нашим ребятам хочется помочь как можно больше. У меня иногда паника начинается, если какого-то продукта не осталось. Как, у меня сегодня день зря прожит? Я не помогла. То есть вот прям чувство вины какое-то создается. Они же там ждут…» — рассказывает волонтер.

После сушки продукты смешиваются в пропорциях по рецепту и отправляют на фасовку в школу. Там в одном из помещений Иванова организовала фасовочный «цех». Во внеучебное время класс преподавателя с удовольствием приходит «на смену» — кто-то фасует, кто-то вырезает, кто-то склеивает и распределяет. Ребята приходят в каникулы, остаются после уроков на несколько часов, зовут с собой родителей.

«Дети прекрасно понимают, что и для чего они делают. Мы приглашаем „отпускников“ выступать перед ребятами. Они вроде приходят на час, но ученики не отпускают их, прям подолгу-подолгу с ними находятся, расспрашивают, рассказывают родителям. В плане патриотической части они очень хорошо воспитаны», — рассказывает Зинаида Павловна. За все время было собрано и отправлено около 83 тыс. порций сухих пайков.

Помимо двух основных направлений, фонд «Помощь своим» занимается шитьем еще более 15 позиций: одежда для госпиталей, флисовые толстовки, балаклавы и многое другое Помимо двух основных направлений, фонд «Помощь своим» занимается шитьем еще более 15 позиций: одежда для госпиталей, флисовые толстовки, балаклавы и многое другое Фото: «БИЗНЕС Online»

«Внук все время говорит: «А когда мы с Путиным встретимся?»

Помимо двух основных направлений, фонд «Помощь своим» занимается шитьем еще более 15 позиций: одежда для госпиталей, флисовые толстовки, балаклавы и многое другое. Одной из самых любимых вещей для шитья у девушек является … игрушка-чебурашка. Такая вещь отправляется не только на фронт в качестве талисмана, но и остается у людей как символ.

Сбором и наполнением тактических медицинских аптечек фонд занимается самостоятельно: «Вот, например, жгуты мы нарезаем сами, чтобы было дешевле и больше по количеству. Кладем то, что просят, чего нет в стандартных аптечках, например».

Возраст волонтеров варьируется в зависимости от вида деятельности. Бо́льшую часть своего времени на волонтерство выделяют пенсионеры, но и взрослые не отстают — после работы вечерами каждый занимается своим делом. В фонде состоят не только женщины, мужская часть населения также делает огромный вклад, пусть и «за кадром». Например, мужья швей своими руками создают им специально приспособленное рабочее место, помогают финансово, а также есть несколько «автоволонтеров» — водители, которые развозят материалы по домам и точкам плетения.

«Каждая вещь выстрадана, пропущена через себя»: как бойцов снабжают сетями и сухой ухой

Дети Столбищенской школы, помимо сбора сухой еды, пишут письма бойцам и участвуют в благотворительных акциях по сбору гуманитарной помощи в госпитали. Школы других районов занимаются изготовлением окопных свечей, уровень патриотического воспитания с каждым годом растет: «У меня внук маленький, везде за мной как хвостик ходит, помогает. Все время говорит: „А когда мы с Путиным встретимся? Очень хочу его увидеть“, а недавно президент в Казань приезжал — он меня взял и говорит: „Все, поехали к Путину“. Просто увидеть хочет, спасибо сказать».

Возраст волонтеров варьируется в зависимости от вида деятельности. Бо́льшую часть своего времени на волонтерство выделяют пенсионеры Возраст волонтеров варьируется в зависимости от вида деятельности. Бо́льшую часть своего времени на волонтерство выделяют пенсионеры Фото: «БИЗНЕС Online»

В телеграм-канале Марина устраивает розыгрыши для дополнительного финансирования, встречи с волонтерами фонда и делится отчетностью проделанной работы. С каждым месяцем фонд усиливает свою работу и находит новые пути помощи бойцам.