В казанской галерее современного искусства «БИЗОN» открылась выставка советских нонконформистов «Опередившие время». Совместный проект с московской галереей pop/off/art объединил работы ведущих художников 1950–1980-х годов, работавших в трех крупных культурных центрах — Москве, Ленинграде и Казани. Представлены 28 легендарных авторов, в числе которых Эрик Булатов, Юрий Злотников, Игорь Вулох и многие другие. О том, как вернисаж посетили мэр Казани и теннисистка Вероника Кудерметова, о чем рассказывали наследники авторов и почему выставка — инвестиция в насмотренность казанского зрителя, — в нашей фотоистории.
-
«Опередившие время» — новая масштабная выставка в галерее современного искусства «БИЗОN», которая представляет творчество советских нонконформистов 1950–1980-х годов. Художники трех культурных центров — Москвы, Ленинграда и Казани — творили в условиях тотального контроля, преодолевая идеологические барьеры, которые были повсеместны в то время. Впервые искусство такого масштаба показано за пределами столиц.
-
Кураторы проекта — основатель московской галереи pop/off/art Сергей Попов и культуролог Алиса Николаева. «Для нас огромное счастье работать здесь, в Казани, потому что выставку такого масштаба не могут себе позволить многие музеи в России. Мы готовили экспозицию около года. Была задача собрать концептуальный срез, который дает серьезное и основательное представление о тех по-настоящему новаторских движениях, которые были тогда в советском неофициальном искусстве», — подчеркнул Попов.
-
На экспозиции представлены более 60 произведений 28 легендарных авторов — Эрика Булатова, Олега Васильева, Юрия Злотникова, Евгения Михнова-Войтенко, Игоря Вулоха и др. Кроме того, в малом зале можно увидеть работы художников казанского андеграунда, которые во многом перекликаются со своими столичными коллегами. «Для нас в Казани этот проект имеет особую миссию. Мы стремимся доказать, что культурная жизнь России не ограничивается кремлевскими стенами. Эта выставка — наша инвестиция в насмотренность казанского зрителя. Представляя столь сильных авторов, мы не только просвещаем, но и активно участвуем в формировании легитимного арт-рынка в регионе, показывая высокую планку, к которой стоит стремиться нашим молодым художникам», — отметил арт-директор галереи «БИЗОN» Александр Шагулин.
-
Открывать выставку «Опередившие время» должен был телемост с Булатовым, но 9 ноября выдающегося художника не стало. Он скончался в 92 года в Париже, где жил больше 30 лет. Об Эрике Владимировиче говорили, что он один из последних титанов, мысливших большими категориями и отображающих контекст советского общества средствами современного искусства. Учителями авангардиста были художники Роберт Фальк и Владимир Фаворский. В СССР работы Булатова практически не показывали, первая персональная выставка прошла в Музее изобразительных искусств Цюриха, а сразу после этого — в центре Жоржа Помпиду (первая среди русских современников). Булатов принимал участие в Венецианской биеннале, в биеннале в Кванджу, где в 1997 году получил награду, а его произведения неоднократно размещали в европейских музеях. В Казани показаны ранние работы концептуалиста, в которых он вынужденно работал в стилистически приемлемых рамках, но уже искал пути для выражения своего несогласия c соцреализмом. На снимке «Армянские горы» Булатова.
-
Среди первых гостей, посетивших предпоказ, оказался мэр Казани Ильсур Метшин. Кураторы провели ему небольшую экскурсию по экспозиции и показали наиболее значимые работы нонконформистов.
-
В залах галереи прослеживается три линии: абстракция 1950–1980-х годов; живопись, ориентированная на первый авангард, и композиционные эксперименты. Начинается экспозиция с графики Бориса Свешникова, которого одним из первых репрессировали за антисоветскую пропаганду.
-
«Неофициальное искусство всегда было искусством подполья. Аналоги произведений, которые представлены на выставке, за рубежом сразу же становились ключевыми произведениями эпохи. У нас же, в Советском Союзе, была иная ситуация, но сейчас важно подсвечивать на разных площадках передовых мастеров того времени. Сегодня мы можем рефлексировать на тему их искусства и расставлять новые акценты», — объяснила сокуратор Николаева.
-
Выпускник Московского городского худучилища Михаил Рогинский работал театральным художником и преподавал в школе до того, как иммигрировал во Францию. Вернулся он лишь спустя 15 лет, в 1993 году, и написал обширный «Московский цикл», посвященный советскому прошлому, его людям, быту и архитектуре Москвы. Его произведения хранятся в зарубежных собраниях, Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, музее Art4 и др. На выставке представлена парижская серия работ Retraité.
-
Картина Рогинского «Пара со звездой» (1978), где появляется образ красной звезды.
-
«Удивительно, что в таком, казалось бы, устойчивом идеологическом государстве возникают направления некоего протеста в изобразительном искусстве. Стоит отметить, что этот тренд происходил во всем мире, и Советский Союз не был исключением, а в какой-то степени даже возглавил движение нонконформизма», — размышлял замруководителя исполкома Казани по социальным вопросам Азат Абзалов.
-
Вернисаж сопровождался живой музыкой: за инструментом — классический и джазовый пианист, основатель и худрук Kazan Big Band Андрей Руденко. Это один из ведущих джазовых оркестров России, ранее известный как Госоркестр кинематографии РТ. Руденко известен своим мастерским владением инструментом, глубоким знанием джазовой гармонии и импровизации.
-
В родную Казань после завершения сезона вернулась теннисистка Вероника Кудерметова — победительница турнира Большого шлема (Уимблдон-2025) и двух итоговых турниров WTA, обладательница Кубка Билли Джин Кинг в составе российской сборной и заслуженный мастер спорта России. На выставку она пришла вместе с мужем Сергеем Демехиным, по совместительству ее тренером. «Очень рада посетить картинную галерею в моем родном городе Казани! Безумно рада, что у людей появится возможность познакомиться поближе с таким искусством», — поделилась спортсменка.
-
Больше всего Кудерметовой запомнился натюрморт Булатова «Блюдо с двумя гранатами». Неудивительно, ведь это одно из ключевых произведений выставки. Кураторы советуют вставать прямо напротив картины, чтобы блестящее лаковое покрытие не мешало рассмотреть диагональный разрез и превращение образной фигуры в абстрактную модель — «балансирующее междуфигуративное состояние», как назвал его Попов. Сам художник впоследствии «открещивался» от неомодернистских поисков и даже не подписывал работы с лицевой стороны, но на знаковом натюрморте красуется его фамилия.
-
Еще одно значимое произведение — композиция «Нитроэмаль» (на фото) Михнова-Войтенко, представителя ленинградского неофициального искусства. Как и у многих его соотечественников-нонконформистов, работы художника не выставлялись в Советском Союзе на протяжении десятилетий, поскольку с конца 1950-х годов он полностью сосредоточился на экспериментальной художественной практике. Графические и живописные работы Михнова-Войтенко в настоящее время находятся в собраниях центра Помпиду, музея Зиммерли, Эрмитажа, Русского музея, многочисленных частных коллекциях в России и за рубежом.
-
Серия «Тюбики» Михнова-Войтенко, которую можно увидеть в «БИЗONе», является одной из самых известных, знаковых и концептуально важных в творчестве художника, а также в истории ленинградского неофициального искусства. Главная особенность — то, что краска (чаще всего масляная) выдавливалась автором прямо из тюбика на холст или картон, зачастую без использования кисти. Это подчеркивало саму субстанцию краски, ее физическую природу, делая ее не только средством, но и объектом искусства.
-
Племянник автора Владимир Хозиков остался под приятным впечатлением от экспозиции. «Я бы не стал сейчас отделять неофициальное искусство от „официального“. Хочется, чтобы люди не забывали и о соцреализме, знакомились с разными гранями искусства и создавали для себя цельную картину. В нашей стране, несмотря на железный занавес, были десятки людей (и не только в Москве и Ленинграде), которые шли в ногу с мировым искусством и были ничем не хуже зарубежных исследователей», — подчеркнул он.
-
Масштабное живописное «Путешествие» Ирины Наховой — яркий представительницы московского концептуализма. На картине видно, как фигура в черном котелке и с котомкой бродит по городу или крепости. Нахова в 2015 году стала первой женщиной-художницей, которая удостоилась персонального проекта в павильоне России на Венецианской биеннале. Она работает не только с изобразительным искусством, но и фотографией и видеоартом, а также иллюстрирует детские книги.
-
Помимо живописных работ, на выставке представлены и скульптуры — например, «Формула» московского авангардиста Николая Силиса. У художника непростая судьба: отца расстреляли в 1941 году по сфабрикованному делу, а мать чудом выжила в блокадном Ленинграде. Скульптор был участником творческого союза ЛеСС (Лемпорт – Сидур – Силис), создал собственный стиль абстрактного изображения женской красоты и выработал уникальные художественные приемы, выраженные в плавности линий и новых композиционных решениях.
-
Следующий скульптурный экспонат — бронзовый «Музыкант» современного московского художника Бориса Орлова. Он учился у ведущих монументалистов советской эпохи Гавриила Шульца и Георгия Мотовилова, чье мастерство в последующем помогло ему создать метаязык и уникальную художественную систему. Его произведения, отличающиеся узнаваемым стилем, находятся в собраниях Нью-Йорка, Чикаго, Берлина и др.
-
Искусствовед Разиля Ильясова назвала произведения «искренним, настоящим и большим искусством», с которым каждый зритель может вступить в диалог и обнаружить собственные истины. «Особенно радует, что частью этой выставки стал блок с произведениями казанских художников. Не только в столицах, но и в регионах, в том числе в Казани, существовало новое неофициальное искусство. Художники жили по своим творческим замыслам, когда не нужно подстраивать и учитывать каноны и правила, а можно просто отображать энергию, которая в тебе живет», — говорила Ильясова.
-
Как человека, интересующегося национальной культурой, режиссера Туфана Имамутдинова больше всего заинтересовал зал с казанскими художниками.
-
Судьба у казанских авангардистов второй волны была драматично тяжелой. Например, Виктор Сынков воспитывался в детском доме (из-за чего и получил такую фамилию) и принципиально не желал вступать в союз художников.
-
Его коллега Геннадий Архиреев родился на острове Свияжск в гулаговской тюрьме и до четырех лет воспитывался в детдоме для детей заключенных. В 70-х он учился живописи в художественной студии живописца Ильдара Зарипова, но многие работы Архиреева в те годы шли в стол, а самому художнику приходилось подрабатывать в Качаловском драмтеатре художником-бутафором и художником-рекламистом в кинотеатре «Родина».
-
Еще одна наследница, посетившая выставку, — художница Альфия Саргин, племянница легендарного Рустема Кильдибекова, который был для нее и коллегой, и другом, и учителем. «Все его творчество было вопреки, а его бунтарство и стремление к свободе не покидали Рустема Ахмедовича всю жизнь. Сколько я его знаю, он не был стариком — с ним было так интересно! Он всегда шутил и что-то рассказывал, никогда никому не завидовал, был человеком высокой культуры. Даже после того как его не принимали в союз художников, он не озлобился, но очень переживал. У меня в мастерской до сих пор висят его вещи…» — трогательно вспоминала художница. На фоне — работа Кильдибекова «Арский натюрморт».
-
Рядом расположилось живописное полотно казанского художника Владимира Гурьянова «Мистическая луна». Картина напоминает калейдоскоп из-за цветных фактурных мазков в сине-голубой гамме.
-
Игорь Вулох окончил Казанское худучилище, а затем поступил во ВГИК, поэтому в Казани и Москве его считают «своим». Художник был сторонником эстетического концептуализма и разработал собственный визуальный язык, используя минимум художественных средств, он мог в полной мере отобразить суть момента. Интересно, что Вулох не называл свои картины абстракциями, а использовал термин «медитативная условность». На снимке — «Белый пейзаж» и «Отражение» художника.
-
«В 2018 году мне было необходимо познакомиться с творчеством Вулоха в экспресс-режиме, поскольку меня попросили сделать выставку. Когда привезли его картины, я взяла их в руки и была поражена: от работ шла настолько теплая энергетика, что мне было приятно даже просто держать их! Затем жена Вулоха попросила меня быть куратором московской выставки, и я была так счастлива во второй раз соприкоснуться с его произведениями! Теперь снова вижу его картины — Вулох уже как близкий человек», — поделилась искусствовед Дина Ахметова.
-
По словам коллекционера и галериста Евгения Жудрова, выставка получилась музейного уровня и по концепции, и по наполнению. Важно продвигать советское неофициальное искусство и в регионе, чтобы казанские художники были интегрированы в подобные проекты, считает он. «Местным коллекционерам дают возможность приобрести некоторые работы самых передовых московских нонконформистов. В то же время кураторы проводят параллель, что в это время делали наши казанские художники. Я считаю, что можно надолго задержаться на этой выставке и самому что-то поисследовать и проанализировать», — порекомендовал Жудров.
-
Гендиректору «Ак Барс Арены» Радику Миннахметову больше всего понравилась абстракция Злотникова, над которой можно поразмышлять и найти скрытые смыслы.
-
Кураторы намеренно не стали везти произведения из известной серии московского художника «Сигнальная система», которая сближала научную и художественную парадигмы. Важно было акцентировать внимание на иной абстракции неофициального искусства, где автор широко экспериментирует с цветом и светом. Серия «Коктебель» и «Люди» — это пейзажи, представленные в форме живописных поисков, в которых объединены образы и облики разных мест страны.
-
«Я очень приятно впечатлен пространством галереи — то, как размещен Юрий Злотников и кто с ним соседствует. В 1950–1960-х годах не было возможности посмотреть на художников первого авангарда, и авторам приходилось подсматривать через замочную скважину на какие-то работы без объяснения. У них была возможность саморазвиваться и выдавать новые решения», — рассказал внук художника Александр Злотников.
-
Генконсул Турции в столице РТ Угур Йылмаз: «До приезда в Казань я не был знаком с неофициальным советским искусством. Благодарен организаторам за внимание к художникам такого образца. Здесь все картины своеобразны, но мне приглянулись работы Евгения Михнова-Войтенко и Юрия Злотникова».
-
Казанский предприниматель Талгат Исмагилов подметил особое свечение, которое появляется в работах авангардистов во второй половине 1960-х. Например, Николай Касаткин и Олег Васильев изображали свет, распространяющийся вокруг предмета. Необязательно он зависит от ионизации воздуха, ауры и других вещей, которые обычно предполагают, — это свечение безусловно, просто не всегда человек обращает на него внимание, объяснял куратор выставки Попов.
-
Особенно оно заметно на портрете Касаткина «Валя».
-
По мнению генконсула КНР в Казани Сян Бо, Казань — это жемчужина культуры в России, а проведение такой выставки — очередное тому свидетельство. «Искусство не знает границ. Оно строит мосты, которые соединяют разные народы. Думаю, что зрители получат большое удовольствие», — отметил он.
-
«Выставка такого масштаба и такого уровня для Казани — это огромный шаг, — соглашается искусствовед Евгения Орлова. — Казань стала площадкой, где возможно провести параллель между художниками, которых знают за рубежом, с казанскими авангардистами. Понятно, что они не пересекались тогда между собой, здесь нет какого-то влияния, но то, что люди творили в одно время под воздействием одних идей, четко прослеживается».
-
«Эта выставка — огромный новогодний подарок каждому. В работах считывается огромный личный посыл. Я уверена, что каждый уйдет со своими ответами и собственными смыслами. Особенно я рекомендую посетить выставку молодым художникам, потому что это отличное напоминание, что любые времена можно пережить, оставаясь верным себе», — сказала художница Наталья Фэй.
-
Режиссер Арсений Кузнецов отметил, что на экспозиции собраны работы, «прошедшие испытания временем». «На удивление они хорошо воспринимаются и смотрятся очень актуально, свежо. Это действительно легендарные художники. Познакомиться с их творчеством — отличная возможность для любого жителя Казани, и неважно, интересуется он современным искусством или нет», — заключил спикер.
-
Вернисаж завершился open-talk с кураторами и наследниками художников. Выставка «Опередившие время» будет открыта для публики до 1 февраля 2026 года.
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.