Сегодня в Москве группа стратегического видения «Россия – исламский мир» проводит международную научно-практическую конференцию «Диалог «Россия – исламский мир»: общее культурное наследие как основа сотрудничества», а в Доме приемов МИД РФ с участием раиса РТ Рустама Минниханова и министра иностранных дел России Сергея Лаврова будет презентация года «Казань — культурная столица исламского мира». О том, с какой целью была создана группа, почему ее возглавил Рустам Минниханов и какие задачи он ставит перед организацией, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал назначенный в марте текущего года зампредседателя, помощник раиса Татарстана Марат Гатин.
Марат Гатин: «Деятельность группы охватывает очень широкий спектр вопросов, и религиозный аспект, межконфессиональный диалог только часть всей этой работы»
«Принимались во внимание сложившиеся прочные контакты и связи Рустама Нургалиевича с лидерами стран исламского мира»
— Марат Илшатович, в следующем году исполняется 20 лет, как по инициативе президента РФ Владимира Путина была создана группа стратегического видения «Россия – исламский мир» (далее ГСВ — прим. ред.). При этом информации о деятельности организации не очень много. Не могли бы вы рассказать вкратце о целях ее создания?
— Я бы хотел начать с того, что в этом году исполнилось 20 лет с момента вхождения России в Организацию исламской конференции (ОИК) в статусе страны-наблюдателя. Такую инициативу в 2003-м выдвинул Владимир Владимирович на заседании глав государств, входящих в ОИК (позже была переименована в Организацию исламского сотрудничества — ОИС), в административной столице Малайзии Путраджайе. После этого главой российского государства было принято решение о необходимости создания группы, деятельность которой была бы направлена на развитие, укрепление и расширение связей между Россией и странами исламского мира. Предполагалось, что это будет общественная, экспертная площадка, на которой бы происходил обмен мнениями, обсуждались и вырабатывались рекомендации относительно эффективного выстраивания отношений между Россией и исламским миром.
В 2006 году группа создается. У ее истоков стояли такие политические глыбы, государственные деятели, как Евгений Максимович Примаков (в то время президент Торгово-промышленной палаты РФ) и первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев.
В период с 2006 по 2009 год было проведено пять заседаний группы: в марте 2006-го — в Москве, в августе того же года — в Казани, в 2007-м — в Стамбуле, в 2008-м — в Джидде, в 2009-м — в Эль-Кувейте. В 2010-м началась «арабская весна», цветные революции накрыли ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки, поэтому деятельность группы была приостановлена. В 2014 году принимается решение о возобновлении работы ГСВ. По поручению президента России председателем группы определяется президент Татарстана Рустам Минниханов. Происходит перезагрузка работы группы, актуализируются задачи, обновляется ее состав.
— Выбор пал на него как на преемника Шаймиева?
— Не исключаю, что и данный фактор сыграл роль, но это прежде всего было решение главы российского государства. На мой взгляд, также принимались во внимание сложившиеся прочные контакты и связи Рустама Нургалиевича с лидерами стран исламского мира. Достаточно вспомнить, что первой встречей вступившего в должность президента стала его встреча с президентом Исламского банка развития Мухаммедом Али, приехавшим на инаугурацию 25 марта 2010 года.
— Рамзан Кадыров не рассматривался как один из кандидатов?
— Честно говоря, у меня нет ответа на этот вопрос. Но хотелось бы отметить, что Рамзан Ахматович делает очень много для мусульманской уммы России. Его команда хорошо представлена в группе (зампредседателя правительства ЧР Анвар Усманов, президент Академии наук ЧР Джамбулат Умаров).
Деятельность группы охватывает очень широкий спектр вопросов, и религиозный аспект, межконфессиональный диалог только часть всей этой работы. Здесь и гуманитарное сотрудничество: наука, культура, образование, молодежные и социальные проекты. Большое внимание уделяется и инвестиционно-экономическому треку: вопросам партнерского финансирования, продвижению халяль-индустрии и другим. В этом контексте Рустам Нургалиевич и Рамзан Ахматович выступают одной командой, цель которой — работать во благо своей страны.
Марат Илшатович Гатин родился 25 сентября 1976 года в Арске РТ.
Окончил Институт «Буус Аль-Исламия» Университета аль-Азхар (2001), Казанский государственный педагогический университет (2001), Каирский государственный университет (2006), Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (2015).
2006–2009 — главный советник сектора стран Азии и Африки департамента внешних связей президента РТ;
2009–2010 — заведующий сектором стран Азии и Африки департамента внешних связей президента РТ;
2010–2012 — начальник управления президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями;
2012–2013 — замдиректора музея-заповедника «Казанский Кремль»;
2013–2018 — замдиректора департамента внешних связей президента РТ;
2018–2021 — замруководителя представительства Россотрудничества в Арабской Республике Египет – директор российского центра науки и культуры в Александрии;
2021–2025 — руководитель представительства Россотрудничества в Арабской Республике Египет – директор Российского центра науки и культуры в Каире;
С марта 2025 года — помощник раиса РТ.
О целях и задачах
— В чем польза ГСВ?
— Группа — уникальная площадка, важный инструмент общественной, так называемой народной дипломатии, который помогает вносить вклад в укрепление связей России со странами исламского мира. Эта площадка собирает экспертов из различных уголков мира, дает возможность высказать им свое мнение, как и куда дальше двигаться по заявленной повестке. Надо отметить, что члены группы — уважаемые личности, занимающие не только значимые позиции в своих странах, но и известные далеко за их пределами.
При поддержке Рустама Нургалиевича с лета этого года запущена проектная работа в рамках деятельности группы. Она вбирает в себя три основных направления. Первое — инвестиционно-экономическое, которое включает вопросы партнерского финансирования и халяль-индустрии. Второе — гуманитарное (наука, образование и другие), где мы, например, будем оказывать содействие вузам в налаживании взаимоотношений с партнерами из стран исламского мира, запускать совместные взаимополезные проекты. Третье — социально-культурное.
Начну с инвестиционно-экономического трека. Мы с рядом партнеров, в том числе членами группы, работаем над созданием своего рода группы делового развития при ГСВ или так называемого делового совета при ГСВ, задача которого — через инструменты партнерского финансирования наладить взаимодействие с потенциальными партнерами из арабских стран, других государств исламского мира, привлечь их к участию в совместных инвестиционных и торгово-экономических проектах. Эта идея только оформляется в конкретный проект, и предстоит еще много работы для того, чтобы он заработал на полную катушку, но мы потихоньку движемся вперед и надеемся, что наши старания дадут определенный результат.
В гуманитарном треке есть определенные результаты, например по оказанию содействия в укреплении связей Болгарской исламской академии с зарубежными вузами. Этому подтверждением является подписание меморандума о сотрудничестве между академией и всемирно известным Университетом аль-Азхар (Египет) в августе 2025 года в Казани.
«Надо отметить, что члены группы — уважаемые личности, занимающие не только значимые позиции в своих странах, но и известные далеко за их пределами»
— Это же только меморандум…
— Это первый, но важный шаг, который демонстрирует начало взаимодействия между двумя вузами. Продолжением этой истории стала договоренность о разработке дорожной карты, подписание которой планируется в январе 2026 года в Каире. Но уже есть первые практические результаты. Ректор аль-Азхар провел онлайн-лекцию для студентов БИА и Российского исламского института. В эти дни слушатели академии находятся в Египте на стажировке по арабскому языку. Прорабатывается реализация других вопросов, которые обстоятельно обсуждались в рамках визита египетской делегации в Татарстан в августе текущего года, в том числе участие профессорского состава аль-Азхар в учебном и научном процессах академии.
— А как же опасения, что иностранные специалисты могут преподавать нетрадиционный для России ислам?
— Аль-Азхар — один из самых известных ведущих исламских теологических университетов мира. На мой взгляд, сотрудничество Болгарской исламской академии с этим авторитетным вузом открывает хорошие возможности по реализации совместных научных гуманитарных проектов, что в свою очередь поможет БИА стать более узнаваемой в образовательной сфере исламского мира.
— Когда мы увидим эти результаты?
— Это небыстрый процесс. Главное, чтобы работа в данном направлении была последовательной и системной. И здесь как раз группа стратегического видения может оказывать содействие. В этом суть нашей работы — нацеленность на достижение определенного результата.
Есть идеи по реализации совместных проектов с Казанским федеральным университетом. Есть предложения для Университета Иннополис для выстраивания связей с иностранными профильными вузами. Работа идет.
— Что включает в себя социально-культурная проектная деятельность?
— Как вы знаете, в феврале этого года в Джидде на заседании министров культуры стран ОИС Казань была объявлена культурной столицей исламского мира 2026-го. Это событие, на мой взгляд, будет одним из главных в следующем году. Это очень важно и значимо, подчеркивает роль России в исламском мире, а также авторитет Татарстана. Первое мероприятие состоится уже 15 декабря в МИД России, где соберутся послы стран ОИС, которым будет презентована программа празднования этого события. Мы, как группа стратегического видения, также планируем активно участвовать в этой повестке.
Что касается социального направления, в текущем году мы запустили пилотный проект под названием «Мәрхәмәт кулы» («Рука милосердия»). Его цель — подготовка специалистов для помощи маломобильным людям. Международный аспект проекта заключается в трансляции российского опыта в данной сфере нашим иностранным партнерам. Это тоже инструмент общественной дипломатии. У Россотрудничества, например, есть такие успешные проекты в этой сфере, как «Время добрых дел» и «Миссия Добро». Это организация тематических мастер-классов, лекций российских экспертов и специалистов по тем или иным направлениям социального характера, обмен опытом с местным экспертным сообществом, их взаимодействие с простым населением. Нечто подобное мы хотим запустить и через проект «Рука милосердия» и таким образом внести свой вклад в формирование за рубежом образа России как страны, несущей благо обществу, и все это через призму Татарстана.
Он уже проходит свою апробацию не только в нашей республике, но и за ее пределами (Ульяновск, Ижевск и другие). Мы благодарим за поддержку этого проекта ДУМ РТ, реабилитационный центр «Ярдам», ПАО «Татнефть» и прочих.
«Надо прежде всего опираться на самих себя, не нужно на кого-то надеяться. Но в то же время необходимо продолжать работу, выстраивать взаимовыгодные связи, договариваться, заключать союзы и так далее»
«Надо прежде всего опираться на самих себя, не нужно на кого-то надеяться»
— Ваши прогнозы: будет ли усиливаться влияние России в исламском мире?
— Нашу страну уважают в исламском мире. Мы до сих пор ощущаем наследие СССР, задел, который был сделан Советским Союзом. Сегодня МИД России, наши посольства за рубежом, российские загранучреждения, НКО проводят очень большую кропотливую, последовательную и системную работу, нацеленную на развитие и укрепление связей России со странами исламского мира. Как я уже упоминал, в 2005 году РФ стала страной-наблюдателем в Организации исламской конференции. Группа стратегического видения «Россия – исламский мир» является одним из инструментов общественной дипломатии и прилагает свои усилия, чтобы внести вклад в укрепление позиций РФ в исламском мире.
— Какие страны исламского мира останутся союзниками России?
— Интересно вы поставили вопрос. Я бы так сказал: арабские страны, в целом исламский мир, как я уже говорил, с уважением относятся к России. Мы все прекрасно понимаем, какая в нынешнее время сложная геополитическая обстановка в мире. Мы ощущаем, как мир меняется. Через такие институции, как БРИКС и ШОС, потихоньку зарождается новый мировой порядок, многополярный мир. Все это принимается во внимание при выстраивании двусторонних отношений. Присутствует здоровый прагматизм в этих вопросах. Учитывается и торгово-экономический баланс между странами, и кредитные истории, и многое другое.
— То есть России не на кого опереться?
— Мое личное мнение — надо прежде всего опираться на самих себя, не нужно на кого-то надеяться. Но в то же время необходимо продолжать работу, выстраивать взаимовыгодные связи, договариваться, заключать союзы и так далее.
— Почему исламский мир поддержал Россию после начала СВО?
— На мой взгляд, исламский мир устал и недоволен поведением и подходами коллективного Запада в отношении их стран. К этому прибавляется их убежденность в использовании коллективным Западом двойных стандартов в принятии решений. Например, позиция многих западных стран в отношении ситуации в Газе стала своего рода лакмусовой бумажкой. Ситуация с замороженными российскими активами, действиями коллективного Запада в этом вопросе тоже настораживает исламский мир.
Все эти факторы так или иначе влияют на осмысление странами исламского мира новой жизненной ситуации, пересмотр своих подходов к взаимодействию с Западом. Плюс к этому они видят, чувствуют грядущие изменения на шахматной доске мировой геополитики. В то же время надо отметить, что арабские страны, например, с начала СВО заняли нейтральную позицию, что само по себе было расценено позитивно Россией.
«Необходимо, сохранив достигнутое, добиться новых позитивных результатов, открыть новые горизонты»
«Я признателен Рустаму Нургалиевичу за это предложение и благодарен ему за оказанное доверие»
— Прошло почти 10 месяцев, как вас назначили зампредседателя ГСВ. От кого поступило предложение?
— Я признателен Рустаму Нургалиевичу за это предложение и благодарен ему за оказанное доверие.
— А почему вы согласились? Наверное, в Египте все-таки лучше работать.
— Везде есть свои плюсы и минусы. Что касается моей нынешней работы, то хотелось бы отметить, что она очень интересная и перспективная. Актуальность этого направления только возрастает. Необходимо, сохранив достигнутое, добиться новых позитивных результатов, открыть новые горизонты.
— Вы являетесь человеком, благодаря которому была обнаружена могила татарского богослова Мусы Бигиева. Мы вместе присутствовали на церемонии ее презентации миру, тогда шли разговоры, что работа по увековечению его памяти будет продолжена. Включена ли такая программа в гуманитарный или образовательный блок ГСВ?
— Для ГСВ, наверное, было бы интересно популяризировать это место захоронения, так как это часть нашей общей истории. Возможно, в дальнейшем создать в рамках ГСВ рабочую группу или комиссию, которая предложит свое видение по сохранению и популяризации наследия Бигиева.
«Об эксгумации речь шла только тогда, когда возникла угроза уничтожения могилы из-за расширения дороги. Сейчас в этом нет необходимости. Более того, само ее присутствие там символично: наш ученый-богослов преподавал в аль-Азхар, и это еще одна связующая нить с исламским миром»
— В истории обнаружения могилы было много моментов, которые можно назвать помощью Всевышнего.
— История началась в 2022 году, когда преподаватель аль-Азхар Хамдалла ас-Сафти во время визита в Казань рассказал муфтию Камилю хазрату Самигуллину, что знает, где похоронен Бигиев. Я тогда еще возглавлял представительство Россотрудничества в Египте. Тогда в мой адрес из Татарстана поступила просьба подключиться к этому вопросу. Ас-Сафти указал на район, но не показал точного места.
В августе 2023 года, по его же информации, стало известно, что в связи с расширением дороги могила Бигиева может не сохраниться. Я обратился в министерство туризма и древностей Египта, которое отвечает за все кладбища. Мы обсудили тему с советником министра. Надо отдать должное египетской стороне за их оперативную реакцию. По его поручению создали специальную комиссию из двух подгрупп: первая проводила полевые работы, изучала указанный квадрат и пришла к выводу, что это не та могила, а вторая работала с архивными документами, и благодаря ей мы нашли настоящее место.
Выяснилось, что Муса Бигиев был домашним учителем одной из принцесс правящей семьи. Звали ее Хадиджа. В своем завещании она просила похоронить своего устаза на территории родовой (королевской) усыпальницы (он умер в 1949 году), а ее там же, рядом, в соответствии с мусульманским обрядом захоронения. В архивах нашли ее могилу (1951-й), рядом — могила ее дочери, а третья, безымянная, как мы установили, с высокой долей вероятности принадлежит Бигиеву. Архивный документ дает уверенность на 90 процентов, хотя некоторая погрешность, конечно, допускается.
— Может, для 100-процентной уверенности стоит провести эксгумацию и ДНК-анализ?
— Об эксгумации речь шла только тогда, когда возникла угроза уничтожения могилы из-за расширения дороги. Сейчас в этом нет необходимости. Более того, само ее присутствие там символично: наш ученый-богослов преподавал в аль-Азхар, и это еще одна связующая нить с исламским миром.
— Вы, как помощник руководителя, не планируете заняться и вопросами возвращения наследия других татарских богословов?
— Возможно, в рамках гуманитарного трека рассмотрим этот вопрос. С Египтом у нас близкие контакты, сотрудничество продолжается. Например, в начале следующего года пройдет Каирская международная книжная ярмарка. Мы подали заявку на презентацию поэмы «Су анасы» Габдуллы Тукая в переводе на арабский язык. Египетский писатель и поэт Ашраф Абуль-Язид ранее перевел на арабский «Шурале», теперь — «Су анасы». Надеюсь, дирекция ярмарки поддержит нашу инициативу.
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.