«Адаптивный круиз-контроль появился на автомобилях в начале 2000-х. В целом 25 лет прошло, можно уже и на «КАМАЗ» поставить», — иронизирует эксперт «БИЗНЕС Online» по поводу презентации новейшего грузовика от КАМАЗа. Челнинский завод сегодня объявил, что запустил серийное производство тягачей поколения К5+. Грузовик оснащен новым мотором, системой помощи водителю ADAS и новыми обтекателями, которые, как утверждает производитель, позволят сократить расход топлива на 5–10%. Завод признает, что использует импортные комплектующие, но при этом напирает на то, что софт полностью свой. Эксперты согласны, что новая машина — прямой конкурент нынешних «китайцев», но важно, как новая «начинка» будет работать и сколько это стоит.
Завод из Набережных Челнов презентовал «мертвому» рынку автомобиль новейшего поколения К5+
Для «самых взыскательных» потребителей
КАМАЗ, который пытается «вырулить» на слабом российском рынке грузовиков (и отчасти получается), сегодня совершил на первый взгляд неочевидный ход. Завод из Набережных Челнов презентовал «мертвому» рынку автомобиль новейшего поколения К5+. На сайте предприятия утром в понедельник вышел релиз, а в выходные 2,5-минутный сюжет о «принципиально новых машинах» показали на телеканале «Россия-1».
На материал телеканала, в частности, обратил внимание в своем телеграм-канале главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков. Он заметил, что одно из главных отличий модификации — в наличии системы помощи водителю ADAS (от англ. advanced driver-assistance systems), в которую, в частности, входит адаптивный круиз-контроль. «Китайский ADAS прикрутили — успех», — съязвил в комментариях один из читателей канала Кадакова. Многие пользователи заявили, что главное — это не наличие системы, а то, чтобы она исправно работала.
Один из источников газеты заметил, что новые грузовики на самом деле выпускаются довольно давно, просто «в небольших количествах». В октябре об отгрузке новой машины рассказывал один из дилерских центров в Красноярском крае. Теперь же речь идет о запуске серийного производства. С главного конвейера сошло 20 седельных тягачей «КАМАЗ-54901» версии Hi-Tech, еще 15 планируется выпустить в декабре.
Одно из главных отличий модификации — в наличии системы помощи водителю ADAS
Не сказать чтобы много. Всего с конвейера в сутки сходит около 200 автомобилей, но и рынок пока слабый. Планируемые объемы производства на следующий год КАМАЗ пока не раскрывает. «План на следующий год еще формируется», — заявили нашему изданию в пресс-службе предприятия. При этом подчеркнули, что «уже сейчас есть российские и зарубежные заказчики» на новые машины в максимальной комплектации.
«Магистральный тягач „КАМАЗ-54901“ (4×2) с системой ADAS воплощает в себе передовые разработки инженеров КАМАЗа, направленные на удовлетворение требований самых взыскательных потребителей. Автомобиль создан с учетом мировых тенденций в автомобилестроении», — говорится в релизе. В сюжете отмечается, что планируется поставка «большой партии» на экспорт.
Звучит красиво. Очевидно, новый автомобиль призван составить серьезную конкуренцию китайским машинам, оснащенным по последнему слову техники. Челнинский завод уже «откусил» долю у производителей из Китая, но на слабом рынке. Когда начнется восстановление, объемы выпуска новейшего автомобиля с полным «фаршем» можно нарастить. Но это все теория, а вот что будет на практике — вопрос открытый.
Всего с конвейера в сутки сходит около 200 автомобилей, но и рынок пока слабый. Планируемые объемы производства на следующий год КАМАЗ пока не раскрывает
Не только красивые слова в релизе?
В новом грузовике поколения К5+ следующие новации, заявленные производителем:
- Система помощи водителю ADAS, которая оснащается адаптивным круиз-контролем, который позволяет держать дистанцию за впередиидущим автомобилем в автоматическом режиме, контролирует нахождение транспортного средства в полосе движения, предупреждая о покидании полосы, что значительно повышает активную безопасность автомобиля.
- Новые обтекатели на кабине и шасси. Эти детали конструкции, как заявляется, улучшают аэродинамику и позволяют на 5–10% снизить расход топлива.
- 13-литровый двигатель «КАМАЗ Р6 910» мощностью 560 л. с., с повышенным крутящим моментом 2,6 тыс. Н⋅м. Мотор, как утверждается, позволяет снизить расход топлива при разгоне и движении с постоянной скоростью. Для сравнения: в базовой версии грузовика «КАМАЗ-54901» мотор мощностью 483 л. с. Новый двигатель был «специально разработан» под машину, утверждается в телевизионном сюжете.
- 12-ступенчатая роботизированная коробка передач оснащена ретардером — гидравлическим тормозом-замедлителем, который позволяет увеличить ресурс тормозных механизмов, дисков.
В числе преимуществ на КАМАЗе также отметили наличие систем экстренного торможения, электронного торможения EBS, курсовой устойчивости ESP, антиблокировочной системы ABS, противобуксовочной системы ASR. Начальник технического бюро сопровождения автотехники департамента продуктового менеджмента ПАО «КАМАЗ» Александр Игнатьев обратил внимание на два топливных бака (обеспечивают запас хода до 5 тыс. км) и… холодильник под спальным местом. Стоит сказать, что эти преимущества нельзя назвать новациями, они уже применяются в существующих версиях грузовиков. В сухом остатке получаем, что из нового система ADAS, обтекатели, более мощный мотор и обновленная коробка переключения передач.
Еще один вопрос — отечественная техническая «начинка» или нет. Известно, что на «санкционно устойчивых» грузовиках применяются компоненты от дружественных азиатских партнеров. Судя по всему, и в случае с новым грузовиком без такой помощи не обошлось. «Перечисленные системы [помощи водителю] являются как собственными, так и сторонними, с российскими и зарубежными компонентами. Но не это главное. В целом вся ADAS с помощниками, ее интеграция в бортовой компьютер, настройка и так далее — собственная разработка. В современном автомобиле уже давно комплектующие играют второстепенную роль, а главное — софт. Он свой», — заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе челнинского автогиганта.
ADAS есть и у европейцев, встречается у некоторых китайских моделей, но на последних «часто глючный», отмечает в беседе с «БИЗНЕС Online» редактор издания «Авторевю» Федор Лапшин. «ADAS очень актуален в Европе с чистыми сухими дорогами, там это must have», — указал спикер.
Плюс для конечного потребителя немаловажен вопрос стоимости автомобиля. Если говорить о ценовой политике, то новый «КАМАЗ» поколения К5+ обойдется клиенту в 9,2 млн рублей. В сравнении с китайскими грузовиками цена вполне адекватная. Самый популярный магистральный седельный тягач Sitrak C7H можно найти новый по цене от 7,5 млн рублей за сборку 2024 года.
«„Китайцы“ стоят, их не могут продать. Их пытаются слить за любые деньги, они стоят больше года, а то и дольше», — объясняет Лапшин.
Отдельные экземпляры «КАМАЗов» с ADAS уже выпускались, но сегодня машина стала частью производственной программы. При этом у «китайцев», объясняет он, российские водители не любят ADAS, его выключают. Он часто глючит, говорит собеседник. У китайских тягачей система помощи водителю встречается, например, у Shacman. А вот у популярного Sitrak C7H нет системы ADAS. Кстати, новый грузовик этой модели 4x2 2025 года продают за 9,1 млн рублей. При этом двигатель Sitrak развивает мощность 480 л. с., а КАМАЗ версии Hi-Tech — 560 л. с.
Победим ли мы этим грузовиков «китайцев»? Уже победили, уверены на КАМАЗе. «По итогам 10 месяцев доля в магистральных седельных тягачах выросла почти в 2 раза», — уточняет Афанасьев.
Если смотреть на продажи КАМАЗа, то в октябре челнинский автогигант продал 1 305 машин, в сентябре — 1 103 авто, в августе — 1 165 машин, в июле — 1 172
А что сейчас с продажами?
Согласно подсчетам «Автостата», по итогам октября было продано 5 тыс. новых крупнотоннажных грузовых автомобилей полной массой более 16 тонн. Это на 55% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Хотя в сентябре было реализовано еще меньше — 3 534 машин.
Если смотреть на продажи КАМАЗа, то в октябре челнинский автогигант продал 1 305 машин, в сентябре — 1 103 авто, в августе — 1 165 машин, в июле — 1 172. В сентябре продажи КАМАЗа снизились на 8% по сравнению с сентябрем 2024-го. У следующего за ним в топ-5 Shacman тогда же было продано 663 машины, а падение продаж составило 55%.
Зато, согласно данным за октябрь, КАМАЗ по продажам догоняет Sitrak. У китайского производителя за месяц было продано всего на чуть больше 100 машин меньше, чем у челнинского автогиганта — всего 1171 авто. Хотя еще в сентябре тот же бренд продал 199 авто. Очень близки стали и доли рынка КАМАЗа и Sitrak — 26% и 23% соответственно.
С чем это связано, пока не ясно. В августе продажи китайских грузовиков, напомним, практически рухнули. Если продажи КАМАЗа тогда оказались на том же уровне, что и в августе 2024 года, то у марки Shacman продажи август к августу рухнули на 63%, у Sitrak — на 78%, у Howo — на 62%, у Faw — на 75%.
Тогда такой результат, в частности, связывали с решением о запрете ввозить в Россию китайские грузовики. 30 июня Росстандарт объявил, что в ходе проверок Dongfeng, Foton, Faw и Sitrak были выявлены нарушения, несущие прямую угрозу жизни и здоровью граждан. Среди них несоответствие обязательным требованиям по эффективности тормозной системы, уровню звука, идентификации органов управления и установке устройства вызова экстренных оперативных служб и др. Бенефициаром такого решения сразу же назвали гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина.
Подсобили, судя по всему, КАМАЗу и госзакупки. Как отмечали в «Автостате», в сегменте тяжелых грузовиков снижение продаж идет по всем типам кузовов (тягачи, самосвалы и т. д.). Однако выделяется сегмент спецтехники — прирост продаж коммунальной техники составил более 60% к прошлому году.
«Главное конкурентное преимущество КАМАЗа — цена. Мы видим, что российские потребители, сравнивая грузовики, приходят к выводу, что брать надо китайские»
«Слава богу, что КАМАЗ наконец-то вводит у себя эти новшества, которые помогают облегчить труд водителя»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали запуск производства нового грузовика и порассуждали о его перспективах.
Александр Солнцев — главный редактор журнала «Comvex ревю»:
— Совсем прорывом я бы не стал его [грузовик] считать, потому что прорывом на самом деле по сравнению с поколениями К3 и К4, был, конечно, К5 сам по себе. Его дальнейшая модернизация — это улучшение уже хорошего продукта.
Все эти новшества типа адаптивного круиз-контроля — пройденный этап на европейских грузовиках. Они используются давным-давно и не являются сверхновым изобретением. Слава богу, что КАМАЗ наконец-то вводит у себя эти новшества, которые помогают облегчить труд водителя и влияют на пассивную-активную безопасность. Плюс уменьшают вредное влияние на экологию за счет обтекателей.
В определенной категории, безусловно, грузовик будет востребован на рынке. Это прямой конкурент нынешних китайцев. Сложно сказать, на сколько вырастет цена на грузовики, но не думаю, что намного.
Антон Шапарин — вице-президент национального автомобильного союза:
— Для КАМАЗа инновационные грузовики — действительно большой шаг в будущее. Эти технологии в мире используются повсеместно. Адаптивный круиз-контроль появился на автомобилях в начале 2000-х. В целом 25 лет прошло, можно уже и на КАМАЗ поставить.
Надо будет посмотреть, как эти технологии работают в реальной жизни и насколько они эффективны. Потому что в наших сложных дорожных условиях электронные помощники могут давать существенные сбои. У Tesla камеры используются, забиваются грязью, а машина теряет возможность эксплуатироваться в режиме с помощниками. У «Лисянов» точно также лидары (датчики, которые используют импульсы (чаще всего лазерные) для измерения расстояния до объектов — прим. ред.) страдают от погодных условий — из-за снега, например. Какие технологии используют КАМАЗ, мы не знаем, надо тестировать.
Другой важный фактор: как это повлияет на цену автомобиля. В коммерческом транспорте все электронные навороты должны приводить к одной единственной вещи — экономии топлива. Нужно считать, сколько тысяч километров должен пройти грузовик для того, чтобы повышение в цене, которое дают эти устройства, окупилось, и насколько такое нужно будет компаниям.
У меня нет уверенности в том, что эта опция будет очень востребована. Главное конкурентное преимущество КАМАЗа — цена. Мы видим, что российские потребители, сравнивая грузовики, приходят к выводу, что брать надо китайские. Об этом наглядно свидетельствует высокий спрос на них. Он выше, чем на многие другие виды транспорта.
Не слышал, чтобы в России кто-то производил подобные сенсоры и подобные системы управления. Подозреваю, что используются импортные компоненты.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Это не прорыв, скорее целенаправленное движение вперед по модернизации и усовершенствованию автомобилей. На самом деле КАМАЗ К5+ или, как он еще называется, Hi-Tech уже не раз показывали в качестве опытных разработок. Просто изменения, произошедшие в последние годы и на рынке, и на наших производствах, оттянули срок выхода этой модели на рынок.
Конечно, это разработки КАМАЗа. Есть ли там китайские решения? Очевидно, что сам КАМАЗ не занимается разработкой и производством электронных компонентов, блоков управления и так далее. КАМАЗ это покупает так же, как и любой автопроизводитель. Ни ГАЗ, ни АвтоВАЗ, ни Mercedes, ни BMW не занимаются разработкой электронных блоков и их производством. Они конфигурируют систему в сотрудничестве с другими компаниями, которые имеют бо́льшую квалификацию в разработке именно электронных компонентов. А кто будет поставлять конкретный блок или конкретный узел – это уже вопрос поставщиков. То, что можно закупать у нас, конечно, производители закупают здесь, остальное – за рубежом, в этом никакого секрета нет.
Новый двигатель – это российское производство. Нужно ли все это делать? Безусловно, нужно, потому что есть перевозчики, которым требуется более мощная машина, и они сравнивают КАМАЗ с более мощными европейскими автомобилями, которые официально не продаются на нашем рынке. Поэтому 910-й двигатель мощностью 560 лошадиных сил и крутящим моментом в 2,6 тыс. ньютон*метров – это хорошая история. Значит, можно увереннее возить грузы в некоторых режимах. Несмотря на то, что двигатель более мощный, он потребляет меньше топлива, потому что его нужно меньше насиловать на подъемах или просто когда машина полностью груженая.
Пока выпущена первая партия автомобилей. Нужна электроника или нет – на этот вопрос ответит рынок. Можно сколько угодно делать предположений, но я считаю, что это может быть востребовано. Вполне возможно, что не сразу, рынку нужно время привыкнуть, адаптироваться, попробовать. В любом случае система помощи работает не на комфорт водителя как таковой, а на безопасность, сохранение техники и во избежание ДТП. Если мы внедряем такие системы на легковых автомобилях, ни у кого не возникает вопросов, нужны они или нет. Можно дискутировать о цене, о работоспособности, о наборе необходимых функций. Так же, как ни у кого не возникает вопрос, должна ли стоять антиблокировочная система (ABS) или система стабилизации на грузовом автомобиле. Поэтому да, такие системы нужны.
Вырастет ли сильно цена? Грузовик не продается так, как легковой автомобиль, но, думаю, что в стоимости грузовика будет незначительное увеличение. Любая транспортная компания, которая в принципе задумывается над современным автомобилем, вполне потянет эти расходы. Изменения не меняют принципиально КАМАЗ К5, машина в целом остается такой же. Плюс на чашу весов КАМАЗа в борьбе за покупателя, с какими-то грузовиками сможем конкурировать.
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.