В Уфе состоялся долгожданный музыкальный фестиваль «Татар җыры», объединяющий на одной сцене ведущих артистов национальной эстрады В Уфе состоялся долгожданный музыкальный фестиваль «Татар җыры», объединяющий на одной сцене ведущих артистов национальной эстрады Фото: Раушан Сибагатуллин

«Отношение к Башкортостану у нас особенное — чуть ли не более 50% татарских артистов родом отсюда»

22 ноября стало особенным днем для любителей татарской культуры: в Уфе состоялся долгожданный музыкальный фестиваль «Татар җыры», объединяющий на одной сцене ведущих артистов национальной эстрады. В этом году проект ГК «Барс-Медиа» отмечает 26-летие со дня основания: в Казани концерт состоится 20 декабря в «Казань Экспо», а в Уфе в минувшие выходные прошел юбилейный, 10-й фестиваль. Это подчеркивает значимость мероприятия как для татарской аудитории, так и для башкирской. Цифры говорят сами за себя: вечер посетили более 8 тысяч человек, почти заполнив самую вместительную площадку города — «Уфа-Арену».

Здесь должно быть описание Камиль Гараев: «Отношение к Башкортостану у нас особенное — чуть ли не более 50% татарских артистов родом отсюда» Фото: Раушан Сибагатуллин

«Таких концертов еще не было в Уфе. Наша команда постаралась сделать легендарный фестиваль. Отношение к Башкортостану у нас особенное — чуть ли не более 50% татарских артистов родом отсюда. Почему так, откуда моң? Может, красивая природа влияет», — рассуждает председатель совета директоров ГК «Барс-Медиа» Камиль Гараев.

Камиль Мавлютович отметил, что, перейдя рубеж 25-летия, «Татар җыры» вступает в новую эпоху и продолжит переосмысливать татарскую музыку, начиная с начала XX века. Какой был мелодизм в годы революции, во время войны, перестройки и других важных исторических эпох? О чем пели артисты, что волновало их? ГК «Барс-Медиа» планирует совместно с современными исполнителями искать ответы на эти вопросы. В планах — новые проекты, которые пока остаются в секрете. Но уже известно, что компания продолжит расширять вещание радио «Роксана» (бывшее «Шәрык»), приобретенного два года назад. Сейчас его можно слушать на 103.0 FM в Уфе, а до конца года — в Туймазах, Бакалах и Дюртюлях. Не исключено расширение сетки вещания до Татарстана.

Еще за час до начала мероприятия у входа начали собираться толпы. Особенно популярной была фотозона с золотыми буквами «Татар җыры – 2025», где гости делали памятные снимки. Среди них был и народный артист РБ и РТ, заслуженный артист РФ Идрис Газиев, который признался, что давно не посещал такие мероприятия как зритель. «Посмотрите, сколько людей: они ждут полюбившиеся песни, общаются с друзьями, родственниками и коллегами. Я рад оказаться в этой тусовке. Надеюсь, не буду сидеть, как профессор (профессор Уфимского института культуры им. Исмагиловаприм. ред.), и копаться в выступлениях (смеется), а хочу просто наслаждаться хорошей музыкой и исполнением», — поделился он.

По словам зрительницы Альфиры Гафиевой, которая впервые посетила фестиваль, в год она старается ходить на 3–4 татарских концерта. «Я пришла получить удовольствие, вспомнить молодость. Особенно жду выступлений Гульназ Асаевой, Айдара Галимова, Салавата Фатхетдинова и Иркэ», — рассказала она. А супруги Алсу и Фанур Муфтаховы на фестивале во второй раз и хотели бы, чтобы такие концерты проходили чаще, пока ситуацию спасает радио «Роксана». «Утром встаем и включаем радио, завтракаем, — рассказывают Муфтаховы. — На концерте мы наполняемся энергией на несколько месяцев вперед. Очень масштабно, круто. Всегда с нетерпением ждем концерта».

Здесь должно быть описание Альфред Давлетшин: «Татар җыры» — событие для Уфы»
Фото: Раушан Сибагатуллин

Преданным зрителем татаро-башкирской эстрады и «Татар җыры» оказался представитель всемирного конгресса татар в РБ, имам-хатыб уфимской мечети «Ихлас» Альфред Давлетшин. Он вспомнил, как раньше по телевизору смотрел казанские концерты и предновогоднее настроение было связано с итоговым фестивалем. «„Татар җыры“ — событие для Уфы. Заходя в „Уфа-Арену“, я увидел, что собрались не только татары и башкиры, но и представители других народов. Для них это тоже представляет интерес, значит, фестиваль действительно такого уровня, что может конкурировать с большими событиями российской эстрады по качеству музыки, оформления и организации», — считает он.

Давлетшин предполагает, что рост интереса к национальной музыке связан с уменьшением других форм эмоционального взаимодействия и сокращением часов родного языка в школе. «Нация сохраняется через театр и концерты: люди получают не только эстетическое удовольствие, но и удовлетворяют частичку национальных чувств», — отметил имам-хатыб и добавил, что у татар в других регионах, ограниченных в изучении языка и участии в татароязычных мероприятиях, сохранение идентичности происходит в значительной степени благодаря исламу. «В Башкортостане и Татарстане пока идем, как говорят, на „старых дрожжах“. В ближайшие 5–10 лет может начаться крен: музыка останется национальной, а язык исполнения может стать русским, как это было в кавказской эстраде. Например, песня „Черные глаза“. Я опасаюсь этого, потому что если артисты почувствуют, что на этом можно зарабатывать, то это произойдет быстро. Это некая социальная ответственность артиста, пусть это звучит высокопарно, перед нацией», — подчеркнул он.

Рэп под «Ак калфак», платье с драконами и что объединяет татар и башкир

Когда часы пробили 18:00, на сцену с обзором в 360 градусов вышли ведущие Айрат Ильясов, Гульназ Сафарова и Рамиль Шарафиев, которые тепло поприветствовали зрителей и кратко рассказали о долгой истории фестиваля, подчеркнув, что «Татар җыры» — это не просто музыкальный конкурс, а символ единства и сохранения тюркской культуры в современном мире.

Начался концерт с выступления «главного холостяка» татарской сцены Марата Яруллина, который своими зажигательными танцами немного разогрел зал. «Каждый артист мечтает здесь выступить. „Татар җыры“ для нас очень статусный проект. Думаю, такие фестивали объединяют нашу нацию. А выступать в Уфе всегда праздник. Потому что публика отличается — их энергетика одна из самых сильных», — отметил певец за кулисами.

Затем с жизнеутверждающей песней «Тип йорагэм» выступила заслуженная артистка РТ Чулпан Юсупова, которая специально для этого вечера сшила черное платье с золотым кейпом и 3D-драконами на декольте, а манжетки украшали декоративные чешуйки. Певица объясняет, что многим она кажется злой и суровой, но это отчасти образ, защищающий тонкую душевную организацию творческого человека. «Сейчас многие говорят, что женщина должна быть нежной, мягкой. Я оборачиваюсь на свою жизнь и думаю: нет, я не такая. Я выступаю за равноправие женщин и мужчин. Возможно, это отражается и в моем образе, — рассказывает артистка. — Совмещать творческую и личную жизнь сложно, но возможно. У меня растут сыновья, бывают моменты, когда чувствую себя виноватой перед ними. Но верю, что если рядом с ними будет сильная мама, то и им будет хорошо».

Еще одна певица, которой удается одновременно быть прекрасной мамой и женой, а также реализовывать себя в творчестве, — это Алия Тухватуллина, чье зеленое шелковое платье произвело впечатление на мужскую часть зала. «Я участвую в „Татар җыры“ второй раз, но впервые на такой большой сцене. Поэтому очень волнительно и ответственно. И почему-то чуть волнительнее выступать на родине (родом из башкирского поселка Чишмыприм. ред.), хотя в зале сидят родные и близкие», — отметила заслуженная артистка РТ. А за кулисами ее ждала самая сильная группа поддержки — муж Ришат Тухватуллин. Народный артист РБ и РТ не выступал на концерте, поскольку сосредоточен на сольниках по случаю 15-летия карьеры.

Здесь должно быть описание Рэпер Шакур и Филюс Кагиров
Фото: Раушан Сибагатуллин

Почти четыре часа сцена была наполнена номерами как известных, так и молодых артистов, среди которых народный артист РТ Вадим Захаров, народные артисты РБ Фарида и Роберт Тимербаевы, заслуженный артист Рифат Зарипов, также Рустем Асадуллин, Ильназ Сафиуллин, Лейла Галиева, Азат Фазлыев, Альберт Валиуллин и Рафис Калимуллин. А в паузах для зрителей разыгрывали Iphone 17, наушники и часы Apple от спонсоров. Особенно запомнилась исполненная народным артистом РТ Филюсом Кагировым песня легенды татарской сцены Ильгама Шакирова «Ак калфак», ставшая настоящей жемчужиной вечера. Современным акцентом стал рэп от Шакура, который придал народной песне свежести.

«Если не ошибаюсь, мой первый выход на сцену состоялся на „Татар җыры – 2015“. Я выступаю 19 лет и, несмотря на опыт, всегда волнуюсь. Мои старшие коллеги однажды сказали, что если волнения не будет, то можно уходить со сцены, — рассказал Кагиров. — Есть разные зрители: кто-то любит классику, кто-то — фольклор, а кто-то — зарубежные песни. На мой взгляд, в песне и артисте должен быть моң — то, что объединяет татар и башкир. Для меня моң — это история народа, которая живет в голосе исполнителя. Часто я сижу в жюри конкурсов и вижу, как красиво поют на татарском. Пока такие исполнители есть, татарская песня будет жить».

Особое место в программе занял трибьют народному артисту РФ, РБ и РТ Фидану Гафарову, ушедшему из жизни 27 апреля. Сначала на экране прозвучала его одна из самых известных песен — «Кышкы романс», а в зале зажглись тысячи фонарей в его память. Также вспомнили «Элдермешкэ кайтам эле» народной артистки РТ Хании Фархи и «Онотмаган» народной артистки РТ Альфии Авзаловой. «Фидан-абый — великая, глубокоуважаемая личность. Таких легенд у нас почти не осталось, и его уход — огромная потеря для нас. В прошлый раз я посвящал песню Хании Фархи. Мы должны передавать их песни молодому поколению, они штучный товар», — подчеркнул народный артист РБ Анвар Нургалиев.

25 лет с «Татар җыры»: кто стоит за главным фестивалем татарской песни?

Вечер был наполнен теплой атмосферой единенияФото: Раушан Сибагатуллин

Хиты Салавата, мечты стать татарским Никулиным и марш под «Иркэ!»

Далее на сцену вышла заслуженная артистка РБ Гульназ Асаева, известная своими лирическими номерами. Ее чистый голос и тонкая эмоциональность сделали исполнение песни «Туган як жиллэре» особенно трогательным. Образ с кожаным бордовым плащом добавил номеру огонька. «В моих песнях, как у артиста из Башкортостана, всегда звучат народные музыкальные инструменты — курай, кубыз, я никогда их не забываю», — отметила уроженка Уфы. На сцене также появилась заслуженная артистка РТ и РБ Иркэ (Айгуль Миншакирова), чья талантливая интерпретация ретропесен вызвала у зрителей не меньший восторг. За кулисами ее команда удивила преданностью певице, маршируя и крича: «Иркэ! Иркэ!»

«Ответственным» за юмор на концерте был заслуженный артист РТ Данир Сабиров, который в шутливой форме заявил, что, будучи узбеком по папиной линии, поет на татарском кряшенскую песню, стоя в РБ, и добавил: «До моего рождения все спутали. Вот и хожу как дворняжка». Однако подчеркнул, что национальность неважна в человеческих отношениях. Также зрителей развлекал Рамиль Шарапов, известный под псевдонимом Шарапжан. «Я стараюсь каждый год придумывать креативные образы для Шарапжана, чтобы зацепить молодежь и детей. Думаю, на татаро-башкирской эстраде это единственный образ, а не личность, который выступает. Моя миссия — служить народу. Если бы я занимался только ради денег, не достиг бы ничего. Работаю с любовью, отдаю все силы и мечтаю оставить о себе память как Юрий Никулин. Для этого нужно много трудиться и постоянно работать над собой», — признался артист.

Вечер был наполнен теплой атмосферой единения. Особенно ярко это продемонстрировало выступление народного артиста РТ и РБ Салавата Фатхетдинова. Сначала зал скандировал его имя (певец шутил, что уфимский зритель просто привык болеть за хоккейный клуб «Салават Юлаев»), а затем в унисон спел хиты «Салкын чэй» и «Уфтанма».

Приятным финалом концерта стало попурри из самых известных песен легенды татаро-башкирской сцены — народного артиста РТ и РБ Айдара Галимова — рекордсмена «Татар җыры», поскольку с 1999 года ежегодно становится обладателем статуэтки «Алтын Барс».

Этот концерт еще раз подтвердил, что «Татар җыры» — это мощный культурный феномен, объединяющий поколения. Впереди новые проекты, цель которых — развивать национальную музыку, сохранять богатство традиций и популяризировать культурное наследие. «Вопросы будущего татар, нашей культуры и родного языка всегда актуальны. Жизнь стремительно меняется, но я уверенно могу сказать: татарская песня будет жить. Моң — это часть нашего ДНК, без него не будет и татар. Под громким и емким названием „Татар җыры“ мы стараемся сохранять и поддерживать культурное и национальное богатство нашей нации», — подчеркнул Камиль Гараев.